Краткие выводы по учению о конечном состоянии праведных и неправедных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие выводы по учению о конечном состоянии праведных и неправедных



1. Решения, которые мы принимаем в этой жизни, определяют наше будущее состояние не только в течение какого-то периода времени, но на вечные времена. Поэтому нам надо быть крайне внимательными и осторожными при принятии решений.

2. Условия этой жизни, как учит Павел, преходящи. Они выглядят относительно несущественными в сравнении с грядущей вечностью.

3. Будущее состояние людей в вечности по своей природе несравнимо со всем, что нам известно в этой жизни. Используемые при его описании образы не могут дать нам полного представления о том, что ждет нас впереди. Блаженство на небе, например, намного превосходит любую известную нам радость.

4. Небесное блаженство не следует считать лишь усилением и расширением удовольствий этой жизни. Основополагающий фактор заключается в пребывании верующего в присутствии Господа.

5."Ад - не столько место физического страдания, сколько ужасное одиночество полного и окончательного отделения от Господа.

6. Ад следует понимать, главным образом, не как наказание, налагаемое на неверующего мстительным Богом, а как естественное следствие греховной жизни, избираемой теми, кто отвергает Христа.

7. Все люди попадут либо на небо, либо в ад, но степени вознаграждения и наказания там будут, по-видимому, разными.

Заключительные замечания

Мы подошли к концу нашего исследования. Мы не только рассмотрели множество различных тем, но указали также на наличие разнообразных точек зрения по этим вопросам. Возможно, завершить курс систематического богословия нам следует определением его места в общем контексте. Действительно ли так важны теоретические идеи и концепции? У многих стремление к конкретным делам и немедленным действиям подавляет интерес к рассмотрению теоретических вопросов. В результате ценность сочинений, подобных данному, кажется сомнительной. Конечно, можно предположить, что читатель, который дошел до этой страницы, не разделяет такой оценки значения идей. Тем не менее полезно сделать краткий обзор той роли, которую играют идеи и концепции.

Наш мир таков, каков он есть, в значительной степени благодаря выдвижению, изучению и осуществлению тех или иных идей. Идея мгновенной передачи изображения на дальние расстояния, считавшаяся век назад фантастической, стала реальностью, и в результате изменился сам характер культуры и общества. Идея равенства разных человеческих рас и необходимости установления между ними справедливых отношений оказала огромное влияние на ход мировых событий во" второй половине XX века. Идея диалектики, которую Карл Маркс заимствовал у Георга Гегеля и модифицировал, превратив в свою собственную систему диалектического материализма, казалась многим людям абстрактной и не имеющей практического значения, когда он впервые предложил ее обществу. Тем не менее она сильно повлияла не только на сознание, но и на опыт несметного числа людей во всем мире. А кто мог предвидеть то влияние, которое окажет на мир необычная концепция происхождения видов Чарльза Дарвина? Идея же Адольфа Гитлера о высшей расе и превосходстве арийцев привела к смерти приблизительно шести миллионов евреев.

Но еще более значительное воздействие оказывают концепции, образующие фундамент христианства. Идея, что Бог пришел в мир в человеческом облике, был распят и воскрес из мертвых, многим кажется неправдоподобной и невероятной. Тем не менее мир был бы совершенно иным, если бы не миллионы людей, верящих в это учение и проповедующих его. Сколько возникло больниц и высших учебных заведений в результате движущей силы, исходящей от людей, выступающих во имя Того, в Кого они верят как в Воплощенного Бога! То влияние, которое христианство оказало на мир в I веке, а также на последующий ход истории, непосредственно связано с предложенными им идеями о том, Кто такой Иисус Христос и каково значение Его жизни.

Вопрос правильной веры необычайно важен в наше время. Мы сталкиваемся со множеством разновидностей религиозных идей. Мы также встречаемся с мириадами концепций христианского образа жизни, корни которых уходят в различные богословские учения. Принятое нами конкретное понимание основных концепций - например, о соотношении благодати и дел - оказывает глубочайшее влияние на то, что мы делаем в христианской жизни, а также на то, в каком духе мы это делаем. Поэтому правильная вера имеет жизненно важное значение.

