Теория социального христианства в России: Владимир Соловьёв, Евгений Трубецкой.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального христианства в России: Владимир Соловьёв, Евгений Трубецкой.



Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). Один из авторитетнейших представителей русской философии.

Сначала придерживался идеи вселенской теократии под началом Рима с участием самодержавной России. В этой теократии выделял три элемента социальной структуры: священников (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая. Это по С. органическая форма теократического общества. Позднее эта теория потерпела крах.

Значительную часть его творчества составляет обсуждение темы социального христианства и христианской политики.

Политическая организация столь же необходима человеку, что и физический организм. Существует нравственная необходимость государства. Кроме такой задачи государства как охрана общества, христианское государство имеет ещё и прогрессивную задачу – улучшить условия существования человека, содействовать развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия.

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви и вместе с тем, как можно лучше обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Во взаимоотношении церкви и государства развивает концепцию социального государства. Именно государство по С. должно стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Связь государства должна выражаться в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Каждый человек должен быть носителем безусловной свободы, именно человек – толпа не может быть носителем свободы.

Право свободы основано на самом существе человека. Среди начал «человек» и «гражданин» на первом месте – человек, которому должно быть подчинено второе начало.

В понимании права С. выделял нравственную ценность права, даже в понятии: «право – это низший предел или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Естественное право для него не натуральное право, предшествующее исторически праву положительному, не нравственный критерий для положительного права. Для него это «рациональная сущность права», а право положительное это историческое воплощение права (реализуемое в зависимости от других исторических условий, для которого характерен нравственный минимум как и для естественного). Естественное право сводится к двум факторам: свободе и равенству. Свобода есть необходимый субстрат для права, а равенство – это необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Она внутренне всех объединяет. Соединение всех происходит благодаря солидарным действиям всех в достижении общей цели. Право стремится осуществить справедливость, но это лишь общая тенденция и смысл права.

Положительное право только воплощает и реализует в конкретные формы эту тенденцию.

Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывает государство и церковь. Любовь – есть нравственный принцип церкви, а справедливость – есть нравственный принцип государства. Право в отличие от норм любви (религии) требует принудительной реализации минимального добра.

Принудительность по С. есть сущностный признак права, необходимо чтобы право всегда имело силу осуществиться. Право в истории выступает компромиссом личной свободы и общего блага.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920). Русский религиозный философ, правовед.

Определял право как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную нормой. Определения права как организованного принуждения имеют недостаток по Т., что всякое государство и вообще власть обусловлены правом. Эти определения не принимают в расчёт те разновидности права, которые существуют независимо от их признания государством: церковное, международное право, некоторые юридические обычаи, которые предшествовали возникновению государства.

Несовершенства имеют и теории права как силы, как интереса. Лучше теория права как нравственности (минимум добра). Но есть множество правовых норм, являющихся безнравственными (крепостное право, о пытках, об ограничении религиозной свободы). Необходимо различать в нравственности два элемента: вечный закон добра, которым должна определяться конечная цель нашей деятельности; и ряд подвижных, изменчивых конкретных задач, целей, которые обуславливаются, с одной стороны, вечными требованиями добра, с другой стороны меняющимися особенностями той среды, где мы должны осуществлять добро.

Он проводит мысть о гармонизации естественного и позитивного права, причём естественное право движет вперёд изменения в позитивном праве (т.е. является нравственным критерием для последнего). Идея естественного права даёт возможность человеку увидеть общее направление развития права, независимо от конкретной исторической среды.

 

64. Правовой позитивизм в России (Габриэль Шершеневич, Сергей Муромцев, Николай Коркунов).

Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912). “Общая теория права”.

Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением заставить других вести себя согласовывая своё поведение с волей властвующих. В основе власти лежит тот же нравственный настрой что у Петражицкого и Коркунова. По Ш. это “эгоистическое чувство повинующегося”, которое состоит из страха и веры в то, что послушание может принести определённые выгоды.

Все власти в государстве опираются на государственную с её изначальным авторитетом. С юридической т.з., государство есть объект или субъект права, но это искажённое представление о власти, т.к. юридическое определение не способно объяснить реальную сущность государства. понятие о государстве только одно – социологическое. Оно исходит из того, что понятие государства можно построить только на основе представления его как комбинации силы и воли. Государственная власть тогда – это основанная на силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных).

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910). “Суд и закон в гражданском праве”, “Определение и основное разделение права”.

Русский юрист, публицист, земский деятель. Главная его заслуга в обосновании социологического подхода к праву. Истолковывал право как действующий правопорядок и оправдывал судебное правотворчество, способного по М. содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Суть его теории: закон, обычай, наука («право юристов»), общественные воззрения на справедливость и нравственность – всё это авторитеты, “которые, неминуемо руководят судьёю, но которым он не подчиняется пассивно”. Указания различных авторитетов постоянно расходятся и судье приходится делать выбор между ними.

До его подхода к праву, теории при рассмотрении проблемы взаимоотношения между судьёй и законом проводили между судом и законом резкую грань и особую иерархичную соподчинённость: законодатель выражает свою волю в законе, суд проводит её в жизнь.

