Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменологический метод М. ХайдеггераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения и внешний мир, познавательные акты и эмоциональные реакции, общественные институты и действия отдельных людей. В немецком экзистенциализме "существование" обозначается словом Dasein (буквально – "тут-бытие"), что предполагает наличие человека "здесь и теперь", в этом остановленном моменте времени. Соответственно задача подлинной философии определяется как аналитика бытия человека, застигнутого "здесь и теперь" в непроизвольной сиюминутности его переживаний. И прежде чем говорить о науке, о ее предмете, о мире, следует рассмотреть их основу, "человеческое бытие", а затем на этой основе – понять все сущее как существующее сообразно человеческому существованию. Иначе говоря, все сущее, как нам оно дано, определяется способом человеческого бытия, то есть сознанием. Именно в этом, считает Хайдеггер, специфика философского рассмотрения. И хотя такой подход имеет смысл, все же приписывание "человеческому бытию" онтологического приоритета не дает ответа на вопрос о происхождении логической и эмоциональной структур сознания – они превращаются в априорные, врожденные. Познание этих структур, по мнению Хайдеггера, возможно на основе созданного немецким философом Э. Гуссерлем феноменологического метода. Предпосылкой феноменологического метода, как он выступает у Гуссерля, является тезис, что познание не есть деятельность и конструирование предмета, но есть созерцание. Хайдеггер следует за Гуссерлем в этом направлении. Речь идет не об эмпирическом созерцании, что имело место в науке и философии, а о чистом созерцании феноменов трансцендентального сознания. Понятие "феномен" Хайдеггер трактует как "то, что себя обнаруживает" или в более точном определении это звучит как "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Это определение феномена, по Хайдеггеру, уже включает в себя отличие его от того, что принято называть "явлением". Явление означает извещение о чем-то таком, что обнаруживает субъект. Явление – это нечто другое, феномен указывает на самого себя. Явление рассматривается в познании как средство, феномен как цель. Явление обнаруживает себя через сущность, которая требует цепочки дальнейших определений. Феномен обнаруживается с помощью интуиции. Понятие феномена, говорит Хайдеггер, по своему значению изначальнее, чем понятие явления. Если мы не пытаемся найти нечто, стоящее позади явления, если феномен выступает как цель исследования, – тогда мы сможем увидеть все то, что мы обычно не замечаем, поскольку смотрим "сквозь" объект, пытаясь найти в нем еще что-то. Понятый таким образом философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному. Впоследствии Хайдеггер назвал этот метод герменевтической феноменологией. Критерием истинности в познании при применении этого метода является очевидность. Герменевтика означает искусство толкования древних текстов. Хайдеггер пришел к герменевтике после тщательного изучения текстов Библии. Различные истолкования Священного писания привели его к мысли о необходимости прочтения текстов такими, какими они являются на самом деле, без подтекстов и комментариев, как они соответствуют авторскому мироощущению. Основная мысль хайдеггеровской феноменологии такова: человеческое существование есть исходное бытие, исходная реальность, которая обладает приоритетом по отношению ко всему тому, о чем мы можем философски мыслить. Бытие человека принципиально отличается от бытия вещественного, потому что оно, по сути, есть "бытие-сознание". Бытие человека отличается осознанностью своего существования и конечностью существования. Хайдеггер пишет, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, смертности, и потому только ему ведома временность, а с нею и само бытие. На первый взгляд, о смертности, конечности бытия человека рассуждает и классическая философия. Только в ней упоминается понятие самосознания. Но последнее рассматривалось как результат длительного развития человеческого разума, а Хайдеггер подразумевает под самосознанием исходное, ниоткуда не выводимое свойство человека. Задача состоит в том, чтобы вывести самосознание человека из способа бытия человека, то есть из его конечности, иначе говоря, из "экзистенции". Структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер определяет как "заботу". Она состоит из трех временных моментов: "бытия-в-мире", "забегания вперед", "бытия-при-внутримировом-сущем". Первый из них означает момент прошлого, второй – будущего, третий – настоящего. Все они взаимопроникают друг в друга и существенно отличаются от объективного