Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кибернетическая Эпистемология.

Поиск

В современной литературе, посвященной теории познания, Хайнц фон Фёрстер упоминается, наряду с Эрнстом фон Глазерсфельда и Умберто Матураной, в качестве одного из основателей конструктивист­ской парадигмы[38]. Так, если Глазерсфельд, Ватцлавик, Шмидт, Луманн в большей мере представляют гуманитарное крыло, то Фёрстер по пра­ву может считаться отцом кибернетического направления, представ­ленного также Матураной, Варелой и в определенной степени нейро-физиологом Г. Ротом. Однако, в отличие от последних, разрабатываю­щих свои конструктивистские концепции на материале современной биологии, Фёрстер является кибернетиком «до мозга костей». В тече­ние нескольких десятилетий своего творчества ему удалось превратить кибернетику Норберта Винера из технической прикладной дисциплины в одно из направлений современной эпистемологии, из «собрания фак­тов» в «образ мысли». Поражает не только широта междисциплинар­ных интересов Фёрстера, по и его творческое долгожительство, позво­лившее ему связать в единую цепь преемственности два поколения ки­бернетиков: кибернетиков старшего поколения - Норберта Винера, Уоррена Мак-Каллока, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грего­ри Бэйтсона, Маргарет Мид, Клода Шеннона, Артуро Розенблюта, Уолтера Питтса, Стаффорда Вира, Росса Эшби и других - и кибернети­ков более молодого поколения, представленного Умберто Матураной, Гордоном Паском, Франциском Варелой, Рикардо Урибэ, Ларсом Лефгреном, Готгхардом Гюнтером и многими другими. С первыми Фёр­стера связывает активное участие с 1949 по 1953 год в знаменитых Мэйсиновских кибернетических конференциях и его работа в Иллинойском университете - месте создания самых первых компьютеров, компьютеров серии «ILIAC». Co вторыми - руководство с 1958 по 1975 год им же созданной и не менее знаменитой «Лабораторией Биологи­ческих Компьютеров» в Урбане. Более того, с самого детства и в ран­ней молодости, прошедшей в Вене, Фёрстер был связан дружескими узами с семьей Витгенштейнов, знал наизусть «Логико-философский трактат» и был хорошо знаком с деятельностью Венского кружка. Весь этот необыкновенный опыт личного общения с творцами научно-философской атмосферы XX века наряду с широчайшим диапазоном собственных исследовательских интересов позволили Фёрстеру обоб­щить накопленный материал в единую концепцию кибернетической эпистемологии, входящую вместе с учениями о познании и когнитив­ными теориями других авторов в конструктивистский дискурс.

Практически все работы Фёрстера, начиная с его первой венской публикации 1948 года, в той или иной степени посвящены вопросам познания, будь то проблемы памяти, логики, информации или органи­зации когнитивных систем. Однако наиболее точно свое эпистемоло-гическое кредо Фёрстер впервые сформулировал в 1973 году в докладе, посвященном открытию четвертой международной экологической конференции, который недвусмысленно назывался «О конструирова­нии реальности» и содержал в себе идею когнитивной неделимости че­ловека и окружающей среды: «Своей целью я видел осмысление окру­жающей среды в качестве нашего собственного порождения, изобрете­ния; и далее - ее полное перемещение в зону нашей ответственности таким образом, чтобы ее разрушение воспринималось бы как самораз­рушение, а догматическое разделение на внутреннее и внешнее было показано как несостоятельное. Тогда я совершенно ничего не знал о каком-либо конструктивистском учении, ставшим столь модным в на­ши дни» [Foer.[39] 1998, S.42-43]. Впоследствии данная работа неодно­кратно переиздавалась, была переведена на другие языки и вошла в пионерский сборник по конструктивизму 1981 года («Изобретенная действительность») под редакцией П. Ватцлавика[40]. Именно в ней Фёр­стер формулирует основной «постулат», вокруг которого строится зда­ние его конструктивистской эпистемологии: «Окружающая среда в том виде, как мы ее воспринимаем - это наше изобретение» [Foer. 1985, S.25]. Сама эта формула разбивается на многочисленные макси­мы, поясняющие ее содержание и применимость в различных аспектах научно-философской практики.

