Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты аудиторской проверки

Поиск

Стандарты отчета

Общие стандарты представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающихся выполняемой работы.

В стандартах аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности.

Правила составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора).

Все стандарты обязательны для применения при аудите, требующем официального аудиторского заключения.

Структура построения стандартов едина:

  • общие положения (формулируется цель разработки стандарта, определяются объект стандартизации, сфера применения стандарта и его взаимосвязь с другими стандартами);
  • изложение положений стандарта;
  • практические применения.

В целом, стандарты определяют нормативные требования к качеству и достоверности аудита и обеспечивают определенный уровень независимости, объективности, профессиональной компетентности, конфиденциальности информации о результатах аудиторской проверки.

Стандарты являются основанием для доказательства в хозяйственных и гражданский судах качества проведения аудиторской проверки и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют методологию подхода к проведению аудиторской проверки, а также базовые принципы, виды отчетов аудиторов.

Следующий уровень регулирования аудиторской деятельности – внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и формы таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

Регулирование аудиторской деятельностью осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством РК.

 

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Внутренние стандарты аудиторской деятельности - это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Применение внутренних стандартов в аудиторских фирмах способствует:

- соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

- привлечению к проведению аудита аудиторов – ассистентов;

- увеличению объема и количества выполняемых аудиторских услуг.

Внутренние стандарты позволяют сформировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации по проведению аудита независимо от условий, в которых они находятся.

Внутрифирменные стандарты целесообразно разработать по всем видам услуг. Можно выделить следующие блоки стандартов:

1) по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения правил (стандартов);

3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) по организации сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

- целесообразности – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

- преемственности и непротиворечивости – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

- полноты и детализации – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

- единства терминологической базы – обеспечивать единство трактовки терминов во всех стандартах и документах.

 

 

ЭТАПЫ АУДИТА

Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Жестко установленных перечней таких требований и этапов нет, хотя условно аудиторскую проверку можно разделить на 4основных этапа:

  1. знакомство с клиентом
  2. планирование;
  3. аудит;
  4. завершение аудита.

На первом этапе аудитор:

· предварительно знакомится с клиентом;

· оформляет свои отношения с клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;

· рассчитывает уровень существенности предстоящей проверки;

· изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;

· оценивает аудиторские риски;

· готовит общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудитор оставляет план и программу аудита

На третьем этапе занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу.

Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

· завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;

· подготовить письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита;

· сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности финансовой отчетности проверяемого субъекта;

· подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

Такая схема лишь приблизительно отражает действительный ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы выполняются последовательно, некоторые этапы идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля может проводится в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита – на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид.

К обязательным требованиям, которые должны соблюдаться в процессе аудита, можно отнести:

· использование принципа существенности;

· документирование аудита;

· оценка аудиторского риска;

· применение аудиторских процедур при сборе аудиторских доказательств;

· соблюдение определенных требований при проведении выборочной проверки материалов;

· надлежащее распределение полномочий между членами группы специалистов в ходе выполнения аудиторского задания;

· контроль качества работы в аудите.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА-ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Письмо-обязательство составляется как при аудите финансовой отчетности, так и при сопутствующих аудиту услугах. При одновременном проведении общего аудита и оказании консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета необходимо составлять отдельные письма-обязательства. В некоторых странах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаются в специальных законодательных актах. Однако при составлении письма-обязательства необходимо учитывать только те его положения, которые содержат полезную для клиентов информацию. Письмо-обязательство о проведении аудита направляется клиенту до его начала. Оно является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение аудита, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед клиентом и формой отчетов.

Письмо-обязательство может содержать:

• мероприятия, связанные с планированием аудита;

• обязательства клиента о предоставлении письменных заявлений, связанных с аудитом;

• перечень дополнительных писем или отчетов, которые аудитор предполагает составить для клиента;

• основу исчисления гонорара, а также любые соглашения по поводу выставления счетов;

• договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов по некоторым аспектам аудита;

• договоренность о привлечении внутренних аудиторов;

• порядок координирования работы с предшествующим аудитором в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;

• любое ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;

• ссылки на любые дополнительные соглашения между аудитором и клиентом.

В случае повторной аудиторской проверки деятельности клиента аудиторской фирме разрешается не составлять новое письмо-обязательство. Однако в стандарте перечислены факторы и ситуации, когда необходимо составлять новое письмо-обязательство:

а) любой признак, указывающий на неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;

б) любые пересмотренные или особые условия договоренности;

в) недавнее изменение в составе высшего руководства, совета директоров или в структуре собственности;

г) значительное изменение характера или масштабов деятельности клиента;

д) требование законодательства.

