Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Набор участников фокус-группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Набор участников фокус-группы происходит согласно заранее разработанным принципам. Во-первых, должны быть представлены все категории целевого рынка с заданными в плане социально-демографическими характеристиками. Во-вторых, эти индивиды не должны быть лично знакомы с модератором. В-третьих, эти индивиды не должны быть задействованы в общей сложности более трех раз или в течение последнего года в работе каких-либо фокус-групп.1 В-четвертых, эти индивиды не должны быть профессионально связаны со сферой маркетинга, а также сферой распространения обсуждаемого продукта. Формирование выборки в чистом виде не применяется, поскольку основное назначение метода — описать явление, а не экстраполировать и измерить степень его распространения. Случайная выборка может формироваться, но не является основной методикой отбора. Случайный метод отбора может применяться при наличии списков целевой аудитории или перечня телефонных абонентов.2 Этот метод малоэффективен, если требуются участники с малораспространенными характеристиками. Процедура отбора участников может быть достаточно простой. На основании экспресс-опроса (телефонного, уличного или др.) выясняются характеристики респондента; если он обладает нужными для исследования характеристиками, то его приглашают к участию в обсуждении, объясняя цели и задачи данного мероприятия, время и место его проведения, условия вознаграждения. 1 М. В. Власова. ш^\у. 7з1. ги. 2 Е. В. Дмитриева. Фокус-группы в маркетинге и социологии. — М.: Центр, Глава 8 Опрос Возможно формирование выборки согласно методу «снежного кома». Это выборка из списка названных кем-то людей, отвечающих заданным характеристиками. Например, с помощью знакомых рекру-тера выясняется круг знакомых его знакомых и т. д. и среди них выбираются потенциальные участники фокус-группы. Не следует привлекать участников фокус-групп с помощью объявлений в средствах массовой информации, поскольку такой подход может привести к искажению информации из-за участия в исследовании лиц, лично заинтересованных в предложенной теме или желающих получить дополнительный заработок.1 Полевой этап Работа фокус-группы начинается со знакомства, представления модератора, описания целей и длительности обсуждения; сообщается о способе и целях фиксирования информации, уточняются гарантии конфиденциальности. Участников по ходу знакомства просят кратко рассказать о своем отношении к предмету дискуссии. Это создает атмосферу обсуждения, на этом этапе формируется групповое взаимодействие. Для активизации общения можно организовать дискуссию «за чашкой чая», заранее подготовить карточки с именами участников. В ходе обсуждения решающую роль играет ведущий. К модератору предъявляются серьезные требования: высокая коммуникабельность, хорошая память, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам, быть гибким при обсуждении, чтобы не нарушать естественный ход дискуссии, быть интересным собеседником и обладать чувством юмора, быть самокритичным и любознательным, сопереживать участникам. Степень вовлеченности модератора в процесс обсуждения может быть разной — от очень активной позиции до пассивного наблюдения за его ходом, но в любом случае модератор ни при каких обстоятельствах не высказывает свою точку зрения по проблеме. Общие рекомендации модератору приводятся в соответствии с работой Е. В. Дмитриевой «Фокус-группы в маркетинге и социологии»2 в табл. 8.5 и на рис. 8.3. Завершается работа фокус-группы обменом мнений о характере обсуждения и о незатронутых аспектах проблемы. 1 Е. В. Дмитриева. Фокус-группы в маркетинге и социологии. — М.:' Центр, 2 Там же. С. 61-68. I Таблица в 5 Методы ведения фокус-группы Рис. 8.3. Рекомендации модератору Глава 8 Опрос Качественные методы опроса
Процесс обсуждения фиксируется на аудио- и видеопленку. Использование видеозаписи может быть нежелательным для респондентов при обсуждении деликатных тем, но имеет много преимуществ для исследователя, позволяя зафиксировать вербальную и невербальную реакции. При расхождении вербальной и невербальной информации многие психологи считают последнюю определяющей. Текущая корректировка плана сбора информации состоит в регулировании количества проводимых фокус-групп, а также содержания дискуссии. Основной принцип, согласно которому регулируется количество фокус-групп, — организация дискуссий до полного прекращения продуцирования новой информации. Неожиданные ответы и повороты в дискуссии могут потребовать расширения списка обсуждаемых вопросов. Аналитический этап Аналитический этап состоит из расшифровки аудио- и видеозаписей, их анализа, составления предварительного отчета, обсуждения его с модераторами и подготовки окончательного отчета. Аналитический этап заслуживает особой тщательности, поскольку вербальная информация, полученная в ходе дискуссий, может быть многозначной, эмоционально окрашенной и иметь особый смысл только в контексте. Невербальная информация может выполнять все коммуникативные функции и практически заменять текст, поэтому ее расшифровка позволяет проверить надежность вербальных данных и построить предположения. Однако в логике данного издания не предусмотрено изложение методологических основ обработки информации, полученной в фокус-группах. В этих целях мы рекомендуем обратиться к работе Е. В. Дмитриевой «Фокус-группы в маркетинге и социологии».1 Мы приводим на рис. 8.4 лишь некоторые рекомендации. Отчет о результатах фокус-группы представляют в одном или двух вариантах (соответственно договоренности с заказчиком): 1. Устный отчет — содержит устное изложение наиболее важных 2. Краткий отчет в письменной форме — содержит изложение це 1 Е. В. Дмитриева. Фокус-группы в маркетинге и социологии. — М.: Центр, 1998. С. 61-68. Принципы анализа материалов фокус-групп: 1 Видение и интерпретация действий и мнений, высказываемых в фокус-группе, осуществляются с позиции респондентов. 2. Рассматривается и детально описывается атмосфера фокус-групп, 3. Результаты учитываются в динамике, поскольку групповые процессы 4. В процессе анализа различаются темы, важные для респондента 5. Поведение участников разных групп сравнивается, чтобы выявить Рис. 8.4. Принципы анализа материалов фокус-групп 3. Полный отчет в письменной форме — содержит информацию краткого отчета, дополненную цитатами, иллюстрирующими обобщения и выводы исследователя. Глубинные интервью Специфика интервью состоит во взаимодействии интервьюера и респондента в процессе их общения. Глубинное интервью реализуется в виде тематической беседы при свободной формулировке вопросов. Интервьюер направляет беседу в определенное русло, сосредоточивая внимание респондента на теме исследования, располагая возможностью уточнить непонятный респонденту вопрос или проверить ответ на него (например намеренно неверной переформулировкой полученного ответа). Для проведения глубинного интервью используются приемы, способствующие снятию напряженности или снижению «защитных реакций» респондента, исправлению неблагоприятного впечатления от неудачных моментов беседы. Это необходимо для создания наиболее комфортной для респондента обстановки, располагающей его к искренним ответам. Под искренностью респондента понимается соответствие высказываемых мыслей и мнений его истинным взглядам. Неискренность в таком контексте проявляется по-разному, но одинаково пагубно для исследования: • респондент высказывает не то мнение, которое имеет; • респондент уклоняется от ответа; • респондент, не имея определенного мнения, все же отвечает нА Глава 8 Опрос Качественные методы опроса
Причинами неискренности могут стать опасения респондента высказать мнение, несоответствующее общепринятому, желание «быть как все» или скрыть свою неосведомленность. Непринужденная обстановка, близкая по форме к обыденному разговору, способствует доверительной беседе, большей искренности ответов (особенно на деликатные темы). Для создания благожелательной атмосферы интервьюер должен обладать определенными личностными качествами — терпеливостью, внимательностью и дружественностью в отношении респондента.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.007 с.) |