Однако, даже если наши верования чисты и правильны, этого самого по себе недостаточно. Ибо правильная вера и овладение богословскими тонкостями сами по себе не имеют ценности в глазах Господа. Представьте себе, например, как пред Господом в день суда предстает группа студентов богословия и богословов и, повторяя Мф. 7:22, взывает в свое оправдание: "Не Твоим ли именем мы изучали "Христианское богословие"? Не Твоим ли именем излагали основные учения христианства? " Господь ответит им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Вероучение важно, но его значение заключается в том вкладе, который оно вносит в наши отношения с Богом. Без этого самая утонченная богословская система, искусно разработанная и красноречиво изложенная, - лишь "медь звенящая или кимвал звучащий". Суть того, что мы пытаемся здесь объяснить, такова: наши верования (наше официальное богословие, основанное на объективном учении Писания) должны воплощаться в жизнь, в нашу повседневную практику (которая является, так сказать, нашим неофициальным богословием). Чтобы привести практические действия в соответствие со своими верованиями, нам надо обдумывать свои верования и глубоко размышлять над ними. Возможно, именно это, в частности, имел в виду Павел, когда призывал: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

С изучением богословия связаны некоторые опасности. Есть своего рода богословские болезни, риску подхватить которые подвержены люди, изучающие богословие. Гельмут Тилике очень ярко описал некоторые из них в своей книге "Небольшая тренировка для юных богословов". Одна из самых распространенных и самых серьезных среди болезней - грех гордости. Когда мы достигаем определенного уровня знаний в богословских вопросах, возникает опасность, что мы станем рассматривать свое знание как некий признак наших особых достоинств, как нечто отделяющее нас от других и возвышающее над ними. Полученные знания, а особенно тот богословский жаргон, которым мы овладели, могут использоваться просто для того, чтобы внушать почтительный трепет тем, кто знает меньше нас. Более высокая эрудиция может превратить нас в нечто вроде интеллектуального хвастуна1945. Или же наши богословские знания могут вовлечь нас в своего рода богословские состязания, когда отстаивание в споре одной теории против другой превращается в настоящую цель жизни. Но это означает превращение того, что должно быть серьезнейшим из дел, в некий вид спорта.

В этой связи нам следует помнить слова Иисуса о том, что мы должны быть как дети; Бог утаил Свою истину от мудрых и разумных и открыл ее младенцам (Мф. 11:25). Нам нельзя недооценивать богословской проницательности и чуткости тех, кто не занимается изучением богословия в формальном смысле. Существует то, что Тилике называет "духовным инстинктом чад Божьих"1946. Многие миряне, не будучи изощренными в официальных богословских дисциплинах, тем не менее имеют опыт христианской жизни, благодаря которому их проницательность и понимание порой намного превосходят проницательность и понимание профессиональных богословов. Когда Иисус говорил, что Он пришлет Святого Духа, Который наставит верующих на всякую истину (Ин. 16:13), Он не ограничивал действие Своего обещания лишь кругом выпускников семинарий.

Из этого, однако, не следует делать вывод, что богословие не является интеллектуальным занятием. Оно требует строгого логического мышления. Для построения здания систематического богословия нам надо мыслить систематически. Это значит, что мы не можем действовать эклектически. Идеи необходимо искать повсюду, где только можно их найти, но при этом необходимо стремиться к тому, чтобы мыслить связно и последовательно. Нельзя сознательно включать в свою систему идеи, основанные на допущениях, которые противоречат друг другу. Разумеется, мы сталкиваемся и с тайнами, которые не можем до конца постичь. Но богослов-систематик не может просто смиряться с наличием неясных вопросов, он должен стремиться разобраться в них.

