Собрания (конференции) граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрания (конференции) граждан



В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальных образованиях для решения вопросов местного значения. При этом порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом «О собраниях (сходах) граждан в» от 1 марта 1996 года № 18-03 собрания (сходы) являются формой непосредственного демократии, прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений участвуют в осуществлении местного самоуправления.

Общие собрания (сходы) граждан созываются органами местного самоуправления, главами муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В законе указывается, что общие собрания (сходы) инициируемые жителями проводятся по требованию граждан в количестве не менее 5% от числа избирателей проживающих на территории муниципального образования и правомочны, если в них участвует более половины жителей соответствующей территории.

На собрании (сходе) граждане обладают полномочиями принять решение об организации и осуществления на своей территории территориального общественного самоуправления, определить цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены территориального сообщества, избрать органы территориального общественного самоуправления.

Решения собрания (схода) граждан принимаются, как правило, открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих.

Решения, принятые собранием (сходом) в пределах своих полномочий являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования.

Принятые решения могут быть отменены или изменены только собранием (сходом) граждан, однако в случае несоответствия принятых решений действующему законодательству они могут быть признаны в судебном порядке недействительными.

Необходимо отметить, что подобная форма непосредственной демократии реализуется населением в небольших по численности поселках, расположенных в городе.

В городских муниципальных образованиях в виду их большой численности населения, когда проведение собрания (схода) невозможно, большее распространение получило проведение конференций жителей. Конференция является собранием надлежаще уполномоченных представителей граждан, проживающих на соответствующей территории для решения вопросов местного значения, отнесенных в ведение территориального общественного самоуправления.

Практика создания институтов ТОС свидетельствует, что инициаторами проведения учредительных конференций, как правило, выступают сами граждане, проживающие на соответствующей территории, а последующие конференции, связанные с деятельностью ТОС могут проводится по инициативе как органов местного самоуправления, так и органов ТОС.

В зависимости от целей и задач и инициатив жителей проводимые конференции граждан по месту жительства по реализации прав на осуществление территориального общественного самоуправления подразделяются на следующие виды:

- Учредительная конференция проводится по инициативе определённой группы населения и соответствующего решения органов местного самоуправления с целью избрания выборных лиц и органов территориального общественного самоуправления (комитет, совет, иные органы);

- Отчетная конференция проводится, как правило, не реже одного раза в год по решению органов местного самоуправления и комитета (совет) ТОС для проведения отчета органов ТОС о своей деятельности перед населением;

- Отчётно-выборная конференция проводится в соответствии с решением органов местного самоуправления по истечении срока полномочий органов ТОС в целях отчёта перед населением о проделанной работе и организации перевыборов руководителей и членов органов ТОС;

- Внеочередная конференция проводится: по инициативе комитета ТОС в целях оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию конференции; по инициативе жителей для выражения недоверия комитету ТО; в случае прекращения исполнения полномочий председателем комитета ТОС.

Порядок создания и проведения конференции граждан, нормы представительства делегатов, выборы органов ТОС устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления или самими органами ТОС.

В ряде муниципальных образований устанавливают норму представительства делегатов от числа жителей проживающих на территории, так в Новосибирске делегаты на конференцию избираются из расчёта один делегат от ста жителей, но не менее 100 делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей общежитий, подъездов, дворов, домов улиц, а при отсутствии возможности проведения собраний допускается процедура сбора подписей жителей квартир (домов) вышеуказанных территорий в поддержку делегатов[1].

Делегаты на конференцию считаются избранными, если за них проголосовали большинство присутствующих на собрании (сходе) или опрошенных жителей путём сбора подписей по месту жительства. При этом делегаты не могут назначаться на конференции органами местного самоуправления, а также существующими органами ТОС.

При этом установленные нормы представительства на конференцию должны обеспечивать жителям возможность избрания делегатов на конференцию из числа граждан достаточно им известных (например, один представитель от подъезда в многоэтажном доме, либо от дома малоэтажной застройки, от улицы с частной застройкой).

Конференция считается правомочной при участии в ней не менее двух третей избранных представителей, проживающих на соответствующей территории.

