Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как распознать обострение бронхиальной астмы?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотреть 2 варианта начала обострения – острый приступ и постепенное ухудшение самочувствия. Обострение астмы может протекать в виде острого приступа или в виде постепенного ухудшения состояния. Острый приступ ни с чем не спутаешь. Внезапно наступившая и быстро усиливающаяся одышка, свисты и хрипы в грудной клетке, чувство ее распирания. Постепенное ухудшение состояния развивается в течение нескольких дней, иногда недель. Его основными признаками являются: - постепенное усиление чувства затрудненного дыхания, заложенности в грудной клетке, которые медленно перерастают в сильную одышку или удушье; - появление ночных симптомов болезни; - ухудшение переносимости физической нагрузки; - появление или увеличение потребности в бронхорасширяюших средствах (необходимо еще раз обсудить с группой опасность передозировки этих бронхолитиков короткого действия). Предвестниками обострения также могут быть такие симптомы как ухудшение сна, немотивированная раздражительность, снижение толерантности к физической нагрузке. Крайне важным способом распознавания обострения является измерение пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметра. Преподавателю следует подчеркнуть, что только регулярное проведение пикфлоуметрии позволяет зафиксировать снижение показателей и распознать обострение бронхиальной астмы на ранних стадиях.
Активная часть Ответы на вопросы.
Информационная часть Что делать при приступе удушья? Представить алгоритм действий больного БА во время приступа удушья. Повторно рассказать о частоте и кратности использования «аварийного» ингалятора (бронхолитика короткого действия), продемонстрировать технику ингаляции. 1. Главное не пугаться! Страх нарушает способность адекватно мыслить и правильно действовать в критических ситуациях. 2. Если вы находитесь в помещении – откройте окно или форточку. 3. Примите удобное положение, попытайтесь расслабиться и нормализовать дыхание. 4. Возьмите свой привычный ингалятор-«спасатель» (бронхорасширяющий препарат короткого действия) и, СТРОГО СОБЛЮДАЯ ТЕХНИКУ, произведите две ингаляции с интервалом в одну минуту. 5. Оценить свое состояние необходимо через 20 минут. Как действовать дальше? - если вам совершенно не помогла правильно проведенная ингаляция – срочно обращайтесь за медицинской помощью; - если ваше состояние не ухудшилось или вы чувствуете некоторое облегчение – повторите ингаляции еще 2-3 раза с интервалом 20 минут в течение первого часа. Если вы не обговорили с врачом заранее, как вести себя дальше, обязательно обратитесь за квалифицированной медицинской помощью.
Перерыв Информационная часть 5.1. Как контролировать бронхиальную астму? Представить классификацию БА по уровню контроля, в соответствии с «Глобальной стратегией лечения и профилактики бронхиальной астмы» (GINА, пересмотр 2007 г.). Контроль над бронхиальной астмой означает устранение проявлений заболевания. Выделяют критерии контролируемой, частично контролируемой и неконтролируемой бронхиальной астмы. Необходимо стремиться к тому, чтобы на фоне лечения был полный контроль над астмой, что соответствует критериям контролируемой астмы. Контролируемая бронхиальная астма – это отсутствие каких-либо ограничений физической активности, ночных пробуждений и, в идеале, дневных симптомов астмы. Не чаще чем два раза в неделю могут наблюдаться кратковременные эпизоды астмы днем, для купирования которых может требоваться применение ингаляторов, содержащих бронхорасширяющие вещества. При наличии критериев контролируемой астмы проводимое лечение считается достаточным и его следует продолжить. При частично контролируемой бронхиальной астме лечение недостаточно эффективно, так как наблюдаются отдельные симптомы астмы, либо ночные, либо дневные (более двух эпизодов в неделю), возможно, с ограничением повседневной активности, может быть снижена пиковая скорость выдоха. В этой ситуации необходимо выяснить причины и длительность появления симптомов астмы и рассмотреть возможность увеличения объема терапии для достижения лучшего контроля. При неконтролируемой бронхиальной астме симптомы (кашель, свистящие хрипы, одышка, приступы удушья) обычно наблюдаются у пациента и в дневные, и в ночные часы, зачастую ограничивают повседневную активность, требуют более частого использования ингаляторов, содержащих бронхорасширяющие средства, и сопровождаются снижением показателей пикфлоуметрии. Если такое ухудшение сохраняется хотя бы неделю, то состояние пациента расценивают как обострение бронхиальной астмы. Поэтому, при первом появлении признаков неконтролируемой астмы необходимо увеличить дозы, кратность применения и/или количество используемых препаратов, для того чтобы предупредить развитие обострения. Для оценки контроля над клиническими проявлениями БА используется Тест по контролю над астмой, он подходит для использования взрослыми и детьми старше 12 лет с целью самооценки и может заполняться пациентами перед визитом к лечащему врачу или во время визита. Этот простой вопросник позволяет улучшить оценку контроля над заболеванием, так как его результаты представляют собой объективные показатели (баллы) и обеспечивает улучшение взаимопонимания между пациентом и врачом.
