Текущая дезинфекция стоматологических кабинетов должна проводиться не реже двух раз в сутки при односменном режиме работы и не реже трех раз — при двухсменном режиме.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текущая дезинфекция стоматологических кабинетов должна проводиться не реже двух раз в сутки при односменном режиме работы и не реже трех раз — при двухсменном режиме.



При текущей дезинфекции, кроме уборки кабинета и мытья пола (с добавлением дезинфицирующего и моющего средств), обеззараживают мебель, оборудование, краны и раковины, дверные ручки, пол. Обработку проводят двукратным протиранием ветошью, увлажненной дезинфицирующим раствором, например, 1% раствором хлорамина, средствами «Дезэффект», «Бромосепт-50», «Демос», «Жавелион», «Жавелион-солид.» в соответствующей концентрации. Послеуборки и дезинфекции включают бактерицидные лампы на 30 мин.

Бактерицидные ультрафиолетовые облучатели(длина волны излучения 205-315 нм) должны устанавливаться в каждом помещении, где необходимо соблюдение дезинфекционного режима: в лечебных кабинетах, помещении стерилизационной и т.д. Бактерицидные облучатели подразделяются на открытые и закрытые

Текущая уборка и дезинфекция также должны производиться в процессе работы. Поверхности, с которыми контактировал пациент и медперсонал (подголовник, стоматологическое кресло, столик врача и т.д.), следует после каждого пациента обеззараживать двукратным протиранием их ветошью, смоченной растворами дезинфицирующих препаратов, например, перекись водорода, «Дезоксон-1», «Дезидент», «ПВК», «ПФК-1», «Аламинол», «Септустин», «Лептабик».

Плевательницы после приема каждого пациента должны дочищаться и дезинфицироваться 3% раствором хлорамина дли хлорной извести. В конце рабочей смены закрывают сливное отверстие плевательницы, заливают ее 3% раствором хлорамина или 10-20% осветленным раствором хлорной извести и накрывают клеенчатым или полиэтиленовым чехлом. Время экспозиции дезинфицирующего раствора — 1 час.

Два раза в день — после первой смены и в конце рабочего дня — дезинфицируютметаллические отсасывающие установки. Для этих целей используют 3% раствор хлорамина, который в объеме 1 литр пропускают в течение 2 минут через отсасывающую систему стоматологической установки и затем оставляют в ней на 30 мин. С аналогичной целью можно использовать средства «Шульке» и «Майер Матик» (концентрацией 1:50). После хирургических операций перед дезинфекцией необходимо пропустить через систему стакан холодной воды.

Один раз в месяц в терапевтических кабинетах проводят генеральную уборку с мытьем стен, окон, подоконников, мебели, оборудования по типу заключительной дезинфекции. В качестве дезинфицирующего агента целесообразно использовать комплекс дезинфицирующего и моющего средств. При этом дезинфектант используют в тех же концентрациях, что и при текущей дезинфекции. Дезинфицирующий раствор наносят на стены, окна, подоконники, двери, пол и включают на 60 минут бактерицидную лампу. Затем все поверхности отмывают стерильной ветошью, смоченной водопроводной водой, и вновь на 30 минут включают бактерицидную лампу.

Уборкукоридоров и санузлов проводят 2-3 раза в день с использованием дезинфицирующих средств.Служебные по­мещения для медперсонала убирают один раз в день с применением 0,5% растворов моющих средств, например, «Лотос», «Лотос-автомат», «Астра», «Прогресс».

Ёмкости для дезинфекции мебели, оборудования, пола, стен должны быть раздельными и промаркированными. После использования уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфектанта, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Уборочный инвентарь в стоматологической поликлинике должен быть раздельным для терапевтических, хирургических, ортопедических кабинетов, иметь четкую маркировку. Ветошь для уборки помещений следует регулярно менять.

Порядок сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях регламентируется Санитарными Правилами и Нормами «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» СанПиН 2.1.7.728-99.

Для организации обращения с отходами и повседневного) контроля в крупных и средних лечебно-профилактических учреждениях приказом руководителя учреждения назначается ответственный специалист (эпидемиолог, главная медсестра, зам. главного врача по техническим вопросам), который обязан пройти обучение в территориальном центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора или специализированном центре по обращению с отходами и получить свидетельство (сертификат) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами. В небольших лечебно-профилактических учреждениях, частных клиниках и кабинетах обучение проходит руководитель учреждения или его заместитель. Кроме того, в каждом лечебном учреждении (структурном подразделении) должна быть разработана «Инструкция о порядке сбора, хранения и удаления отходов», утвержденная руководителем этого учреждения.

