Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка кассовой наличности

Поиск

При аудите кассовой наличности часто выполняются проверки на существенность, цель которых контроль:

· Полноты проверки, точности и наличия выведенного сальдо подтверждение остатков и другой информации банками и другими финансовыми учреждениями, подготовка, обзор и проверка банковской сверки счетов; ведение учета кассовой наличности;

· Проверки на произвольно избранную дату банковских переводов;

· Проверка ограничений кассовой наличности.

В ходе проверки кассовых операций, необходимо проконтролировать:

Использованы ли по целевому назначению полученные из банка деньги на зарплату, командировки и хозяйственные нужды;

Имеются ли случаи выдачи наличных денег посторонним лицам без доверенностей; при наличии таких фактов аудитор должен уточнить их причины, установить, чьему распоряжению они были выданы и не скрываются ли за этим злоупотребления;

Нет ли фактов подписи расходных кассовых документов только руководителем или главным бухгалтером;

Имеются ли случаи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке;

Наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег;

Законность произведенных из кассы выплат денежных средств, списываемых на расходы без последующего представления отчетов по этим операциям;

Правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;

Своевременность депонирования невыплаченных сумм.

Для того чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточное количество доказательств.

Подтверждение остатков на банковских счетах

При просмотре аудитором согласования банковских счетов необходимо:

1. Получить копии сверки клиентом банковских счетов и установить их математическую точность;

2. Сверить общее сальдо банковских счетов с сальдо синтетического счета; для этого обычно требуется знать сумму остатков кассовой наличности по Главной книге;

3. Просмотреть сверку банковских счетов для выполнения необычных пунктов и получить доказательства их правильности с помощью запроса или изучения документов.

АУДИТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Важными элементами финансовой отчетности, связанными с изменениями. При аудиторской проверке учета затрат на производство, аудитор изучает учетную политику, организационные и технологические особенности аудируемой организации.

Порядок проведения аудита доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, включает ряд последовательных этапов:

­ сверка данных аналитического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, с оборотами и остатками синтетического учета. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

­ проверка правильности учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Аудитору необходимо проверить:

­ правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;

­ наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

­ правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;

­ правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества организации;

­ правильность отражения данных о бартерных сделках;

­ правильность отражения прибыли, полученной от покупателя в виде финансовой помощи, краткосрочного кредита;

­ правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;

­ правильность отражения в учете выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

­ правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;

­ правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;

­ правильность отражения выручки от произведенного капитального ремонта основных фондов, выполненного хозяйственным способом;

­ правильность реформации баланса.

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

1) конечные сальдо по счету синтетического учета нераспределенной прибыли (убытка) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

2) соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода, соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета нераспределенной прибыли (убытка).

3) проверка правильности формирования чистой прибыли (убытка)

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году, предназначен счет 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности формирования чистой прибыли (убытка).

Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.

Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями международного стандарта аудита на существенность. Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.

Таким образом, в ходе аудиторских процедур контроля оценки доходов и расходов на предприятии устанавливается достоверность и соответствие формирования информации о прибылях и убытков действующему законодательству, принятой учетной политике для внешних и внутренних пользователей.

АУДИТ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ

Аудит теснейшим образом связан со следующими видами деятельности:

Экономическим анализом;

Ревизией финансово-хозяйственной деятельности;

Судебно-бухгалтерской экспертизой.

Аудит является интегрированной дисциплиной и включает частично методы и приемы работы каждого из перечисленных видов деятельности.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессов предприятия, рассматриваемые с точки зрения их эффективности.

Предметом ревизии финансово-хозяйственной деятельности являются процессы, рассматриваемые с точки зрения их законности. Методы контрольно-ревизионной работы специфичны и их можно разделить на несколько групп:

- методы, ориентированные на проверку оправдательных документов и записей;

- методы, используемые для инвентаризации и контрольных проверок;

- методы аналитической работы ревизующих.

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы служат материалы о допущенных незаконных действиях и злоупотреблениях. Особенность этой экспертизы заключается в том, что перед ревизующим ставится задача изучить документы ставшие предметом уголовного дела.

Основные различия

Аудит и экономический анализ. Главная задача экономического анализа состоит в объективной оценке состояния предприятия, определении факторов, за счет которых оно в нем оказалось, расчете отклонений фактических показателей от плановых. Аудитор должен не только проделать такую работу и констатировать факты, но и указать пути для улучшения финансово-хозяйственной системы предприятия, проконсультировать сотрудников предприятия, какими должны быть их действия в будущем периоде.

Аудит и ревизия. Предмет ревизии законность и правдивость отражения ФХД. Предмет аудита по сравнению с ревизией шире – это не только законность, но и вопросы налогообложения, пенсионного обеспечения, оценки имущества, эффективность хозяйствования. Аудитор всегда рассматривает хозяйственные процессы с точки зрения помощи клиенту, а не констатации факта законности.

Аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза. Судебно-бухгалтерская ревизия является частью ревизии и поэтому соприкасается с аудитом еще меньшим числом контролирующих процедур. Экспертиза направлена преимущественно на установление фактов нарушений законности в документальном оформлении хозяйственной деятельности, ограничена и закрыта, чего нельзя сказать об аудите.

 

КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ

Кодекс этики является источником этических норм для людей любых профессий. Общественное доверие к качеству оказываемых услуг возрастает тогда, когда существуют высокие стандарты поведения к профессиональной деятельности. Поэтому во всех странах, где осуществляется аудиторская деятельность существует Кодекс этических профессиональных норм.

Кодекс этики содержит общие этические принципы и цели к которым должен стремиться каждый аудитор, а также включает набор специфических обязательных правил, устанавливающих минимальный уровень поведения, которого должен придерживаться профессионал, чтобы избежать дисциплинарных взысканий.

Структура кодекса профессиональной этики аудиторов подразделяется на четыре категории: концепции профессиональной этики; правила поведения; разъяснения правил поведения; этические нормы.

Концепции профессиональной этики отражают основные догматы профессионального поведения. Это идеальные стандарты этического поведения, содержащие анализ основных этических принципов, которые должен соблюдать дипломированный аудитор:

· независимость, честность и объективность;

· компетентность; и высокий технический уровень;

· обязательства перед клиентами;

· обязательства перед коллегами;

· другие обязательства.

Правила поведения устанавливают минимальный уровень приемлемого поведения. Это конкретные правила, которые должен выполнять каждый практикующий дипломированный бухгалтер для обеспечения минимально необходимого уровня оказываемых услуг. Отдельные правила могут быть обязательными для исполнения.

Разъяснения правил поведения принимаются в случае необходимости разъяснения практикующим аудиторам правил поведения в конкретных ситуациях и не носят обязательного характера. Однако в конфликтных ситуациях дипломированный бухгалтер должен объяснить допущенные отступления от правил.

Этические нормы представляют собой опубликованные ответы на вопросы о правилах поведения, поступившие от аудиторов и заинтересованных. Они так же как и разъяснения правил поведения, не обязательны, но практикующий аудитор должен объяснить отход от этих правил

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных норм поведения должно быть гарантировано высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.

Этические нормы различных профессиональных организаций отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы:

  • независимости;
  • объективности;
  • внимательности;
  • конфиденциальности
  • профессиональной компетентности;

Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний. Он не должен подчиняться каким-либо властным структурам и у него не должно быть никаких личных интересов.

Объективность – это образ мышления, принимающий во внимание только факты, имеющие отношение к данному делу. Объективность предполагает интеллектуальную честность.

В соответствии с принципом внимательности аудиторы при выполнении профессиональных услуг должны серьезно и внимательно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать свою работу и контролировать работу подчиненных специалистов.

В соответствии с принципом профессиональной компетенции достаточный профессиональный уровень оказываемых аудиторских услуг обеспечивается необходимой компетентностью аудитора, т.е. объемом знаний и навыков, достаточных для добросовестного и профессионального выполнения принятого аудитором обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче квалификационного экзамена, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг.

Одним из важней принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Аудитор не имеет право использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих сторон, а также в ущерб интересам клиента.

Можно выделить и другие принципы аудита как: научность, оперативность, конкретность, подотчетность, суждение, ценность и т.д.

Этические нормы призваны поднимать престиж аудиторской профессии. По мере роста самосознания аудиторов независимо от существующих правил каждый специалист должен определить для себя содержание понятия «профессиональное поведение».

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД АУДИТА

В общем виде метод (исследование – греч. сл.) представляет собой способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования различных явлений, путь научного познания к установлению истины.

Совокупность методов определяет методологию.

Общенаучная теория познания включает такие методические приемы, как: анализ и синтез; индукцию и дидукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, исторический метод, наблюдение, эксперимент, сравнение. (разд. Философии)

В процессе осуществления аудиторских процедур аудитор использует различные технические приемы и методы, которые в целом составляют методологию контроля. В специальной литературе авторы по разному подходят к вопросам классификации приемов и методов контроля, применяемых при внутреннем и внешнем аудите..

Методические приемы аудита – это специфические приемы, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономических и юридических наук. Существуют различные приемы, характерные для специалистов разных областей знаний, которыми могут пользоваться аудиторы, применяя их в зависимости от поставленной задачи. Знание специфики деятельности определенной организации в сочетании с приемами, выбранными правильно и в определенной последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводить проверки.

