Политические идеи реформаторов (Мартин Лютер, Жан Кальвин).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи реформаторов (Мартин Лютер, Жан Кальвин).



В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодаль­ное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения явля­лись «исправление» официальной доктрины римско-католичес­кой церкви, преобразование церковной организации, перестрой­ка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Рефор­мации была Германия.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее грского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483 — 1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили.

Идея «всесвященства»: спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вес­ти истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Естественное право производно от божественного, но отличается от него.

Светская власть, опираясь на естественное право, управляет только внешним поведением людей, имуществом. Область веры, душа – за пределами юрисдикции государства.

В сфере естественного права власть должна руководствоваться реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

В теории Л. есть противоречия. С одной стороны он выступал за реформацию церкви, за усиление роли светской власти, с другой стороны внутренняя религиозность по Мартину Лютеру не требовала серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян фео­далами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

Эволюция его учения происходила так, что в нём нарастали элементы бюргерской ограниченности, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развёртыванию Реформации.

 

Томас Мюнцер (1490 — 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса — таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).

 

Т. Мюнцербыл реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где народ окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей (совместное решение общих дел). Отчет­ливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно сами­ми народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» — общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни противостоящей членам общества государ­ственной власти.

Общество, согласно Т. Мору (1478—1535), является результатом заговора богачей. Государство их орудие. Они его исполь­зуют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это и с помощью законов, которые навязывают­ся народу от имени государства.

Идеальное общество он рисует в романе «Утопия».

В Утопии нет частной собственности. Обществу принадлежит земля и производимая продукция.Семейно-ремесленная организация составляет производственную струк­туру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ве­дутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбы­вать всё граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые дол­жностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Люди в Утопии пребывают в достатке, но достигаемом специфическими методами: 1) принудительно привлекаются к труду почти все мужчины и женщины, 2) сокращением потребностей (жители Утопии доволь­ствуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеж­дой, неведомы им никакие излишества и роскошь).

В Утопии есть институт рабства. Рабы выполняют самую грязную работу (забивают скот, вывозят нечистоты), на которую не нашлось бы добровольцев. Рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, пригово­ренные к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами. Рабство не передается по наследству, рабы могут быть освобождены.

Господство общественной собственности, по М., исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный на частной собственности, которая питает человеческие страсти: алчность, жадность, стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место в Утопии, и борьба с ней, одна из главных забот государства.

Власть формируется следующим образом: каждые 30 семейств избирают должностное лицо — филарха; 10 филархов — одного протофиларха. Филархи избирают правите­ля государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Пинцепс избирается пожизненно. Но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Осталь­ные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. К числу таких дел относятся: составление хозяйственных планов, распоряжение произведенной продукцией.

Форма правления должна совместить в себе лучшие черты демокрарии, олигархии, монархии.

 

 

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Ре­формации принадлежал Жан Кальвин (1509—1564). «Наставление в христианской вере». Главная идея – догмат о божественном предопределении. По Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним.

Из этого догмата следовала идея целиком посвящать себя профессии, быть максимально бережливым, презирать наслаждения.

Пробуржуазный характер носила и произведенная коренная реформа устройства церкви. Церковные общи­ны стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины.

Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими беззакония и предрекая за это правителям божью кару в виде их собственных подданных, в то же время объявлял всякую власть божественной. Сопротивляться тирании могут только подчинённые государю органы власти, церковь, представительные учреждения и лишь когда исчерпаны все легальные методы борьбы. Самая плохая форма правления – демократия. Лучшая – олигархия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.014 с.)