В работе конференции могут принимать участие граждане, достигшие 16 лет, проживающие на территории комитета ТОС, а также депутаты, избранные от данной территории, глава местного самоуправления или лица ими официально уполномоченные с правом совещательного голоса.

В компетенцию конференций граждан, как высшего органа ТОС, относится решение следующих вопросов:

- Принятие решения об учреждении и ликвидации ТОС;

- Принятие положения (устава) комитета ТОС микрорайона, посёлка, внесение в него изменений, дополнений;

- Установление структуры органов ТОС;

- Избрание органов ТОС;

- Определение основных направлений деятельности ТОС;

- Утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчёта об её исполнении;

- Утверждение регулярных отчётов о деятельности органов ТОС.

- Решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

В том случае, если органы ТОС имеют обособленное имущество, финансовые или иные средств, занимаются хозяйственной деятельностью, должен быть избран контрольный орган, например, ревизионная комиссия с установленными в уставе ТОС соответственными полномочиями.

По решению конференции выборы органов ТОС могут проводиться открытым либо тайным голосованием её участников. При открытом голосовании, после выдвижения и обсуждения кандидатур председательствующий проводит голосовании по каждой кандидатуре с учётом поданных голосов – «за», «против», «воздержался». Подсчёт голосов проводится президиумом собрания (схода), конференции.

При тайном голосовании конференция по обсуждаемым кандидатурам большинством голосов принимает решение об их включении в бюллетень для тайного голосования. Конференция образует счетную комиссию, которая изготавливает бюллетени, раздаёт их делегатом конференции, проводит голосование, определяет его результаты, о чём докладывает конференции, которая утверждает результаты голосования.

Решения конференций граждан принимаются большинством присутствующих и оформляются протоколом, который должен содержать следующие данные: дату и место проведения; общее число граждан, имеющих право принимать решения на конференции; количество жителей принявших участие в работе конференции, результаты голосования и принятые по ним решения; подпись председателя и секретаря конференции.

Для стимулирования деятельности выборных руководителей органов ТОС, конференция может принять решение о денежном вознаграждении председателей комитетов (советов) ТОС.

Как правило, решения конференции являются обязательными для избранных ими органами и выборных лиц ТОС и носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

Таким образом, собрания (сходы), конференции граждан являются одной из организационных форм участия населения в общественном самоуправлении по месту жительства, правовое регулирование которых осуществляется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Конференция граждан, как высший орган ТОС, обладает собственной компетенцией по созданию органов ТОС, определению целей и основных направлений деятельности, утверждению отчётов о деятельности выборных руководителей и органов ТОС.

 

36. Органы МСУ.
Наряду с непосредственным осуществлением населением МСУ (местные выборы, референдум, иные формы) население мун образования осуществляет МСУ через органы МСУ.
Структуру органов МСУ составляют: представительный орган мун образования; глава мун образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган мун образования); контрольный органмун образования; иные органы и выборные должностные лица МСУ, предусмотренные уставоммун образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов МСУ представительного органамун образования, главы мун образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа мун образования) являетсяобязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, представительный орган не формируется в поселении с численностью избирателей менее 100 человек; функции данного органа выполняет сход граждан).
Уставом мун образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой мун образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа мун образования.
Уставом мун образования определяются: порядок формирования; полномочия; срок полномочий; подотчетность; подконтрольность органов МСУ; иные вопросы организации и деятельности указанных органов.
Наименования представительного органа мун образования, главы мун образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа мун образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Решение представительного органа мун образования об изменении структуры органов МСУ вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа мун образования, принявшего указанное решение.
Структура органов МСУ в случае образования на межселенных территориях вновь образованного мун образования или в случае преобразования существующего мун образования определяется: населением на местном референдуме (в мун образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан);представительным органом мун образования.
Финансирование расходов на содержание органов МСУ осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих мун образований.
Органы МСУ не входят в систему органов гос власти.

37. Представительные органы в системе МС, порядок их формирования и определения численности.
Порядок формирования
Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительные полномочия представительных органов МС.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

38. Организация работы представительного органа местного само­управления.

Деятельность представительного органа местного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ве­дения заседания и принятия решений. Регламенты часто публи­куются местной прессой.

