Характеристика типов курительного поведения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика типов курительного поведения.



«Стимуляция». Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина.

«Игра с сигаретой». Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В ос­новном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2 – 3 сигареты в день.

«Расслабление». Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» к отдыху. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

«Поддержка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разоб­раться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

«Жажда». Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закури­вает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.

«Рефлекс». Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много: 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интен­сивнее работа, тем чаще в руке сигарета.

Подчеркнуть, что определение типов курительного поведения поможет слушателям обратить их внимание на ситуации, в которых будет вероятно возникновение желания закурить после отказа от курения. Это связано, в том числе, со сформировавшимся стереотипом поведения. Предложить обсудить особенности поведения после отказа от курения для каждого типа курительного поведения, постараться вместе со слушателями сформулировать конкретные рекомендации.

Так, при типе курительного поведения «стимуляция» курящие считают, что курение повышает их работоспособность. Это заблуждение. Компоненты табачного дыма, попадая в организм человека, способствуют сужению кровеносных сосудов, в том числе сосудов головного мозга. В результате снижается умственная работоспособность, замедляется скорость реакции, ослабляется внимание. Таким образом, сигарета не выполняет «ожидаемой» функции.

У тех, для кого характерен тип «игра с сигаретой» следует обратить внимание на высокую степень психологической зависимости. Несмотря на незначительное количество выкуриваемых табачных изделий, существует высокий риск увеличения интенсивности курения в дальнейшем.

При типе «расслабление» курение воспринимается как непременный атрибут отдыха, поэтому отказ от курения нередко воспринимается, как лишение себя возможности полноценно отдохнуть. Курение вызывает выброс глюкозы из печени, что притупляет чувство голода и на короткое время создает чувство комфорта. Таким образом, курящий расходует резервы собственного организма. Каждый курящий человек должен выбрать приемлемую именно для него альтернативу курению. Это может быть прослушивание музыки, другое приятное занятие.

Одним из распространенных типов курительного поведения является тип «поддержка». Выкуривая сигарету в ситуации стресса, курящий с годами формирует стереотип поведения в подобных ситуациях. С течением времени при сформировавшейся физической зависимости от никотина приобретается новый источник стресса – отсутствие сигареты, без которой невозможно себя представить в ситуации, связанной с волнением. Создается порочный круг – и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения. В качестве альтернативы может служить увеличение физической нагрузки («убежать от стресса»), использование приемов аутотренинга и др.

Типы курительного поведения «жажда» и «рефлекс» свидетельствуют о наличии выраженной физической зависимости от табака. При отказе от курения для уменьшения выраженности симптомов отмены рекомендуется обратить внимание на целесообразность применения медикаментозной терапии.

 

Информационная часть

 

Причины закуривания и курения.

Почему курят дети?Они хотят выглядеть взрослыми; испытывают желание покрасоваться; курение – развлечение; желание похудеть.

Мнение взрослых курильщиков:курение помогает стимулировать умственную деятельность; расслабиться; получить удовольствие; общаться; снизить вес.

Для профилактики курения важно разобраться в причинах ста­новления этой зависимости. К сожалению, среди детей и подростков курение продолжает оставаться модным, оно воспринимается детьми как элемент взрослой жизни, признак независимости. У девочек с курением связано желание «по­красоваться». Часть детей и подростков считают, что курение по­могает им похудеть.

Для профилактики курения среди детей и подростков важно создать представление о курении как о немодной, асоциальной привычке, которая не может быть атрибутом успешного молодого человека. Необходимо создание условий для возможности подрастающему поколению вести здоровый образ жизни, атмосферы неприятия курения.

Среди курящих взрослых при объяснении причины курения преобладает мнение, что курение помогает им сосредоточиться на умственной деятель­ности, сконцентрировать внимание, отдохнуть и расслабиться.

Активная часть

Расчет индекса пачка/лет.

Оценка курения как фактора риска развития заболеваний проводится по индексу пачка/лет.

Индекс рассчитывается по формуле:

(число сигарет, выкуриваемых в день × количество лет курения) : 20

Индекс пачка/лет более 10 свидетельствует о высоком риске заболеваний, связанных с курением.

Предложить слушателям рассчитать свой индекс пачка/лет и занести полученный результат в индивидуальную карточку.

Перерыв

Информационная часть

Формирование зависимости от никотина.

Никотин, содержащийся в табачном дыму, вызывает развитие зависимости, по силе превосходящей таковую от марихуаны и амфетаминов и лишь немногим уступающей героиновой и кокаиновой зависимостям. Ключевым фактором является выработка особого гормона – допамина, который выделяется в большом количестве при раздражении никотиновых рецепторов, находящихся в коре головного мозга, при взаимодействии с никотином. В дальнейшем, при сформировавшейся зависимости, активность определенных зон в коре головного мозга обусловливает прием никотина в качестве источника получения удовольствия.

Активная часть

Оценка степени никотиновой зависимости (тест Фагерстрема).

Оценка степени никотиновой зависимости проводится по тесту Фагерстрема (см. ниже в материалах для слушателей). Оценка данного теста поможет определить необходимость применения медикаментозного лечения при отказе от курения.

Предложить слушателям ответить на вопросы анкеты и занести полученный результат в индивидуальную карточку.

 

Информационная часть

 

Современные методы лечения табачной зависимости – обзор.

В настоящее время существует широкий спектр методов лечения табакокурения. К ним относятся:

· поведенческие методы (метод самопомощи, врачебные рекомендации, групповые методы психологической поддержки, лечение гипнозом, аверсионная терапия);

· методы физиологического воздействия (медикаментозные и немедикаментозные).

К методам лечения табачной зависимости с доказанной эффективностью относятся индивидуальное консультирование и применение медикаментозной терапии. Из медикаментов разрешены на территории России и успешно применяются никотинзаместительная терапия и новый препарат, не содержащий никотин, специально разработанный для лечения никотиновой зависимости, – Чампикс (варениклин).

Подчеркнуть, что на втором занятии, посвященном эффективным методам отказа от курения, будут подробно рассмотрены вопросы лечения табачной зависимости.

Активная часть

Оценка степени мотивации к отказу от курения.

Оценка степени мотивации к отказу от курения может быть проведена с помощью двух простых вопросов (см. ниже в материалах для слушателей).

Уровень мотивации к отказу от курения определяется следующим образом:

0 – 3 баллов – низкая мотивация;

4 – 6 баллов – средняя мотивация;

7 – 8 баллов – высокая мотивация.

Предложить слушателям ответить на вопросы анкеты и занести полученный результат в индивидуальную карточку.

Информационная часть



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.009 с.)