Семинарско-практическое занятие № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарско-практическое занятие № 2



Тема: «Внутриутробный период»

 

Обучающийся должен знать:

Ø Современную периодизацию детского возраста;

Ø Характеристику антенатального периода;

Ø Универсальные потребности ребенка;

Ø Цели и сроки дородовых патронажей;

Ø Иметь навыки самостоятельного сбора анамнеза.

 

Обучающийся должен уметь:

Ø Выявлять факторы, влияющие на эмбриональное развитие, здоровье плода;

Ø Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

Ø Провести антенатальный патронаж.

Список литературы:

Основная:

ü Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

ü конспект лекции

Дополнительная:

ü В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

ü С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Основные направления сестринской деятельности по антенатальной охране плода.

В периоде внутриутробного развития плода очень важным становится его антенатальная охрана, т.е. комплекс мероприятий социально-медицинского, профилактического, лечебного характера, направленных на создание оптимальных условий для внутриутробного развития эмбриона и плода, предупреждение у него врожденных заболеваний и повреждений, а также внутриутробной гибели плода.

Изменения, происходящие в организме женщины во время беременности, оказывают значительное влияние на ее привычный образ жизни, режим двигательной активности, предпочтения в питании, физиологические отправления, характер взаимоотношений с окружением, т.е. при беременности могут существенно меняться потребности женщины, способы их удовлетворения. Не всегда эти изменения понятны окружающим, не всегда известны факторы, способные повлиять на состояние самой женщины и на состояние развивающегося эмбриона и плода, поэтому весьма важным является получение полной и достоверной информации обо всех изменениях, происходящих в организме женщины во время беременности, о действиях, необходимых для нормального функционирования организма будущей матери и ее ребенка. И роль медицинской сестры, а также акушерки, которые должны действовать в одном направлении, в решении этих вопросов достаточно велика. Но если действия акушерки в большей степени направлены на обеспечение здоровья беременной, а через нее - на здоровье будущего ребенка, то действия медицинской сестры детской поликлиники, подключающейся к наблюдению за беременной на поздних сроках беременности, в первую очередь ориентированы на охрану здоровья плода и обеспечение здоровых условий для новорожденного. Интегрировать эти направления действий, соединить заботу о здоровье женщины и охрану здоровья плода, способна медицинская сестра общей практики, работающая одновременно со всеми членами семьи и заботящаяся о состоянии их здоровья, в том числе и будущих детей.

Таким образом, деятельность по антенатальной охране плода медицинской сестры, особенно работающей с врачом общей практики, может осуществляться в двух направлениях: работа непосредственно с беременной женщиной и работа с ее окружением.

При контакте с беременной женщиной необходимо выяснить:

- характер и режим питания;

- режим ее двигательной активности;

- перенесенные заболевания до беременности и заболевания во время беременности, их сроки;

- наличие у нее вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя, курение);

- состояние ее здоровья, осуществляется ли контроль за течением ее беременности.

При выявлении во время опроса (сбора анамнеза) проблем, связанных с риском для здоровья матери и плода, необходимо провести инструктаж беременной, ее обучение или дать соответствующие рекомендации.

Хорошо известно влияние различных факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных, на течение беременности и развитие плода. Конечно, не все неблагоприятные факторы поддаются коррекции со стороны медицинских работников. Так, силами медицинской сестры невозможно устранить неблагоприятное воздействие ряда факторов внешней среды, таких как экологическое неблагополучие в районе проживания беременной, вредные производственные условия, социальная незащищенность, бытовая неустроенность. Известно, что проживание в районе экологического неблагополучия ведет к хронической гипоксии плода и существенно повышает риск рождения ослабленного ребенка, работа на химических производствах, предприятиях машиностроительного комплекса также отрицательно влияет на течение беременности и развитие плода, увеличивая вероятность невынашивания беременности, рождения ребенка с патологией.

Знание медицинской сестрой этих проблем, умение предвидеть развитие ситуации и принимать верные решения способны во многом предотвратить негативное влияние повреждающих факторов, как на организм беременной, так и на организм развивающегося плода. При этом антенатальная охрана плода должна быть превентивной (предупреждающий, предохранительный, опережающий), т.е. многие проблемы можно и нужно решать еще на этапе планирования беремен­ности.

Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей в дыхании, поступлении питательных веществ, витаминов, минералов, двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей, социальных контактов, переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных в веществах, выделении через организм матери.

В связи с этим актуальной становится патронирующая деятельность (патронаж) медицинской сестры, в рамках которой следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна. Потребность в сне в период беременности несколько возрастает, беременная должна спать не менее 8 ч в сутки, помимо этого, вполне допустим дневной сон. Перед ночным сном беременной женщине можно рекомендовать непродолжительную прогулку. Утомляемость, которая беспокоит многих женщин, особенно на ранних сроках беременности, не должна пугать беременную, и, пожалуй, единственно благоразумным действием со стороны медицинской сестры в случае подобных жалоб является убеждение беременной в том, что утомляемость — симптом нормальной беременности и рекомендации отдыхать при любой возможности.

Питание беременной должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество белков, углеводов, минеральных веществ, витаминов, соответствующее физиологическим потребностям организма женщины во время беременности. Особенно полезным может оказаться продолжающейся в течение I триместра беременности прием фолиевой кислоты, начатый перед беременностью, и витамина D женщинами, диета которых содержит мало этого витамина (например, у вегетарианок), а также женщинами, длительное время находящимися внутри помещений, особенно в климатических зонах с недостаточной инсоляцией или в осенне-зимний период. В первой половине беременности нет необходимости придерживаться особой диеты, кроме случаев, когда у женщины возникают какие-либо пищевые пристрастия.

Конечно, советы по питанию могут быть эффективными, если они опираются на знание медицинской сестрой материальных возможностей семьи по обеспечению соответствующего питания, вкусовых предпочтений каждого члена семьи и самой беременной женщины, национальных особенностей и традиций в питании каждой семьи.

Особое внимание следует обратить на недопустимость приема лекарственных препаратов, пищевых добавок без назначения или консультаций врача.

Очень важным направлением деятельности медицинский сестры должна стать работа по обеспечению безопасных условий течения беременности, к которой можно отнести в том числе рекомендации по режиму дня, двигательной активности, оптимальному выбору одежды, обуви, сексуальной активности.

Так, целесообразно посоветовать беременной женщине одежду, обувь, соответствующие ее положению. Одежда должна быть свободной, не стягивающей, для одежды наиболее предпочтительны натуральные материалы; обувь должна быть на низком каблуке, так как в поздние сроки беременности меняется центр тяжести, увеличивается риск падений, высока вероятность появления варикозного расширения вен на ногах.

Советы по поводу сексуальной активности не должны содержать запретов при нормально протекающей беременности, так как в этот период достаточно велико разнообразие сексуальных ощущений: от крайнего повышения либидо (половое влечение) до его крайнего снижения.

Поддержание безопасности может включать и активное вмешательство медицинской сестры в трудовую деятельность беременной, контроль за соблюдением требований по охране труда женщин, которое может осуществляться в рамках взаимодействия с администрацией и медицинскими службами предприятия, где трудится беременная женщина. Необходимо помнить, что в период беременности совершенно недопустимы контакт с агрессивными химическими веществами, подъем тяжестей, длительное стояние на ногах, работа, связанная с вибрацией, облучением, перегреванием или переохлаждением. И законные требования женщины о перемене работы на период беременности, безусловно, должны быть поддержаны всеми, кто отвечает за сохранение здоровья беременной женщины и антенатальную охрану плода. Это может сделать и медицинская сестра, и акушерка, и врач, наблюдающий беременную.

Важным направлением деятельности акушерки, участковом или семейной медицинской сестры по антенатальной охране плода является работа с окружением беременной женщины. Эта деятельность может охватывать следующие вопросы:

- мотивация к полноценному питанию беременной;

- мотивация к соблюдению режима дня;

- профилактика вредных привычек, мотивация к отказу от курения и употребления алкоголя;

- мотивация к освобождению беременной от тяжелого физического труда по дому и домашнему хозяйству (сад, огород, домашние животные);

- мотивация к созданию благоприятной среды обитания, включая психологическую обстановку в семье;

- мотивация к созданию необходимых условий для новорожденного ребенка.

