Внешние аудиторские стандарты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние аудиторские стандарты



Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских орга­низаций, индивидуальных аудиторов, а также для проверяемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Первоначально общегосударственные российские стандарты аудита разрабатывались Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, которая была утверждена распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г.

За период 1996—2000 гг. в соот­ветствии с Программой Правительства РФ при участии Минфина Рос­сии, представителей аудиторских и научных кругов были разработаны и затем одобрены Комиссией 38 правил (стандартов) аудиторской де­ятельности. В настоящее время они не действуют.

Начиная с 23 сен­тября 2002 г. федеральные стандарты аудиторской деятельности стали утверждаться Правительством Российской Федерации.

Утверждены следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (по состоянию на 1 января 2012 года):

- Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита»;

- Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита»;

- Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите»;

- Правило (стандарт) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;

- Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 9 «Связанные стороны»;

- Правило (стандарт) № 10 «События после отчетной даты»;

- Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;

- Правило (стандарт) № 12. «Согласование условий проведения аудита»;

- Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка»;

- Правило (стандарт) № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

- Правило (стандарт) № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;

- Правило (стандарт) № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

- Правило (стандарт) № 20 «Аналитические процедуры»;

- Правило (стандарт) № 21 «Особенности аудита оценочных значений»;

- Правило (стандарт) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;

- Правило (стандарт) № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;

- Правило (стандарт) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;

- Правило (стандарт) № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация»;

- Правило (стандарт) № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»;

- Правило (стандарт) № 28 «Использование результатов работы другого аудитора»;

- Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»;

- Правило (стандарт) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

- Правило (стандарт) № 31 «Компиляция финансовой информации»;

- Правило (стандарт) № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;

- Правило (стандарт) № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 26 июня 2009 г. N 538 в Положение о Минфине России полномочия с 2010 года по принятию федеральных стандартов аудиторской деятельности возложены на Минфин России. К 2012 году Минфином РФ были разработаны и приняты следующие стандарты:

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация в аудиторском заключении;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010). Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011). Аудиторские доказательства;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011). Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011). Особенности аудита отдельной части отчетности;

Федеральные стандарты аудита определяют общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы ме­тодологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в ходе проверок, регламентируются самой аудиторской организацией и оформляются в виде внутренних стандартов фирмы.

К факторам, способству­ющим развитию международных стандартов аудита, относятся углуб­ление мирохозяйственных связей и усиление влияния транснацио­нальных корпораций. Крупнейшие корпорации стремятся к расшире­нию сферы своего влияния за счет выхода на возможно большее число фондовых рынков. Требования же фондовых бирж к понятности и про­зрачности финансовой отчетности компаний, акции которых подле­жат включению в листинг, достаточно высоки. Этот фактор, а также необходимость использования единых принципов учета и отчетности во всех отделениях корпораций вызывает необходимость унификации принципов бухгалтерского учета и, как следствие, унификации аудита.

Распространение единых стандартов аудита вызывается ростом монополизма в сфере аудита и сопутствующих услуг: здесь дей­ствует несколько крупнейших многонациональных аудиторско-консалтинговых компаний. Десяти-двенадцати компаниям принадлежит около 90 % рынка аудиторских услуг, и монополизация еще более уси­ливается: в последнее время происходят масштабные слияния компа­ний-гигантов, что также является побудительным мотивом дальней­шей унификации принципов аудита.

Большой вклад в разработку стандартов аудита вносят международ­ные организации и национальные союзы аудиторов: Международная федерация бухгалтеров (IFAC), Мировой банк реконструкции и разви­тия, Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные ассоциации профессиональных аудиторских организаций.

В рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC) разработ­ку стандартов аудита осуществляет Международный комитет по ауди­торской практике (IAPC).

Им изданы документы, входящие в систему Международных стандартов проведения аудита, а именно, стандарты МСА (в настоящее время их насчитывается 36), и один стандарт по контролю качества аудита.

Сравнение российских и международных стандартов позволяет сделать вывод о том, что большинство международных стандартов имеют в качестве аналогов российские правила (стандарты). Однако существует ряд документов, на основе которых пока не подготовлены соответствующие российские стандарты аудиторской деятельности. Это представляется закономерным, так как некоторые международные стандарты касаются аудиторских услуг, которые не являются типичны­ми для российской аудиторской практики.

Саморегулируемые аудиторские объединения устанавливают требования для своих членов, оформляемых в виде стандартов. Эти правила и требования не могут быть ниже федеральных стандартов.

Стандарты саморегулируемых организаций должны осуществлять как минимум две функции:

- исправление в рамках своего объединения недостатков государственных нормативных актов.

-усиление вполне рациональных положений государственных нормативных актов, например, по линии контроля над качеством аудиторских услуг, профессиональной этики, страхования гражданской ответственности своих членов.

При разработке внутренних стандартов саморегулируемых аудиторских организаций руководствуются следующими принципами.

1. Взаимное стремление всех заинтересованных сторон, оказывающих и потребляющих аудиторские услуги, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению качеством аудиторских услуг, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости.

2. Целесообразность разработки стандартов следует оценивать с точки зрения их социально-экономической необходимости и применимости.

3. При разработке внутренних аудиторских стандартов необходимо обеспечить:

-соответствие требованиям внешних стандартов, нормам законодательства по бухгалтерскому учету и аудиту, гражданскому, трудовому и др.;

-комплексность стандартизации, взаимосвязь внешних и внутренних стандартов;

-оптимальность требований, включаемых в стандарты.

4. Стандарты должны периодически и своевременно обновляться для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, уровню социально-экономического развития, передового отечественного и зарубежного опыта.

5. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.008 с.)