Все отходы учреждений здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности напять классов опасности: А, Б, В, Г и Д (табл.7 ).

Исходя из степени опасности отходов, к процессу утилизации отходов каждого из классов предъявляются различные требования.

В терапевтических стоматологических лечебных учреждениях в основном образуются отходы, относящиеся к классам А, Б и Г.

Таблица 7. Классификация отходов лечебно-профилактических учреждений.

Категория опасности Характеристика морфологического состава
Класс А. Неопасные отходы   Класс Б. Опасные (рискованные) отходы   Класс В. Чрезвычайно опасные отходы   Класс Г. Отходы, по составу близкие к промышленным Класс Д. Радиоактивные отходы Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы. Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ кроме инфекционных (в т. ч. кожно-венерологических). Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащее токсичных элементов. Неинфицированная бумага, смет, строительный мусор и т.д.   Потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т. ч. кровью. Выделения пациентов. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.). Все отходы из инфекционных отделений (в т. ч. пищевые). Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.   Материалы контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией.   Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.     Все виды отходов, содержащие радиоактивные компоненты.

 

Сбор отходовкласса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых баков. Пакеты для сбора отходов класса А должны иметь белую окраску или белую маркировку. Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются к местам установки (меж)корпусных контейнеров и перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.

Для транспортирования отходов класса А разрешается использование автотранспорта, применяемого для перевозки твердых бытовых отходов.

Отходы класса А могут быть захоронены на обычных полигонах по захоронению твердых бытовых отходов либо подвергнуты термическому обезвреживанию (сжиганию в специальных установках).

Все отходыкласса Б непосредственно на местах первичного сбора отходовобеззараживаются методом погружения в дезинфицирующий раствор, подготовленный в специально выделенной для этой цели емкости. Обеззараживание проводится путем полного погружения в 3% раствор хлорамина, 3% раствор хлорной извести в течение 120 минут, либо в раствор «Жавелиона» согласно инструкции. После этого отходы собираются в одноразовые герметичные пакеты. Пакеты для сбора отходов класса Б должны иметь желтую окраску или желтую маркировку. После заполнения пакета примерно на 3/4 из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию. Удаление воздуха и герметизация пакета производятся в марлевой повязке и резиновых перчатках.

Сбор острого инструментария (иглы, эндодонтические инструменты, боры), прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в одноразовую твердую упаковку.

Транспортирование всех видов отходов класса Б вне пределов медицинского подразделения осуществляется только в одноразовой упаковке после ее герметизации.

Одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью«Опасные отходы. Класс Б»с указанием подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и ' фамилии работника, ответственного за сбор отходов.

Транспортирование отходов класса Б (и В) вне территории ЛПУ допускается только в закрытых кузовах специально применяемых для этих целей автомашин. Использование автомашин, предназначенных для перевозки отходов классов Б и В, для других целей не допускается.

Отходы класса Б (и В) уничтожают термическим методом на специальных мусоросжигательных установках. Они могут также после дезинфекции, проведенной по описанной выше методике, вывозиться на полигоны твердых бытовых отходов. Органические операционные отходы (органы и ткани), при отсутствии возможности термического обезвреживания, захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах.

Степень токсичности отходовкласса Г определяется согласно «Временному классификатору токсичных промышленных отходов и методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов» (№4286-87, утвержден МЗ СССР 13.05.1987).

В терапевтических стоматологических лечебных учреждениях в основном образуются нетоксичные и малотоксичные отходы класса Г, относящиеся ко второму, третьему и четвертому классам токсичности. Отходы 2-ого и 3-его классов токсичности упаковываются в твердую упаковку, отходы четвертого класса — в мягкую.

Транспортировка, обезвреживание и захоронение отходов класса Г осуществляются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

Врачи-стоматологи-терапевты по роду своей деятельности имеют контакт с кровью и слюной пациентов, поэтому они являются «группой риска» по заражению СПИДом, вирусным гепатитом, туберкулезом, сифилисом и другими инфекционными заболеваниями. В связи с этим проведение мер, направленных на сохранение здоровья врача, является одним из приоритетных направлений санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологическом учреждении.