Как следует понимать данное высказывание? Любое знание, лю­бые представления о вещах и о мире являются субъективными конст­рукциями. Мир как таковой не содержит в себе ни свойств, ни законов, ни предметов «в готовом виде». Все, что мы можем сказать о мире, о самых точных и «достоверных» его законах и проявлениях (таких как, к примеру, закон всемирного тяготения) - все это конструкции нашего сознания, которые мы изобретаем, а не получаем извне вследствие на­учных открытий. Свою мысль Фёрстер поясняет примером из «Метало-гии» Г. Бэйтсона [Bateson 1972], из которого выясняется, что любое высказывание может быть объявлено «объяснительным принципом», который, в свою очередь, ничего объяснить не может, поскольку сам является изобретением его автора:

«Дочь'. Папа, не хочешь ли ты этим сказать, что сэр Исаак Ньютон допускал, что любые гипотезы просто изобретаются, выдумываются, как рассказы?

Отец\ Именно так!

Д: Но ни открыл ли он гравитацию, при помощи яблока?

О'. Нет, моя дорогая, он ее изобрел.

Д: Ах... "[Foer. 1996,8.144].

Таким образом, сам по себе мир не содержит никакой информа­ции, которая могла бы извлекаться из него познающим субъектом. В этом состоит один из главных выводов эпистемологии Фёрстера: «Ког­нитивные процессы создают описания окружающей среды, т.е. инфор­мацию о ней.

Сама окружающая среда не содержит никакой информации. Мир есть, каков он есть» [Foer. 1985, S.I 12].

Соответственно, не может передаваться знание непосредственно от человека к человеку, к примеру, от учителя к ученику. Ученик сам должен сконструировать свое собственное знание из того эмпириче­ского и перцептивного материала, который оказывается в наличии: «Он [обучающийся] не рассматривается теперь в качестве пассивного пус­того ящика, контейнера, который обличенный государственной вла­стью авторитет (учитель или, более того, мудрый профессор) заполняет разного рода фактами и данными, а также своей невероятной мудро­стью....С позиции данной теории познания и восприятия ученик вы­глядит активным конструктором; он сам вырабатывает в себе знание» [Foer. 1998, S.70]. Вот как формулирует Фёрстер свой «герменевтиче­ский принцип»: «Слушающий, а не говорящий определяв?» смысл ска­занного. Обычно считается, что говорящий устанавливает, что означает данное предложение, слушающий же должен понять, что сказал гово­рящий. В этом заключается фундаментальное заблуждение. Слушатель - это тот, кто интерпретирует те характерные звуки, которые я или кто-то другой воспроизводит при помощи голосовых связок, придавая им тот или иной смысл» [Foer. 1998, S.I00].

В этом кратком вступлении следует упомянуть еще о двух макси­мах Фёрстера. Первая - «объективность - это неверное представление о том, что наблюдение могло бы осуществляться без наблюдателя» и вторая — «истина - изобретение лгунов». Обоснованием такого взгляда на «объективность» и «истину» служит, с одной стороны, этическая по­зиция Фёрстера о персональной ответственности субъекта за все про­исходящее, а с другой - развиваемая им концепция наблюдателя, гла­сящая о том, что «...Наблюдатель и наблюдаемое неразрывно связаны друг с другом» [Foer. 1997, S.44]. Концепцию наблюдателя, этические положения, а также то, какой смысл вкладывает Фёрстер в понятие «объективности», мы рассмотрим несколько позже.

Как видно, приведенные тезисы сходны с теми, которые выдви­гают другие конструктивисты. Отличие состоит в их обосновании. Ни­же мы разберем конкретные модели, кибернетические концепции и со­ображения более общего - философского и этического - характера, ко­торые легли в основу конструктивистской эпистемологии. Фёрстер го­ворит о том, что «проблема познания раскладывается на два аспекта: эпистемологический и вычислительный» [Foer. 1985, S.46]. В своем из­ложении мы будем придерживаться указанного различия. Если кибер­нетический аспект («вычислительный») подразумевает построение конкретных системных моделей функционирования когнитивного ор­ганизма и сопутствующего им понятийного аппарата, то эпистемологи­ческий — выявление и описание когнитивных явлений, того, как они видятся с позиции познающего субъекта, а также их интерпретации при помощи объяснительных моделей первого аспекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.011 с.)