Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие отечественного нотариата

Поиск

Учреждение и организация отечественного нотариата имеет свою историю. В истории отечественного права, в отли-

13 Вольман И С Нотариат: очерк организаций современного Западно-Европейского нотариата // Вести. Права. - 19) 5. - № 30 - С. 874. 4 См.' Саксонское гражданское уложение // Саксонские гражданские законы. - Вып. I: Гражданское уложение. - СПб.. 1885. - С. 192. 15 См.: Малышев К Гражданские законы Калифорнии. - Т. 2. - СПб., 1906. — С. 351,301,329.


чиє от рассмотренных ранее законодательств западноевропейских государств, участие органов правительственной власти в совершении частноправовых юридических актов и документов замечается гораздо раньше и оказывает гораздо большее влияние на развитие института нотариата16. Так, уже в XII в. составление таких актов перешло в руки дьяков и подьячих, состоявших в довольно большом количестве при различных присутственных местах. В XIII в. дьяков стали на-• зывать писцами. Вначале это были люди свободной профессии, затем они представляли первоначальный состав возникших в XV в. приказов, а впоследствии (XVII в.), в период полного развития приказной системы, превратились в обязательных членов приказов, оказавших огромное влияние на направление всех судебных и административных дел в государстве.

Основная деятельность дьяков так же, как их ближайших помощников (подьячих), состояла в том, что они ведали всей письменной частью того правительственного учреждения, при котором состояли: составление грамот, их редакция и изложение на письме, подписание грамот, выдача просителям оригиналов, копий и справок — все это входило в обязанности дьяков. Они же ведали нотариальными функциями приказов, переданным им в XVI в. Параллельно с приказными дьяками в XVI в. появляется особый класс площадных подьячих, предназначенный для составления письменных актов в городах. Площадные подьячие, по мнению многих правоведов, есть зачаток того органа публичной деятельности, который впоследствии вылился в форму нотариата17. Это своего рода табел-лионы.

С XIV в. начали появляться особы формы закрепления юридических актов, придающие им силу и значение. Так, уже в Псковской судной грамоте упоминается, что для полной достоверности некоторых актов требовалось, чтобы список акта был положен в Соборе Святой Троицы18. По Судебникам Ионна III и Иоанна IV вступление свободных лиц в холопство

5 См.: МейчикД.М. Грамоты XIV и XV веков. - М., 1883. - С. 71.

7 См: Плохотенко А К. Курс нотариата. -М.. 1910. -С. 1, 2.

8 См. Псковская Судная грамота - СПб., 1914. -С. 12.


и отпуск на волю холопов должны были совершаться не иначе, как с утверждения правительства, которое регистрировалось в особых книгах19, С 1558 г. лица, принимающие новокрещенных на службу, записывали совершаемые на них крепости у казначеев. 15 февраля 1597 г., после закрепления крестьян последовал указ царя Федора Иоанновича, которым было повелено: "Подлинные докладные и купчие и всякие крепости и кабалы записывати в Холопьем Приказе в книги, а тем всяким холопьим крепостям людским книгам быти за дьячею рукою большаго для укрепления". Таким образом, окончательное закрепление некоторых актов было передано в руки высшего правительственного места — приказа, что позволяет признать его первым учреждением нотариального характера.

Эпоху в развитии нотариального института создало Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., которое не только упорядочило и систематизировало действовавшие до его появления отдельные указы, но и создало предпосылки и основу того сложного порядка закрепления прав на имущество, который впоследствии был принят в Своде Законов 1832 г. и продолжительное время сохранял свою силу. По мнению Л.Б. Мандельштама, Уложение 1649 г. хотя и не создает органа публичной деятельности с какой-либо более или менее строгой организацией, но устанавливает разницу в силе и значении актов (или крепостей, как они тогда назывались) домашних от совершенных у площадных подьячих, которые, по-видимому, получают особую публичную силу, являются бесспорными20.