Помимо логического или рационального аспекта богословия, есть также эстетический его аспект. Охватывая взглядом всю Божью истину в целом, мы можем уловить и ее художественную сторону, увидеть великую красоту и взаимосвязанность доктрин. Органический, целостный характер богословия, соразмерное и сбалансированное описание всей реальности и человеческой природы вызывают чувство удовлетворения, так как человек способен воспринимать и ценить красоту в форме симметрии, связности и полноты.

Однако богословие недостаточно лишь изучить, понять и оценить. Есть еще и вопрос выражения и передачи богословского послания. В нашей работе мы изложили основы христианского мировоззрения и понимания жизни, то есть того послания, которое призваны принять все люди. Однако это содержание необходимо постоянно, снова и снова выражать заново. Когда перед нами вставал выбор - отдать предпочтение вневременной сущности учений или их конкретным современным выражениям, - мы склонялись к первому варианту. Но при этом возникает необходимость в таком выражении богословских учений, которое делало бы их доступными для большего числа людей. Потребность эта отчасти вытекает из того факта, что автор - образованный белый североамериканец, принадлежащий к среднему классу. Хотя свое служение он проводит в том числе и среди негров, американцев латиноамериканского происхождения и представителей низших общественных слоев, сочинение это ориентировано в основном на тот тип студентов, который преобладает среди поступающих в американские семинарии евангельского направления. Требуется большая работа, чтобы придать богословскому содержанию форму, ориентированную на представителей Третьего мира. Необходимо также адаптировать форму этого богословского содержания с учетом вертикального измерения. Ибо труд этот написан в первую очередь для студентов семинарий. Ободряют и вселяют надежду сведения о том, что эти книги изучают и простые миряне. Однако богословские концепции можно выражать в таком виде, что они будут доступными пониманию даже детей.

Распространению богословских знаний отчасти может способствовать осознание того обстоятельства, что богословие не должно обязательно и всегда выражаться в логически последовательной или дидактической форме. Иногда простой рассказ лучше передает богословское содержание. Иисус неоднократно демонстрировал это, используя притчи. В XX веке К. С. Льюис показал своим творчеством, что богословие может выражаться в форме занимательных историй, даже рассказов для детей. Художественное богословие способно доносить глубокие истины, оказывая на человека динамическое воздействие1947. Однако нам необходимо помнить о различии между богословскими размышлениями и передачей содержания учения. Для построения современного богословского учения необходимы точные категории логически последовательной теоретической мысли.

Автор убежден, что подлинное, хорошее богословие усиливает у читателя осознание могущества и величия Бога. Когда Моисей встретился с Богом у горящего куста (Исх. 3), он исполнился чувством собственного ничтожества, собственной греховности. Также и Петр, осознав, что он находится в присутствии совершенного и могущественного Господа, испытал благоговейный страх (Лк. 5:8), Если мы на самом деле донимаем смысл и значение рассмотренных нами истин, наша реакция будет такой же. Некоторые из изученных в этой книге тем в большей степени способствуют прямому и эффективному познанию Бога, но все они так или иначе помогают, этому. Поставленная автором цель будет достигнута только в том случае, если эта книга усилит у читателя любовь к Господу и придаст ему большую способность передавать эту свою любовь другим.

Библиография (1-499)

1 Theological Dictionary of the. Old Testament, ed. G.Johannes Botterweck and Helmer Ringgren, 4 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), vol. 1, pp. xx-xxi.

2 Christian Theology, ed. Peter C.Hodgson and Robert H.King (Philadelphia: Fortress, 1982).

3 Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1961), pp. 376-396.

4 C.S.Lewis, "Modern Theology and Biblical Criticism" //Christian Reflections (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 152-165.

5 Paul Tillich, Systematic Theology (Chicago: University of Chicago, 1951), vol.1, p.3.

6 Kirsopp Lake, The Religion of Yesterday and Tomorrow (Boston: Houghton, 1926), p. 61.

7 William P.Alston, "Religion" //Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (New York: Macmillan,1967), vol. 7, pp. 141-142.

