Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ресурсы психики во время беременности и родовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель появления ИСС в родах адаптивная, приспособительная, противотревожная. Часто ИСС возникает в ответ на стресс, при выраженных болевых ощущениях как психическая анестезия, как приспособление к нестандартным, стрессовым условиям существования, к которым относятся роды. В качестве защиты от интенсивности ощущений организм сам выбирает себе щит—трансформацию сознания в ту форму, которая не наблюдается повсеместно и регулярно, а потому трактуется как необычное состояние, как способ саморегуляции психики. Подобные явления в психиатрии носят название деперсонализации — т.е. отделения собственного Я от излишних переживаний. В данном случае деперсонализация имеет адаптивный физиологический характер. Биологические механизмы саморегуляции и самозащиты включаются у всех живых организмов и проявляются в виде симптома, стоящего на страже эволюционного процесса (как в родах) или предохраняющего организм от избыточной стимуляции, являясь защитным клапаном, запасным выходом. Например, у ребенка первых недель жизни также срабатывает система самозащиты от избыточного возбуждения факторами внешней среды — в виде торможения и погружения в сон. Сознанию достаточно сложно признать интенсивность ощущений целесообразной и смириться с ней, поэтому оно изменяется. Симптомы, которые в обычных условиях можно отнести к маркерам психотического состояния (как срыв механизмов адаптации), являются физиологическим состоянием измененного сознания, если возникают в условиях стресса и проходят после окончания его воздействия. Эти же измененные состояния сознания позволяют избежать болевого шока. В процессе родов болевой шок не возникает. Значит, само по себе возникновение такого состояния является благоприятным и лечебным для психики роженицы. На его фоне особенно эффективно применение психотерапевтических методик и способов релаксации (см. «Практические занятия»^. 84-108). Помню, как-то рассказывала об ИСС студентам мединститута. Видела недоверие в их взглядах. Занятия проходили в родильном доме. В родильном отделении находилась женщина, шел первый период родов. Она готовилась рожать тройню. Я спросила женщину, как дела. Она коротко ответила: - Нормально, - а потом вдруг шепотом добавила. - Доктор, уж и не знаю, нормальная ли я, только - Помогает? — спросила я. - Да. Она меня отвлекает и успокаивает. - Тогда слушайте. Все нормально. Такое в родах Студенты шепотом обсуждали услышанный диалог. РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Сопровождение женщины в ее беременности как традиция уходит корнями в далекое прошлое. Когда-то акушерскими знаниями обладали жрицы, которые помогали женщинам благополучно родить. Позже их сменили знахарки, ведуньи. В период матриархата посильная помощь роженице оказывалась старшей в семье женщиной. У египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась в руках особого сословия женщин — повитух, широко использующих в своей деятельности ритуалы, заговоры, особые травяные снадобья. Например, чтобы определить беременность, они давали женщине напиток, приготовленный из особой травы и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызы-и.1л рвоту — значит, женщина беременна, если пет — беременность отсутствовала. На Востоке большое внимание уделяли даже ритуалу зачатия. В Китае, Японии и Израиле считали, а тот момент узловой (однако, не нулевой!) точкой в I).1:житии сложной системы — человека. В Китае уже более 1000 лет назад существовали специальные клиники, где будущие матери проводили беременно сть, окруженные покоем и красотой. Сейчас уже известно, что каждый человек несет в себе память о внутриутробном существовании и периоде родов. Положения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке — трансперсональной психологии, которая рассматривает роды как ключевой момент в формировании психики и сознания человека, что находит отражение во всей его последующей жизни. Эмоциональное настроение беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка. Возможным механизмом такого влияния являются так называемые перинатальные (родовые) матрицы, которые подробно описывает в своих трудах американский психиатр С. Гроф. Матрицы — это стойкие функциональные структуры, формирующиеся на разных стадиях родового процесса как невербальная память тела (включая клеточную, основанную на способности живой клетки впитывать, сохранять и передавать впечатления), они являются базовыми для многих психических и физических реакций на протяжении всей жизни человека. В случае неблагоприятных родов, сильных болевых ощущений, отрицательных эмоциональных состояний матери, потери контакта матери с ребенком в последующей жизни человека могут возникнуть немотивированные страхи, неуверенность в себе, трудности в общении, настороженное отношение к миру вообще, даже неврозы при столкновении с жизненными трудностями. ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