Составленные и подписанные дьяками крепости пользовались большим уважением и доверием и считались бесспорными доказательствами в гражданском процессе. Оспаривание их подлинности не только не допускалось, но даже сопровождалось суровыми наказаниями для лица, которое "уч-нет ту крепость на суде лживить"21.

' См.: Судебники Ионна III и Иоанна IV 1487 и 1550 годов. - Харьков, 1915 -С.3.4.

20 См.: Мандельштам Л.Б. Учреждение нотариата и его организация // Жур. Министерства юстиции. - 1989. - № 4. - С. 36.

1 См.: Соборное Уложение Царя Алексея Михайловича 1649 г. - М., 1907. -С. 73. 74


При Петре 1 и его последователях работы в области порядка совершения актов велись с 1693 по 1761 год. Главным преобразованием, имевшим безусловное влияние на все дальнейшее развитие нотариата, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и непосредственной их зависимости от органов правительственной власти"".

Надзор за деятельностью площадных подьячих поручался в различное время различным органам (например, Оружейной палате — 1701 г., особому приказу крепостных дел —• 1702 г., Московской ратуше — 1703 г., губернаторам — 1708 г. и Юстиц-Коллегии, образованной в 1819 г.). Наконец, при Екатерине II вместе с упразднением в 1755 г. Юстиц-Коллегии, совершение крепостных актов было передано палате гражданского суда, представлявшей собой соединенный Департамент Юстиц- и Вотчинной Коллегий23. При каждой палате гражданского суда, а также при уездных судах были учреждены отделения крепостных дел, просуществовавшие до введения в действие Нотариального Положения 1866 г.

Устанавливалась обязательность совершения всех письменных сделок в надлежащем учреждении — "у крепостных дел". Однако все дальнейшее законодательство преемников Петра I было направлено на смягчение требований, предъявляемых при совершении актов крепостным порядком. Именно этим объясняется появление тех многочисленных исключений из общего принципа, которое -часто встречаются во всех последующих законодательных актах. Но, освобождая определенные виды актов от обязательного совершения их у крепостных дел, законодательство не предусматривало изъятия их полностью из-под надзора правительственной власти и вследствие этого учредило новый способ заключения таких документов, являющийся как бы переходным от крепостного к

' См., напр.: Указ Петра I "О порядке исследования подписей на крепостных актах в случае возникшего о подлинности оных спора, или сомнения, о писании крепостей в поместных и вотчинных делах в Поместном приказе и о потребном числе свидетелей для подписания крепостных актов'' // Поли. Собр. Законов Рос. Империи: Т. III. - М, 1830. - С. 678. 679.

1 См.: Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 г. № 14392 // Поли Собр. Законов Рос. Империи. -СПб, 1830. -С. 240.


домашнему: это так называемый явочный порядок совершения актов, при котором совершенный домашним порядком акт представляется в известное присутственное место только для4 засвидетельствования. В зависимости от места засвидетельствования акта выделялись явочный крепостной и явочный нотариальный виды совершения актов.

Так, к числу актов, непременно совершавшихся крепостным порядком, под страхом полной их недействительности, принадлежали по Своду Законов 1832 г.: а) акт об освобождении крестьян от крепостной зависимости; б) всякие акты, направленные на переход или ограничение права собственности на недвижимые имущества; в) документ об отчуждении крепостных людей; г) акты о переуступке рекрутских квитанций. Некоторые акты, совершавшиеся не крепостным порядком, должны были быть совершены (явлены) в любом из учреждений крепостных дел по усмотрению сторон вне зависимости от суммы самого акта. Сюда относились: а) запродажные надписи на недвижимые имущество; б) духовные завещания; в) договоры о найме имущества; г) доверенности и некоторые другие.

Явочным порядком могли быть совершены все акты, кроме тех, для которых был установлен крепостной порядок совершения или явка у крепостных дел. В силу ст. 529 Свода Законов "места и лица, у коих является акт к свидетельству, обязаны: а) удостовериться в подлинности его; б) рассмотреть, не противен ли он законам; взыскать установленных сбор; в) записать акт в книгу; г) засвидетельствовать оный, возвратить его просителю".