Врачи-стоматологи в соответствии с требованиям « Приказа МЗ РФ № 244 от 12.08,1997 года «О проведение обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинскихш обследований» и Приказа МЗ и МП РФ М 90 от 14.03.1996 года «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» должны проходить обязательный профилактический медицинский осмотр при поступлении на работу и в дальнейшем — ежегодные профилактические обследования.

При прохождении профилактического медицинского обследования врач-стоматолог-терапевт должен получить заключение терапевта, невропатолога, хирурга, дерматовенеролога, офтальмолога и гинеколога (для женщин). Кроме того, один раз в 6 месяцев сдаются анализы на сифилис и вирусный гепатит (австралийский антиген), один раз в год — на ВИЧ-инфекцию. Один раз в год положено делать флюорографию органов грудной клетки. Все данные, полученные в ходе обследования, заносятся в «Личную медицинскую книжку».

Кроме того, в соответствии с требованиями «Инструкции по бактериологическому обследованию на выявление носителей патогенного стафилококка и проведению санации» (Приложение № 3 к Приказу МЗ СССР № 720 от 30.06.78 г.), для своевременного выявления и лечения кариеса зубов и болезней пародонта, хронических очагов инфекции в верхних дыхательных путях и полости носа, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, а также носительства золотистого стафилококка у персонала стоматологических кабинетов один раз в 6 месяцев должно проводиться плановое бактериологическое обследование.

Врачи-стоматологи, как и медицинские работники, имеющие непосредственный контакт с кровью пациентов, подлежат плановой вакцинации против вирусного гепатита В. Ранее не привитой персонал прививается в экстренном порядке при возникновении угрозы заражения вирусным гепатитом в случае лечения больного с указанной патологией либо носителя НВS-антигена (австралийский антиген).

В целях предупреждения инфицирования пациентов и медицинского персонала необходимо рассматривать всех пациентов как потенциально инфицированных различными микроорганизмами, в том числе ВИЧ, и строжайшим образом соблюдать меры предосторожности.

Перед каждым стоматологическим вмешательством врач-стоматолог должен собрать анамнез о наличии общих заболеваний, гемофилии, хронических инфекций, обширных хирургических вмешательствах, переливании крови, указывающих на возможность инфицирования пациента.

Для снижения бактериальной обсемененности полости рта пациента перед началом приема рекомендуются полоскания растворами антисептиков: водный раствор калия перманганата 1:1000 (готовится ех tempore), раствор фурацилина 1:5000, 0,5% раствор перекиси водорода, а также растворы официнальных препаратов для антисептической обработки полости рта: «Октенисепта», «Листерина», «ДентаСОЛа» и т.д.

Медицинскому персоналу следует избегать контактов кожи и слизистых оболочек со слюной, кровью и другими биологическими жидкостями пациентов, для чего необходимо работать в спецодежде и сменной обуви, использовать индивидуальные средства защиты кожи, глаз и органов дыхания. Должен соблюдаться принцип раздельного хранения личной и санитарной одежды, запрещается хранение личных вещей на рабочих местах. Во время лечения больного следует избегать контактов, способствующих загрязнению объектов и распространению инфекции (нельзя вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.п.). Медицинскому персоналу запрещается принимать пищу, пользоваться косметикой на рабочем месте. Все повреждения кожи врача и среднего медперсонала должны быть закрыты лейкопластырем, напальчниками. Для защиты рук используют защитные перчатки.

А.И. Николаев, Л.М. Цепов (2002)рекомендуют всем врачам-стоматологам-терапевтам во время работы пользоваться защитными очками, масками и перчатками пгостоянно.

Правила работы в перчатках.

• Перчатки меняют на новые после приема каждого пациента!

• Перчатки надевают на тщательно вымытые руки.

• Перед надеванием перчаток с рук должны быть сняты украшения и наручные часы.

• Если врач пользуется нестерильными перчатками, то после надевания их, руки в перчатках следует тщательно вымыть с мылом и обработать раствором антисептика, например, 70% этиловым спиртом.

• После того как перчатки сняты, руки должны быть тщательно вымыты.