В стандарте также предусмотрено, что условия договоренности об аудите меняются в случае неправильного понимания характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых клиентом изначально в письме-обязательстве. При изменении условий договоренности аудитору и клиенту необходимо согласовать новые условия, а также учесть и рассмотреть юридические и другие последствия, связанные с данными изменениями. При этом отчет аудитора о проведении проверки должен отражать пересмотренные условия договоренности. В отчет не должны включаться ссылки на первоначальную договоренность и любые другие процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с нею. Если аудитор не может согласиться на изменения условий договоренности и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальной договоренности, ему следует отказаться от аудиторской проверки с обоснованием причин отказа. Рассматриваемый стандарт регулирует особые условия договоренности об аудиторской проверке и дочерних компаний (филиалов, подразделений).

Если аудитор материнской компании является также аудитором филиалов, дочерних компаний или подразделений (компонентов), на решение аудитора о том, посылать ли отдельное письмо-обязательство компоненту, будут влиять следующие факторы:

• кто назначает аудитора компонента;

• необходимость составление отдельного аудиторского заключения по компоненту;

• требование законодательства;

• объем работ, выполненный другими аудиторами;

• доля себестоимости материнской компании;

• степень независимости руководства компонента.

Согласно законам и нормативным актам, регулирующим аудит государственного сектора, аудиторы, как правило, назначаются, а потому использование письма-обязательства о проведении аудита не является общепринятой практикой.

 

ФУНКЦИИ АУДИТА

Можно выделить следующие функции аудита: экспертную, аналитическую, консультационную и производственную.

Прежде всего, аудитор занимается экспертизой, т.е. проверкой публичной финансовой отчетности организации. Под экспертной функцией понимается проверка: соответствия представленных форм отчетов последним утвержденным формам; правильности оформления отчетов; правильности ведения бухгалтерского учета; состояния внутреннего контроля.

При проверке отчетности изучаются отдельные ее формы, определяется обоснованность отчетных показателей, подтвержденных записями на счетах бухгалтерского учета. Записи на счетах должны быть подтверждены первичными документами или бухгалтерскими счетами и справками и т.д. Прежде чем дать положительное заключение о достоверности отчетности и реальности содержащихся в ней показателей, аудитор должен убедиться в правильности ведения учета и точном, полном и своевременном отражении в учете всех хозяйственных операций, совершенных в проверяемый период. По результатам проверки аудитор составляет заключение и представляет его заказчику. То есть данная функция позволяет аудитору решить главную задачу аудита.

Очень важной функцией аудитора является аналитическая.

Аудитор, если по-настоящему заинтересован в продолжении деловых контактов с клиентом, обязан провести анализ финансовой отчетности и финансовых прогнозов, выработать соответствующие рекомендации, должен глубже заглянуть в дела проверяемого предприятия.

Он делает выводы о финансовом состоянии организации не только на дату завершения проверки, но и о перспективах его развития на ближайшее время, а возможно, и на более отдаленные периоды. С ними аудитор обязан познакомить руководство организации, в свою очередь, выслушать его оценку финансового состояния и перспективы развития, скорректировать свои выводы, если это необходимо, и изложить их в письменном виде с подробными рекомендациями, направленными на улучшение деятельности предприятия-клиента. Обычно такие рекомендации производятся в акте аудиторской проверки.

К сожалению, такой анализ не стал обычным, весьма важным и даже необходимым дополнением к проводимым аудиторским проверкам. Причина заключается в отсутствии социального заказа насущной потребности руководства в точном знании финансового состояния предприятия и перспектив его развития. По-другому обстоит дело в странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из основных функций аудита является консультативная, которая в странах с развитой рыночной экономикой выдвинута на первое место. Там центр тяжести аудиторской деятельности переместился с проверок и подтверждения достоверности отчетности на оказание консультационных услуг по: учетным вопросам, налогообложению, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, правовым, организационным и техническим вопросам, экономическим и экологическим вопросам, оценке активов и пассивов предприятия и т.д.

Крупные аудиторские фирмы могут проводить аудиты и давать консультации по широкому диапазону областей: общее руководство, управление финансами; маркетингом и сбытом; кадрами, трудовыми ресурсами и их подготовка, а также в определенных отраслях экономики (строительство, нефтедобывающая промышленность, транспорт, страховое и банковское дело, сельское хозяйство и т.д.).

При проведении консультаций в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умения специалистов-универсалов и узких специалистов, имеющих глубокие знания в отдельных отраслях. Будущий успех аудиторских фирм в значительной мере зависит от набора новых услуг, применения прогрессивных методов вмешательства в финансовую деятельность, улучшения качества услуг и честности сотрудничества.

Следовательно, консультирование надо рассматривать как перспективную и неотъемлемую функцию аудита, обеспечивающую практические советы и помощь. Зарубежный опыт аудиторской деятельности свидетельствует, что экспертиза финансовой отчетности составляет чуть больше ее общего объема, а оставшаяся работа приходится на консультационные услуги.

Наконец, аудит осуществляет непосредственно производственную функцию. Аудиторские фирмы или индивидуальные аудиторы на договорной и платной основе непосредственно выполняют обязанности бухгалтера: налаживают учет; внедряют его передовые формы и методы; составляют отчетность и декларации о доходах; постоянно ведут учет с составлением отчетности. При осуществлении данной функции проверку и подтверждение достоверности отчетов должны проводить иные независимые аудиторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.009 с.)