Процесс получения аудиторских доказательств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс получения аудиторских доказательств



Основным условием сбора аудиторских доказательств является:

1. Строгое соблюдение законности.

2. Следование принципу своевременности действий по сбору доказательств.

3. Получение гарантий достоверности представленных аудитору данных

 

Процесс получения аудиторских доказательств подразделяется на этапы:

  1. Установление цели
  2. Наблюдение фактов хозяйственной жизни и описание доказательств, выявленных в ходе проверки.
  3. Оценка собранных доказательств.

1. Установление цели. Прежде всего следует выбрать и обосновать цель, поскольку перед аудитором клиент может поставить различные задачи. Например, требуется не оценить верность и объективность составленной финансовой отчетности, а определить эффективность сделки или выгодность принятого управленческого решения. То есть цель должна быть конкретной. (Например: определить сохранность собственности и разработать предложения по ее совершенствованию; оценить рентабельность как производства в целом, так и отдельных продуктов, определить платежеспособность предприятия на текущую дату, либо сделать прогноз на будущее).

2.Этап наблюдения и описания. Наблюдение представляет преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие с целью изучения данного предмета, явления, то есть аудитор получает информацию о каких-либо фактах хозяйственной жизни. Собранные аудиторские доказательства должны быть обязательно отражены в рабочей документации аудитора в виде таблиц, заполненных бланков, записей и т.п.

3.Оценка собранных доказательств. Под оценкой доказательств понимается логический и мыслительный процесс определения роли собранных доказательств в установлении истины. Оценка доказательства предпринимается для того, чтобы выяснить:

· не противоречит ли это закону;

· относится ли данное доказательство к делу;

· является совокупность доказательств основанием для принятия решения;

· возможность использования доказательства в процессе дальнейшего исследования;

В аудиторской практике, согласно МСА 500, для систематизации сбора аудиторских доказательств следует применять систему определенных критериев, позволяющих оценить финансовую отчетность. Они имеют следующие характеристики:

Наличие (существование): Все активы и обязательство, отраженные в балансе существуют на отчетную дату (т.е. нет завышения размера актива и обязательства).

Права и обязанности: Все активы, отраженные в финансовой отчетности, принадлежат компании на законных основаниях, а обязательства являются реальными на отчетную дату.

Случай происхождения (ограничение учетного периода): В финансовой отчетности организации отражены результаты хозяйственных операций или события, фактически имевшие место в отчетном периоде.

Завершенность (полнота): все бухгалтерские записи были сделаны в соответствии со стандартами бухгалтерского учета в РК.

Определение стоимости (оценка): Все элементы финансовой отчетности организации приведены в оценке, соответствующей требованиям нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

Измерение (точность): Все хозяйственные операция или события компании зафиксированы в правильном суммовом выражении и в надлежащем отчетном периоде.

Представление и раскрытие: Информация, отраженная в финансовой отчетности компании, надлежащим образом раскрыта, классифицирована и описана в соответствии с принятыми основами составления финансовой отчетности.

 

АУДИТ ЗАПАСОВ

Основной целью аудита запасов является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению ТМЗ нормативным документам, действующим в РК в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность финансовой отчетности.

Основными задачами аудита ТМЗ являются:

1. Оценка состояния синтетического и аналитического учета МПЗ;

2. Оценка полноты отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

3. Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с движением ТМЗ.

4. Исходя из целей и решаемых задач, объектами аудита ТМЗ являются следующие укрупненные статьи баланса: сырье материалы, незавершенное производство и готовая продукция.

Направления и процедуры контроля.

Процедуры контроля запасов на складах предусматривают предварительное расследование и последующую оценку результатов деятельности руководства склада и обычно включают:

· Рассмотрение деловой репутации и финансового положения администрации склада;

· Осмотр производственных помещений;

· Запросы о методике и процедурах внутреннего контроля, практикуемых кладовщиком, а также о том, не хранятся ли на складе товары самого кладовщика;

· Просмотр финансовых отчетов кладовщика и отчетов по ним независимых аудиторов;

· Подсчеты в натуре товаров, когда это осуществимо и разумно;

· Согласование количества, указанного в отчетах, полученного от кладовщика, с данными документации владельца.