времени: прошлое – это не то, что "осталось позади", чего больше уже нет, – напротив, оно постоянно присутствует и определяет собой как настоящее, так и будущее. То же самое можно сказать и о двух других моментах. Таким образом, время мыслится как качественная характеристика в отличие от физического, объективного времени, которое мыслится как однородная линия, состоящая из моментов "теперь". Прошлое выступает для Хайдеггера как "заброшенность", "фактичность"; настоящее – как "обреченность вещам"; будущее – как "проект", постоянно на нас воздействующий. В этом смысле экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но в обратном направлении. В зависимости от того, какой фактор времени оказывается выдвинутым на первый план, – будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам, – в зависимости от этого человеческое бытие будет подлинным или неподлинным. Неподлинное бытие выражается в том, что "мир вещей" заслоняет от человека его конечность и сам человек становится вещью. Неподлинное бытие кроется в самой структуре "заботы" и потому не может быть устранено каким бы то ни было преобразованием среды. Напротив, оно возникает с необходимостью и влечет за собой также неподлинный способ философствования, при котором бытие отождествляется с сущим, а мир с "внутримировым сущим". Традиционное понимание человека, по мысли Хайдеггера, в конечном счете базировалось на истолковании человека по аналогии с вещами, на забвении им своей конечности, временности, поэтому от него скрывается суть бытия. Характерной особенностью неподлинного бытия человека является своеобразная структура его отношений с другими людьми. Хайдеггер согласен с тем, что человеческое бытие никогда не выступает в качестве изолированного. О других людях человек узнает с самого начала, в этом состоит сущность человеческого общества. Но при неподлинном существовании этот факт имеет особый характер. Человек рассматривает себя по аналогии с другими людьми, то есть смотрит на себя как бы со стороны, как на подобную вещь. И при таком подходе возникает точка зрения заменимости одного человека другим, создается некий усредненный образ. А за ним исчезает представление о подлинной сущности человека. Несомненно, изображая неподлинный мир, Хайдеггер предвидел тенденцию разрастания массового общества, где индивиды "взаимозаменяемы", где исчезает индивидуальность, где никто не хочет выделяться из толпы. И выхода из этого тупика нет. Если "неподлинное существование" вытекает из априорной структуры человеческого бытия вообще, то тщетны попытки вырваться из него: любое преобразование натолкнется на человеческое бытие с его предопределенной судьбой, и остается только ограничиться осознанием этого. "Подлинное существование" выступает у Хайдеггера как осознание человеком своей исторической ограниченности, конечности и свободы. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей европейской истории обнажили внутреннюю неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования: не только индивидуального, но и родового, общеисторического. Вот почему самым адекватным и глубоким знанием о природе человека они признают сознание собственной смертности и несовершенства, которым обладает каждый, даже самый непросвещенный, замкнутый в своем обыденном опыте индивид. К. Ясперс называет это сознание "единственным небожественным откровением", М. Хайдеггер определяет человеческое бытие как "бытие-к-смерти". Представление о смерти как о самоочевидной абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство его представителей не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен уходить от осознания своей смертности. Но это осознание достижимо только "перед лицом смерти", в момент обреченности. Смерть – сугубо личный акт, но знание о ее существовании рождает страх у всех людей. Причем возникает не боязнь чего-то конкретного, а "то, чего страшится страх, есть само бытие-в-мире". В основе любого страха лежит страх смерти. Это самое сильное чувство, предшествующее любому другому. Перед ним меркнет все содеянное человеком. Поэтому, согласно Хайдеггеру и другим экзистенциалистам, единственное средство вырваться из сферы обыденности и обратиться к самому себе – это посмотреть в глаза смерти. И здесь не помогут ни общество, ни друзья, ни близкие. Человек остается наедине с собой. В этом экзистенциальном состоянии он отчужден от всех, он одинок, но он познает свое бытие. И значит, по сути своей, человек есть существо одинокое, заброшенное. Успокоить себя он может только осознанием безвыходности ситуации, в которой оказываются все люди без исключения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.009 с.) |