В советский период основной формой работы местных Со­ветов были сессии. Сессия (от лат. sessio — заседание) — это промежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседания представительного органа и его комиссий. Регуляр­ность проведения сессий местных Советов жестко закреплялась союзным и республиканским законодательством. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 29 июля 1971 г. “О район­ном Совете народных депутатов РСФСР” (в ред. от 3 августа 1979 г.) сессии районного Совета народных депутатов проводи­лись не реже четырех раз в год. Связано это было с тем, что проекты решений спускались сверху, а на сессии проходило формальное утверждение уже готовых решений. Сессии созыва­лись исполнительными комитетами Советов и длились один день.

В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Орга­низационно-правовые формы работы предусматриваются в уста­вах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово “сессия”, а говорится, как правило, о заседаниях.

Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленар­ном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессион­ной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собра­ний).

Пленарная, сессионная деятельность является главной, ос­новной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решают­ся вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган ме­стного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководи­теля представительного органа, который в соответствии с уста­вом муниципального образования может быть главой муници­пального образования. Уставы некоторых муниципальных обра­зований предусматривают порядок утверждения структуры му­ниципального представительного органа, образования и упразд­нения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представи­тельного органа местного самоуправления и его депутатов.

По отдельным направлениям своей деятельности представи­тельный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии — основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представи­тельного органа.

В уставе муниципального образования или в регламенте ра­боты представительного органа указывается периодичность про­ведения заседаний (сессий) представительного органа. Напри­мер, сессии Совета депутатов Подольского района созываются не реже одного раза в два месяца, а председатель Тверской го­родской Думы назначает заседание не реже одного раза в квар­тал.

39. Виды заседаний представительного органа местного самоуправ­ления.

Заседания могут быть очередными и внеочередными, пленарными и проводимыми по комиссиям и комитетам, от­крытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся плано­во, в сроки, предусмотренные уставами муниципальных образо­ваний и регламентами работы представительных органов. Оче­редную сессию представительного органа созывает председатель думы (совета, собрания и т.д.) или глава местного самоуправле­ния, который может быть главой местной администрации. Пер­вая сессия созывается не позднее 14—20 дней после избрания представительного органа. Сессия правомочна при наличии не менее двух третей общего числа депутатов. Все вопросы на сес­сии представительного органа решаются на основе устава муни­ципального образования и регламента работы самого представи­тельного органа. Некоторые вопросы конституционного свойства решаются на сессии представительного органа квалифициро­ванным большинством, т.е. двумя третями общего количества (например, вопрос о самороспуске представительного органа). Руководители всех предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от формы собственности, расположенных на террито­рии муниципального образования, обязаны по требованию представительного органа или главы местного самоуправления являться на сессию совета (думы) для дачи ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, входя­щим в компетенцию данного органа. Неявка названных лиц без уважительной причины влечет ответственность, предусмотрен­ную за неисполнение решения представительного органа мест­ного самоуправления.

Внеочередные заседания созываются при наличии необходи­мых для этого обстоятельств. Регламенты представительных ор­ганов предусматривают особый порядок созыва внеочередного заседания. Например, согласно регламенту Иркутской городской Думы внеочередные заседания проводятся по предложению гла­вы города, председателя Думы, не менее одной трети числа из­бранных депутатов, постоянной комиссии и не позднее недель­ного срока. При созыве внеочередного заседания целесообразно извещать депутатов о повестке дня.

Заседания могут быть пленарными, когда в работе принима­ют участие все депутаты одновременно, и проводимыми по ко­миссиям и комитетам, на которых депутаты предварительно обсуждают вопросы, планируемые к внесению на рассмотрение представительного органа. Правовые акты, как правило, прини­маются представительным органом местного самоуправления только после предварительного обсуждения проектов в комис­сиях, к ведению которых относятся данные вопросы.

Заседания представительного органа в основном являются открытыми. На них могут присутствовать жители муниципаль­ного образования, представители общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, должностные лица исполнительных органов местного само­управления, представители органов государственной власти, средств массовой информации и др. Закрытые заседания про­водятся в особых случаях. Список приглашенных на заседание определяется представительным органом. При этом следует отметить, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органа местного само­управления, в том числе на закрытых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.02 с.)