Ресурсы психики во время беременности и родов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы психики во время беременности и родов



Цель появления ИСС в родах адаптивная, приспосо­бительная, противотревожная. Часто ИСС возникает в ответ на стресс, при выраженных болевых ощуще­ниях как психическая анестезия, как приспособле­ние к нестандартным, стрессовым условиям сущест­вования, к которым относятся роды. В качестве

защиты от интенсивности ощущений организм сам выбирает себе щит—трансформацию сознания в ту форму, которая не наблюдается повсеместно и регу­лярно, а потому трактуется как необычное состоя­ние, как способ саморегуляции психики.

Подобные явления в психиатрии носят название деперсонализации — т.е. отделения собственного Я от излишних переживаний. В данном случае депер­сонализация имеет адаптивный физиологический характер. Биологические механизмы саморегуля­ции и самозащиты включаются у всех живых орга­низмов и проявляются в виде симптома, стоящего на страже эволюционного процесса (как в родах) или предохраняющего организм от избыточной стимуляции, являясь защитным клапаном, запасным выходом. Например, у ребенка первых недель жиз­ни также срабатывает система самозащиты от избы­точного возбуждения факторами внешней среды — в виде торможения и погружения в сон. Сознанию достаточно сложно признать интенсивность ощу­щений целесообразной и смириться с ней, поэтому оно изменяется.

Симптомы, которые в обычных условиях можно отнести к маркерам психотического состояния (как срыв механизмов адаптации), являются физиологи­ческим состоянием измененного сознания, если возникают в условиях стресса и проходят после окончания его воздействия. Эти же измененные со­стояния сознания позволяют избежать болевого шока. В процессе родов болевой шок не возникает.

Значит, само по себе возникновение такого со­стояния является благоприятным и лечебным для психики роженицы. На его фоне особенно эффек­тивно применение психотерапевтических методик и способов релаксации (см. «Практические заня­тия»^. 84-108).

Помню, как-то рассказывала об ИСС студентам мединститута. Видела недоверие в их взглядах. За­нятия проходили в родильном доме. В родильном отделении находилась женщина, шел первый пери­од родов. Она готовилась рожать тройню.

Я спросила женщину, как дела.

Она коротко ответила:

- Нормально, - а потом вдруг шепотом добави­ла. - Доктор, уж и не знаю, нормальная ли я, только
в левом ухе я слышу музыку, она звучит где-то внут­ри головы.

- Помогает? — спросила я.

- Да. Она меня отвлекает и успокаивает.

- Тогда слушайте. Все нормально. Такое в родах
бывает.

Студенты шепотом обсуждали услышанный диалог.

РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Сопровождение женщины в ее беременности как традиция уходит корнями в далекое прошлое. Ког­да-то акушерскими знаниями обладали жрицы, ко­торые помогали женщинам благополучно родить. Позже их сменили знахарки, ведуньи. В период мат­риархата посильная помощь роженице оказывалась старшей в семье женщиной. У египтян, евреев и ки­тайцев акушерская помощь находилась в руках осо­бого сословия женщин — повитух, широко исполь­зующих в своей деятельности ритуалы, заговоры, особые травяные снадобья. Например, чтобы опре­делить беременность, они давали женщине напиток, приготовленный из особой травы и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызы-и.1л рвоту — значит, женщина беременна, если пет — беременность отсутствовала.

На Востоке большое внимание уделяли даже ри­туалу зачатия. В Китае, Японии и Израиле считали, а тот момент узловой (однако, не нулевой!) точкой в I).1:житии сложной системы — человека. В Китае уже более 1000 лет назад существовали специальные клиники, где будущие матери проводили беременно сть, окруженные покоем и красотой.

