Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитический этюд: раннее развитие ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие ребенка с первых дней жизни определяющим образом зависит от общения с матерью. Особенности влияния этого фактора весьма подробно исследованы в такой науке, как психоанализ. Психоанализ базируется на трех «китах»: -раннее развитие, как опыт первичной социа лизации в семье (в своего рода «микросоциуме»), существенным образом предопределяет последующую жизнь человека: психическое здоровье, особенности характера, способность строить отношения с людьми, профессиональный выбор, эстетические, нравственные и сексуальные предпочтения; - ранний опыт, выражаясь психоаналитическим языком, преимущественно «вытесняется», то есть забывается, и продолжает функционировать на бессознательном уровне и незаметным для человека образом влиять на его решении, выборы и предпочтения; -столкновение сознательных идеалов, ценностей и запретов (также явившихся результатом раннего развития) с вытесненными (бессознательными) инфантильными потребностями инициирует внутрипсихический конфликт, имеющий глубокие и долговременные негативные последствия — эмоциональные расстройства, тревожные состояния, психосоматические заболевания, нарушения характера и т.д. Таким образом, роль матери (и чуть позднее отца) в «инфантильный» период (так в психоанализе называется возраст до 5 лет) является определяющей в построении таких отношений с ребенком, которые способствовали бы минимизации развития упомянутого конфликта в последующей жизни. Эмбриональный период с психоаналитических позиций рассматривается как фаза психического равновесия (преобладает закон гомеостаза) в связи с тем, что на протяжении весьма продолжительного срока беременности остаются неизменными такие параметры, как постоянство материнского организма, особенности питания, выделения, освещения, температурный режим и т.д. Это равновесие не является абсолютным, т.к. организм матери функционирует по своим законам: ее физическое и эмоциональное состояние, равно как и его изменение на протяжении суток, не является постоянной величиной. Тем не менее, биохимическая и средовая стабильность, характерная для эмбрионального состояния, весьма высока, во всяком случае, существенно выше, чем любой опыт, имеющий место после рождения. Симбиотическое единство, понятое как взаимосвязанная система «мать - ребенок», постепенно ослабляется. Любая система, подвергшаяся напряжению (стрессу), каковым является процесс родов, стремится вернуться в исходное со стояние. Мама, однако, вопреки известным биологическим законам «обратно родить» не может, поэтому ребенок как часть системы будет искать какие-либо другие, заместительные способы установления с ней максимально такого контакта, подтверждающего, что они нес- еще единое целое, и снижающего внутреннюю тревогу. Одним из таких способов является акт кормления. Наиболее чувствительные рецепторы, извещающие мозг о восстановлении единства г матерью, находятся во рту младенца, что дало возможность определить данную фазу развития как оральную. Из-за неразвитости речи и моторных функций удовольствие этой фазы для ребенка сосредоточивается на визуальном (у младенца на протяжении первых недель постепенно формируется сфокусированный взгляд, позволяющий ему видеть мать) и тактильном контактах с матерью. Необходимо отметить также, что удовольствие от перечисленных типов контактом обладает самостоятельной ценностью— жизненно важная функция кормления лишь примыкает к" нему. Удовольствие, получаемое при исполнении всех желаний ребенка, существенным образом зависит от того, что все они (кормление, потребность быть сухим или согретым), в общем-то, сведены к одному— восстановлению контакта с матерью. Этот контакт восстанавливается всегда, однако наличие временного зазора между возникновением желания ребенка и его удовлетворением матерью создает ту необходимую разницу состояний между «я с мамой» и «я без мамы», которая способствует постепенному размыванию симбиотического единства и началу восприятия ребенком самого себя как самостоятельного существа. Очевидно, что упомянутый временной зазор может быть различным и либо инициировать развитие, либо тормозить его. Когда он минимален, у ребенка отсутствует «пространство» для личностного роста; когда слишком затянут— ребенок оказывается лишен как поддержки, так и объекта подражания, т.е. того, с кем можно было бы отождествиться. Таким образом, как гиперопека (даже на оральной стадии), так и оставление и пренебрежение не являются оптимальными стратегиями взаимодействия матери и ребенка. Как же найти ту грань, которая сделает фрустрацию (неоправданность ожиданий, в данном случае, ожиданий о восстановлении симбиотического единства) оптимальной, т.