Идея государственного суверенитета в политических учениях Нового времени (Жан Боден, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея государственного суверенитета в политических учениях Нового времени (Жан Боден, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).



Боден(1530-1596). «Шесть книг о республике». Ячейкой государства у него выступает семья. По Б., государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности потому, что оно суверенно. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад в развитие политической теории.

Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)… означающим высшую власть повелевать. Абсолютность суверенитета тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого времени. Суверенная власть есть власть единая, в том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей, она не может эти прерогативы делить с кем бы то ни было, она не может допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали. Б. выделял 5 признаков суверенитета: 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции; 5) помилование. Вместе в тем, суверенной власти нельзя вмешиваться в дела семьи и т.п. Б. говорит, хоть суверенная власть и создает законы, но она не создает право.

 

Гоббс(1588-1679)

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (суверену) верховную власть над собой. Суверен обладает верховной властью, а все остальные его подданные. После того как люди заключили такой договор, они не могут изменить избранную форму правления, выйти из под действия верховной власти, они не могут протестовать против суверена. Права суверена наоборот огромны, так как суверен со своим народом ни каким договором не связан и ответственности перед ним ни какой не несет.

Власть суверена не зависит от формы правления, она всегда безгранична: сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, избирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Власть суверена неделима и не передаваема никому. Подданные по отношению к верховной власти прав не имеют, и поэтому она не может быть ими уничтожена.

Концепция Гоббса ценна если государство не нарушает права граждан и не работает если нарушает.

Активная роль государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть этих учений состоит в том, что каждый человек сам определяет мерило добра и зла. По Гоббсу, же этим мерилом явл. Гр. закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.

Гоббс говорит об обязанностях суверена, они по его мнению выражаются в положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.

Оставляет за гражданами право сопротивляться, но только если есть угроза собственной жизни.

 

Руссо.«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире».

Отстаивает идею народного суверенитета.

В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство частной собственности и политическое неравенство, согласно Р., привело к абсолютному неравенству при деспотизме. В противовес этому Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Должна быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством – когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.

Суверен, по Р., не связан собственными законами, если бы он создал такой закон от которого он не смог бы себя освободить, то это противоречило бы природе политического организма. Суверен стоит выше и судьи, и закона. Власть суверена включает в себя право на жизнь и смерть подданных. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Он говорит, раз суверен состоит из частных лиц, у него нет интереса противоречить интересам этих лиц, следовательно, и вредить. Руссо считает, что гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По Руссо суверенитет един – это суверенитет народа (т.е. всех участников общественного соглашения), при том этот суверенитет неотчуждаем и неделим. Народ как суверен может быть представляем только самим собою, передаваться может власть, но никак не воля. Отсюда вывод, что Руссо отрицал как представительную форму власти, так и идеи разделения властей. Законодательная власть должна осуществляться народом непосредственно. Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

 

Доктрина естественных прав человека в 17-18вв. и пол. практика того времени (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель)

Спиноза

Законы природы он охарактеризовал как законы раскрытые человеческим разумом. На таком понимании законов природы строиться и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. По природе и по естественному праву люди – враги. «Человек человеку- волк».

Гоббс

По Гоббсу человек имеет те естественные право, которые имеет природа. После того, как люди заключили договор и суверену предоставлена возможность издавать законы, люди не лишились своих естественных прав полностью , т.к. гражданский закон должен определяться и соответствовать естественному. Так например у людей осталось естественное право на жизнь и ее защиту, они могут свергнуть суверена, если он поставит их в такие условия, которые будут угрожать их жизни.

Локк

Люди обладают естественными правами, после заключения договора они отчуждают государству лишь их часть. Так у граждан остаются такие естественные права как: право на жизнь, на владение имуществом, свободу и равенство. Их человек не отчуждает никому ни при каких обстоятельствах. Эти ценности – окончательные границы власти и действия государства, переступать которые нельзя.

Монтескье

Естественные законы вытекают единственно из природы нашего существа. К ним он относит: стремление к миру, к добыванию пищи, желание жить в обществе, т.к. они слабы. Но как только люди объединились в общество между ними начинаются войны (между людьми и между народами). Появление этих войн побуждает принимать законы.