Сейчас уже известно, что каждый человек не­сет в себе память о внутриутробном существова­нии и периоде родов. Положения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке — трансперсональной психоло­гии, которая рассматривает роды как ключевой момент в формировании психики и сознания че­ловека, что находит отражение во всей его после­дующей жизни. Эмоциональное настроение бере­менной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и разви­тие ребенка. Возможным механизмом такого вли­яния являются так называемые перинатальные (родовые) матрицы, которые подробно описыва­ет в своих трудах американский психиатр С. Гроф. Матрицы — это стойкие функциональные струк­туры, формирующиеся на разных стадиях родово­го процесса как невербальная память тела (вклю­чая клеточную, основанную на способности живой клетки впитывать, сохранять и передавать впечатления), они являются базовыми для многих психических и физических реакций на протя­жении всей жизни человека. В случае неблагопри­ятных родов, сильных болевых ощущений, отри­цательных эмоциональных состояний матери,

потери контакта матери с ребенком в последую­щей жизни человека могут возникнуть немотиви­рованные страхи, неуверенность в себе, трудно­сти в общении, настороженное отношение к миру вообще, даже неврозы при столкновении с жиз­ненными трудностями.

ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

У славянских народов этим искусством владели по­вивальные бабки. Так на Руси именовались женщи­ны, помогавшие при родах. Названия «бабка-пови­туха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» произошли от слова «повивать», что означает завя­зывать пуповину, пеленать, они дают основание предположить, что такая женщина приглашалась чаще только при трудных родах; в легких же случа­ях ее звали уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось известным суеверием — стремле­нием скрыть роды от окружающих и избежать «дур­ного глаза», а с другой, видимо, соображениями эко­номии (услуги повивальной бабки были довольно дороги).

Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении установленных с дав­них времен обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались* роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узел­ки, ходила с роженицей до полного ее изнеможе­ния, поддерживала ее под руки, встряхивала, оп­рыскивала водой, разминала ей живот для «правления» плода. При этом, чем больше бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоря­ющих роды, тем более опытной и умелой она счита лась в «бабичьем деле». Если роды были труд­ные и акушерка (повитуха) видела, что самостоя­тельно помощь оказать не может, она обращалась к врачу-мужчине.

Внушению, т.е. влиянию речи на психику, придавалось большое значение. Делали это во время ритуалов, обрядов, заговоров, благопожела-11нй. Так, например, обряд рождения ребенка начиналсязадолго до родов. В возрасте, отмечавшем на­ступление физиологической зрелости девушки, мать формулировала дочери благопожелания отно­сительно будущего деторождения. При появлении у девочки первых месячных мать вечером сама расче­сывала ей гребнем волосы и, заплетая косу, желала дочери расти здоровой женщиной, легко рожать желанных и здоровых детей, иметь молока, как в полноводной реке.

Сейчас такого рода воздействие объяснимо с по­зиций физиологических и психологических. Это мощный суггестивный (суггестия — внушение) пси­хотерапевтический акт. Вспомните, как приятно бывает, когда кто-то рукой перебирает ваши воло­сы. Вы успокаиваетесь и почти засыпаете в кресле, впадая при этом в измененное состояние сознания, наиболее подходящее для всякого рода внушений. Легкое опьянение заботой снимает лишнее напря­жение и контроль со стороны сознания. Вы доверя­ете всему, что происходит, и готовы к восприятию любой информации. Пожелания благополучия, уве­ренности в себе и собственных силах, удачи в суп­ружестве, родах и других значимых событиях, как программа, записываются в бессознательном и реа­лизуются в нужный момент.

Вспомните, что говорят о родах ваши подруги, мама, бабушка? И вы узнаете, какая программа ведет нас. В ваших силах изменить программу на успешную, Этот процесс называется самопрограммиро­ванием.

Мы уже говорили о том, что во время беремен­ности меняется восприятие женщины, ее бессозна­тельное становится более открытым к информа­ции, внушениям, воздействиям. Это связано с преобладанием правого полушария — творческого, образного, чувственного. Физиология работы мозга была не известна повивальным бабкам, но по наи­тию они рекомендовали беременным изменить об­раз жизни, чтобы оградить себя от неприятностей.