У славянских народов этим искусством владели повивальные бабки. Так на Руси именовались женщины, помогавшие при родах. Названия «бабка-повитуха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» произошли от слова «повивать», что означает завязывать пуповину, пеленать, они дают основание предположить, что такая женщина приглашалась чаще только при трудных родах; в легких же случаях ее звали уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось известным суеверием — стремлением скрыть роды от окружающих и избежать «дурного глаза», а с другой, видимо, соображениями экономии (услуги повивальной бабки были довольно дороги). Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении установленных с давних времен обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались* роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного ее изнеможения, поддерживала ее под руки, встряхивала, опрыскивала водой, разминала ей живот для «правления» плода. При этом, чем больше бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и умелой она счита лась в «бабичьем деле». Если роды были трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась к врачу-мужчине. Внушению, т.е. влиянию речи на психику, придавалось большое значение. Делали это во время ритуалов, обрядов, заговоров, благопожела-11нй. Так, например, обряд рождения ребенка начиналсязадолго до родов. В возрасте, отмечавшем наступление физиологической зрелости девушки, мать формулировала дочери благопожелания относительно будущего деторождения. При появлении у девочки первых месячных мать вечером сама расчесывала ей гребнем волосы и, заплетая косу, желала дочери расти здоровой женщиной, легко рожать желанных и здоровых детей, иметь молока, как в полноводной реке. Сейчас такого рода воздействие объяснимо с позиций физиологических и психологических. Это мощный суггестивный (суггестия — внушение) психотерапевтический акт. Вспомните, как приятно бывает, когда кто-то рукой перебирает ваши волосы. Вы успокаиваетесь и почти засыпаете в кресле, впадая при этом в измененное состояние сознания, наиболее подходящее для всякого рода внушений. Легкое опьянение заботой снимает лишнее напряжение и контроль со стороны сознания. Вы доверяете всему, что происходит, и готовы к восприятию любой информации. Пожелания благополучия, уверенности в себе и собственных силах, удачи в супружестве, родах и других значимых событиях, как программа, записываются в бессознательном и реализуются в нужный момент. Вспомните, что говорят о родах ваши подруги, мама, бабушка? И вы узнаете, какая программа ведет нас. В ваших силах изменить программу на успешную, Этот процесс называется самопрограммированием. Мы уже говорили о том, что во время беременности меняется восприятие женщины, ее бессознательное становится более открытым к информации, внушениям, воздействиям. Это связано с преобладанием правого полушария — творческого, образного, чувственного. Физиология работы мозга была не известна повивальным бабкам, но по наитию они рекомендовали беременным изменить образ жизни, чтобы оградить себя от неприятностей. С наступлением беременности изменялся статус женщины. Будущая мать и ребенок считались особенно подверженными сглазу, порче, поэтому строго соблюдались меры, призванные защитить их от вредоносных сил. Старались как можно дольше скрывать сам факт беременности и родов. Считалось, что чем меньше людей знает о родах, тем легче и быстрее они пройдут. Беременной женщине следовало избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты во избежание потери сил. Обязательным было ношение оберега — платка, бус, пояса, амулета, кольца. Оберегами украшали даже обувь. Считалось, что именно на ногах в дом можно было невольно принести несчастье. С этим представлением связан родильный обряд одного из среднеазиатских народов — когда женщина была не в силах разродиться, то повивальная бабка обводила ее тело старым башмаком, после чего выкидывала его за порог. Подобные особенности статуса беременной, а затем роженицы и новорожденного, обусловлены представлениями об их особой близости к миру предков, преодоление которой и происходило в ходе обряда. Рецепты от Бабок-Повитух Бабки-повитухи играли особую роль. Их статус по значимости был сродни статусу колдуньи. В повитухи выбирались пожилые и вдовствующие женщины с благополучным опытом собственных родов и воспитания детей. Вообще, бабки-повитухи, которых в народе еще называли «пупорезками», считались носительницами сакральных знаний. Дело в том, что роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестественные силы, и что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в земном. Акт родов рассматривался как переход из невидимого мира в проявленный— как ступень восхождения на новый, иной уровень бытия. Этот процесс, пожалуй, можно сравнить с появлением ростка из скрытого под землей зерна. И от того, каким будет этот переход и какие впечатления получит ребенок от окружающего мира в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь. Человеком, который помогал совершить этот переход и встречал душу в физическом мире, была повивальная бабка, являвшаяся посредником между двумя мирами. Основным действующим приемом было внушение, прямое или косвенное, в состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания. У различных народов описаны разные обряды облегчения боли: над роженицами читали заклинания, молитвы, изгоняли злых духов, призывая добрых. