ТОП 10:

Общая обстановка и значение отдельных участков фронта



(Схема 59)

Кампания 1918 г. во Франции и в Бельгии продолжалась с 21 марта по 11 ноября — всего 235 дней. Она делится на два почти равных периода: наступление германцев в продолжение 119 дней (с 21 марта по 18 июля) и контрнаступление союзников, длившееся 116 дней (с 18 июля по 11 ноября). Однако все [713] операции 1918 г. составляют одну неделимую, спаянную одной основной идеей кампанию.

К концу 1917 г. линия фронта проходила: по бельгийской территории восточнее Ньюпора и Ипра; по французской — восточнее Армантьера, Бетюна и Круазиля; далее в районе Камбре фронт был вдавлен в сторону германцев, а затем тянулся западнее С.-Кантена на Ля-Фер, по р. Элет на Шмен-де-Дам, проходил севернее Реймса, обтекал Верден с севера и востока и вдавался в союзное расположение у С.-Миеля; затем фронт поворачивал и шел примерно вдоль границ Лотарингии и по восточной окраине Вогезов (вдоль границы с Эльзасом) до швейцарской границы.

Иначе говоря, западнее Мааса линия фронта шла по дуге, вдавленной в расположение союзников и находившейся от Парижа в 105 км, а от побережья по линии Кале — Аббевиль в 70-85 км. Западная часть фронта находилась в 200-260 км от германской границы. До франко-бельгийской границы от наиболее удаленного от нее участка фронта было 60-70 км. Протяжение всего фронта доходило до 765 км, но почти все операции 1918 г. произошли западнее Мааса, на участке протяжением 420 км.

Вооруженные силы Антанты располагались:

1. Бельгийская армия короля Альберта — от моря до Лангемарка на фронте 35 км, всего 80 000 бойцов (12 бельгийских и 2 французские дивизии, 590 орудий, из них 100 тяжелых).

2. 4 английские армии фельдмаршала Хейга от Лангемарка до Уазы на фронте в 200 км, всего 958 000 бойцов (58 пех. и 3 кав. британские дивизии, 2 португальские дивизии, 6054 орудия, из них 2093 тяжелых, 1034 самолета, 370 танков).

3. 8 французских армий ген. Петена в двух группах: а) северная группа ген. Франше д'Эспере — 4 армии (4, 5, 6-я и 3-я в резерве) от Уазы до р. Эна на фронте в 160 км и б) восточная группа ген. Кастельно — 4 армии (7, 8,1 и 2-я) от р. Эна до швейцарской границы на фронте [714] в 370 км. Всего на фронте в 530 км французы имели 1 100 000 бойцов (9 пех. и 6 кав. дивизий, 8795 орудий, из них 4000 тяжелых, 2750 самолетов, 523 танка){94}.

Кроме того, к 21 марта высадились части 6 американских дивизий, но из них боеспособной была лишь одна.

Всего союзники имели во Франции и Бельгии 171 пех. и 9 кав. дивизий, 15 439 орудий (из которых 6253 тяжелых), 3784 действующих самолета, 893 танка — 2 138 000 бойцов (4 940 500 едоков). Из этого количества сил 112 пех. дивизий занимали фронт, а 59 пех. и все кав. дивизии были в резерве. Наибольшая плотность боевого порядка была создана на кратчайших путях к Парижу на фронте от Вердена до Реймса и к побережью севернее Камбре. Здесь дивизии занимали участки, не превосходившие 5 км. В Вогезах дивизионные участки доходили до 13½ км.

Против союзных сил стояли 13 германских армий, входивших в состав четырех фронтов. Они насчитывали 193 пех. дивизии с 15 700 орудиями и 2800 самолетами — 2 000 000 бойцов (4 000 000 едоков). Из общего числа дивизий в резерве были 85 дивизий. Во главе вооруженных сил находился император Вильгельм при начальнике штаба Гинденбурге и ген.-квартирмейстере Людендорфе.

К линии фронта от моря до Вогез протяжением в 550 км со стороны Германии подходили 14 сквозных железнодорожных линий, в среднем 1 линия на 40 км фронта, а со стороны Франции — 12. По фронту все они были распределены неравномерно. Со стороны Германии больше всего железных дорог подходило к северному и восточному участкам, а со стороны Франции — из Парижа к участку Шалон — р. Уаза. К Вогезам со стороны Германии подходили 7 железнодорожных линий, а со стороны Франции — 2. Рокадных железнодорожных путей вблизи и вдоль всего фронта германцы имели 2, союзники — 3. [715]