8 Ibid.

9 "Religion, Social Aspects of" //Encyclopedia Britannica, 15 ed., Macropaedia, vol. 15, pp. 604-613.

10 Friedrich Schleiermacher, On Religion: Speeches to Its Cultured Despisers (New York: Harper and Row),1958.

11 Rudolf Otto, The Idea of the Holy (New York: Oxford Universety, 1958).

12 Мак-Джифферт (А. С. McGiffert, Protestant Thought Before Kant, New York: Oxford University, 1958) считает Канта водоразделом в развитии протестантской мысли, хотя Кант был философом, а не богословом.

13 Иммануил Кант, Критика чистого разума. Трансцендентальный анализ. Книга 1, глава 2, раздел 2.

14 Иммануил Кант, Критика практического разума. Часть 1, книга 2, глава 2, раздел 5.

15 Albrecht Ritschl, "Theology and Metaphysics" //Three Essays (Philadelphia: Fortress, 1972), pp. 149-215.

16 James Orr, The Christian View of God and the World (Grand Rapids: Eerdmans, 1954), p. 4.

17 Henry J. Cadbury, The Peril of Modernizing Jesus (New York: Macmillan, 1937). Примеры модернизации Иисуса можно увидеть в предпринятых в XIX веке реконструкциях жизни Иисуса. По поводу образа Христа, нарисованного Адольфом фон Гарнаком, Джордж Тиррел писал: "Христос, каким Его видит Гарнак, оглядывающийся на девятнадцать веков католической "тьмы", - это всего лишь отражение лица либерального протестанта, увиденное на дне глубокого колодца" (Christianity at the Cross -Roads [London: Longmans, Green, 1910], p. 44).

18 Henry J.Cadbury, "The Peril of Archaizing Ourselves" //Interpretation 3 (1949): 331-337. Примеры архаизации самих себя мы видим в действиях тех, кто пытается создать общины по образцу ранней христианской церкви, описанной, в частности, в Деян. 4 - 5, или тех, кто пытается решить вопрос о допустимости употребления алкогольных напитков на основе новозаветной практики, не задумываясь над тем, что происшедшие с библейских времен перемены в обществе полностью изменили смысл этой практики.

19 James Smart, The Past, Present, and Future of Biblical Theology (Philadelphia: Westminster, 1979), p. 10. Автор отвергает мысль о том, что библейское богословие было движением, и принимает наше второе определение. Таким образом, к будущему библейского богословия он относится с большим оптимизмом, чем Бревард Чайлдз.

20 James Barr, Semantics of Biblical Language (New York: Oxford University, 1961).

21 Brevard Childs, Biblical Theology In Crisis (Philadelphia: Westminster, 1970).

22 Пример тому - концепция У.Д.Дейвиса о "воскресении тела" во 2 Кор. 5 (W.D.Davies, Paul and Rabbinic Judaism [London: S.P.C. K., 1955], pp. 310-318). Кэдбери комментирует, имея в виду неоортодоксию: "Это ненамного отличается от модернизации - современное богословие просто вкладывается в старые документы, а потом извлекается из них. Это старый прием, когда экзегетике предшествует эйзегетика. Я не имею в виду просто то, что библейское учение искажается современными словами и что философский словарь извращается современными мыслителями. Даже когда язык остается строго библейским, это не означает, что слова в нем имеют изначальный смысл" ("The Peril of Archaizing Ourselves", p.333).

23 KristerStendahl, "Biblical Theology, Contemporary" //The Interpreter's Dictionary of the Bible, ed. George Buttrick (New York: Abingdon, 1962), vol. 1, pp. 418-432.