Из приведенного краткого обзора правил о порядке закрепления прав на имущества и совершения нотариальных актов, помещавшихся в Своде Законов, видно, что в нем не было четко проведено различие между актами домашними, нотариальными и крепостными. Кроме того, ничего не говорилось ни о порядке избрания и назначения нотариусов, ни о требуемых от них знаниях, ни о порядке удостоверения подлинности актов и личности сторон, требующих совершения этих актов. Также не были указаны все условия, необходимые для придания совершенному у нотариуса акту законного зна-


чения. Вследствие возложения нотариальных обязанностей на судебные места не было четкого разделения производства по совершению актов и производства по спорным вопросам, требующим судебного разрешения.

Характерной чертой деятельности крепостных нотариальных учреждений по Своду Законов 1832 г. являлось отсутствие строгой и единообразной их организации. Параллельно с прежними отделениями крепостных дел, находившимися в непосредственном подчинении и зависимости от судебных мест, существовал целый ряд других учреждений (отчасти самостоятельного характера, отчасти связанных с различными административными присутственными местами), наделенных теми же правами и полномочиями.

Так, Свод Законов предусматривал порядок, по которому право совершения крепостных актов принадлежало главным образом отделениям крепостных дел, учреждаемым при палатах гражданского и уголовного суда (при уездных судах — на сумму не свыше 200 руб.). Во главе таких отделений для заведывания ими назначались особые надсмотрщики, руководящие целым штатом чиновников, именовавшихся крепостными писцами. Все служащие у крепостных цел назначались присутствием того места, при котором они состояли, и находились под непосредственным надзором членов и секретаря последнего, в частности, одного из членов гражданской палаты.

Но параллельно составление крепостных актов разрешалось в целом ряде других правительственных учреждений (например, в областном правлении Кавказской области и др.). В уездах принадлежавшее уездным судам право совершения крепостных актов было постепенно распространено на многие другие местные учреждения (городовые магистраты и ратуши, полицейские и уездные управления и пр.).

Ввиду разобщенности и децентрализации нотариального дела, а также отсутствия правильного и хорошо организованного надзора за нотариальными учреждениями ощущалась настоятельная потребность в коренной реформе всего института, направленной на объединение его в одно цельное правительственное учреждение, свободное от постороннего


влияния других присутственных мест административного и судебного ведомств. Задачу эту призвано было решить Положение о нотариальной части 1866 г.24

Главной идеей этого положения было отделение нотариальной части от судебной. Решено было изъять из ведения судебных учреждений нотариальные функции по совершению актов и других несудебных действий. В городах были учреждены нотариусы, число которых было ограничено. Они назначались старшим председателем судебной палаты из лиц, выдержавших испытание и внесших довольно значительный залог, пополняемый впоследствии из поступающего в пользу нотариуса вознаграждения. Государственный Совет полагал, что ''поручить судебным местам утверждение актов оказывается неудобным,- так как заведывание крепостной частью отвлекало б.ы членов судебных мест от свойственных им судейский занятий по делам спорным; поэтому удобнее всего поручить укрепление актов на недвижимые имущества путем внесения их в крепостные книги старшим нотариусам, поставленным во главе нотариальных архивов при окружных судах, — самое же совершение подобных актов поручить прочим нотариусам"25. Совершение актов о недвижимых имуществах также было изъято из ведомства мировых судей.

Автономизация нотариата повлекла необходимость надлежащего определения статуса нотариуса, который характеризовался двумя важнейшими моментами: с одной стороны, нотариу-- сы признавались не состоящими на государственной службе и не имели права производства в чины и получения пенсий, а с другой — их деятельности был придан статус частной юридической практики. Таким образом, нотариус являлся одновременно и должностным лицом, что позволяло подвергать его дисциплинарным взысканиям за нарушение должностных обязанностей, и представителем свободной профессии.

