Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Половое воспитание детей и подростков.

Поиск

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагоги­ческих, медицинских и социальных проблем.

Половое воспитание должно основываться на этапности полового развития. Вместе с тем оно органически свя­зывается с физическим и духовным воспитанием, кото­рые в свою очередь ведутся синхронно с этапами физи­ческого и нервно-психического развития. Практика по­казывает, что слишком поздние и слишком ранние меры по всем этим трем направлениям воспитания ведут к асинхронности и дисгармоничности развития, а сформиро­вавшиеся дефекты воспитания очень трудно преодолевать в дальнейшем.

В задачи воспитания любого ребенка должны входить следующие аспекты:

1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития.

2. Использование методов и приемов для стимуляции нервно-психического развития, а затем обучение в школе познанию основ человеческого прогресса.

3. Учет в процессе физического и нервно-психическо­го воспитания половой принадлежности ребенка, так как темпы и характер развития у мальчиков и девочек на разных этапах неодинаковы.

4. Обеспечение дифференцированного трудового и ги­гиенического воспитания девочек и мальчиков исходя не только из их возможностей в данный момент, но и из их ролей в обществе в будущем.

5. При использовании любых методов воспитания обес­печение индивидуального подхода с учетом физических и нервно-психических особенностей.

6. Обеспечение воспитания морального отношения к противоположному полу.

I этап.

Свою половую принадлежность ребенок начинает осоз­навать на третьем году жизни, и это постепенно, в нара­стающей степени влияет на его поведение. Мальчики иг­рают с мальчиками, строят сооружения из камешков, дощечек, песка; любят играть в войну, пытаются масте­рить. Девочки играют чаще с девочками; подражая ма­терям, возятся с куклами, заботятся об их одежде, гото­вят для них пищу. Уже в раннем и дошкольном возрасте девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде; стараются быть привлекательными. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении — послушность, аккуратность, женственность, чуткость. Од­нако при погрешностях в воспитании они более каприз­ны и своевольны, чем мальчики.

Отношения ребенка раннего и дошкольного возраста с родителями устанавливаются уже в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли, которые играют в семье мать и отец, имитирует их, отождествляя себя с одним из них. Именно привязанность к родителю своего пола, подража­ние ему определяют на этом этапе особенности половой идентификации. К 5—6 годам уже полностью складывает­ся представление ребенка о принадлежности к полу.

Роль родителей огромна, они — среда обитания для ребенка. Ребенок, не испытавший материнского тепла или разочаровавшийся в матери, чувствует себя беззащит­ным, никому не нужным, испытывает страх и тревогу, а потому ищет утешения в своем теле — сосет палец, куса­ет губы и — раздражает гениталии. У таких детей в дальнейшем возможны проявления садизма.

С другой стороны, чрезмерная ласковость, поцелуи в разные места, сюсюканье, укладывание в свою постель по­рождает раннюю эрогенную стимуляцию. В любом случае первые уроки нравственности ребенок получает от родите­лей, ориентируясь на их поведение и взаимоотношения.

Поскольку ребенку интересно устройство своего и чу­жого тела, очень важно предоставление ему правдивой, но не детальной информации.

Лживые ответы порождают все новую и новую ложь, а когда дети узнают правду из других источников, то авто­ритет родителей значительно снижается, ребенок пере­стает доверять им. В результате в дальнейшем он может обратиться за решением своих проблем к другим людям, увы, далеко не всегда к тем, к кому надо.

Много аспектов, влияющих на правильное половое вос­питание, имеются и с точки зрения гигиены. Вот некото­рые гигиенические рекомендации для дошкольников.

Одежда тесная и чересчур теплая может способ­ствовать раздражению гениталий.

Употребление возбуждающей пищи — мясо жир­ных сортов, пряности, копчености, шоколад, крепкий кофе; а также переедание усиливают кровенаполнение в тазовых органах и, как следствие, чувство напряжения в них, что приводит к ранней сексуальной стимуляции.

Сон: 1) ребенок должен спать в своей постели, не слишком мягкой и не слишком теплой; 2) ночное белье должно быть не тугим, легким, из натуральных тканей; 3) игры и занятия за 2 часа до сна должны быть тихими, спокойными; 4) нельзя перед сном смотреть телевизор, особенно возбуждающие передачи; 5) нежелательны пе­ред сном чрезмерные ласки (целование всего тела ребен­ка), так как это тоже эрогенная стимуляция.

Необходимо правильно приучать к горшку, не раз­решая ребенку засиживаться, так как он может начать игры с гениталиями. Мальчиков на 2-м году жизни надо приучить мочиться стоя.

Во время купания не надо часто прикасаться к ге­ниталиям ребенка. Если же малыш сам начинает трогать и рассматривать их, его надо спокойно отвлечь, без кри­ка, шума и ругани, чтобы не акцентировать на этом вни­мание.