Он говорит какова природа человека, такова и будет возможность осуществления естественных прав в обществе. Чем человек агрессивнее, тем меньше прав будет.

Руссо

До того как люди заключили договор все они были свободны.После заключения договора бедные потеряли не только естественную свободу, они не обрели и политической, при чем в обществе стало существовать неравенство частной собственности. Руссо в противовес этому развивает свою теорию подлинного договора между людьми. В ней люди заключив договор не теряют естественной свободы, при чем неравенство частной собственности для них не наступает.

Кант

Человек, по Канту, высшая ценность. Однажды люди заключив договор не лишаются свободы. Они лишь жертвуют частью своей свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. По Канту, люди имеют полный объем естественных прав.

Гегель

Также выступал за естественные права. Главным из них он видел право свободы, которое все определяет. Он видел реализацию этого права, через свободу государственного организма.

Хотя многие мыслители и выступали за сохранение естественных прав, после заключения договора, но на практике было совсем по другому. Люди восновном находились под полной властью государства и о реализации естественных прав не могло идти и речи. Но все же встречались и такие государства где основные естественные права соблюдались.

23. Английские индепенденты (Джон Мильтон, Олджернон Сидней, Джеймс Гаррингтон).

Индепенденты (конгрегационалисты) – приверженцы одного из течений протестантизма в Англии. Левое крыло пуритан. В период Английской буржуазной революции – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося крыла дворянства.

Мильтон(1610-1674).

Принял активное участие на стороне демократических сил. В его трактатах «О власти королей и должностных лиц», «Иконокласт» - обосновывается положение, что люди по природе своей свободны и должны оставаться такими при всех без исключения условиях общественной жизни. Народ – единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю, магистратам, но не для того, чтобы поставить над собой господ, а чтобы иметь уполномоченных, которые бы четко выполняли его поручения. Правители обязаны действовать в его интересах и на благо народа, подчиняясь гражданским законам. Если они от этого уклоняются, народ вправе призвать их к ответу и подвергнуть наказаниям вплоть до самых суровых.

С точки зрения Мильтона, республика приемлемей всех других политических форм. Она позволяет народу оказать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней более всего обеспечиваются права индивида: его свобода совести, мысли, слова. Правда Мильтон считает, что демократию может возглавлять и король, но избираемый и сменяемый народом. По его мнению, избирательное право следует предоставлять средним классам, поскольку именно там имеются те «умные и дельные» люди, которые заслуживают быть у правления государством.

Сидней(1622-1683).

Идею народного суверенитета отстаивал в своем труде «Рассуждения о правительстве» Сидней. Вслед за Гоббсом и Мильтоном он выводил происхождение государства из свободного соглашения людей, которое было заключено ими в целях самосохранения. Нет ни какого иного правомерного обоснования власти, чем это согласие: ни родство, ни сила, ни обман не порождают права. Кому принадлежит право учреждать власть, тому и принадлежит право ее аннулировать. Поэтому народ всегда сможет свергнуть королей, которые злоупотребляют своей властью. Сидней видит свободу индивидов, народа-суверена. Это выражается в участии людей в установлении верховной власти, гр-х законов. Пришёл к смешанной форме правления (власть короля, ограниченная парламентом) –больше похожа на конституционную монархию.

Гаррингтон(1611-1677).

Близким по своим политическим взглядам к индепендентам был Гаррингтон. Он опубликовал труд «Республика Океания». В нем обосновывается желательность перестройки анг. государственности и придания ей облика буржуазно дворянской республики. В этой работе имеет большое значение тезис о детерминации государственных форм, характерном распределении собственности в обществе. Исследуя имущественное положение различных слоев в Англии и сопоставляя это с организацией, составом и целями правления Гаррингтон доказал: что собственность не порождается властью, а напротив, собственность создает власть. Каков баланс собственности в стране, такова и власть в ней. Таким образом, он провел зависимость политического строя от реального экономического фактора.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.230.188 (0.008 с.)