Влияние пищи матери на состав грудного молока




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние пищи матери на состав грудного молока



Характер питания матери по-разному влияет на содержание в грудном молоке индивидуальных пищевых веществ.

Триглицериды составляют 98% жиров грудного молока. Среднее содержание линолевой кислоты составляет 10% от массы жира. Линоленовая кислота обеспечивает около 4% калорийности грудного молока. Однако жирнокислотный состав молока подвержен влиянию жирнокислотного состава пищи матери и может существенно варьировать.

Концентрация макроэлементов (кальций, фосфор, магний, натрий, калий) в грудном молоке мало зависит от их потребления с пищей матери. Потребление селена, цинка и йода матерью прямо влияет на содержание этих элементов в молоке. В процессе нормальной лактации содержание цинка в молоке снижается с 2-3 мг/день в 1-й месяц до 1 мг - на 3-й месяц.

Концентрация других микроэлементов существенно не зависит от обеспеченности ими организма кормящей матери.

Содержание витаминов в грудном молоке прямо определяется витаминным составом пищи кормящей женщины. Недостаточное потребление витаминов с пищей матери может привести к развитию витаминной недостаточности у грудных детей, находящихся на грудном вскармливании.

Резервы материнского организма позволяют некоторое время поддерживать постоянный состав молока даже при недостаточном потреблении некоторых пищевых веществ. Это относится к содержанию кальция и фолиевой кислоты.

Грудное молоко в определенной степени защищено от накопления нутриентов при их избыточном потреблении кормящей женщиной. Однако селен и йод, а также витамин В6 могут попадать в молоко в прямой зависимости от потребления их с пищей или в виде препаратов. В молоке могут оказаться многие нежелательные компоненты, такие как алкоголь, кофеин, никотин при курении, ароматические вещества и алкалоиды из зеленого или проросшего картофеля (соланин).

В период лактации, так же как и при беременности, потребность в нутриентах превышает потребность в энергии, т.е. пища кормящей женщины должна иметь более высокую нутриентную плотность. Это требует дополнительного приема некоторых микронутриентов (поливитаминных или витаминно-минеральных препаратов), особенно, если женщина стремится к снижению массы тела путем ограничения потребления пищи.

Заключительная часть

Предложить слушателям высказать свои мнения. Напомнить о необходимости ежедневного выполнения упражнения на расслабление и дыхание. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи.

Материалы к занятию 5

«Ребенок первого года жизни»

Вводная часть

 

Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.

Информационная часть

Особенности психомоторного развития ребенка первого года жизни.

Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение с взрослыми – потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых.

В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но есть основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование положительных и предупреждение отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.). К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования – в дневное. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову.

С конца периода новорожденности до 3 месяцев увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования днем, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, печение, звучание погремушки), развивается «речевой слух», умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать окружающее на расстоянии с помощью дистантных анализаторов. В конце 1-го – начале 2-го месяца появляется ответная улыбка на общение взрослого. На 3-м месяце формируется комплекс оживления: радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, издает звуки (гукает, гулит). Наблюдаются удерживание головы в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног.

В возрасте 4-6 месяцев продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность при кормлении.

Ведущими в этом возрастном периоде являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, ориентирование в окружающем, на основе которого позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуются слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука (локализует звук в пространстве), длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом.

В 4-5 месяцев ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную) голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 месяцам ребенок реагирует на новую обстановку; в незнакомых условиях, при виде чужих людей перестает улыбаться, длительно и напряженно их рассматривает, может заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 месяцев ребенок по звучанию узнает свое имя.

Ведущим в возрасте 4-6 месяцев является развитие движений руки: ее основные функции – умение брать, держать, манипулировать, к 5 месяцам – акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 месяцев ребенок сам берет игрушки и манипулирует ими. На основе этих движений формируются игровые действия с предметами; ребенок познает окружающее, приобретает жизненный опыт. Движения руки во многом способствуют формированию умений в процессе кормления и основных движений во втором полугодии.

Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепета. В 4 месяца ребенок длительно гулит, к 5 месяцам это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небные – н, б, т, д, н, л и др.) и первые слоги – сочетание гласного и губного или небного согласного звука (па, ба, ма и др.), т.е. появляется лепет. При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха». Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слушает сам себя и начинает произносить первые слова во втором полугодии жизни.

К 6 месяцам ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно.

В возрасте 7-9 месяцев длительность бодрствования увеличивается до 2-2,5 часов, ребенок переходит на режим с тремя периодами дневного сна. По мере развития усложняется его поведение в режимных процессах. Он пьет из чашки, которую держит взрослый, а в 9 месяцев придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба.

Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и, прежде всего овладение ползанием. К 7 месяцам ребенок хорошо ползает на животе. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений. Ребенок приобретает вертикальное положение: умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, держась переступать вдоль барьера. Умеет ползать «на четвереньках».

В период 7-9 месяцев он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движений, влияет на активную речь. К 7 месяцам ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в постоянном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 месяцам он находит по слову взрослого несколько предметов, начинает выполнять по просьбе простые действия (без показа) – «ладушки», «до свидания». К 9 месяцам он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя при этом указательный жест, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка.

В этом возрасте развивается способность подражать лепету и действиям с предметами. Без умения подражать невозможно дальнейшее развитие и обучение ребенка.

К 7 месяцам дети повторно произносят отдельные слоги – лепечут. У каждого ребенка есть «свои» два-три слога, которые он многократно, повторно, в разных сочетаниях произносит. К 8 месяцам он повторяет эти слоги за взрослыми, а в 9-10 месяцев легко повторяет за взрослыми новые слоги, которые еще не произносил. Это обогащает лепет. Свои движения, действия, общение с детьми и взрослыми ребенок сопровождает лепетом.

С 7 месяцев развиваются действия с предметами, повторные, одинаковые со всеми; с 8 месяцев – различные в зависимости от свойств игрушки. С 9 месяцев, подражая взрослому, ребенок овладевает новыми действиями, воспроизводит разученные плясовые движения под определенную мелодию.

В возрасте 10-12 месяцев ребенок активен, он начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Он еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается на горку, к 12 месяцам ходит, не держась, длительно и в разных направлениях.

Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. К 10 месяцам он, по просьбе взрослого, находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения. К 11 месяцам ребенок находит названную игрушку среди многих других, а к 12 месяцам, по просьбе взрослого, находит несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.). К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает запрет, если он соответствует ситуации. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела. Он может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо».

В период 10-12 месяцев формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами. В основе произнесения первых слов лежит понимание речи, способность лепетать и подражать. К году ребенок произносит около 10 простых, облегченных, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значительно меньше понимаемых. Ребенок много лепечет, сопровождает лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения с взрослыми и детьми.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 месяцев ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Он выполняет действия, имеющие цель достижения результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком. Его действия становятся устойчивыми: он стремится к достижению цели, радуется полученному результату. Наблюдается подражание взрослому в действиях с сюжетными игрушками. Он по просьбе взрослого при виде игрушки воспроизводит то, чему его научил взрослый: катает машину, кормит куклу, баюкает и др. Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.

Активная часть

 

Ответы на вопросы.

 

Информационная часть





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.01 с.)