24 Johann Philipp Gabler, " Von der richtigen Unterscheidung der biblischen und der dogmatischen Theologie und der rechten Bestimmung ihrer beider Zeile" // Biblische Theologie des Neuen Testaments in ihrer Anfangszeit (Marburg: N.G. Elwert, 1972), pp. 272-284; John Sandys-Wunsch and Laurence Eldredge, "J. P. Gabler and the Distinction Between Biblical and Dogmatic Theology: Translation, Commentary, and Discussion of His Originality" //Scottish Journal of Theology 33 (1980): 133-158.

25 Childs, Biblical Theology, pp. 99ff.

26 Например: Jaroslav Pelikan, The Christian Tradition (Chicago: University of Chicago, 1971-), 5 vols.

27 Например: Louis Berkhof, The History of Christian Doctrines (Grand Rapids: Eerdmans, 1949).

28 Некоторые богословы, рассуждающие об "иудейском мышлении", "функциональной христологии", "неизменности человеческой природы", отказываются признать, что их анализ основывается на идеологических пристрастиях (соответственно экзистенционалистском, функционалистском и бихевиористском) Другой пример приводит Джек Роджерс, показывающий в своем анализе, что библейские принципы, проповедовавшиеся богословами "Старого Принстона", основывались просто на шотландском здравом смысле ("The Church Doctrine of Biblical Authority" // Biblical Authority, ed Jack Rogers [Waco, Тех Word, 1977], p 39) Но в его работе нет такого же конкретного анализа собственной позиции Он называет себя просто сторонником Платона и Августина и противником Аристотеля, что представляется крайним упрощением

29 Millard J Enckson, "The Church and Stable Motion" //Christianity Today, 12 October 1973, p 7

30 Согласно циклической теории история развивается не более или менее прямолинейно, двигаясь к определенной цели, а циклично, повторяя одну и ту же схему Такие взгляды обычно бывают пессимистическими Религиозный пример этой теории - индуизм с его верой в повторяющиеся перевоплощения души

31 Философское богословие в большей степени основывается на исследованиях философских наук, чем на изучении собственно библейских материалов В философском богословии традиционно очень сильно влияние метафизики В XX веке оно проявляет все больше склонности к использованию логики (в самом широком смысле слова), становясь тем самым более аналитическим и менее умозрительным или конструктивистским

32 Хотя философия не может доказать истинность христианского богословия, она все же может дать оценку убедительности представленных аргументов, их логической состоятельности, ясности или, наоборот, размытости его концепций. На этой основе философия предлагает свои доводы в пользу истинности христианства, хотя и не может вынести окончательного решения. Какие бы ни выдвигались философские или исторические аргументы, они не могут служить окончательным логическим заключением.

33 Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 52-70.

34 Фома Аквинский, Сумма против язычников. Более современный пример такого подхода см. в работе: Norman Geisler, Philosophy of Religion (Grand Rapids: Zondervan, 1974).

35 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T and Т. Clark, 1936), vol 1, part 1

36 Dale Moody, The Word of Truth A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids Eerdmans, 1981).

37 См.: Bernard Ramm, Protestant Christian Evidences (Chicago: Moody, 1953), p.33; Edward J.Carnell, An Introduction to Christian Apologetics, 4th ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), p.89.

39 Фома Аквинский, Сумма теологии, часть 1, вопрос 4, статья 4.

40 Там же, статья 5.

41 Rudolf Carnap, Philosophy and Logical Syntax (New York: AMS, 1979), chapter 1, "The Rejection of Metaphysics".

42 Немецкий термин, однокоренной слову "знание", Обычно его переводят как "наука", но он имеет более широкий смысл. Есть Naturwissenschaften (естественные науки) и Geisteswissenachaften (гуманитарные науки). Это слово подразумевает систематическое познание.

43 Barth, Church Dogmatics, vol. 16, part 1, pp. 7-8.

44 Tertullian, De praescriptione haereticorum 7.

45 Stuart McClntock, "Averroism" //Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edvards (New York: Macmillan, 1967), vol. 1, p. 225.

