Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как распознать обострение бронхиальной астмы?

Поиск

Рассмотреть 2 варианта начала обострения – острый приступ и постепенное ухудшение самочувствия.

Обострение астмы может протекать в виде острого приступа или в виде постепенного ухудшения состояния.

Острый приступ ни с чем не спутаешь. Внезапно наступившая и быстро усиливающаяся одышка, свисты и хрипы в грудной клетке, чувство ее распирания.

Постепенное ухудшение состояния развивается в течение нескольких дней, иногда недель.

Его основными признаками являются:

- постепенное усиление чувства затрудненного дыхания, заложенности в грудной клетке, которые медленно перерастают в сильную одышку или удушье;

- появление ночных симптомов болезни;

- ухудшение переносимости физической нагрузки;

- появление или увеличение потребности в бронхорасширяюших средствах (необходимо еще раз обсудить с группой опасность передозировки этих бронхолитиков короткого действия).

Предвестниками обострения также могут быть такие симптомы как ухудшение сна, немотивированная раздражительность, снижение толерантности к физической нагрузке.

Крайне важным способом распознавания обострения является измерение пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметра. Преподавателю следует подчеркнуть, что только регулярное проведение пикфлоуметрии позволяет зафиксировать снижение показателей и распознать обострение бронхиальной астмы на ранних стадиях.

 

Активная часть

Ответы на вопросы.

 

Информационная часть

Что делать при приступе удушья?

Представить алгоритм действий больного БА во время приступа удушья. Повторно рассказать о частоте и кратности использования «аварийного» ингалятора (бронхолитика короткого действия), продемонстрировать технику ингаляции.

1. Главное не пугаться!

Страх нарушает способность адекватно мыслить и правильно действовать в критических ситуациях.

2. Если вы находитесь в помещении – откройте окно или форточку.

3. Примите удобное положение, попытайтесь расслабиться и нормализовать дыхание.

4. Возьмите свой привычный ингалятор-«спасатель» (бронхорасширяющий препарат короткого действия) и, СТРОГО СОБЛЮДАЯ ТЕХНИКУ, произведите две ингаляции с интервалом в одну минуту.

5. Оценить свое состояние необходимо через 20 минут.

Как действовать дальше?

- если вам совершенно не помогла правильно проведенная ингаляция – срочно обращайтесь за медицинской помощью;

- если ваше состояние не ухудшилось или вы чувствуете некоторое облегчение – повторите ингаляции еще 2-3 раза с интервалом 20 минут в течение первого часа.

Если вы не обговорили с врачом заранее, как вести себя дальше, обязательно обратитесь за квалифицированной медицинской помощью.

 

Перерыв

Информационная часть

5.1. Как контролировать бронхиальную астму?

Представить классификацию БА по уровню контроля, в соответствии с «Глобальной стратегией лечения и профилактики бронхиальной астмы» (GINА, пересмотр 2007 г.).

Контроль над бронхиальной астмой означает устранение проявлений заболевания. Выделяют критерии контролируемой, частично контролируемой и неконтролируемой бронхиальной астмы.

Необходимо стремиться к тому, чтобы на фоне лечения был полный контроль над астмой, что соответствует критериям контролируемой астмы.

Контролируемая бронхиальная астма – это отсутствие каких-либо ограничений физической активности, ночных пробуждений и, в идеале, дневных симптомов астмы. Не чаще чем два раза в неделю могут наблюдаться кратковременные эпизоды астмы днем, для купирования которых может требоваться применение ингаляторов, содержащих бронхорасширяющие вещества. При наличии критериев контролируемой астмы проводимое лечение считается достаточным и его следует продолжить.

При частично контролируемой бронхиальной астме лечение недостаточно эффективно, так как наблюдаются отдельные симптомы астмы, либо ночные, либо дневные (более двух эпизодов в неделю), возможно, с ограничением повседневной активности, может быть снижена пиковая скорость выдоха. В этой ситуации необходимо выяснить причины и длительность появления симптомов астмы и рассмотреть возможность увеличения объема терапии для достижения лучшего контроля.

При неконтролируемой бронхиальной астме симптомы (кашель, свистящие хрипы, одышка, приступы удушья) обычно наблюдаются у пациента и в дневные, и в ночные часы, зачастую ограничивают повседневную активность, требуют более частого использования ингаляторов, содержащих бронхорасширяющие средства, и сопровождаются снижением показателей пикфлоуметрии. Если такое ухудшение сохраняется хотя бы неделю, то состояние пациента расценивают как обострение бронхиальной астмы. Поэтому, при первом появлении признаков неконтролируемой астмы необходимо увеличить дозы, кратность применения и/или количество используемых препаратов, для того чтобы предупредить развитие обострения.