План самоведения при бронхиальной астме. Необходимо обучить слушателей принципам составления плана самоведения на основании значений пиковой скорости выдоха и клинических проявлений БА. План самоведения больных бронхиальной астмой даёт возможность пациенту самостоятельно изменять лечение, в заранее определенных пределах, в зависимости от самочувствия и данных пикфлоуметрии. Необходимо объяснить пациенту, что четкое соблюдение рекомендаций, обозначенных в плане, может предотвратить обострение заболевания. Дневник самоконтроля должен содержать следующую информацию: – перечисление индивидуальных факторов риска обострения астмы, которых больному необходимо избегать; – индивидуальную ежедневную дозу профилактических препаратов длительного действия; – инструкцию, как распознать признаки ухудшения состояния, включая симптомы и, если возможно, пиковую скорость выдоха; – инструкцию, как лечить обострение астмы самостоятельно и когда вызывать скорую медицинскую помощь. В конце занятия преподавателю необходимо обобщить информацию, полученную в ходе предыдущих занятий, повторно представив методы контроля бронхиальной астмой: 1. Избегать контакта с факторами, вызывающими появление симптомов заболевания 2. Контроль экологии жилища и рабочего помещения – проведение элиминационных мероприятий. 3. Ежедневный прием препаратов базисной терапии. 4. Ежедневное измерение пиковой скорости выдоха при помощи пикфлоуметра и ведение дневника самоконтроля.
Активная часть
Предложить слушателям заполнить тест по контролю над астмой. Провести разбор полученных результатов по итогам тестирования. При отсутствии контроля над БА у кого-либо из слушателей попросить пациента назвать возможные причины данной ситуации. Заключительная часть
Сделать краткое резюме о пройденном материале. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи. Попросить принести собственные ингаляторы, пикфлоуметры и дневники самоконтроля на следующее занятие.
Материалы для пациентов к занятию 4 «Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?»
УРОВНИ КОНТРОЛЯ НАД АСТМОЙ
ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД АСТМОЙ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЯ
Материалы к занятию 5 «Контроль полученных знаний, навыков и умений»
Последнее занятие является итоговым. На нем обобщаются знания, полученные при обучении в астма-школе. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей, проводит контроль навыков и умений пациентов: – слушатели рассказывают об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе; – демонстрируют технику ингаляции с различными формами доставки лекарственных препаратов, которые они используют в повседневной жизни; – демонстрируют технику пикфлоуметрии, предоставляют преподавателю заполненные дневники пикфлоуметрии и интерпретируют полученные данные. С каждым из пациентов составляется (корректируется) план самоведения. 1. Предложить слушателям рассказать об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла.
2. Демонстрация техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем. Преподавателю необходимо указать на нарушения техники и неточности в процессе ингаляции с последующим повторным проведением процедуры слушателем.
3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии. Преподавателю необходимо проконтролировать правильность проведения процедуры.
Перерыв
4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения. Попросить предоставить дневник пикфлоуметрии. Предложить каждому слушателю провести анализ своего состояния на основании данных дневника пикфлоуметрии. Составить совместно с каждым из слушателей индивидуальный план самоведения. 5. Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их. В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения. 6. Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.
Список использованной литературы 1. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика проведения занятий для больных бронхиальной астмой в астма-школе. Под. ред. А.Г. Чучалина. Москва; 1997. 2. Белевский А.С., Княжеская Н.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. Москва: Атмосфера; 2007. 3. Беленко Л.В. Я дышу свободно. Как справиться с бронхиальной астмой. Екатеринбург; 2000. 4. Глобальная стратегия и профилактика бронхиальной астмы (пересмотр 2007 г.). Под ред. А.Г. Чучалина. Москва: Атмосфера; 2007. 5. Ильина Н.И., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Методические рекомендации. Москва; 2002. 6. Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003. 7. Петухова А.Ю., Бельтюков Е.К. Образовательная программа для больных бронхиальной астмой и аллергией – экспресс-астма-аллергошкола: методические рекомендации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ; 2006. 8. Фассахов Р.С., Белевский А.С. Учимся астме. Образовательная серия для больных бронхиальной астмой. Смоленск; 2000.
Составитель – Петухова Анна Юрьевна, к.м.н., врач-пульмонолог, заведующая поликлиническим отделением № 2, руководитель Центра здоровья МБУ ЦГКБ № 6 г. Екатеринбурга.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.012 с.) |