46 Martin Luther, The Table Talk, trans. William Hazlitt (Philadelphia: United Lutheran Publishing House, n.d.), p.27.

47 Платон, Государство 6.

48 Такое истолкование Форм и Идей эпистемологии Платона, которое рассматривает их не как универсальные явления, а как проявление частностей, см. в работе: A. E.Taylor, "On the First Part of Plato's Parmenides" //Mind, n.s., vol. 12 (1903): 7.

49 Августин, Град Божий 12.25; О христианском учении 2.32.

60 Фома Аквинский, Сумма против язычников.

5l John Toland, Christianity Not Mysterious Or, A Treatise Showing That There Is Nothing in the Gospel

Contrary to Reason, Nor Above It //Deism An Anthology, ed. Peter Gay (New York: Van Nostrand-Reinhold, 1968), pp. 52 77.

52 Гегель, Наука логики. Вопреки распространенному мнению Гегель никогда не пользовался комбинацией терминов тезис, антитезис и синтез для описания собственных взглядов. Эти три термина в сочетании он использовал только при ссылках на концепции Иммануила Канта. В сочетании их использовали также Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Карл Маркс. См.- Walter Kaufmann, Hegel A Reinterpretation (Garden City, N Y.: Doubleday, 1965), p. 168; Gustav Emil Muller, "The Hegel Legend of Thesis, Antithesis, Synthesis" // Journal of the History of Ideas 19(1958): 411 414.

53 H.S.Thayer, "Pragmatism" // Encyclopedia of Philosophy, vol. 6, p.430.

54 Donald S.Mackay, "Pragmatism" //A History of Philosophical Systems, ed. Vergihus Ferm (New York: Phihsophical Library, 1950), p. 394.

55 Charles S.Peirce, "How to Make Our Ideas Clear" // Philisophical Writings of Peirce, ed. Justus Buchler (New York- Dover, 1955), pp. 23 41.

56 John Herman Randall, Jr., The Making of the Modern Mind, rev. ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1940), p. 267

57 Gertrude Ezorsky, "Pragmatic Theory of Truth" //Encyclopedia of Philosophy, vol. 6, p. 427.

58 Charles S.Peirce, Collected Papers, ed. Charles Hartshorne and Paul Weiss (Cambridge, Mass.: Harvard University, 1934), vol. 5, paragraphs 401, 402 n.2

59 R.W.Sleeper, "Pragmatism, Religion, and Experienceable Difference" //American Philosophy and the Future, ed. Michael Novak (New York: Scribner, 1968), p. 291.

60 John Dewey, Reconstruction in Philosophy (New York: H. Holt, 1920).

61 William James, Pragmatism (New York: Meridian, 1955), p. 192.

62 William James, The Meaning of Truth A Sequel to Pragmatism (New York: Longmans, Green, 1919), p.vii.

63 Helmut Kuhn, "Existentialism" //A History of Philosophical Systems, ed Vergilius Ferm (New York:

Philosophical Library, 1950), p. 406.

64 Existentialism from Dostoevsky to Sartre, ed. Walter Kaufmann (Cleveland: World, 1956), p.12.

65 Jean-Paul Sartre, "Existentialism Is a Humanism" //Existentialism from Dostoevsky to Sartre, p.291;

Being and Nothingness (New York: Philosophical Library, 1956), p. 43.

66 Soren Kierkegaard, The Point of View for My Work as an Author (New York: Harper and Row, 1977), pp. 21, 114, 115.

67 Sartre, Being and Nothingness, p. 40.

68 Martin Heidegger, Being and Time (New York: Harper and Row, 1962), p. 210.

69 Sartre, Being and Nothingness, p. 498.

70 Soren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postscript, trans. D.F. Swenson and W.Lowrie (Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), book 2, part 2, chapter 2.

71 Karl Barth, Die christliche Dogmatik in Entwurf (Munich: Chr. Kaiser, 1927).

72 John Macquarrie, An Existentialist Theology A Comparison of Heidegger and Bultmann (London: SCM, 1955), chapter 9.

73 Karl Barth, "No!" // Emil Brunner and Karl Barth, Natural Theology, trans. Peter Fraenkel (London: Geoffrey Bles: The Centenary Press, 1946), p.71.

