Учение о « естественном» состоянии человечества в 17-18 вв.(от Гуго Гроция, Спиназа, Гоббс, Руссо, до Георга Гегеля).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о « естественном» состоянии человечества в 17-18 вв.(от Гуго Гроция, Спиназа, Гоббс, Руссо, до Георга Гегеля).



Гроций

Государство по Г., есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется им как «естественное состояние».В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой» простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести более изысканный образ жизни, появились и развились человеческие пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях между людьми ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением, или выраженным явно, как путем раздела. Или молчаливо предполагаемым, как путем завладения, т.е предполагалось, что все согласились получить в собственность то, что чем каждый успел завладеть». Государство является чисто человеческим установлением.

Спиноза

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все люди равны в том смысле, что они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). В этой постоянной борьбе сил срабатывает инстинкт самосохранения. В естественном состоянии, где отсутствует какое- либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспеченны. Однако сама природа подсказывает людям как выйти из этого состояния – надо заключить договор, посредством которого люди перейдут в гражданское состояние. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти – суверенитета государства. Важная особенность спинозовской договорной теории состоит в том, что “естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается”, поскольку как в естественном так и в гражданском состояниях человек действует по законам природы, сообразуясь со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главные различия между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно установленное высшеее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все бояться одного и того же – верховной – суверенной власти, которая является духом государства.

Гоббс(1588-1679).

В основу своей теории государства и права Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Но так как человеку присущи: жадность страхи т.п., то отсюда можно сделать вывод, что человека окружают враги. («Война всех против всех»). Иметь право на все в условиях такой войны – значит не иметь никакого права ни на что. Это положение в обществе Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого.

В природе людей, по Гоббсу, заложены не только силы, которые приводят к войне всех против всех. Эти силы способны побуждать человека находить выход из этого состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум т.е. способность рассуждать. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния , а разум подсказывает людям, на каких условиях можно осуществить данный процесс.

Руссо(1712-1778).

Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире». Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство частной собственности и политическое неравенство, согласно Руссо, привело, к абсолютному неравенству при деспотизме. В противовес этому Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Должна быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством – когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.

В трактовке Руссо современный ему феодальный строй держится не на праве, а на силе. Руссо говорит, что когда народ подчиняется, то он поступает хорошо, но если у него появляется возможность освободиться от подчинения, он поступает еще лучше, потому что он возвращает себе свободу. Но сила, согласно Руссо, не создает права – ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения.

Гегель(1770-1831).

Гегель говорил, что государство – это высший общественный союз. Оно первично по отношению к обществу. Государство предшествует индивиду как целое части. Государство как завершение и высшее совершенство по природе объекта первично по сравнению с такими формами как семья и селение. Оно абсолютно. По Гегелю, абсолютная идея является причиной и источником всего, что существует в мире, весь мир – это результат саморазвития абсолютной идеи ( логика, природа, дух).

Обоснование теории разделения властей в 17-18вв. (индепенденты и левеллеры, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье).

Индепенденты говорили, что у власти должны быть те у кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках всю торговлю. Народ – единственный носитель власти и суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю, магистратам, чтобы иметь посредников для исполнения поручений народа. И. стремились завоевать власть для буржуазии и нового дворянства. Для этого нужно было отделение власти короля от власти парламента, который может принимать законы. Отделении исполнительной власти (власти короля) от законодательной они обосновывали тем, что народ будет иметь большее влияние, решающее влияние на управление государством. И так будут больше обеспечены права индивида.

Левеллерыотстаивая принцип законности, близко подходили к идее разделения властей. Порицая всевластие «Долгого парламента», они утверждали, что неразумно и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Не может парламент и осуществлять правосудие. Депутаты должны лишь принимать законы, равные для всех. В то же время все исполнители законов – чиновники, судьи и тп. – не должны быть депутатами парламента. Левеллеры утверждали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождения привилегий, нарушение законности, узурпация власти.

Локк

Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть обязана повелевать посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считает, правомерным восстание народа против тиранической власти. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда и проистекает теория разделения властей по Локку.

Гарантия и воплощение свободы – это равный для всех и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы принятия законов, которая ответственна перед народом и может быть им отстранена.

К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, т.к. их носители могут принять только выгодные для своих частных интересов. Поэтому зак. орган не должен заседать постоянно, т.к. принятие закона не долгое дело, а привилегии которые он при этом получает могут быть использованы в личных целях.

В этих рассуждениях Локк, повторяет идеал левеллеров, которые осуждали «Долгий парламент», стремившегося сосредоточить всю власть в своих руках. Зак. власть должна быть такой, чтобы законы были обязательны для всех: судей, чиновников, правительства. Монарх – глава исполнительной власти, поэтому нельзя допустить смешения ее с законодательной. При всем этом монарх не должен мешать законодательной власти себя реализовывать, т.е. не должен препятствовать созыву парламента.

Идею разделения властей Локк обосновал такими чертами природы человека, как способность создавать общие правила и руководствоваться ими (законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям ( отсюда суд., испол. власть), наконец, способность определять свои отношения с др. людьми ( этим обуславливается союзная или федеративная власть).

Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье. Для обеспечения законности и свободы необходимо в государстве провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и тп. Он выделяет в государстве зак., испол. и суд. власти. Принцип разделения властей, по его мнению, состоит в том, чтобы они принадлежали различным гос. органам. Сосредоточение власти в одних руках ведет к злоупотреблению и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает предоставление каждой из трех властей специальных полномочий , с тем чтобы они ограничивали и сдерживали др. друга. Нужен такой порядок, при котором одна власть останавливает другую. Самым последним воплощением этих принципов мыслитель называл госуд. строй Англии, где зак. власть принадлежит парламенту, испол.- королю, а судебная присяжным. Его учение о разделении властей содержало ряд новых моментов :а) он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей, б) он включил в состав властей, подлежащих разграничению судебные органы (т.е. принцип независимости судей). Рассмотренная им триада властей стала классической теорией конституционализма. Эта теория была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства. Будущее Франции он видел в виде конституционной монархии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.033 с.)