Для оценки контроля над клиническими проявлениями БА используется Тест по контролю над астмой, он подходит для использования взрослыми и детьми старше 12 лет с целью самооценки и может заполняться пациентами перед визитом к лечащему врачу или во время визита. Этот простой вопросник позволяет улучшить оценку контроля над заболеванием, так как его результаты представляют собой объективные показатели (баллы) и обеспечивает улучшение взаимопонимания между пациентом и врачом.

 

План самоведения при бронхиальной астме.

Необходимо обучить слушателей принципам составления плана самоведения на основании значений пиковой скорости выдоха и клинических проявлений БА.

План самоведения больных бронхиальной астмой даёт возможность пациенту самостоятельно изменять лечение, в заранее определенных пределах, в зависимости от самочувствия и данных пикфлоуметрии. Необходимо объяснить пациенту, что четкое соблюдение рекомендаций, обозначенных в плане, может предотвратить обострение заболевания.

Дневник самоконтроля должен содержать следующую информацию:

– перечисление индивидуальных факторов риска обострения астмы, которых больному необходимо избегать;

– индивидуальную ежедневную дозу профилактических препаратов длительного действия;

– инструкцию, как распознать признаки ухудшения состояния, включая симптомы и, если возможно, пиковую скорость выдоха;

– инструкцию, как лечить обострение астмы самостоятельно и когда вызывать скорую медицинскую помощь.

В конце занятия преподавателю необходимо обобщить информацию, полученную в ходе предыдущих занятий, повторно представив методы контроля бронхиальной астмой:

1. Избегать контакта с факторами, вызывающими появление симптомов заболевания

2. Контроль экологии жилища и рабочего помещения – проведение элиминационных мероприятий.

3. Ежедневный прием препаратов базисной терапии.

4. Ежедневное измерение пиковой скорости выдоха при помощи пикфлоуметра и ведение дневника самоконтроля.

 

Активная часть

 

Предложить слушателям заполнить тест по контролю над астмой. Провести разбор полученных результатов по итогам тестирования. При отсутствии контроля над БА у кого-либо из слушателей попросить пациента назвать возможные причины данной ситуации.

Заключительная часть

 

Сделать краткое резюме о пройденном материале. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи. Попросить принести собственные ингаляторы, пикфлоуметры и дневники самоконтроля на следующее занятие.

 

Материалы для пациентов к занятию 4

«Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?»

 

 

УРОВНИ КОНТРОЛЯ НАД АСТМОЙ

 

Характеристики Контролируемая бронхиальная астма (все нижеперечисленное) Частично контролируемая бронхиальная астма(любое проявление в течение недели) Неконтролируемая бронхиальная астма
Дневные симптомы Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) > 2 эпизодов в неделю Наличие трех или более признаков частично контролируемой БА в течение любой недели
Ограничения активности Отсутствуют Любые
Ночные симптомы/ пробуждения Отсутствуют Любые
Потребность в препаратах неотложной помощи Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) > 2 эпизодов в неделю
Функция легких (ПСВ или ОФВ1) Нормальная < 80% от должного значения или от наилучшего для данного пациента показателя (если таковой известен)
Обострения Отсутствуют 1 или более в год 1 в течение любой недели*

 

ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД АСТМОЙ

I. Как часто за последние 4 недели астма мешала Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? Всё время – 1 Очень часто – 2 Иногда – 3 Редко – 4 Никогда – 5
II. Как часто за последние 4 недели Вы отмечали у себя затрудненное дыхание? Чаще, чем раз в день – 1 Раз в день – 2 От 3 до 6 раз в неделю – 3 1 или 2 раза в неделю – 4 Ни разу – 5
III. Как часто за последние 4 недели Вы просыпались ночью или раньше, чем обычно, из-за симптомов астмы (свистящего дыхания, кашля, затруднённого дыхания, чувства стеснения или боли в груди)? 4 ночи в неделю или чаще – 1 2–3 ночи в неделю – 2 Раз в неделю – 3 1 или 2 раза – 4 Ни разу – 5
IV. Как часто за последние 4 недели Вы использовали быстродействующий ингалятор (например, вентолин, беротек, беродуал, атровент, сальбутамол, саламол, сальбент, астмопент) или небулайзер (аэрозольный аппарат) с лекарством (например, беротек, беродуал, вентолин небулы)? 3 раза в день или чаще – 1 1 или 2 раза в день – 2 2 или 3 раза в неделю – 3 1 раз в неделю или реже – 4 Ни разу – 5
V. Как бы Вы оценили, насколько Вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? Совсем не удавалось контролировать – 1 Плохо удавалось контролировать – 2 В некоторой степени удавалось контролировать – 3 Хорошо удавалось контролировать – 4 Полностью удавалось контролировать – 5
Значение теста – это сумма баллов, полученных при ответе на 5 вопросов.
Интерпретация результатов теста по контролю над астмой:
  • Сумма 25 баллов означает полный контроль.
  • Сумма 20–24 балла означает, что астма контролируется хорошо, но не полностью. Врач может помочь пациенту добиться полного контроля.
  • Сумма 19 баллов и меньше указывает на неконтролируемую астму. Возможно, следует изменить терапию для достижения оптимального контроля.
  • Сумма 14 баллов и меньше свидетельствует о том, что астма у пациента серьезно вышла из-под контроля. В этом случае пациента следует направить к специалисту.