е. переносимой и развивающей? Известный психоаналитик Д. В. Винникот сформулировал концепцию «достаточно хорошей матери». «Достаточно хорошая мать» — это мать, которая может накормить ребенка, не перейдя ту грань, где начинается насильственное кормление, отражающее скорее опасение матери оказаться «плохой матерью» в собственных глазах, чем реальную потребность ребенка; мать, которая позволит ребенку достаточно свободно чувствовать себя в ее руках, которые, с одной стороны, не позволят ему упасть, с другой, не сдавят так сильно, чтобы травмировать; мать, которая позволит ему быть агрессивным— например, даст ущипнуть себя за щеку, но не даст возможности разрушить себя — например, ткнуть пальчиком в глаз. Способность матери к поиску золотой середины в контакте с ребенком Винникот называет «холдингом» (англ. Ьо1сИп§ — держать, удерживать на руках). Неспособность матери к осуществлению холдинга вызывает у ребенка так называемую «фиксацию» (застревание) на данной фазе развития и может привести к тому, что взрослый человек, имеющий в детстве такие проблемы и сталкиваясь с «взрослыми» трудностями, будет постоянно регре ссировать (психологически возвращаться) на оральную стадию развития. Проблемы в работе и в любви могут компенсироваться зависимостями пристра стием к алкоголю, наркотикам, курением, нарушениями питания, тягой к игральным автоматам и др.), неспособностью предпринимать самостоятельные усилия для достижения целей, колебаниями настроения, поиском людей, поддерживающих их инфантильное функционирование и/или принадлежащих им безраздельно. Таким образом, первый год жизни ребенка и обстоятельства взаимодействия с матерью в этот период являются определяющим фактором в его будущем физическом и психическом здоровье, Важно также отметить, что роль отца на этом этапе, хотя и не оказывается приоритетной, но является весьма важной. Отец, как семей ими носитель мужественности в ее различных социальных проявлениях (защита, ответственность, инициатива и т.д.) и внешне-физических (телесное строение, половые признаки), пока не различим ребенком в этом качестве. Вписываясь в материнский образ и время от времени выполняя «материнские» функции (кормление из бутылочки, ношение на руках, гигиена ребенка), он постепенно становится различим как самостоятельная фигура. Готовность ребенка спустя примерно два-три года воспринимать его именно в отцовской роли существенно зависит от того, насколько «материнское» участие отца было активно воспринято ребенком в первый год жизни.
ПОСЛЕРОДОВАЯ СЛАБОСТЬ: пути выхода Послеродовая слабость— состояние вполне предсказуемое. В трактатах по повивальному искусству можно найти упоминание о послеродовой немощи советы, как восстановить свои силы и поправит! здоровье после родов. Слабость сама по себе — это ощущение разбитости, отсутствие стимула к действию, дневная усталость, непереносимость душных помещений, высокая чувствительность к перемене погоды, заторможенность в мыслях и движениях, ухудшение памяти, внимания и других интеллектуальных функций. Это состояние, когда не хочется что-либо делать, преобладает жалость к себе и одновременно удивление: что же это со мной происходит?! И если в раннем послеродовом периоде (первые два часа после родов) возникающая усталость — это непосредственное следствие выраженной мышечной работы и психологического напряжения во время родов, то в позднем послеродовом периоде (6-8 недель после родов) и далее слабость является симптомом разнообразных состояний, связанных как с физиологическими, так и с психологическими причинами. Рассмотрим основные из них. Причины физиологические Анемия (малокровие). Возникает как последствие родового или послеродового кровотечения (если таковое случилось). Нормальной кровопотерей в родах считается не превышающая 0,5% массы тела (в среднем, после физиологических родов она составляет 200-300 мл). Затем кровяные выделения продолжаются в послеродовом периоде. Происходит снижение уровня эритроцитов и гемогло бина. Гемоглобин состоит из белка и железа и является основным дыхательным ферментом. Чем больше кровопотеря, тем больше ощущение слабости из-за возникающей кислородной недостаточности органов и тканей. Слабость — один из признаков анемии, в особенности железодефицитном Дело в том, что железо связывает кислород, обеспечивая тем самым дыхательную функцию крови. Известно, что железо в организме локализуется в эритроцитах, печени и селезенке — основных кроветворных органах, а также в клетках головного мозга и мышцах. Отсюда наблюдающиеся при анемии мышечная слабость и торможение мыслительной деятельности. Кроме того, могут появляться одышка, головокружение, обмороки, трофические изменения, связанные с дефицитом кислорода и питательных веществ: выпадение волос, ломкость ногтей, трещины в углах рта. При патологической кровопотере (после кесарева сечения, послеродовых кровотечений, отслойки плаценты), а также при наличии анемии во время беременности, слабость усугубляется и проявляется всеми перечисленными выше симптомами в большей степени. В свою очередь, железодефицитное состояние ведет к резкому ослаблению иммунитета, что также может проявляться слабостью и подверженностью вирусным и бактериальным инфекциям. То есть страдает вся система адаптации. Для стимуляции кроветворения необходимы железо и витамины С, В, фолиевая кислота, белки. В случае обнаружения анемии рекомендуются железосодержащие препараты, витаминотерапия, адекватная белковая диета, нормализация режима сна и бодрствования, периодическая проверка показателей крови. Лечение анемии длительное (не менее 4-6 недель), хотя самочувствие улучшается быстро. Это очень важно в период кормления ребенка грудью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.009 с.) |