Положение о нотариальной части 1866 г. регулировало деятельность нотариата до 1917 г. В период 1918-1920 гг. ор-

1 Положение о нотариальной части // Свод Законов Рос. Империи: Т. XVI: Ч. 1.-СП6., 1892.^ С. 215-246.

Мандельштам Л. Б. Учреждение нотариата и его организация // Журн. Министерства юстиции. - 1899. - № 4. - С. 38.


ганизации и деятельности нотариата в УССР уделялось мало внимания. Нотариальная компетенция в этот период нормативно не была определена. Гражданский оборот был крайне незначительным. Обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.

Декрет СНК УССР от 19 февраля 1919 г. "О суде"26 упразднил дореволюционные нотариальные органы Украины, существовавшие до того времени, а Декретом от 25 февраля 1919 г. 27 был учрежден институт народных нотариусов, просуществовавший до 16 апреля 1921 г.28 Совершение простейших нотариальных действий было возложено на нарсуды, милицию и домкомбеды.

Рост гражданского оборота, связанный с переходом к новой экономической политике, объективно обусловил существенное развитие нотариальной деятельности. Существование договорных отношений между государственными хозяйственными организациями и частными лицами требовало установление контроля за законностью совершаемых сделок. С этой целью в 1921 г. были изданы декреты, требовавшие обязательного нотариального засвидетельствования договоров о государственных подрядах и поставках, а также сделок о купле-продаже немуниципализированных жилых строений. Такое засвидетельствование осуществляли нотариальные столы при губернских отделах и уездных бюро юстиции29. В связи с отсутствием законодательного акта, которым регулировалась бы нотариальная деятельность, было разработано и принято в 1923 г. Украинское нотариальное Положение"'0.

6 См.: Узаконення та розпорядження Робіт.-сел. Уряду України за 1919 р. -Харків, 1925.-С. 147.

17 Декрет Ради Народних комісарів України "'Про засіювання народних РІо-
таріяльних Камер" // Узаконення та розпорядження Робіт-сел. Уряду Украї
ни за 1919 р. - Харків, 1925. - С. 203. 204.

18 См.: Постанова Ради Народних Комісарів України "Про нотаріяльні фун
кції" // Збір законів і розпоряджень Робіт-сел. Уряду України. - 1921. -
Ч.6.-С. 194. 195.

9 См.: Павлов А.А. Нотариат. - Харьков, 1926. - С. 45. ' Положення про державний нотаріат від 20.04.23 р. І! Збір законів і розпоряджень Робіт. Сел. Уряду України. - 1923 - №13.- Лрт. 232. - С. 419-428.


Этот законодательный акт предусматривал создание во всех городах, а также в наиболее значительных пунктах сельской местности государственных нотариальных контор. Там, где нотариальные конторы не были учреждены, исполнение нотариальных функций (за некоторым исключением, — например, засвидетельствование договоров), возлагалось на народных судей. Расположение нотариальных, контор устанавливалось исполкомами местных Советов и утверждалось Народным комиссаром юстиции. Во главе нотариальных контор стояли нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдерживавших установленные испытания в комиссии, назначавшейся президиумом Совнарсуда по программе, утвержденной Наркомюстом. Нотариусы не имели права на совместительство не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях. Они являлись государственными служащими и получали вознаграждение от государства по установленным ставкам, как и все служащие.

Таким образом, место нотариата в системе государственных органов было точно установлено: нотариат был включен в состав органов юстиции. Организация и руководство нотариатом поручались органам судебного управления31.

В 1925 г. в Украине было принято новое Нотариальное положение ~ вслед за принятием Гражданского Кодекса Украины, предусматривавшего для ряда гражданско-правовых сделок обязательное нотариальное удостоверение под страхом недействительности, а в отношении других сделок предоставлявшего усмотрению сторон удостоверять сделку в нотариальной конторе или ограничиться простой письменной формой без нотариального удостоверения. Из Нотариального положения были выделены чисто организационные вопросы, вошедшие в «Положение о судоустройстве» (разд. VIII «О государственном нотариате»)''3.