Методические приемы проверки можно объединить в следующие четыре группы:

1. Расчетно-аналитические;

2. Обобщения и реализация результатов контроля

3. Методы документального контроля (документальные);

4. Методы фактического контроля (органолептические).

Расчетно-аналитические приемы – это традиционные приемы экономического анализа (сравнение, группировка, цепные подстановки, балансовые увязки и т. д.); статистические расчеты; экономико-математическое моделирование.

Обобщения и реализация результатов контроля включает:

1. классификацию и группировку недостатков хозяйственной деятельности по экономической однородности и в хронологической последовательности;

2. составление ведомости выборочной инвентаризации ценностей, актов ревизии кассы, актов обследования мест хранения ценностей и др;

3. составление таблиц, схем, графиков, ведомостей, машинограмм;

4. систематизированная группировка результатов контроля;

5. документирование результатов промежуточного контроля;

6. аналитическая группировка, контроль за выполнением принятых решений и т.д.

Методы документального контроля:

a) формальная проверка;

b) арифметическая проверка;

c) нормативная проверка;

d) проверка на действительность хозяйственной операции;

e) встречная проверка;

f) взаимная сверка;

g) контрольное сличение;

Методы фактического контроля. Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.)

К методическим приемам фактического контроля относятся:

1 Инвентаризация;

2 Осмотр (наблюдение);

3 Обследование;

4 Контрольный запуск сырья в производство;

5 Лабораторный анализ качества товаров, сырья и готовой продукции;

6 Экспертная оценка;

7 Проверка объемов выполненных работ;

8 Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;

9 Контрольная покупка и др.

Рассмотрим некоторые из них:

Эффективность аудиторской работы во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактического контроля, а также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций.

Умелое применение методов на практике способствует достижению максимальных результатов в выполнении аудитором своих функций

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА

Информационной базой аудита могут быть:

· Первичные документы субъекта хозяйствования и третьих лиц;

· Регистры бухгалтерского учета;

· Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;

· Результаты анализа на основе сопоставления одних документов или данных компании с другими, а также сопоставление документов или данных компании с документами и данными третьих лиц;

· Результаты инвентаризации имущества компании;

· Финансовая отчетность;

· Материалы арбитражных или судебных дел;

· Устные пояснения сотрудников компании и третьих лиц.

Согласно п.13 МСА 230 «аудитор должен принять соответствующие процедуры для соблюдения конфиденциальности и обеспечения сохранности рабочих документов и их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного для удовлетворения потребностей практики, а также в соответствии с правовыми и профессиональными требованиями, предъявляемыми к хранению записей».

Данный стандарт дает минимальный перечень сведений, который необходим для отражения в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны содержать:

  • Информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта;
  • Извлечения из важных юридических документов, договоров и протоколов или копии таких документов;
  • Информацию от отрасли, экономической конъюнктуре и правовой базе, в условиях которых субъект осуществляет свою деятельность;
  • Положения о бухгалтерской службе, системе внутреннего контроля на предприятии;
  • Доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска контроля и любых изменений этих оценок;
  • Доказательства, подтверждающие факт рассмотрения аудитором работы службы внутреннего аудита и сделанных выводов;
  • Анализ операций и сальдо счетов;
  • Анализ значимости коэффициентов и тенденций;
  • Описание характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур и результатов таких процедур;
  • Копии корреспонденции с другими аудиторами, экспертами и третьими сторонами;
  • Письма- представления, полученные от субъекта;
  • Копии финансовой отчетности и аудиторского отчета.

При возможности аудитор может использовать комплекты документов, подготовленные клиентом.

Для удобства в последующей работе (при повторных проверках) архивные документы целесообразно разделять на два типа:

· Документы постоянного архива;

· Документы текущего архива.

В постоянный архив могут включаться следующие материалы (по разделам):

  • Данные об организации;
  • Протоколы и материалы общих собраний и заседаний Совета директоров, правления;
  • Юридические документы постоянного характера;
  • Заключения по предшествующему аудиту;
  • Материалы по организации учета и внутреннего контроля;
  • Отчеты по ценным бумагам;
  • Анализы.

Постоянные архивы должны все время обновляться и не иметь бесполезных и устаревших материалов.

Текущая аудиторская папка заводится для отражения данных запланированной работы, а также проделанной работе, включая: осуществляемые процедуры, проведенные тесты, собранную информацию, полученные выводы.

В текущих архивах хранятся все рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита.

В текущий архив включаются по разделам:

  • План проведения аудита;
  • Проверяемая финансовая (налоговая и иная) отчетность;
  • Все рабочие документы, подшиваемые по счетам, в соответствии с планом счетов.

Все документы должны быть надежно закреплены в папках текущего и постоянного архива, на папках казано название аудиторской организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.164 (0.016 с.)