В частности, необходимо убедить окружение беременной в пагубном влиянии табакокурения в ее присутствии, поскольку пассивное курение так же опасно, как и активное, в не меньшей степени ведет к хронической гипоксии плода и, в конечном счете - к рождению ослабленного ребенка. Конечно, одними словами добиться необходимого результата достаточно сложно, необходимы конкретные действия со стороны, как медицинской сестры, так и окружения беременной, направленные на отказ от этой вредной привычки (использование различных методов лечения никотиновой зависимости, посещение курсов по борьбе с курением и т.д.).

Также очень важно убедить окружение беременной в необходимости освободить ее от части домашних забот, особенно связанных с поднятием тяжестей (маленький ребенок, сумки с продуктами), передвижением предметов, длительным стоянием на ногах (глажение белья, ручная стирка), контактом с моющими, дезинфицирующими средствами, ядохимикатами.

Создание благоприятной среды обитания также имеет не маловажное значение для антенатальной охраны плода и подразумевает безопасные условия жизнедеятельности, поддержание оптимальных социальных контактов, эмоциональную и психологическую поддержку беременной, ведь не секрет, что в период беременности настроение женщины подвержено значительным колебаниям, а плод достаточно чутко реагирует на изменение настроения, эмоциональное состояние буду щей матери.

Существенное значение в антенатальной охране плода имеет также психопрофилактическая подготовка беременной к родам.

Осуществление этих направлений деятельности медицинской сестры возможно как при индивидуальной работе с беременной женщиной и ее окружением, так и при занятиях в группе, в которых могут и должны участвовать не только беременные женщины, но и будущие отцы, что будет способствовать более раннему появлению родительских чувств, чувства ответственности за судьбу беременной женщины и будущего ребенка, послужит укреплению семьи и созданию благоприятной психологической обстановки в семье.

На этих занятиях можно и нужно затрагивать все вопросы, актуальные как для периода беременности, так и в последующем (в родах, после рождения ребенка). Для проведения занятий по некоторым разделам необходимо привлекать и других специалистов, с которыми семейная медицинская сестра должна работать в тесном контакте (акушерка женской консультации, роддома).

Помимо этого, необходимо проконсультировать будущую маму и ее окружение по следующим вопросам:

- по вопросам изменений в организме женщины в период беременности;

- по вопросам наблюдения за новорожденным (объяснить, что в родильном доме необходимо сообщить адрес, по которому будет фактически находиться мама с новорожденным ребенком);

- по вопросам обучения уходу за новорожденным ребенком;

- по вопросам, связанным с оборудованием для малыша (кроватка, пеленальный стол, ванночка, коляска), одеждой, спальными принадлежностями и т.д.;

- по вопросам вскармливания ребенка (мотивация на грудное вскармливание; подготовка молочных желез к кормлению грудью).

Таким образом, осуществление этих мероприятий будет способствовать сохранению здоровья женщины и плода и рождению здорового ребенка.

 

Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительный контакт, а это непросто, поскольку ребенок сразу чувствует, искренен ли интерес к нему или наигран. Кроме того, для работы с семьей очень важны взаимоотношения с родителями, их доверие к медицинскому работнику, взаимное уважение. Поэтому медику (будь то фельдшер, медсестра или акушерка) жизненно необходимы знания медицинской психологии и навыки профессионального общения.

 

БЛОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ

I. Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Дать характеристику (краткую) внутриутробному периоду.

2. Периодизация беременности.

3. Развитие ребенка в период внутриутробного развития.

4. Рассказать о факторах, влияющих на рост и развитие ребенка.

5. Антенатальная охрана плода. Дать понятие.

6. Особенности работы с беременной женщиной.

7. Особенности работы с окружением беременной.

8. Патронаж (дородовый), сроки, цели.

9. Перечислите периоды детского возраста.

10. Перечислите возможные проблемы в периоде внутриутробного развития.

11. Перечислите группы риска беременных женщин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.033 с.)