Не позволяйте ребенку утром залеживаться в по­стели, от нечего делать он начнет трогать гениталии (осо­бенно мальчики, так как у них бывает спонтанная ут­ренняя эрекция и им интересно экспериментировать).

Не рекомендуется родителям ходить перед детьми обнаженными. Это может и напугать ребенка, и заинте­ресовать разницей телосложения. Если же ребенок слу­чайно увидел кого-то из родителей обнаженным, спокой­но попросите его уйти или закрыть дверь. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и делать из случивше­гося проблему. Иначе ребенок и в дальнейшем будет вос­принимать тело, как нечто грязное, стыдное. А это мо­жет существенно затруднить ему сексуальную жизнь.

Если у ребенка появились признаки стыдливости (не пускает родителей, когда купается, закрывает дверь при переодевании и т. д.), уважайте право ребенка на интимность и не навязывайте своего присутствия.

Дети не должны становиться свидетелями интимных отношений родителей, но если это все же произош­ло, необходимо спокойно и доступно объяснить ребенку ситуацию (так как иногда дети думают, что отец издева­ется над матерью).

II этап.

В возрасте 9-10 лет наступает период половой гомогенизации — подражание и особая привязанность к ро­дителю своего пола.

Мальчики при этом играют в военные игры, подража­ют различным героям, интересуются мужскими хобби и работой, очень общительны.

Девочки сближаются с матерью, читают лирическую литературу, любят обсуждать моду и т. д. Но они менее искренни, более невротичны, чем мальчики.

Дети в этом возрасте не должны скрывать свои сексу­альные интересы и их проявления как нечто стыдное, греховное, неприличное. Иначе вместо родителей они со своими проблемами пойдут к нежелательным «со-воспитателям». Ребенок должен быть готов к тем изменениям, которые начинаются в пубертатном периоде, тем более что младшие школьники воспринимают знание о поле значительно спокойнее, чем подростки. Следовательно, важнейший аспект полового воспитания в этом возрасте — предоставление достоверной информации на доступ­ном для ребенка уровне.

В этом возрасте желательно предоставить ребенку оп­ределенную самостоятельность и привлечь к реально цен­ным занятиям в семье, в соответствии с полом (мальчи­ков — к починке мебёли, электроприборов, к ремонту жилья и т. д., девочек — к готовке, стирке, уборке, шитью и т. д.). Но необходимо сочетание трудового вос­питания с адекватными физическими нагрузками.

Половое воспитание, будучи в значительной степени воспитанием межличностных отношений, предполагает, что дети испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем — в разнополой дружбе. Поэтому возникающие отношения между мальчиками и девочками нужно обере­гать и осторожно, тактично направлять в нужное русло, но ни в коем случае не запрещать и не высмеивать.

В воспитании необходимо стремиться к золотой сере­дине — нельзя чрезмерно ограничивать ребенка, но и не стоит давать излишнюю свободу.

III этап.

Подростковый возраст — самый сложный для оказа­ния воспитательного воздействия. Для подростков харак­терно стремление к самостоятельности, к достижению статуса взрослого во всех его проявлениях, в том числе и сексуальных. На первый план выходит общение со свер­стниками, они становятся основным авторитетом для ре­бенка. Поэтому необходимы особая чуткость, деликат­ность и такт в воспитании.

Подросток деятельно коллективен, соблюдение инте­ресов группы часто становится для него определяющим.

В пубертатном периоде происходят бурные изменения тела, дети часто становятся нескладными, придают боль­шое значение своей внешности. На этой почве могут раз­виваться различные комплексы, в том числе боязнь не понравиться подросткам противоположного пола.

Пробуждающееся половое чувство разрешается с по­мощью мастурбации, которая снимает половое напряже­ние. Это нормальный этап полового созревания, а не па­тология. Родители должны обязательно знать об этом и спокойно относиться.

В этом возрасте к подросткам приходит первая лю­бовь, к которой должно быть чрезвычайно осторожное отношение. Неуважение и оскорбления, с одной стороны; слишком серьезное восприятие — с другой, являются не­нужными, вредными и даже опасными крайностями.

Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы; эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, так как они обычно временны.

У подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяет­ся, то подросток может найти выход в курении, алкого­ле, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям.

В этой связи в последние годы остро стоит вопрос ран­ней нежелательной беременности у девочек 12—16 лет. Такую беременность обычно девочке прерывают абортом, а поскольку эта беременность первая, то часто развива­ются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для пре­дотвращения этой беды необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта.

В любом случае во время лекций, бесед, занятий необходимо ориентировать подростков на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, в том числе и в вопросах пола, они должны обращаться за советом к родителям, психологам и специалистам-медикам. Надо объяснять, что чем раньше состоится такое обращение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.013 с.)