• Нельзя касаться руками в перчатках слизистых оболочек своих глаз, носа, полости рта, а также незащищенных участков кожи.

• Нельзя покидать своего рабочего места в перчатках.

• В случае разрыва перчатки ее следует немедленно снять,

тщательно вымыть руки и надеть новую перчатку.

В каждом стоматологическом кабинете должна иметься в наличии«Аптечка экстренных ситуаций» («Анти-СПИД»), которая предназначена для применения в случае угрозы инфицирования врача или среднего медперсонала в результате попадания на кожу, спецодежду или в глаза слюны или крови пациента, а также в случае повреждения кожи.

«Аптечка экстренных ситуаций» должна быть укомплектована следующими средствами и предметами медицинского назначения:

- 70% этиловый спирт;

- 5% настойка йода;

- навеска калия перманганата и соответствующее количество дистиллированной воды для приготовления раствора в разведении 1:10 000;

- 30% раствор сульфацила натрия (альбуцид);

- 1 % раствор протаргола;

- стерильный перевязочный материал;

- напальчники;

- лейкопластырь;

- ножницы.

При загрязнении кожи рук слюной или кровью их тщательно моют проточной водой с мылом, затем дезинфицируют 70% этиловым спиртом либо любым имеющимся в наличии «кожным» антисептиком.

При повреждении кожи (случайный укол иглой, порез), не останавливая кровотечения, из поврежденной поверхности выдавливают кровь. Кожу обрабатывают 70% этиловым спиртом или «кожным» антисептиком, затем — йодом и накладывают повязку.

При попадании заразного материалав ротовую полость ее немедленно прополаскивают 70% этиловым спиртом.

При попадании крови на лицо его тщательно моют с мылом, глаза промывают водой или раствором перманганата калия в разведении 1:10 000.

При попадании крови на спецодежду загрязненное место немедленно обрабатывают одним из дезинфицирующих растворов (3% раствором хлорамина, 70% этиловым спиртом). Кожу тела под загрязненной одеждой протирают любым «кожным» антисептиком или 70% этиловым спиртом.

После лечения воспалительного процесса, пародонтита, вскрытия абсцесса, обработки инфицированных корневых каналов, а также после лечения больного, в анамнезе которого — перенесенный гепатит В, С либо носительство НВS-антигена, обязательна гигиеническая дезинфекция рук одним из «кожных» антисептиков: 70% этиловым спиртом, препаратами «ВАЗ-СОФТ», «Гибитан», «АХД2000-специалъ» и т.д. Руки дезинфицируют сразу же после снятия перчаток.

Администрация лечебного учреждения обязана своевременно обеспечивать работников туалетным мылом в мелкой расфасовке для одноразового использования или жидким мылом, щетками для мытья рук, индивидуальными полотенцами или бумажными салфетками и средствами личной защиты в соответствии с действующими нормами. В каждом лечебном кабинете, ординаторских, бытовых помещениях должно быть оборудование для антисептической обработки рук (настенные дозаторы с антисептиком, жидким мылом и т.д.).

Для обработки рук персонал может использовать 70% раствор этилового спирта, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 1-3% раствор хлорамина или специальные «кожные» антисептики, разрешенные для этих целей: «Лизанин», «Гибитан», «Велтосепт», «Спитадерм» и т.д.

После лечения больного, в анамнезе которого — перенесенный гепатит В либо носительство НВS-антигена (но не гепатита А!), для профилактики передачи инфекции следует обработать руки одним из следующих бактерицидных препаратов: 80% этиловым спиртом, 0,5% раствором хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (по активному хлору) раствором хлорамина и затем вымыть руки водой температурой +40 °С. Ёмкости с этими растворами должны быть установлены в стоматологических кабинетах.

При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кистей в количестве 5-8 мл и втирают в кожу в течение двух минут.

Обработку рук хлорамином производят в тазу, куда наливают 3 литра 0,5% раствора этого препарата. Руки погружают в раствор и моют в течение двух минут. Указанный раствор пригоден для 10 обработок рук.

После рабочего дня, в течение которого имел место контакт рук с хлорсодержащими препаратами, для нейтрализации остаточных количеств хлора кожу обрабатываю ватным тампоном, смоченным 1% раствором гипосульфита натрия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.013 с.)