Основные направления сестринской деятельности по охране здоровья новорожденного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления сестринской деятельности по охране здоровья новорожденного.



Сестринский персонал впервые сталкивается с новорожденным ребенком уже в роддоме, где непосредственно в родах акушерка проводит первичный туалет новорожденного

Через 2 ч после рождения ребенка переводят в отделение для новорожденных — в роддоме, где практикуется раздельное пребывание родильницы и новорожденного, или вместе матерью (в роддомах совместного содержания матери и ребенка) — в послеродовую палату. С этого момента наблюдает и заботится о новорожденном медицинская сестра детского отделения.

При поступлении ребенка в палату медицинская сестра сверяет текст медальона с информацией на браслетах и на медицинской карте новорожденного, регистрирует его в журнале отделения. В детском отделении родильного дома новорожденные находятся под постоянным наблюдением медицинского персонала. Наблюдая за ребенком, медицинская сестра обращает внимание на характер его крика, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка (его обработкой занимается педиатр-неонатолог), следит за отхождением мекония, мочи.

В обязанности медицинской сестры детского отделения входят также проведение утреннего и текущего туалета, подмывание новорожденного, измерение его температуры, контроль за температурой в палате (она должна составлять + 21 – 220С), ежедневное измерение массы тела ребенка.

При раздельном пребывании мамы и новорожденного медицинская сестра приносит ребенка на кормление, помогает маме правильно прикладывать его к груди.

В случае совместного пребывания в палате мамы и новорожденного в первые сутки после родов медицинская сестра сама заботится о ребенке, а в последующие дни наблюдает за ребенком, консультирует маму по вопросам ухода за новорожденным, уделяя внимание проблемам ухода за кожей и ее складками, проведению гигиенических мероприятий; наблю­дает и консультирует по вопросам вскармливания, безопасности, а в случае необходимости — обучает маму всем необходимым действиям.

После выписки из родильного дома новорожденный поступает под наблюдение участкового педиатра (врача-неонатолога или семейного врача) и работающей с ним медицинской сестры. В течение первого-второго рабочего дня медицинская сестра вместе с врачом выполняет первичный патро­наж новорожденного, целями которого являются оценка состояния ребенка, проведение необходимых мероприятий (в частности, обработка пупочной ранки) и консультирование по ряду вопросов, касающихся охраны здоровья не только ребенка, но и матери.

Медицинская сестра во время первичного патронажа проверяет правильность пеленания ребенка, его кормления, дает рекомендации по содержанию белья и кроватки ребенка, правилам проведения утреннего туалета и купания.

При осуществлении повторных патронажей (всего в течение периода новорожденности медицинская сестра выполняет не менее 4 посещений ребенка) необходимо обращать особое внимание на контроль за питанием ребенка, следить за правильностью прикладывания ребенка к груди, проводить контрольное кормление, о результатах которого следует докладывать врачу. Целями контрольного кормления являются определение достаточности высасываемого ребенком молока, уточнение правильности техники прикладывания новорожденного к груди. Контрольное кормление проводится несколько раз, в разное время суток, в обычные часы кормления, лучше в привычной для мамы и ребенка обстановке, т.е. в домашних условиях. Результаты контрольных кормлений могут послужить основанием для принятия врачом решения введении докорма, поэтому к нему нужно подойти очень внимательно. В случае необходимости медицинская сестра должна обучить маму технике кормления грудью. Правильному прикладыванию ребенка к груди, возможным положениям ребенка у груди мама должна быть обучена в первые дни его жизни, еще в роддоме. В дальнейшем медицинская сестра может осуществлять поддержку грудного вскармливания, включающего мотивацию мамы и ее окружения к кормлению ребенка грудью, профилактику затруднений при вскармливании грудью, обучение правильному уходу за молочными железами, организацию режима и адекватного питания кормящей женщины и т.д.

