Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Измерение окружности головы.
Цель: оценить физическое развитие;исключить гидроцефалию.
Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
| Этапы
| Обоснование
| | Подготовка к процедуре
| | - Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы
| - Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
| | - Подготовить необходимое оснащение
| - Обеспечение четкости выполнения процедуры
| | - Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
| - Обеспечение инфекционной безопасности
| | - Уложить или усадить ребенка
| - Создание комфортных условий ребенку
| | Выполнение процедуры
| | Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
А) сзади – затылочный бугор;
Б) спереди – надбровные дуги.
Примечание: следите, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка
- Определить показатели окружности головы
| - Достижение достоверности результатов исследования
| | Завершение процедуры
| | - Записать результат
| - Обеспечение преемственности в передаче информации
| | - Сообщить результат ребенку/маме
| - Обеспечение права на информацию
| |
Измерение окружности грудной клетки.
Цель: оценить физическое развитие.
Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
| Этапы
| Обоснование
| | Подготовка к процедуре
| | - Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы
| - Обеспечение права ребенка/родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
| | - Подготовить необходимое оснащение
| - Обеспечение четкости выполнения процедуры
| | - Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
| - Обеспечение инфекционной безопасности
| | - Уложить или усадить ребенка
| - Создание комфортных условий ребенку
| | Выполнение процедуры
| | Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
А) сзади – нижние углы лопаток;
Б) спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами)
- Определить показатели окружности головы
| - Достижение достоверности результатов исследования
| | Завершение процедуры
| | - Записать результат
| - Обеспечение преемственности в передаче информации
| | - Сообщить результат ребенку/маме
| - Обеспечение права на информацию
| |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 114-116)
ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: «Период грудного возраста. Нервно-психическое развитие ребенка»
Обучающийся должен знать:
ü Что такое нервно-психическое развитие?
ü Как изменяются основные параметры нервно-психического развития с возрастом?
ü Как оценивается нервно-психическое развитие у детей разного возраста.
Обучающийся должен уметь:
ü Проводить оценку нервно-психического развития детей грудного возраста.
ü Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
ü Составлять рекомендации по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.
ü Обучать родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.
Список литературы:
Основная:
ü Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015
ü конспект лекции
Дополнительная:
ü В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014
ü С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание: Выполняйте задания по мере усвоения нового материала.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие показатели (ведущие линии) НПР характерны для ребенка 3 месяцев,6 месяцев,12 месяцев.
2. Оцените уровень и гармоничность НПР: мальчика 7 месяцев, имеющего следующие показатели НПР: Аз-7, Ас-7, Э-7, Др-6, До-6, Пр-7, Ар-5, Н-6;
3. Выделите показатели НПР, характерные для ребенка 3 и 6 месяцев: комплекс оживления; свободно берет игрушку из разных положений; немного ползает; лежит на животе несколько минут; произносит слоги; хорошо ест с ложки; сам садится, встает и переступает?
4. В каком возрасте ребенок отличает близких людей от чужих, различает интонацию, удерживает в руке игрушку, долго лежит на животе, переворачивается со спины на живот, подолгу гулит, ест с ложки полугустую пищу?
5. Ребенку 8 месяцев. С игрушкой занимается долго, сам садится, встает и переступает, держась за барьер; определяет местоположение предметов на постоянных местах, пьет из чашки с помощью взрослого. Соответствует ли это долженствующим показателям НПР?
6. Что такое условные рефлексы и когда они начинают вырабатываться у ребенка?
7. Как стимулировать развитие речи у детей?
8. Какие игрушки необходимы ребенку в грудном возрасте? В ясельном?
Изучение нервной системы производится путем наблюдения за поведением детей, организации с ними игр, бесед, прогулок, экскурсий. Наблюдая за поведением ребенка, обращают внимание на его двигательные умения (сидит, ходит, бегает, прыгает и т.д.), на развитие речи (произносит слоги, слова, предложения, знает стихи), на выработку условных рефлексов, на развитие различных навыков и умений.
Каждый возрастной этап имеет свои определенные показатели НПР и в зависимости от этого свои воспитательные мероприятия. Зная показатели НПР детей, медицинская сестра может правильно оценить развитие ребенка и организовать наиболее целесообразные занятия с ними или научить этому родителей.
Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении.
Оценка НПР.
Оценка НПР у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки (эпикризный срок): на первом году жизни ежемесячно, в дни, близкие к дню рождения ребенка.
Медицинские работники: участковый педиатр или м/сестра или фельдшер кабинета здорового ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, изложенными в учебном пособии «Диагностика НПР детей первых трех лет жизни» по определенным показателям - линиям развития. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям предыдущего или последующего возрастных периодов.
Ориентировочные показатели НПР здоровых детей раннего возраста представлены в таблицах.
Линии развития:
Первый год жизни: (эпикризных сроков 12 - ежемесячно)
1. Зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения) - Аз;
2. Слуховые ориентировочные реакции - Ас;
3. Эмоции-Э;
4. Движения рук и действия с предметами - Др;
5. Движения общие - До;
6. Понимаемая речь - Пр;
7. Активная речь - Ар;
8. Навыки и умения в процессах - Н.
Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка.
Алгоритм оценки НПР.
1. Определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;
2. Найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР:
I группа- дети с опережающим и нормальным развитием;
II, III, IV группы- дети с задержкой, соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;
3. Определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень:
1 степень- задержка 1-2 показателей;
2 степень- задержка 3-4 показателей;
3 степень- задержка 5-7 показателей;
4. Если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.
Пример:
1). Девочке 11 мес. Аз-11, Ас-11, Э-11, Др-11, До-10, Пр-11, Ар-10, Н-11.
