Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существенные условия договора

Поиск

ГК РФ содержит основные положения, которые должны отражаться в договорах гражданско-правового характера, в том числе и на оказание аудиторских услуг. К ним относятся: предмет договора; условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской органи­зации; права и обязанности экономического субъекта; стоимость и по­рядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Текст договора может содержать другие важные для сторон обсто­ятельства.

В предмете договора на оказание аудиторских услуг фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем, при этом предметом договора является:

• в случаях проведения аудиторской проверки — работа по подго­товке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчет­ности экономического субъекта за определенный договором период;

• в случаях оказания сопутствующих аудиту услуг — работа по вы­полнению определенных договором видов услуг, сопутствующих аудиту.

В условиях оказания аудиторских услуг указываются:

• цель оказания аудиторских услуг и объекты аудита, в частности филиалы и подразделения экономического субъекта (при их наличии);

• сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

• ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказываются аудиторские услуги.

В правах и обязанностях аудиторской организации отражаются необ­ходимость или возможность:

• неукоснительного соблюдения при оказании аудиторских услуг требований законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов;

• самостоятельного определения форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Феде­рации, а также конкретных условий, договора с экономическим субъ­ектом;

• проверки любой документации экономического субъекта, необ­ходимой для проведения аудита, а также получения разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе аудита вопросам;

• доступа в систему компьютерной обработки данных проверяе­мого экономического субъекта;

• получения по письменному запросу необходимой для осущест­вления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

• отказа от проведения аудиторской проверки или отказа от вы­ражения мнения о достоверности проверяемой отчетности в аудитор­ском заключении в случае непредставления проверяемым экономичес­ким субъектом необходимой документации;

• обращения к стороннему консультанту или эксперту в случае появления такой необходимости;

• привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения дого­вора;

• квалифицированного проведения аудиторских проверок и ока­зания иных аудиторских услуг, соблюдения конфиденциальности по­лученной информации и коммерческой тайны;

• обеспечения сохранности документов, получаемых и составляе­мых в ходе аудиторской проверки, и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

В правах и обязанностях экономического субъекта отражаются необ­ходимость или возможность:

• создания аудиторским организациям условий для своевремен­ного и полного проведения проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации, обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи по запросу ау­диторов разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

• получения от аудиторских организаций информации о требова­ниях законодательства, касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для аудиторских замечаний и выводов;

• обращения в орган, выдавший лицензию на осуществление ау­диторской деятельности, с заявлением для проверки качества аудитор­ского заключения;

• оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бух­галтерской отчетности;

• воздержания от любых действий с целью ограничения круга во­просов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской провер­ки или оказании сопутствующих аудиту услуг;

• исключения давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Права и обязанности обеих сторон более подробно федеральных стандартах аудита, поэтому эти положения при обоюдном согласии аудиторской организации и экономического субъ­екта могут быть существенно расширены в договоре.

В разделе о стоимости и порядке оплаты аудиторских услуг указы­ваются:

• порядок определения стоимости аудиторских услуг;

• порядок и сроки оплаты аудиторских услуг, в том числе выплаты аванса либо задатка.

В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:

• виды и мера ответственности за частичное или полное неиспол­нение обязательств по договору;

• обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

• возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в су­дебном порядке.

Иные условия договора

В текст договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с пожеланиями сторон по договору также могут быть включены:

• примерный календарный план оказания аудиторских услуг и со­став участвующей в этом группы аудиторов;

• общая характеристика применяемых методов проведения про­верки и оказания услуг. В случае оказания сопутствующих аудиту услуг или проведения специального аудита подробное техническое задание помогает качественному выполнению проверки. Однако в случае обычного ежегодного обязательного аудита это может оказаться неце­лесообразным;

• уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

• согласие экономического субъекта на использование результа­тов, полученных предшествующей аудиторской организацией. Обя­зательность предоставления прошлогодних замечаний текущим ауди­торам предусмотрена правилом (стандартом) «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственникам»;

• указания по ограничению ответственности аудиторской органи­зации;

• порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;

• условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом;

• другие условия.