1 См.: Нотариат в СССР / Отв. Ред. А.Ф. Клейман. - М. 1960. - С. 20.

! Нотариальное положение от 16 декабря 1925 І. // Собр. Узаконений и Распоряжений Рабоче-Крест. Правительства Украины. - 1925. - 102. -Ст. 557.

Положение о судоустройстве УССР от 23 окіября 1925 г. // Собр. Узаконений и распоряжений Рабоче-Крест. Правительства Украины. - 1925. - № 92. 93.-Ст. 522.


В дальнейшем наряду с республиканским законодательством о нотариате возникает и законодательство Союза ССР, регулирующее вопросы организации нотариата и основные принципы деятельности нотариальных органов. Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г.34 установили единообразную структуру нотариальных органов для всех союзных республик, назначение нотариусов и их смещение губернскими и уездными исполнительными комитетами Советов, требования к кандидатам на должность нотариуса, возможность выполнения отдельных нотариальных действий народными судами, а также волостными и районными исполнительными комитетами Советов и. наконец, необходимость издания общесоюзного закона об основных принципах нотариата, с которым должны были быть согласованы республиканские положения о государственном нотариате.

14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата»35. В нем были сформулированы основные принципы организации и деятельности нотариальных органов, а также задачи государственных нотариусов, к которым • прежде всего относилась проверка соответствия требуемых от них действий и составляемых ими документов действующим законам. Этим документом было установлено, что удостоверение сделок и выполнение иных действий производятся государственными нотариальными конторами, действующими в порядке, определяемом законодательством союзных республик в соответствии с общесоюзным законом. Отдельные функции государственных нотариальных контор могут законодательством союзных республик возлагаться на народные суды и исполкомы местных Советов. Нотариальные действия за границей в интересах советских граждан и организаций выполняются консульскими учреждениями Союза ССР.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. // Собр. Законов и Распоряжений Рабоче-Крст. Правительства СССР. - 1924. - № 23. - Ст. 203.

Собрание законов и распоряжений Рабоче-кресгьянского Правительства СССР. - 1926. - № 35. - Ст. 252.


Статья 8 этого постановления упразднила различие между совершением актов и засвидетельствованием договоров. Вместо этих двух форм нотариальных действий было установлено единое нотариальное удостоверение сделок. Упразднены всякого рода актовые книги и установлено, что нотариальное удостоверение сделок состоит в надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы.

На основе постановления от 14 мая 1926 г. союзные республики приняли положения о нотариате. Законодательство союзных республик пошло по линии расширения нотариальных функций, особенно в целях освобождения народных судов от дел бесспорного характера.

Новое Нотариальное положение в Украине было принято 14 августа 1928 г.36 Оно характеризовалось следующими основными моментами:

1) расширение функции нотариальных контор — им
переданы дела особого производства, подсудные ранее народ
ным судам (исполнительные надписи на бесспорных обяза
тельствах, принятие мер охраны наследственного имущества и
принятие в депозит предметов обязательств);

2) на нотариальные конторы возложена обязанность
выдавать залоговые свидетельства;

3) расширены нотариальные функции райисполкомов,
в частности, сельских и поселковых Советов;

4) введена единообразная форма нотариального заве
рения для всех актов и доказательств.

В 60-х годах была проведена новая кодификация гражданского и гражданского процессуального законодательства, а в последующие годы обновлено брачно-семейное, колхозное, земельное, трудовое и другое законодательство. В связи с этим многие правила прежних законодательных актов о нотариате утратили силу, обнаружились пробелы, появилась необходимость в законодательном урегулировании ряда вопросов, выдвинутых нотариальной практикой и разработанных право-

Нотаріальна >става // Збірник Узаконень І а Розпоряджень Робі Ін.-селянського Уряд> України. - 1928. -№ 20 - Арт. 183.