Продолжительная позиционная война при упорстве обеих сторон и отсутствии решительных результатов позволила им не только основательно зарыться в землю, но и хорошо оборудовать свои глубоко эшелонированные позиции и для длительного в них пребывания, и для уменьшения потерь от неприятельского огня, и для оказания сопротивления атак врага. У обеих сторон позиции представляли собой лабиринт окопов, ходов сообщения, усиленных проволочными заграждениями и другими препятствиями; при этом германские позиции, занимавшиеся войсками боевой линии, имели в глубину местами до 10 км, а кроме того, на опасных участках позади первой позиции имелась и вторая. В глубоком тылу северных германских армий частью создавались, частью намечались еще 3 позиции, которые до 1918 г. должны были парализовать усилия численно превосходящих союзников прорвать фронт: первая по линии Гент — Валансьенн — Ретель — Вузье — р. Маас; [716] вторая Антверпен — р. Маас и третья — вдоль бельгийско-германской и французско-германской границ по Меда.

Эльзас прикрывался одной позицией, занятой войсками, с отдельными укрепленными участками в ее тылу.

У союзников первая позиция была эшелонирована в глубину на 3-5 км и более. Позади нее в 1-8 км вдоль всего фронта находилась вторая позиция, а еще дальше в тылу за некоторыми участками и третья. Но третья позиция не была закончена, а вторая была значительно слабее первой.

Юго-восточная часть театра, примыкавшая к Эльзас-Лотарингии и прикрытая со стороны последней двойным барьером, не считая занятой войсками укрепленной полосы, хребтом Вогезских гор и крепостями от Вердена до швейцарской границы, — очевидно, была невыгодной для наступательных действий германцев. С другой стороны, успешное наступление французов на Страсбур в обход всей укрепленной системы германцев с юга на сообщения главной массы германских вооруженных сил поставило бы их в чрезвычайно опасное положение.

Иной характер имела северо-западная часть театра. Отсутствие здесь мощных естественных преград делало этот участок пригодным для широких наступательных действий крупных войсковых масс. Важнейшие операционные направления шли к Парижу и к побережью. В соответствии с этим особое значение имели: центральный участок северо-западной части фронта, выдвинувшийся к столице Франции, и северный приморский участок. Последний прикрывал порты, через которые поддерживалась связь между Англией и Францией. Здесь была промежуточная база английской армии. Отсюда германские подводные лодки могли успешнее вести борьбу с флотом Англии, германская бомбовозная авиация получала близкие и важные объекты для своих действий, а сверхдальнобойные орудия — благодарные цели в юго-восточному углу Англии. Естественно, [717] при столь важном стратегическом значении этого побережья захват его германцами с целью разобщения союзников, а также для нанесения вреда непосредственно самой Англии должен был сделаться важнейшей, после разгрома живой силы Антанты и захвата Парижа, оперативной задачей германской армии. Овладение побережьем в сильной степени затруднило бы взаимодействие союзных сил, ослабило бы военную мощь коалиции, вызвало бы политические осложнения, замедлило бы прибытие американцев и могло бы оставить одну Францию против сильного врага. И насколько захват этого побережья представлялся существенным для Германии, настолько удержание его в своих руках являлось необходимым для англо-французов.

Кроме вышеуказанных участков фронта, не менее важное значение имел и прилегавший к р. Маас сектор. В тылу главной массы германских войск, составивших правое крыло Германского фронта и значительно удаленных от германской границы, находилась Бельгия с переправами через р. Маас и с бедными путями сообщений Арденнами. Центр Германского фронта мог базироваться только на железные дороги, идущие из Германии южнее Арденн. В тылу северного крыла германской армии создавались мощные укрепленные полосы. При этих условиях наибольший успех сулило решительное наступление союзников с участка фронта, примерно Реймс, Верден и восточнее в обход германских укрепленных позиций, в общем направлении на Седан, а еще лучше — вдоль Мозеля. Успешное наступление в этом направлении выводило в тыл главной массы германской армии, нарушало ее непосредственную связь с Германией и, перерезая рокадные железнодорожные линии, лишало свободы маневра и вынуждало базироваться лишь на железные дороги Бельгии. Последние же были сосредоточены между голландской границей и Арденнами, т. е. проходили по узкому коридору шириной в 80 км. Для организации наступления и этот участок был также [718] выгоден для союзников, так как к нему подходило много путей, и успех союзников в этом направлении ставил германскую армию в тяжелое положение. При отходе она вынуждена была бы втиснуться в упомянутый коридор и пересечь р. Маас. Хотя через р. Маас имелось много мостов, но их все же было недостаточно для быстрой переправы миллионов людей и лошадей. При дальнейшем продвижении союзников на север являлась угроза или уничтожения германской армии, или оттеснения ее на голландскую территорию, до которой от Вердена всего 185 км. Для германцев было необходимо удерживать прилегающий к Маасу участок фронта. Для англо-французов захват района Седан — Мезьер или Люксембурга приводил к решающим результатам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.004 с.)