Специальность «Учет и аудит» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность «Учет и аудит»



Колледж Международной Академии Бизнеса

Специальность «Учет и аудит»

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ И РЕВИЗИЯ»

 

Составитель: к.э.н., доцент Макишева Ж.А.

Алматы, 2012

ПОНЯТИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудитом называется независимая проверка состояния и ведения бухгалтерского учета, с тем, чтобы убедиться в обоснованности финансовой отчетности и ее соответствии нормативным документам.

Аудитор — физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы, получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор».

Аудит следует рассматривать как:

а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет финансовую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;

б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными организациями. (Полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно).

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности.

Цель аудита может быть дополнена в зависимости от предусмотренных договором с клиентом оказываемых услуг: выявления резервов лучшего использования имеющихся активов предприятия; анализом правильности начисления налогов; разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия; оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов др.

Для достижения цели аудита перед аудиторами стоят следующие задачи:

1. Обеспечение достоверности финансовой отчетности предприятия;

2. Сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;

3. Систематический и всесторонний анализ экономики организации или определенного его вида деятельности;

4. Проверка соответствия деятельности его Уставу, обоснованности составленного бизнес-плана.

5. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составления отчетности.

6. Проверка первичных документов.

7. Оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета, в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, а также по другим вопросам, интересующих клиентов;

8. Содействие укреплению и возрастанию собственности клиента, поскольку аудит защищает прежде всего интересы клиента. Аудитор указывает администратору на выявленные недостатки и дает рекомендации как приумножить собственность предприятия.

Главная задача аудита заключается в проверке достоверности финансовой отчетности и высказывания о ней мнения заказчику.

Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг по профилю деятельности.

Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:

1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

3) внутренний аудит;

4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

5) формирование первичных статистических данных;

6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

9) рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;

Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

 

ПРИНЦИПЫ АУДИТА

Основными принципами аудиторской деятельности являются:

- независимость;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- конфиденциальность;

- честность;

- соблюдение стандартов организаций.

 

Основным принципом является принцип независимости. Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний. Он не должен подчиняться каким-либо властным структурам и у него не должно быть никаких личных интересов.

Принцип объективности предполагает, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.

В соответствии с принципом профессиональной компетенции достаточный профессиональный уровень оказываемых аудиторских услуг обеспечивается необходимой компетентностью аудитора, т.е. объемом знаний и навыков, достаточных для добросовестного и профессионального выполнения принятого аудитором обязательства. Одним из важней принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Конфиденциальную информацию о делах клиента, полученную при оказании профессиональных услуг, аудитор должен охранять в тайне без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентом. Аудитор не имеет право использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих сторон, а также в ущерб интересам клиента.

Можно выделить и другие принципы аудита как: научность, оперативность, конкретность, подотчетность, суждение, ценность и т.д.

Кроме того, профессиональными этическими нормами поведения аудиторов определяются и другие стороны взаимоотношений аудитора в обществе в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей: налоговые отношения, отношения между аудиторами, плата за профессиональные услуги, публичная информация, реклама и др.

Этические нормы призваны поднимать престиж аудиторской профессии. По мере роста самосознания аудиторов независимо от существующих правил каждый специалист должен определить для себя содержание понятия «профессиональное поведение».

 

ВИДЫ АУДИТА

В специальной экономической литературе встречается различная классификация видов (типов) аудита. В основном, многие авторы под видами аудита трактуют деление аудита на внутренний и внешний.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми ими задачами внешний аудит подразделяется на обязательный и инициативный.

Согласно ст. 4 п.2. Закона об аудиторской деятельности:

Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией. В ходе инициативного аудита аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами, например, могут быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, проверки расчетов и т.п

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством РК. При проведении обязательного аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее выражение мнения о достоверности во всех существенных аспектах аудируемой финансовой отчетности.. Достигаемые при этом цели также могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Потребность в проведении внешнего аудита основывается на требованиях пользователей финансовой отчетности. Требование проведения независимого аудита предусматривает удовлетворение потребности в обеспечении объективной финансовой отчетности, не содержащей ошибок и махинаций и соответствующей потребностям пользователей.

Внутренний аудит - одна из функций управления, организационная система контрольных процедур, осуществляемая работниками специализированного подразделения компании с целью осуществления текущего и последующего контроля бизнес процессов в системе учета, а также обобщения информации о состоянии контроля в организации в целом.

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита:

1. Финансовый аудит (Аудит бухгалтерской отчетности).