Анализируя приведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во II группу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она
равномерна, то определяем ее степень как 1. Заключение: II группа НПР; 1 степень.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 115-118)
ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.
Показатели нервно - психического развития детей первого года жизни
(Н.М. Келованов, СМ Кривина, Э.Л. Фрухт, 1985 г.)
Возраст
| Зрительные ор- иентировочные реакции (Аз)
| Слуховые ориентировочны е реакции (Ас)
| Эмоции и социальное поведение (Э)
| Движение руки, действия с пре- дметами (Др)
|
Движения общие (До)
|
Понимаемая речь (Пр)
|
Активная речь (Ар)
|
Навыки умения в процессах (Н)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 дней
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенча-тое слежение)
| Вздрагивает и мигает при резком звуке
|
|
|
|
|
|
| 18-20 дней
| Удерживает в поле зрения неподвиж-ный предмет (лицо взрослого)
| Успокаивается при сильном звуке
|
|
|
|
|
|
| 1 месяц
| Сосредотачивает взгляд на неподви-жном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Поя- вляется плавное прослеживание движущегося предмета.
| Прислушивается к звуку, к голосу взрослого.
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
|
| Лежа на
животе,
пытается
поднимать и
удерживать
голову.
|
| Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
|
| 2 месяца
| Длительное зри- тельное сосредо- точение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длите- льно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1м)
| Ищущие поворо- ты головы при длительном зву- ке (прислушива- ние)
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке
|
| Лежа на жи- воте, подни- мает и непро- должительно удерживает голову (не менее 5 сек.)
|
| Произносит
отдельные
звуки.
|
|
3 месяца
| Зрительное сос- редоточение в вертикальном положении (на руках у взрос- лого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.
|
| «Комплекс ожи- вления»: в ответ на общение с ним (проявляя- ется радость улыбкой, ожив- ленными движе- ниями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
| Случайно наталкивается руками на иг- рушки, низко висящие над грудью на высоте до 10- 15см.
| Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При под-держке под мыш-ки крепко упира- ется ногами, сог-нутыми в тазобед-ренном суставе. Удерживает го-лову в вертикаль-ном положении.
|
|
|
| 4 месяца
| Узнает мать (радуется)
| Находит глазами
источник звука.
Адекватно
реагирует на
спокойную
плясовую
мелодию.
| Громко смеется в ответ на обращение. Ищет взглядом другого ребенка, тянется к нему. Лег- ко и часто возни-кает «Комплекс оживления».
| Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку
| То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
|
| Длительно гулит.
| Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
|
месяцев
| Отличает близких от чужих.
| Узнает голос матери или близ- кого человека. Различает стро- гую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса.
| Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
| Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку.
| Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачивается со спины на жи-вот, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
|
| Подолгу певуче гулит.
| Ест из ложки полугустую и густую кашу.
|
месяцев
|
| По - разному реагирует на свое и чужое имя.
|
| Берет игруш- ки, находясь в любом поло- жении, и по-
долгу ими занимается.
| Переворачивав тся с живота на спину.
Передвигается,
переставляя руки и ползая.
|
| Произносит отдельные слоги (начала лепета)
| Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьет из блюдца
или чашки.
|
месяцев
|
|
|
| Игрушкой стучит, разма- хивает, перек- ладывает ее и бросает
| Хорошо ползает (много, быстро, в разных направле- ниях)
| На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находя- щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу)
| Подолгу
лепечет,
повторно
произносит
одни и те же
слоги.
| Пьет из чашки, которую держит взрослый.
|
месяцев
|
|
| Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
| Игрушками зани-мается долго, разнообразно. Подражает дейс- твиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.)
| Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер.
| На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По прось-бе взрослого выполняет заранее разученные про-стые действия, например, «ладу-шки», «дай ручку».
| Громко, четко и повторно произносит различные слоги.
| Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
|
месяцев
|
| Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним).
| Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям другого ребенка.
| Действует с предметами по- разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит)
| Переходит от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками.
| На вопрос «где?» находит несколько пре- дметов, незави- симо от их ме- стоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов.
| Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете
| Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
|
месяцев
|
|
| Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
| Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет
разученные
действия
(открывает,
вынимает,
вкладывает).
| Входит на высокую поверхность и сходит с нее
(ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки.
| По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При за- игрывании вы- полняет разу- ченные ранее действия и дви- жения («дого- ню», «сорока- ворона...»).
| Подражает взрослому, повторяет за ним новые
слоги, которых нет в его лепете.
| Закрепляются умения,
приобретенные в 9 месяцев.
|
месяцев
|
|
| Радуется приходу детей. Избирательно отношение к детям.
| Овладевает новыми
действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержень.
| Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги.
| Первые обоб- щения в пони- маемой речи: по просьбе на- ходит любой мяч, куклу. По просьбе взрос- лого выполняет разученные де- йствия (кор- мит, водит куклу).
| Произносит первые слова - обозначения, например: «дай», «мама».
| Закрепление умений,
приобретенных в 9 месяцев.
|
месяцев
| Узнает на фотографии знакомое лицо, например мать. Различает две контрастные формы предметов.
|
| Протягивает
другому ребенку
игрушку,
сопровождает
это смехом или
лепетом. Ищет
игрушку,
спрятанную
другим
ребенком.
| Выполняет
самостоятельно
разученные
действия с
игрушками:
катает, водит,
кормит.
Переносит
действия,
разученные с
одним
предметом на другой.
| Ходит
самостоятельно (без опоры)
| Понимает без показа название предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: при- неси, найди, отдай тете, положи на место. Понимает слово «нельзя».
| Легко подражает новым слогам. Произносит 5 - 10
облегченных слов.
| Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку.
|
|