Не менее важным направлением сестринской деятельности остается наблюдение за общим состоянием ребенка, в частности за состоянием пупочной ранки, кожи и ее складок. Несмотря на то что обработка пупочной ранки является прерогативой врача, медицинская сестра во время патронажей должна осмотреть ее, обратить внимание на состояние кожи вокруг пупочного кольца и в случае появления покраснения, сукровичного или гнойного отделяемого либо корочек в пупочной ранке — сообщить об этом врачу. Кроме того, медицинская сестра может и должна обучить маму и ее окружение уходу за кожей, подмыванию ребенка, проведению гигиенической воздушной ванны, утреннего туалета, проконсультировать по выбору одежды для ребенка.

При осуществлении сестринской деятельности следует уделять внимание и консультированию родителей по вопросам безопасности ребенка:

ü безопасное положение ребенка в кроватке — на животе, на боку;

ü безопасность при проведении гигиенической ванны;

ü безопасность при нахождении на пеленальном столике (ребенка нельзя оставлять одного даже в таком раннем возрасте);

ü соблюдение мер инфекционной безопасности;

ü соблюдение осторожности при нахождении ребенка на руках у взрослого (необходимо поддерживать головку ребенка рукой);

ü безопасность при кормлении ночью;

ü соблюдение температурного режима в помещении, где находится новорожденный.

Помимо решения этих вопросов, медицинская сестра должна содействовать стимуляции окружения ребенка к общению с ним (говорить с новорожденным во время бодрствования - при переодевании, во время проведения гигиенических ванн и т.д.), что будет способствовать успешному социальному развитию малыша.

Гигиеническая ванна.

Цель: - соблюдение гигиены тела; - обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»; - формирование навыков чистоплотности; - закаливание ребенка. Оснащение: - ванночка для купания, - пеленка для ванны, - кувшин для воды, - водный термометр, - махровая или фланелевая рукавичка, - детское мыло,

- большое махровое полотенце,

- чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столе,

- стерильное растительное масло,

- резиновые перчатки,

- дезинфицирующий раствор и ветошь,

- мешок для грязного белья.

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22 – 240 С; определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускать определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

этапы обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. - Получить согласие. - Обеспечение права на информацию; - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Поставить ванночку в устойчивое положение. - Обеспечение безопасности проведения процедуры.
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. - Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.  
- Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. - Вымыть и осушить руки в перчатках. - Обеспечение инфекционной безопасности. - Создание комфортных условий для ребенка.
- Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки). - Создание комфортных условий. - Сохранение правильного положения пеленки в ванночке.
- Положить в ванну водный термометр. - Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 температуры 36 – 370 С. Примечание: а. При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую, б. Проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; в. При необходимости добавить в ванну несколько капель 5 % раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания. - Профилактика ожогов у ребенка. - Обеспечение безопасности ребенка.     - Исключение образования водяного пара.
- Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка. - За время купания вода в кувшине остывает на 1 – 20 С и обеспечивает закаливающий эффект.
- Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). - Подготовка ребенка к процедуре.
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья. - Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Выполнение процедуры
- Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра. - Наиболее удобная фиксация ребенка.
- Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. - Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. - Обеспечивается максимальное расслабление мышц. - Исключается перегревание ребенка. - Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры. - Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка.
- Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) → шея → туловище → конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область. - Исключение травмирования кожи. - Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши. - Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности.
- Снять рукавичку. - Приподнять ребенка над водой. - Перевернуть лицом вниз. - Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35 – 360 С) Примечание: желательно иметь помощника. - Достижение инфекционной безопасности. - Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. - Обеспечение закаливающего эффекта.
- Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. - Осушить кожные покровы промокательными движениями. - Предупреждение переохлаждения. - Обеспечение безопасности ребенка. - Предупреждение появления раздражения кожных покровов ребенка.
Завершение процедуры
- Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой. - Предупреждение появления опрелостей.
- Одеть ребенка и уложить в кроватку. - Обеспечение комфортного состояния.
- Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить). - Слить воду из ванночки и сполоснуть ее. - Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. - Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком. - Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. - Снять перчатки, маску, вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.01 с.)