Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение окружности головы.

Поиск
Цель: оценить физическое развитие;исключить гидроцефалию. Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
Этапы Обоснование  
Подготовка к процедуре  
- Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы - Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании  
- Подготовить необходимое оснащение - Обеспечение четкости выполнения процедуры  
- Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки - Обеспечение инфекционной безопасности  
- Уложить или усадить ребенка - Создание комфортных условий ребенку  
Выполнение процедуры  
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: А) сзади – затылочный бугор; Б) спереди – надбровные дуги. Примечание: следите, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка - Определить показатели окружности головы - Достижение достоверности результатов исследования  
Завершение процедуры  
- Записать результат - Обеспечение преемственности в передаче информации  
- Сообщить результат ребенку/маме - Обеспечение права на информацию  

 

Измерение окружности грудной клетки.

Цель: оценить физическое развитие. Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
Этапы Обоснование  
Подготовка к процедуре  
- Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы - Обеспечение права ребенка/родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании  
- Подготовить необходимое оснащение - Обеспечение четкости выполнения процедуры  
- Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки - Обеспечение инфекционной безопасности  
- Уложить или усадить ребенка - Создание комфортных условий ребенку  
Выполнение процедуры  
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: А) сзади – нижние углы лопаток; Б) спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами) - Определить показатели окружности головы - Достижение достоверности результатов исследования  
Завершение процедуры  
- Записать результат - Обеспечение преемственности в передаче информации  
- Сообщить результат ребенку/маме - Обеспечение права на информацию  

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 114-116)

ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Период грудного возраста. Нервно-психическое развитие ребенка»

Обучающийся должен знать:

ü Что такое нервно-психическое развитие?

ü Как изменяются основные параметры нервно-психического развития с возрастом?

ü Как оценивается нервно-психическое развитие у детей разного возраста.

 

Обучающийся должен уметь:

ü Проводить оценку нервно-психического развития детей грудного возраста.

ü Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

ü Составлять рекомендации по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.

ü Обучать родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.

 

Список литературы:

Основная:

ü Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

ü конспект лекции

Дополнительная:

ü В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

ü С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Задание: Выполняйте задания по мере усвоения нового материала.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие показатели (ведущие линии) НПР характерны для ребенка 3 месяцев,6 месяцев,12 месяцев.

2. Оцените уровень и гармоничность НПР: мальчика 7 месяцев, имеющего следующие показатели НПР: Аз-7, Ас-7, Э-7, Др-6, До-6, Пр-7, Ар-5, Н-6;

3. Выделите показатели НПР, характерные для ребенка 3 и 6 месяцев: комплекс оживления; свободно берет игрушку из разных положений; немного ползает; лежит на животе несколько минут; произносит слоги; хорошо ест с ложки; сам садится, встает и переступает?

4. В каком возрасте ребенок отличает близких людей от чужих, различает интонацию, удерживает в руке игрушку, долго лежит на животе, переворачивается со спины на живот, подолгу гулит, ест с ложки полугустую пищу?

5. Ребенку 8 месяцев. С игрушкой занимается долго, сам садится, встает и переступает, держась за барьер; определяет местоположение предметов на постоянных местах, пьет из чашки с помощью взрослого. Соответствует ли это долженствующим показателям НПР?

6. Что такое условные рефлексы и когда они начинают вырабатываться у ребенка?

7. Как стимулировать развитие речи у детей?

8. Какие игрушки необходимы ребенку в грудном возрасте? В ясельном?

 

Изучение нервной системы производится путем наблюдения за поведением детей,
организации с ними игр, бесед, прогулок, экскурсий. Наблюдая за поведением ребенка, обращают
внимание на его двигательные умения (сидит, ходит, бегает, прыгает и т.д.), на развитие речи
(произносит слоги, слова, предложения, знает стихи), на выработку условных рефлексов, на развитие различных навыков и умений.

Каждый возрастной этап имеет свои определенные показатели НПР и в зависимости от этого
свои воспитательные мероприятия. Зная показатели НПР детей, медицинская сестра может
правильно оценить развитие ребенка и организовать наиболее целесообразные занятия с ними или
научить этому родителей.

Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении.

 

Оценка НПР.

Оценка НПР у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам
развития в установленные сроки (эпикризный срок): на первом году жизни ежемесячно, в дни,
близкие к дню рождения ребенка.

Медицинские работники: участковый педиатр или м/сестра или фельдшер кабинета здорового
ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, изложенными в учебном
пособии «Диагностика НПР детей первых трех лет жизни» по определенным показателям - линиям
развития
.
Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям
предыдущего или последующего возрастных периодов.

Ориентировочные показатели НПР здоровых детей раннего возраста представлены в таблицах.