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины— это танцы, пляски, песни — как различные отвлекающие факторы и стимулирующие возникновение измененных состояний сознания, о чем говорилось выше. Иногда применялась передача боли в символической, аллегорической форме другим лицам — мужу, который мимикой показывал, что ему тоже больно. Широко распространен был в народе обычай развязывания поясов, расплетания кос, снятия замков, раскрытия дверей и окон — таким образом «способствовали» доброй беспрепятственной дороге малыша, свободному прохождению его по родовому пути. Традиционно наиболее подходящим местом для родов считалась баня, которую роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. С точки зрения классического акушерства, активность в родах предотвращает развитие слабости родовой деятельности. При слабой родовой деятельности женщине не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать. Рожали чаще всего стоя на коленях или сидя на корточках, держась руками за скамью или дерево. Такое положение, по мнению опытных повитух, способствовало более легкому и быстрому течению родов. Между схватками бабка заставляла роженицу двигаться по комнате, массировала круговыми движениями ее живот, растирала поясницу маслом, обезболивая схватки. Для того чтобы роды проходили «как по маслу», роженице предлагалось выпить растительного масла, в котором содержались необходимые вещества, ускоряющие раскрытие маточного зева. Было известно о том, что неправильный психологический настрой женщины может нарушить координирование и последовательное течение всех этапов родового акта. Именно для того, чтобы умерить влияние коры головного мозга (сознание) при бурной родовой деятельности, повитухи поили женщину хлебным вином с целью расслабления и обезболивания. Интересно, что, пока женщина рожала, отцу ребенка предлагали съесть круто посоленный хлеб с горчицей или песком. Дискомфорт при поглоще нии такого кушанья символически приближал мужа к ощущениям рожающей жены, которой приходилось «несладко». Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки со словами благословения. Затем осуществляла первичный уход за ним: перевязывала пуповину льняной ниткой или волосами роженицы и перерезала ее, обмывала и заворачивала новорожденного в старую отцовскую рубаху, «чтобы отец сильнее любил». Мальчику пуповину перерезали на топоре, девочке — на прялке, чтобы в будущем они могли овладеть соответствующими ремеслами. Умелая повивальная бабка, приняв роды, начинала колдовать над младенцем: правила позвонки, суставчики, ставила на место кости, формировала головку. Потом занималась родильницей: тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги. Для предупреждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую повязку сроком на две-три недели. В первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ребенка: воду лили горстью на его спинку, веник делали из веточек карликовой березки. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке правильной формы слегка обжимала ее со всех сторон руками. Родильные обряды окружались тайной, а крестильные обряды, наоборот, проходили публично и торжественно. «Постель мягка и жизнь легка», — говорили, внося ребенка в дом на вывернутом мехом вверх тулупе. Клали ребенку в постель соль, зерно, деньги и приговаривали: «Будь богат и счастлив». Таким образом, обряды выполняли роль позитивного программирования, сопровождая основные этапы жизни человека. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Практические занятия во время беременности научат вас чувствовать свое тело, прислушиваться к нему, улучшат настроение, помогут овладеть основными техниками достижения расслабления, что важно как в период беременности, так и во время родов — в качестве средств самообезболивания. На физиологическом уровне эффективность методов самообезболивания и расслабления вполне объяснима. Во время исполнения релаксационных практик (таких как аутогенная тренировка, дыхательные техники, медитация, визуализация, прослушивание музыки) изменяется биоэлектрическая активность головного мозга. Ее ритм замедляется, приближаясь к частоте во время спокойного бодрствования (альфа-ритм) или сонного состояния (еще более медленный тетта-ритм). Когда мы закрываем глаза и входим в состояние внутреннего сосредоточения, на энцефалограмме появляется устойчивый альфа-ритм. Примечательно, что альфа-ритм совпадает по частоте с колебаниями электромагнитного поля Земли и составляет 8-13 Гц. Такое сходство не случайно. В момент, когда колебания биоритмов головного мозга входят в резонанс с частотой колебания Земли, человек испытывает на уровне ощущений чувство внутреннего покоя, радости, уверенности в себе и единения со всем окружающим миром. Достигается состояние внутренней гармонии. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В основе дыхательной гимнастики лежат постулаты учения йоги о дыхании — пранаямы, что в переводе с санскрита означает «управление жизненной энергией». На языке науки физиологии это означает уп равление процессами напряжения - расслабления и, как следствие, — кровообращением. Во время беременности дыхательная гимнастика спо собствует расслаблению матки и соответственно улучшению маточно-плодового кровообращения, а также является одним из способов психофизиологической подготовки к родам, наряду с такими, как аутогенная тренировка, визуализация, психогимнастика для лица, фитнес-йога и гимнастика для беременных. Это эффективный способ коррекции самочувствия во время беременности и родов. Каковы же основные возможности воздействия дыхательной гимнастики на организм? Во время беременности: - дыхательная гимнастика способствует расслаблению мышц матки, а также других мышц тела и эмоциональной релаксации беременной; - используя возможности диафрагмального (брюшного) дыхания (см. ниже), можно улучшить доступ кислорода и питательных веществ к матке, - дыхательные упражнения способствуют улучшению кровообращения не только в матке, но и во всех внутренних органах, в частности, в кишечнике. - увеличивается дыхательный объем легких, улучшаются дренажные функции дыхательных путей. Овладение навыками двигательной гимнастики важно для последующего использования их в родах. Опыт, приобретенный в тренировках («научение» тела), поможет вам в реальных жизненных ситуациях. Познакомимся с основными видами дыхательных упражнений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.016 с.) |