Инвентаризация является частью эффективной структуры внутреннего контроля.

Обязательным условием успешного проведения инвентаризации в натуре является предварительная подготовка в письменной форме ее программы, содержание которой предусматривает:

1. Физически расположить запасы таким образом, чтобы обеспечить подсчеты;

2. Правильно идентифицировать и описать запасы;

3. Отделить или правильно определить неходовые, устаревшие или поврежденные товары;

4. Идентифицировать и составить список запасов, принадлежащих другим фирмам;

5. Проконтролировать нумерацию инвентарных ярлыков или ведомостей.

6. Задокументировать и проверить отдельные подсчеты;

7. Добиться правильного «отсечения» документации, отражающей приемку и отгрузку, движение между подразделениями;

8. Установить и составить список товаров, находящихся у других фирм;

9. Исправить ошибки, выявленные в результате подсчетов.

Аудиторы должны знать принципы оценки ТМЗ для определения цены, установленной продавцом. Принятые методы оценки ФИФО, ЛИФО и т.д. тестируются путем пересчета. Цель – определить, уместно ли здесь применение именно такого метода.

Проверки права собственности. В процессе проверки аудитор должен установить, что клиент имеет права собственности на ТМЗ. Основной акцент при установлении права собственности делается на надлежащий контроль за операциями по приемке и отгрузке и за списанием в конце года, и в других случаях, на дату проведения инвентаризации.

 

АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основной целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в |РК в проверяемом периоде для того, чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

Основными задачами аудиторской проверки ОС являются:

1. Проверка правильности приобретения, оприходования и списания основных средств и нематериальных активов;

2. Оценка состояния синтетического и аналитического учета основных средства, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций;

3. Оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

4. Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с долгосрочными инвестициями, приобретением и выбытием основных средств и нематериальных активов.

Основным документом для реализации поставленных задач является программа аудиторской проверки.

Программа аудиторской проверки ОС:

1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

2. Аудит оформления первичных документов

3. Своевременность постановки на учет основных средств

4. Организация аналитического учета ОС

5. Правильность применения действующих в проверяемом периоде амортизационных отчислений при начислении износа по отдельным объектам основных средств (выборочно)

6. Отражения в учетной политики принятого организацией варианта учета и списания затрат на ремонт основных средств

7. Правильность образования, использования и корректировок резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств

8. Отражение операций по выбытию основных средств и списанию финансовых результатов для целей бухгалтерского учета и налогообложения

9. Переоценка основных средств отражение в учете ее результатов

10. Учет арендованных основных средств

11. НДС по операциям приобретения и выбытия основных средств, правильность его исчисления и отражения в учете.

12. Инвентаризация основных средств

В ходе выполнения данной программы аудитор должен:

· наглядно представить систему учета приобретения основных средств, точно определяя, какие счета задействованы, и оценить структуру контроля внутри этой системы;

· используя вопросник внутреннего контроля и блок-схемы потоков, определить риск неэффективности контроля основных средств;

· перечислить аудиторские процедуры, используемые обычно для сбора доказательств того, что методы контроля уменьшают риск его неэффективности;

· оценить сильные и слабые стороны контроля для определения содержания, времени и масштаба процедур;

· наметить специальные процедуры, при помощи которых можно выяснить, верно ли в финансовой отчетности отражены учет основных средств;
составить основные рабочие документы для счетов основных средств и перечислить основные хозяйственные операции, зафиксированные в этих документах;

· описать типы ложной и неточной информации, которые могут встретиться при изучении счетов приобретений и кредиторской задолженности.

Рассмотрим вопросник внутреннего контроля, который позволит протестировать эффективность контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.017 с.)