Линии развития:

Первый год жизни: (эпикризных сроков 12 - ежемесячно)

1. Зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения) - Аз;

2. Слуховые ориентировочные реакции - Ас;

3. Эмоции-Э;

4. Движения рук и действия с предметами - Др;

5. Движения общие - До;

6. Понимаемая речь - Пр;

7. Активная речь - Ар;

8. Навыки и умения в процессах - Н.

Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и
гармоничность НПР ребенка.

Алгоритм оценки НПР.

1. Определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;

2. Найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР:

I группа- дети с опережающим и нормальным развитием;

II, III, IV группы- дети с задержкой, соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;

3. Определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень:

1 степень- задержка 1-2 показателей;

2 степень- задержка 3-4 показателей;

3 степень- задержка 5-7 показателей;

4. Если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.

 

Пример:

1). Девочке 11 мес. Аз-11, Ас-11, Э-11, Др-11, До-10, Пр-11, Ар-10, Н-11.

Анализируя приведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во II группу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она

равномерна, то определяем ее степень как 1. Заключение: II группа НПР; 1 степень.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 115-118)

ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.

 


Показатели нервно - психического развития детей первого года жизни

(Н.М. Келованов, СМ Кривина, Э.Л. Фрухт, 1985 г.)

 

Возраст Зрительные ор- иентировочные реакции (Аз) Слуховые ориентировочны е реакции (Ас) Эмоции и социальное поведение (Э) Движение руки, действия с пре- дметами (Др) Движения общие (До) Понимаемая речь (Пр) Активная речь (Ар) Навыки умения в процессах (Н)
                 
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенча-тое слежение) Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвиж-ный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке            
1 месяц Сосредотачивает взгляд на неподви-жном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Поя- вляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.   Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  
2 месяца Длительное зри- тельное сосредо- точение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длите- льно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1м) Ищущие поворо- ты головы при длительном зву- ке (прислушива- ние) Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке   Лежа на жи- воте, подни- мает и непро- должительно удерживает голову (не менее 5 сек.)   Произносит отдельные звуки.  

 

3 месяца Зрительное сос- редоточение в вертикальном положении (на руках у взрос- лого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.   «Комплекс ожи- вления»: в ответ на общение с ним (проявляя- ется радость улыбкой, ожив- ленными движе- ниями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки. Случайно наталкивается руками на иг- рушки, низко висящие над грудью на высоте до 10- 15см. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При под-держке под мыш-ки крепко упира- ется ногами, сог-нутыми в тазобед-ренном суставе. Удерживает го-лову в вертикаль-ном положении.      
4 месяца Узнает мать (радуется) Находит глазами источник звука. Адекватно реагирует на спокойную плясовую мелодию. Громко смеется в ответ на обращение. Ищет взглядом другого ребенка, тянется к нему. Лег- ко и часто возни-кает «Комплекс оживления». Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.   Длительно гулит. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
месяцев Отличает близких от чужих. Узнает голос матери или близ- кого человека. Различает стро- гую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачивается со спины на жи-вот, устойчиво стоит при поддержке под мышки.   Подолгу певуче гулит. Ест из ложки полугустую и густую кашу.
месяцев   По - разному реагирует на свое и чужое имя.   Берет игруш- ки, находясь в любом поло- жении, и по- долгу ими занимается. Переворачивав тся с живота на спину. Передвигается, переставляя руки и ползая.   Произносит отдельные слоги (начала лепета) Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьет из блюдца или чашки.

 

месяцев       Игрушкой стучит, разма- хивает, перек- ладывает ее и бросает Хорошо ползает (много, быстро, в разных направле- ниях) На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находя- щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу) Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
месяцев     Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет. Игрушками зани-мается долго, разнообразно. Подражает дейс- твиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.) Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По прось-бе взрослого выполняет заранее разученные про-стые действия, например, «ладу-шки», «дай ручку». Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
месяцев   Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним). Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям другого ребенка. Действует с предметами по- разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит) Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько пре- дметов, незави- симо от их ме- стоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
месяцев     Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает). Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки. По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При за- игрывании вы- полняет разу- ченные ранее действия и дви- жения («дого- ню», «сорока- ворона...»). Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

 

месяцев     Радуется приходу детей. Избирательно отношение к детям. Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержень. Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги. Первые обоб- щения в пони- маемой речи: по просьбе на- ходит любой мяч, куклу. По просьбе взрос- лого выполняет разученные де- йствия (кор- мит, водит куклу). Произносит первые слова - обозначения, например: «дай», «мама». Закрепление умений, приобретенных в 9 месяцев.
месяцев Узнает на фотографии знакомое лицо, например мать. Различает две контрастные формы предметов.   Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. Ходит самостоятельно (без опоры) Понимает без показа название предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: при- неси, найди, отдай тете, положи на место. Понимает слово «нельзя». Легко подражает новым слогам. Произносит 5 - 10 облегченных слов. Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.013 с.)