В договоре должны быть указаны номер и дата выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, а также орган, вы­давший лицензию аудиторской организации.

Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к дого­вору и являются его неотъемлемой частью.

Планирование аудита, его назначение и принципы

Для того чтобы в установленные сроки осуществить аудиторскую проверку, аудиторской организации необходимо составить продуман­ный план предстоящих работ. Процесс планирования аудита чрезвы­чайно трудоемок и может занимать до 30 % времени, затраченного на проверку. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы про­верка была проведена эффективна.

Требования по планированию аудита установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита».

Принципы планирования аудита

Планирование аудита аудиторской организации включает в себя три основных этапа:

• предварительное планирование аудита;

• подготовку и составление общего плана аудита;

• подготовку и составление программы аудита.

При проведении аудиторской проверки организации (при перво­начальном аудите) аудиторская фирма должна начинать предваритель­ное планирование аудита до подготовки письма-обязательства и до заключения договора с клиентом.

В отличие от этапа предварительного планирования, время, затра­чиваемое на проведение самого планирования аудиторской проверки конкретной организации, предусматривается бюджетом работ и опла­чивается клиентом.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организа­цией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии с такими частными принципами, как комплекс­ность, непрерывность и оптимальность планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспе­чение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и про­граммы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в уста­новлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов пла­нирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (струк­турным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиа­лам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обес­печить вариантность планирования для возможности выбора опти­мального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

6.4 Разработка предварительного и общего плана проверки

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознако­миться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на его хозяйственную деятельность.

Аудитору также следует ознакомиться с организационно-управлен­ческой структурой экономического субъекта, видами производствен­ной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции, структу­рой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке), технологическими особенностями про­изводства продукции, уровнем рентабельности, основными покупа­телями и поставщиками экономического субъекта, порядком рас­пределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, существованием дочерних и зависимых организаций, организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля, принци­пами формирования оплаты труда персонала.

К источникам получения информации об организации для аудито­ра относятся:

• учредительные документы экономического субъекта;

• документы о регистрации экономического субъекта;

• протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъ­екта;

• документы, регламентирующие учетную политику экономичес­кого субъекта и внесение в нее изменений;

• бухгалтерская отчетность;

• статистическая отчетность;

• документы планирования деятельности экономического субъек­та (планы, сметы, проекты);

• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

• внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

• внутрифирменные инструкции;

• материалы налоговых проверок;

• материалы судебных и арбитражных исков;

• документы, регламентирующие производственную и организа­ционную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

• сведения, полученные из бесед с руководством и исполнитель­ным персоналом экономического субъекта;

• информация, полученная при осмотре экономического субъек­та, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организа­ция оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудитор­ская организация считает возможным проведение аудита, она перехо­дит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

• бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготови­тельного, основного и заключительного);

• предполагаемые сроки работы группы;

• количественный состав группы;

• должностной уровень членов группы;

• преемственность персонала группы;

• квалификационный уровень членов группы.

После окончания предварительного планирования аудита аудитор­ская организация приступает к разработке общего плана и программы аудита.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудитор­ская организация оценивает эффективность системы внутреннего кон­троля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она свое­временно предупреждает о возникновении недостоверной информа­ции, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффек­тивность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внут­реннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения до­статочной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень сущест­венности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Следует также учитывать степень автоматиза­ции обработки учетной информации, что позволит аудиторской орга­низации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документиро­вать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Общий план аудита

Общий план аудита является руководством в осуществлении про­граммы аудита. В нем аудиторская организация должна пред­усмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения проверки, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

• реальные трудовые затраты;

• расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведе­ния повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

• уровень существенности;

• проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ прове­дения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. При решении провести выборочный аудит аудитор формирует ауди­торскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

В общем плане аудита рекомендуется рассмотреть вопросы форми­рования аудиторской группы, численность, квалификацию и распре­деление аудиторов по конкретным участкам аудита, ознакомление их с деятельностью предприятия, контроль руководителя за выполнением ном работы ассистентов аудитора, разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутрен­него аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

После составления общего плана аудитор приступает к подготовке и составлению программы аудита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.17 (0.014 с.)