вой наукой. Нотариальные положения в Украине принимались 26 декабря 1956 г. и 31 августа 1964 г.

В 1973 г. был разработан и принят Закон СССР «О государственном нотариате».37 Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. Законом установлена компетенция исполкомов местных Советов, а также впервые перечислены документы, приравниваемые к нотариально удостоверенным, названы должностные лица, управо-моченные удостоверять такие документы38. Закон изменил систему источников законодательства о нотариате, предусмотрев принятие союзными республиками Законов о государственном нотариате (а не Положений, как это имело место ранее). Такое решение вопроса было направлено на повышение значимости и авторитета республиканских актов о нотариусе с учетом характера и существа норм, которые должны найти закрепление в этих законах, а также соответствовало той роли, которую играет нотариат среди других юрисдикци-онных органов, призванных защищать права и законные интересы граждан и организаций.39 В соответствии с общесоюзным законом 25 декабря 1974 г. был принят Закон УССР «О государственном нотариате»40, где была конкретно определена компетенция нотариальных органов и урегулирован порядок совершения отдельных нотариальных действий.

Несмотря на то, что этот закон наделял нотариальные органы достаточно широкой компетенцией, до недавнего времени нотариат был не очень заметной институцией. Формирование рыночных отношений, вызвавшее усиление гражданско-правовой активности населения, развитие предпринимательства, гражданского и международного экономического оборота

1 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1973.-№ 30.-Ст. 393.

1 См.: Седугин П Новый общесоюзный Закон о государственном нотариате // Соц. Законность. - 1973. -№ 10. - С. 5. 6.

' См.: Леснтікая Л Ф Закон о государственном нотариате // Сов. Государство и право. - 1973.-№ 12.-С. 55. 40 Ведомости Верховного Совета УССР. - 1975. -№!."- Ст. 4.


обусловили принятие 2 сентября 1993 г. Закона Украины «О нотариате»41, принципиальным новшеством которого явилось введение в отечественное законодательство и нотариальную практику частного нотариата.

Сравнение.нового Закона с ранее действовавшим позволяет заметить, что по своей структуре и по содержанию правового регулирования нотариальных действий он полностью воспринял ранее действовавшее законодательство. Анализ указанных законодательных актов в части круга нотариальных действий, правил совершения отдельных нотариальных действий, применения законодательств иностранных государств свидетельствует даже об унифицированности режимов их правового регулирования.

Новые положения, заключенные в этом Законе, касаются организации нотариата и не затрагивают режима совершения нотариальных действий. Они предусмаїривают введение частного нотариата, более подробную регламентацию правового статуса нотариуса и допущения лиц к нотариальной деятельности, а также создание государственных нотариальных архивов.

Таким образом, историко-правовой анализ возникновения и развития нотариальных органов позволяет сделать следующие выводы:

- возникновение органов, выполняющих нотариальные
функции, всегда обусловлено достаточно высоким уровнем
развития хозяйственной жизни государства, вызывающим по
требность в заключении сделок, договоров и обеспечении их
правового значения, публичного признания, т.е. их юридиче
ской достоверности;

- нотариальная деятельность всегда носит публично-
правовой характер. Публичная сила, а значит, и качество бес
спорности прав, фактов и документов обеспечиваются наделе
нием нотариуса государственно-властными полномочиями пу
тем утверждения его в должности представителями государст
венной власти;

Ведомости Верховного Совета Украины - 1993. - № 39. - Ст. 383. Далее — Закон


- образование современных нотариальных органов -результат отделения спорной юрисдикции от бесспорной и отнесения последней к компетенции нотариата. Следовательно, нотариальная деятельность (как разновидность юрисдикцион-ной) должна осуществляться в процессуальной форме, выступающей гарантией прав и законных интересов граждан и юридических лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.013 с.)