Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
Похожие статьи вашей тематики
Земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов определяются Конституцией РФ, Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ЗК РФ, Законом РФ «О недрах» и другими законодательными актами. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов относятся: 1) издание актов, содержащих нормы земельного права; 2) планирование использования земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 3) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 4) установление с учётом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; 5) разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; 6) управление и распоряжение земельными участками; 7) установление публичного сервитута; 8) проведение мониторинга земель, 9) проведение землеустроительных работ и ведение земельного кадастра; 10) установление границ и размеров земельных участков в кондоминимумах; 11) осуществление контроля над использованием земель на территории муниципального образования; 12) решение вопросов, связанных с использованием и охраной других природных ресурсов. В соответствии с законом «О недрах» в компетенцию органов местного самоуправления входят: 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения, при предоставлении недр в пользование; 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых; 4) приостановление работ в случае нарушения положений Закона «О недрах»; 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых; 6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами.
94. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения Жилищный кодекс более широко формулирует полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, нежели Федеральный закон № ФЗ-131. Так, если в последнем к вопросам местного значения отнесено только предоставление малоимущим гражданам жилых помещений на условиях договора социального найма, то нормы Жилищного кодекса включают в полномочия муниципалитетов и действия в отношении муниципального жилого фонда и немуниципального. В том числе, в отношении муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления как собственники: ведут учет муниципального жилищного фонда; устанавливают размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, чтобы признать лиц малоимущими и предоставить им жилые помещения; ведут в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В отношении всех видов жилых помещений органы местного самоуправления осуществляют: принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; проведение собраний собственников многоквартирных жилых домов для выбора способа управления; обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций; предоставляют управляющим организациям, ТСЖ и жилищным кооперативам бюджетные средства на капремонт жилфонда; оказывают содействие повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами; могут разработать, утвердить и опубликовать примерные условия или примерные формы договоров. ФЗ-131 включает в число вопросов местного значения поселений организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В том числе, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы муниципальных районов организуют в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений, а также утверждают коммунальные тарифы, если потребители таких коммунальных услуг проживают на территории нескольких поселений. Органы городских округов на своей территории осуществляют обе группы полномочий в коммунальной сфере. Детально полномочия по регулированию тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Он включает в полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок 1) утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждение инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры 3) установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления также: 1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; 2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; 3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса; 4) утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 5) рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; 7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; 8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; 9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры; 10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ; 12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; 13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса; 14) запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Наделены органы местного самоуправления также полномочиями создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
95. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность. ^ К вопросам местного значения в сфере безопасности в доктрине относят: - организация охраны общественного порядка силами муниципальной милиции (муниципальные районы и городские округа). Следует отметить, что хотя Конституция РФ и упоминает об охране общественного порядка как вопрос ведения муниципалитетов, но законодательство, которое бы определяло порядок этого вопроса местного значения отсутствует. ФЗ-131 откладывает решение органами местного самоуправления этого вопроса местного значения до принятия и вступления в силу Федерального закона «О милиции общественной безопасности»; - организация скорой медицинской помощи, за исключением санитарно- авиационной (муниципальные районы и городские округа); - обеспечение первичных мер пожарной безопасности (поселения и городские округа); - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа); - организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; - организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа). По каждому такому вопросу местного значения действуют также отраслевые акты, детально определяющие полномочия органов местного самоуправления. Например, статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
96. Гарантии и защита прав МСУ. Гарантии в юридическом смысле - условия и средства обеспечения прав. Двумя самыми распространенными видами гарантий являются: гарантии-средства - представляют собой конкретные способы реализации и защиты прав; гарантии-условия - создают предпосылки к осуществлению гражданами своих прав. Они создают правовое, экономическое, социальное и культурное пространство, действуя в котором человек может осуществлять свои права. Такие гарантии должны функционировать постоянно, раньше, чем отдельный гражданин воспользуется принадлежащим ему правом. Наиболее распространенные виды гарантий: общие; правовые; организационные. Гарантии МСУ - система условий и средств, обеспечивающих осуществление МСУ и соответственно реализацию прав каждого гражданина РФ на МСУ. Общие гарантии не всегда закреплены юридически. К ним относятся гарантии: экономические; политические; социальные; духовные. Для науки мун. права наибольший интерес представляют правовые гарантии МСУ, т. е. гарантии, закрепленные в нормативно-правовых актах различной юридической силы. Правовые гарантии МСУ обеспечивают самостоятельность органов МСУ: организационную; финансово-экономическую. Кроме правовых гарантий в широком смысле, т. е. гарантий, закрепленных в нормативно-правовых актах, в науке мун. права выделяют так называемые правовые гарантии в узком смысле - судебные гарантии и иные формы юридической защиты МСУ. "Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность МСУ - закрепляемые законодательством о МСУ организационные основы МСУ, принципы определения компетенции органов МСУ". К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность МСУ. относятся: конституционное положение (ст. 12 К РФ) о том, что органы МСУ не входят в систему органов гос. власти; право населения мун. образования самостоятельно определять структуры органов МСУ; собственная компетенция органов МСУ; символика мун образований, отражающая исторические и иные местные традиции; обязательность учета мнения населения при изменении границ мун. образования; законодательно установленные пределы и порядок гос. контроля за деятельностью органов МСУ. Система гарантий финансово-экономической самостоятельности МСУ основывается на следующих принципах: мун. Собственность как одна из признаваемых законом форм собственности защищается гос-вом; право управления и распоряжения мун. собственностью принадлежит исключительно мун. образованию; возможность создания органами МСУ мун коммерческих и некоммерческих организаций; обязанность органов гос. власти передавать необходимые финансовые средства для реализации органами МСУ делегированных им полномочий; самостоятельность органов МСУ при формировании, утверждении и исполнении местного бюджета; самостоятельное участие мун. образований в гражданско-правовых отношениях.
97. Правовые формы защиты МСУ. СУДЕБНАЯ И ИНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В соответствии с ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления - судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане - в суд общей юрисдикции. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются__ права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов. Согласно Указу Президента РФ ≪О гарантиях местного самоуправления в РФ≫ решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Это предписание является составной частью гарантии судебной. защиты местного самоуправления. Нормы о судебной защите права на местное самоуправление содержатся и в региональных, и в муниципальных нормативно-правовых актах. Население муниципального образования, права которого нарушены, вправе обратиться не только в суд за защитой нарушенных прав, но и в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти либо орган местного самоуправления или к вышестоящему должностному лицу.
|