Новизна продхода М. в том, что его концепции “вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка”.

Эта позиция способствовала распространению взгляда на право, который не отождествлял право с велением носителя верховной власти в государстве и тем самым способствовал более глубокому пониманию специфики права, его сущности и роли.

Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), русский юрист. Известнейший труд, переведённый на французский и английский языки “Лекции по общей теории права” (считается наиболее полным и оригинальным изложением позитивной теории права).

В социально-психологическом толковании права исходил из характеристики Муромцевым права как правопорядка, и из учения Йеринга о праве как защищённом интересе.

Содержание общественной жизни составляет многообразие различных сталкивающихся личных и общественных интересов в политической, экономической и религиозной областях. Чтобы обеспечить возможность совместного осуществления интересов каждому субъекту прововых отношений должна быть отграничена известная сфера. Право отграничивает эту сферу, а также регулирует конфликт интересов. Право охраняет не любой интерес, а только отдельно взятый интерес в его отношении к другому интересу – так оно обеспечивает должный порядок общественных отношений.

Основа права по К. в индивидуальном правосознании, в котором различается субъективный и социально-психологический (общественный) аспекты. Однако в своём внешнем проявлении в качестве регулятора и обеспечителя должного и упорядоченного общественного отношения право действует объективно (вне индивидуального и иного произвола). ИИ

 

 

Для общего развития:

 

19. Коммунистические утопии XVI в. (Томас Мюнцер, Томас Мор, Томазо Кампанелла)

Т. Мюнцербыл реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где народ окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей (совместное решение общих дел). Отчет­ливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно сами­ми народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» — общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни противостоящей членам общества государ­ственной власти.

Общество, согласно Т. Мору (1478—1535), является результатом заговора богачей. Государство их орудие. Они его исполь­зуют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это и с помощью законов, которые навязывают­ся народу от имени государства.

Идеальное общество он рисует в романе «Утопия».

В Утопии нет частной собственности. Обществу принадлежит земля и производимая продукция.Семейно-ремесленная организация составляет производственную струк­туру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ве­дутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбы­вать всё граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые дол­жностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Люди в Утопии пребывают в достатке, но достигаемом специфическими методами: 1) принудительно привлекаются к труду почти все мужчины и женщины, 2) сокращением потребностей (жители Утопии доволь­ствуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеж­дой, неведомы им никакие излишества и роскошь).

В Утопии есть институт рабства. Рабы выполняют самую грязную работу (забивают скот, вывозят нечистоты), на которую не нашлось бы добровольцев. Рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, пригово­ренные к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами. Рабство не передается по наследству, рабы могут быть освобождены.

Господство общественной собственности, по М., исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный на частной собственности, которая питает человеческие страсти: алчность, жадность, стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место в Утопии, и борьба с ней, одна из главных забот государства.

Власть формируется следующим образом: каждые 30 семейств избирают должностное лицо — филарха; 10 филархов — одного протофиларха. Филархи избирают правите­ля государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Пинцепс избирается пожизненно. Но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Осталь­ные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. К числу таких дел относятся: составление хозяйственных планов, распоряжение произведенной продукцией.

Форма правления должна совместить в себе лучшие черты демокрарии, олигархии, монархии.

В отличие от Мора Т. Кампанелла в «Городе Солнца» прямо не критикует существующие порядки, а просто описывает жизнь города-государства соляриев.

Сис­тема публичной власти в нем, складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным видам деятель­ности: 1) военное дело; 2) наука; 3) воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. И соответственно 3 правителя: Мощь, Мудрость, Любовь.

Верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талан­тами, опытом, умением. Он – глава светской и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. Руководит не пожизненно, а пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, в способностях управлять государством. Тогда Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу.

Эти четверо – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа, народ на них не оказывает никакого влияния. Остальные должностные лица, проходят процедуру избрания.

В «Городе Солнца», как и в Утопии где нет частной собственности, а земледелие, ремесла являются делом совместного труда соляриев, под руководством правителей с подчиненными им должнос­тными лицами — специалистами. Все произведённое делится сообща по справедливости, по необходимости, под контролем должностных лиц.

Специальные должностные лица также обучают и воспитывают членов общины. Государство даже вмешивается в творчество поэтов, предписывая формы, в которые они должны облекать своё вдохновение.

Содержание «Города Солнца» отчетливо демонстрирует наличие в ранних социалистических доктринах двух несовместимых начал: оценка человека с т.з. его интеллектуальных, нравственных достоинств, при­званных определять его положение в обществе, сплошь и установки на авторитарность, аскетизм, с пренебрежение отдельной человеческой личностью.

Свидетельством этого является голосование, где голос народа не решающий, а совещательный. Всё определяют Метафизик, Мощь, Мудрость, Любовь. Вся жизнь людей расписана, даже имена подбираются Метафизиком.

Тем не менее солярии удовлетворены своим бытием: никто из них не терпит никакого недостатка ни в необходимом, ни в утехах.

Типичная деталь – в его работе, как и в других работах ранних социалистов много внимания уделяется роли законодательства, в то же время очень мало говорили о правах и свободах индивида, о системе гарантий таких прав и свобод.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)