 

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЯ
НАД БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
(адаптировано из «Глобальной стратегии лечения и профилактики
бронхиальной астмы», пересмотр 2007 г.)

 

Ваша регулярная терапия: 1. Каждый день принимайте ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ [укажите препараты, разовую дозу, кратность использования]   2. Перед физической нагрузкой примите __________________________________________________   КОГДА СЛЕДУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ Оцените ваш уровень контроля над БА За последнюю неделю вы отмечали:
симптомы БА в дневное время более 2 раз? Нет Да
ограничения активности или физических нагрузок из-за БА? Нет Да
ночные пробуждения из_за БА? Нет Да
потребность в [препарат неотложной помощи] более 2 раз? Нет Да
значения ПСВ (если вы следите за ПСВ) менее _________? Нет Да

Если вы ответили ДА на три вопроса или более, у вас отсутствует контроль над БА, и может потребоваться увеличение объема терапии.

 

КАК УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ

УВЕЛИЧИВАЙТЕ объем терапии в соответствии с указанными рекомендациями и ежедневно оценивайте улучшение:____________________________________________________________

_________________________________ [впишите препараты и дозы для увеличения объема терапии]

 

Продолжайте это лечение в течение _____________ дней [укажите число дней]

 

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ

Обратитесь к вашему лечащему врачу: ______________________________ [впишите ФИО врача]

если ваше состояние не улучшится через _________ дней [укажите число дней]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [строки для дополнительных инструкций, заполняются по выбору]

 

ВНЕЗАПНАЯ/ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ

Если:

✓ вы отмечаете тяжелую одышку, так что можете разговаривать только короткими предложениями;

✓ у вас развился тяжелый приступ астмы, и вы чувствуете страх;

✓ вы нуждаетесь в вашем препарате неотложной помощи чаще чем через каждые 4 ч, и улучшение отсутствует, то:

1) сделайте 2–4 ингаляции ___________ [препарат неотложной помощи];

2) примите _______мг _____________________________ [пероральный глюкокортикостероид];

3) обратитесь за медицинской помощью: в ___________________________________; по адресу ______________________________; телефон: ________________________________________;

4) продолжайте принимать __________________________ [препарат неотложной помощи], пока не получите медицинскую помощь.

 

 

 

Материалы к занятию 5

«Контроль полученных знаний, навыков и умений»

 

Последнее занятие является итоговым. На нем обобщаются знания, полученные при обучении в астма-школе. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей, проводит контроль навыков и умений пациентов:

– слушатели рассказывают об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе;

– демонстрируют технику ингаляции с различными формами доставки лекарственных препаратов, которые они используют в повседневной жизни;

– демонстрируют технику пикфлоуметрии, предоставляют преподавателю заполненные дневники пикфлоуметрии и интерпретируют полученные данные.

С каждым из пациентов составляется (корректируется) план самоведения.

1. Предложить слушателям рассказать об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла.

 

2. Демонстрация техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем.

Преподавателю необходимо указать на нарушения техники и неточности в процессе ингаляции с последующим повторным проведением процедуры слушателем.

 

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии.

Преподавателю необходимо проконтролировать правильность проведения процедуры.

 

Перерыв

 

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения.

Попросить предоставить дневник пикфлоуметрии. Предложить каждому слушателю провести анализ своего состояния на основании данных дневника пикфлоуметрии.

Составить совместно с каждым из слушателей индивидуальный план самоведения.

5. Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их.

В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

6. Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.

 

 

Список использованной литературы

1. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика проведения занятий для больных бронхиальной астмой в астма-школе. Под. ред. А.Г. Чучалина. Москва; 1997.

2. Белевский А.С., Княжеская Н.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. Москва: Атмосфера; 2007.

3. Беленко Л.В. Я дышу свободно. Как справиться с бронхиальной астмой. Екатеринбург; 2000.

4. Глобальная стратегия и профилактика бронхиальной астмы (пересмотр 2007 г.). Под ред. А.Г. Чучалина. Москва: Атмосфера; 2007.

5. Ильина Н.И., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Методические рекомендации. Москва; 2002.

6. Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003.

7. Петухова А.Ю., Бельтюков Е.К. Образовательная программа для больных бронхиальной астмой и аллергией – экспресс-астма-аллергошкола: методические рекомендации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ; 2006.

8. Фассахов Р.С., Белевский А.С. Учимся астме. Образовательная серия для больных бронхиальной астмой. Смоленск; 2000.

 

 

Составитель – Петухова Анна Юрьевна, к.м.н., врач-пульмонолог, заведующая поликлиническим отделением № 2, руководитель Центра здоровья МБУ ЦГКБ № 6 г. Екатеринбурга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.009 с.)