С наступлением беременности изменялся ста­тус женщины. Будущая мать и ребенок считались особенно подверженными сглазу, порче, поэтому строго соблюдались меры, призванные защитить их от вредоносных сил. Старались как можно доль­ше скрывать сам факт беременности и родов. Счи­талось, что чем меньше людей знает о родах, тем легче и быстрее они пройдут. Беременной женщи­не следовало избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты во избежание потери сил. Обязательным было ношение оберега — плат­ка, бус, пояса, амулета, кольца. Оберегами украшали даже обувь. Считалось, что именно на ногах в дом можно было невольно принести несчастье. С этим представлением связан родильный обряд одного из среднеазиатских народов — когда женщина бы­ла не в силах разродиться, то повивальная бабка об­водила ее тело старым башмаком, после чего выки­дывала его за порог.

Подобные особенности статуса беременной, а затем роженицы и новорожденного, обусловлены представлениями об их особой близости к миру предков, преодоление которой и происходило в хо­де обряда. Рецепты от Бабок-Повитух

Бабки-повитухи играли особую роль. Их статус по значимости был сродни статусу колдуньи. В повиту­хи выбирались пожилые и вдовствующие женщины с благополучным опытом собственных родов и вос­питания детей. Вообще, бабки-повитухи, которых в народе еще называли «пупорезками», считались но­сительницами сакральных знаний. Дело в том, что роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестест­венные силы, и что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в земном. Акт ро­дов рассматривался как переход из невидимого ми­ра в проявленный— как ступень восхождения на новый, иной уровень бытия. Этот процесс, пожалуй, можно сравнить с появлением ростка из скрытого под землей зерна. И от того, каким будет этот пере­ход и какие впечатления получит ребенок от окру­жающего мира в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь. Человеком, который помогал совершить этот переход и встречал душу в физиче­ском мире, была повивальная бабка, являвшаяся по­средником между двумя мирами.

Основным действующим приемом было внуше­ние, прямое или косвенное, в состоянии бодрство­вания или в измененном состоянии сознания.

У различных народов описаны разные обряды облегчения боли: над роженицами читали заклина­ния, молитвы, изгоняли злых духов, призывая доб­рых. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины— это танцы, пляски, песни — как различные отвлекающие фак­торы и стимулирующие возникновение изменен­ных состояний сознания, о чем говорилось выше. Иногда применялась передача боли в символической, аллегорической форме другим лицам — мужу, который мимикой показывал, что ему тоже больно.

Широко распространен был в народе обычай развязывания поясов, расплетания кос, снятия зам­ков, раскрытия дверей и окон — таким образом «спо­собствовали» доброй беспрепятственной дороге ма­лыша, свободному прохождению его по родовому пути. Традиционно наиболее подходящим местом для родов считалась баня, которую роженица долж­на была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. С точки зрения классического акушер­ства, активность в родах предотвращает развитие слабости родовой деятельности. При слабой родо­вой деятельности женщине не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать. Рожали чаще всего стоя на коленях или сидя на корточках, держась ру­ками за скамью или дерево. Такое положение, по мнению опытных повитух, способствовало более легкому и быстрому течению родов. Между схватка­ми бабка заставляла роженицу двигаться по комнате, массировала круговыми движениями ее живот, рас­тирала поясницу маслом, обезболивая схватки. Для того чтобы роды проходили «как по маслу», рожени­це предлагалось выпить растительного масла, в ко­тором содержались необходимые вещества, ускоря­ющие раскрытие маточного зева. Было известно о том, что неправильный психологический настрой женщины может нарушить координирование и пос­ледовательное течение всех этапов родового акта. Именно для того, чтобы умерить влияние коры го­ловного мозга (сознание) при бурной родовой дея­тельности, повитухи поили женщину хлебным ви­ном с целью расслабления и обезболивания.

Интересно, что, пока женщина рожала, отцу ре­бенка предлагали съесть круто посоленный хлеб с горчицей или песком. Дискомфорт при поглоще нии

такого кушанья символически приближал мужа к ощущениям рожающей жены, которой приходи­лось «несладко».

Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки со словами благословения. Затем осуществ­ляла первичный уход за ним: перевязывала пупови­ну льняной ниткой или волосами роженицы и перерезала ее, обмывала и заворачивала новорож­денного в старую отцовскую рубаху, «чтобы отец сильнее любил». Мальчику пуповину перерезали на топоре, девочке — на прялке, чтобы в будущем они могли овладеть соответствующими ремеслами. Умелая повивальная бабка, приняв роды, начинала колдовать над младенцем: правила позвонки, сус­тавчики, ставила на место кости, формировала го­ловку. Потом занималась родильницей: тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги. Для предупре­ждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую по­вязку сроком на две-три недели.

В первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ре­бенка: воду лили горстью на его спинку, веник дела­ли из веточек карликовой березки. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке правильной формы слегка обжимала ее со всех сто­рон руками.

Родильные обряды окружались тайной, а кре­стильные обряды, наоборот, проходили публично и торжественно. «Постель мягка и жизнь легка», — го­ворили, внося ребенка в дом на вывернутом мехом вверх тулупе. Клали ребенку в постель соль, зерно, деньги и приговаривали: «Будь богат и счастлив».

Таким образом, обряды выполняли роль пози­тивного программирования, сопровождая основ­ные этапы жизни человека.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия во время беременности нау­чат вас чувствовать свое тело, прислушиваться к не­му, улучшат настроение, помогут овладеть основны­ми техниками достижения расслабления, что важно как в период беременности, так и во время родов — в качестве средств самообезболивания. На физиоло­гическом уровне эффективность методов самообез­боливания и расслабления вполне объяснима. Во время исполнения релаксационных практик (таких как аутогенная тренировка, дыхательные техники, медитация, визуализация, прослушивание музыки) изменяется биоэлектрическая активность голов­ного мозга. Ее ритм замедляется, приближаясь к частоте во время спокойного бодрствования (альфа-ритм) или сонного состояния (еще более медлен­ный тетта-ритм). Когда мы закрываем глаза и входим в состояние внутреннего сосредоточения, на энце­фалограмме появляется устойчивый альфа-ритм. Примечательно, что альфа-ритм совпадает по часто­те с колебаниями электромагнитного поля Земли и составляет 8-13 Гц. Такое сходство не случайно. В момент, когда колебания биоритмов головного мозга входят в резонанс с частотой колебания Зем­ли, человек испытывает на уровне ощущений чувст­во внутреннего покоя, радости, уверенности в себе и единения со всем окружающим миром. Достигается состояние внутренней гармонии.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В основе дыхательной гимнастики лежат постулаты учения йоги о дыхании — пранаямы, что в переводе с санскрита означает «управление жизненной энер­гией». На языке науки физиологии это означает уп равление процессами напряжения - расслабления и, как следствие, — кровообращением.

Во время беременности дыхательная гимнастика спо собствует расслаблению матки и соответственно улучшению маточно-плодового кровообращения, а также является одним из способов психофизиологи­ческой подготовки к родам, наряду с такими, как ау­тогенная тренировка, визуализация, психогимна­стика для лица, фитнес-йога и гимнастика для беременных. Это эффективный способ коррекции самочувствия во время беременности и родов.

Каковы же основные возможности воздействия дыхательной гимнастики на организм?

Во время беременности:

- дыхательная гимнастика способствует рас­слаблению мышц матки, а также других мышц тела и эмоциональной релаксации беременной;

- используя возможности диафрагмального (брюшного) дыхания (см. ниже), можно улучшить доступ кислорода и питательных веществ к матке,
плаценте и малышу;

- дыхательные упражнения способствуют улуч­шению кровообращения не только в матке, но и во всех внутренних органах, в частности, в кишечнике.
В результате нормализуется его деятельность, что чрезвычайно важно во время беременности;

- увеличивается дыхательный объем легких, улуч­шаются дренажные функции дыхательных путей.

Овладение навыками двигательной гимнастики важно для последующего использования их в ро­дах. Опыт, приобретенный в тренировках («науче­ние» тела), поможет вам в реальных жизненных си­туациях.

Познакомимся с основными видами дыхатель­ных упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.028 с.)