2. Проверки на соответствие. (Аудит на соответствие)

3. Операционный аудит

СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ

В аудиторской практике также применим принцип существенности (материальности). Исходя из этого принципа аудитор обязан установить не абсолютную точность данных проверяемой финансовой отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

  1. Существенность не предполагает обязанности аудитора проверить финансовую отчетность организации и дать заключение о ее достоверности с точностью до единицы измерения, в которой эта отчетность составлена.
  2. Существенность – это параметр возможного изменения информации, способного повлиять на мнение ее компетентного пользователя.
  3. Существенность не может выражаться в постоянно существующей абсолютной цифре.
  4. В каждом конкретном случае, для каждой организации существенность может быть различной.
  5. Критерием оценки существенности может быть лишь то предельное значение возможной ошибки в финансовой отчетности, которая может изменить ее до состояния, не позволяющего квалифицированному пользователю сделать на ее основе правильные выводы и принять экономические обоснованные решения.

Суждения о существенности влияют на планирование аудиторской проверки и оценку ее результатов, являются решающими в определении правильно ли представлены финансовые отчеты.

Согласно МСА 320 «Существенность в аудите»: «Аудитор должен рассматривать существенность при:

  • определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
  • оценки влияния искажений.

Аудитор должен учитывать искажения, возникающие в сравнительно небольших суммах, в совокупности оказывающие существенное влияние на результаты, отражаемые в финансовой отчетности.

Аудитор рассматривает существенность на уровне:

  • Финансовой отчетности;
  • Отдельных сальдо счетов;
  • Классов операций;
  • Раскрываемых сведений.

Оценка существенности происходит во время аудиторской проверки, особенно на этапе планирования или при оценке результатов аудиторских процедур.

Определяя существенность, аудитор не обязан обсуждать с клиентом ее уровень или порядок расчетов, т.к., в первую очередь, он определяет для себя объем работы и те риски, которые он готов принять.

Уровень существенности рассчитывается как доля от установленных базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей финансовой отчетности. Например, этот показатель может быть рассчитан как: 5% балансовой прибыли организации; 2% валового объема реализации; 2% валюты баланса; 10% собственного капитала; 2% общих затрат организации.

Уровень существенности должен быть выражен в валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и составляется подлежащая аудиту финансовая отчетность. При расчете уровня существенности аудитор может изменять систему базовых показателей и значения применяемых к ним коэффициентов, применять самостоятельно разработанные таблицы и схемы расчетов.

Как уже отмечалось, аудитор должен принимать во внимание уровень существенности на всех стадиях аудита: при планировании, в ходе работы и при подведении ее итогов. То есть аудитор имеет право корректировать показатель существенности в ходе проверки.

           
   
Совокупный размер допустимых искажений данных финансовой отчетности, который не оказывает влияние на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа финансовой отчетности
 
Уровень существенности
   
 
 

 


Существенность в аудите имеет как качественный, так и количественный аспект. В первом случае аудитор должен сформировать профессиональное суждение, чтобы определить имеют или не имеют существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в РК. Количественным критерием выступает уровень существенности, характеризующий максимально допустимое суммарное искажение данных финансовой отчетности.

Очевидно, что при формировании мнения о достоверности финансовой отчетности аудитор должен учитывать оба аспекта существенности. Выявленные отклонения могут быть несущественны в количественном выражении, но оказывать влияние на решения пользователей.

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Подготовка аудиторского заключения – итог всей работы аудитора. В аудиторском заключении в сжатой форме приводится информация о действиях аудитора в ходе проверки и о выводах, к которым он пришел в результате проведенных исследований. Информация, содержащаяся в аудиторском заключении, должна быть понятна неограниченному кругу потенциально заинтересованных в ней субъектах.

Таким образом, заключения могут составляться в форме:

1. Безусловного заключения (мнение без оговорок);

2. Условного заключения (мнение с оговорками);

3. Отказ от выражения мнения

4. Отрицательное мнение

Согласно МСА 700: «Мнение без оговорок должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу о том, что финансовая отчетность дает правдивое и достоверное отражение (или представлена достоверно по всем существенным аспектам) в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности».

Безусловное аудиторское заключение – это заключение именно с безусловным подтверждением достоверности финансовой отчетности. Его составляют при выполнении следующих условий:

· Если бухгалтерией организации внесены все изменения в учет и отчетность, рекомендованные аудиторами в ходе проверки;

· Если эти изменения внесены в отчетность проверяемого периода;

· Если отсутствуют иные объективные обстоятельства, препятствующие безусловному подтверждению финансовой отчетности.

Таким образом, безусловное аудиторское заключение имеет определенную и недвусмысленную сущность, за содержание такого документа аудитор должен нести очень высокую ответственность. На практике встречаются определенные модификации различных форм заключения аудитора, которые определяются конкретной степенью существенности тех некорректностей финансовой отчетности, которые выявлены аудитором.

Согласно МСА 700: «Мнениес оговорками должно выражаться в том случае, если аудитор приходит к выводу, что мнение без оговорок не может быть выражено, однако последствия любого разногласия с руководством субъекта или ограничение масштаба аудита не являются столь существенными и глубокими в отношении требования выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговорками должно выражаться следующим образом - «за исключением» влияния, оказываемого фактором, к которому относятся оговорки».

Данное аудиторское заключение составляется в следующих случаях:

· Если финансовая отчетность за проверяемый период уже утверждена высшим органом управления компании и все изменения, рекомендуемые аудитором в ходе проверки, могут быть внесены бухгалтерией компании только в учет и отчетность текущего периода;

· Если некорректности в финансовой отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящее ему банкротством);

· Ели администрация согласилась с основными выводами аудиторов об ошибках и неточностях в финансовой отчетности, а также взяла на себя обязательства по корректировке соответствующих системных записей в текущем году, подписала упомянутое в заключении соответствующее приложение с перечнем этих ошибок и т.д. (смотри рисунок)

Согласно МСА 700: «Отрицательное мнение должно выражаться в том случае, если влияние разногласия является столь существенным и глубоким для финансовой отчетности, аудитор приходить к мнению, что выражение мнения с оговорками в отчете является неадекватным для раскрытия информации, вводящей в заблуждение или представляющей неполную картину финансовой отчетности.

Данное аудиторское заключение составляется, когда имеет место один из следующих случаев:

· выявленные аудитором некорректности в финансовой отчетности (иногда она даже оказывается незавершенной должным образом) являются в высшей степени существенными и определяющими (им грозит банкротство);

· администрация отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для подтверждения финансовой отчетности (ограничение масштабов аудита);

· администрация настаивает, что утверждения в отчетности в основном верны, не соглашаются с основными выводами аудиторов об ошибках и неточностях, категорически отказываются исправлять соответствующие системные записи и т.д.

Согласно МСА 700: «Отказ от выражения мнения должен выражаться в том случае, когда возможное влияние ограничения масштаба является столь существенным и глубоким, что не позволяет аудитору получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства и, следовательно, выразить мнение по финансовой отчетности.»

Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентированных вышеназванным стандартом случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например: потеря независимости аудитором, существенные события после даты баланса или неопределенность ситуации, ограничение сферы аудита субъектом хозяйствования или другими обстоятельствами.

Во все случаях, требующих отступления от безусловного заключения, в аудиторском отчете следует четко изложить все основные причины и, по возможности, количественную оценку возможного влияния этих причин на финансовые отчеты.

ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования. Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования.

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.

Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

  1. Цель аудита финансовой отчетности.
  2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.
  3. Масштаб аудита, включая ссылки на действующее законодательство, нормативные акты или специальные документы профессиональных органов, которые аудитор соблюдает в своей работе.
  4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.
  5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
  6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита, являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

 

 

СТАНДАРТЫ АУДИТА

В Казахстане разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов. До их принятия руководством для осуществления аудиторской деятельности в республике являются опубликованные Палатой аудиторов РК «Международные стандарты аудита в РК». Стандарты аудиторской деятельности определяют общий подход к аудиторской проверке, устанавливают единые требования к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Применение стандартов является своеобразной гарантией качества оказываемых услуг. Все стандарты условно можно разделить на три основные группы:

Общие стандарты

Стандарты отчета

Общие стандарты представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающихся выполняемой работы.

В стандартах аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности.

Правила составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора).

Все стандарты обязательны для применения при аудите, требующем официального аудиторского заключения.

Структура построения стандартов едина:

  • общие положения (формулируется цель разработки стандарта, определяются объект стандартизации, сфера применения стандарта и его взаимосвязь с другими стандартами);
  • изложение положений стандарта;
  • практические применения.

В целом, стандарты определяют нормативные требования к качеству и достоверности аудита и обеспечивают определенный уровень независимости, объективности, профессиональной компетентности, конфиденциальности информации о результатах аудиторской проверки.

Стандарты являются основанием для доказательства в хозяйственных и гражданский судах качества проведения аудиторской проверки и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют методологию подхода к проведению аудиторской проверки, а также базовые принципы, виды отчетов аудиторов.

Следующий уровень регулирования аудиторской деятельности – внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и формы таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

Регулирование аудиторской деятельностью осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством РК.

 

ЭТАПЫ АУДИТА

Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Жестко установленных перечней таких требований и этапов нет, хотя условно аудиторскую проверку можно разделить на 4основных этапа:

  1. знакомство с клиентом
  2. планирование;
  3. аудит;
  4. завершение аудита.

На первом этапе аудитор:

· предварительно знакомится с клиентом;

· оформляет свои отношения с клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;

· рассчитывает уровень существенности предстоящей проверки;

· изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;

· оценивает аудиторские риски;

· готовит общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудитор оставляет план



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.122 с.)