74 Emil Brunner, The Divine Human Encounter, trans. Amandus W. Loos (Philadelphia: Westminster, 1943).

75 Francis Schaeffer, The God Who Is There (Downers Grove, III.: Inter-Varsity, 1968), pp. 24, 56, 124.

76 Moritz Weitz, "Analysis, Philosophical" //Encyclopedia of Philosophy, vol. 1, pp. 97-101.

77 Frederick Ferre, Language, Logic, and God (New York: Harper and Row, 1961), pp 1-7.

78 Ludwig Wittgenstein, Tractatus Logico Philosophicus (New York: Harcourt, Brace, 1922), p. 77.

79 The Age of Analysis, ed. Morton White (New York: New American Library, 1955), pp. 203-209.

80 Ferre, Language, chapter 5.

81 John В.Cobb, Jr., and David Ray Griffin, Process Theology An Introductory Exposition (Philadelphia: Westminster, 1976), p. 15. Герберт Нельсон утверждал, что абсолютно совершенное существо может быть активным, сочувственным и в то же время не меняющимся (" The Resting Place of Process Theology" // Harvard Theological Review 72, nos. 1-2 [January-April 1979]: 1-21).

82 Cobb and Griffin, Process Theology, p. 16.

83 Robert B.Mellert, What Is Process Theology! (New York: Paulist, 1975), pp. 23-25.

84 Charles Hartshorne, "Process Philosophy as a Resource for Christian Thought" //Philosophical Resources for Christian Thought, ed. Perry LeFevre (Nashville: Abmgdon, 1968), pp. 55 56.

85 Ibid., p. 56.

86 James Orr, The Christian View of God and the World (Grand Rapids: Eerdmans, 1954, p.4).

87 Carl Henry, God, Revelation, and Authority: The God Who Speaks and Shows (Waco, Тех.: Word, 1976), vol. l,pp. 198-201.

88 Edwin Ramsdell, The Christian Perspective (New York: Abingdon-Cokesbury, 1950).

89 Arthur Holmes, Faith Seeks Understanding (Grand Rapids: Eerdmans, 1971), pp. 46-47.

90 Edgar Sheffield Brightman, "The Definition of Idealism" //Journal of Philosophy 30 (1933) pp 429 435

91 James, Pragmatism, p 132

92 Вопрос о том, как мы получаем религиозные знания, более подробно будет рассмотрен в главе 6. Современный анализ этого вопроса с евангельско-христианских позиций см. в работе: Jerry H. Gill, The Possibility of Religious Knowledge (Grand Rapids: Eerdmans, 1971); Arthur Holmes, Faith, pp. 134-162.

93 John Baillie, Invitation to Pilgrimage (New York: Scribner, 1942), p. 15.

94 Friedrich Schleiermacher, On Religion Speeches to Its Cultured Despisers (New York Harper and Row, 1958); The Christian Faith, 2 vols. (New York: Harper and Row, 1963).

95 Karl Barth, God, Grace and Gospel (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1959), pp. 57-58.

96 Karl Barth, Epistle to the Romans, 6th ed., trans. Edwyn C. Hoskyns (New York: Oxford University, 1968). В 1963 году цюрихское издательство Е. V. Z. выпустило репринтное издание немецкого оригинала - Der Romerbrief Unveranderter Nachdruck der ersten Auflage van 1919

97 Rudolf Bultmann, "New Testament and Mythology" //Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 1-44.

98 Ernst Kasemann, "The Problem of the Historical Jesus" // Essays on New Testament Themes, trans. W.G.Montague (London- SCM, 1964), pp. 15-47.

99 Henry J.Cadbury, "The Peril of Archaizing Ourselves" //Interpretation 3 (1949): 332-333.

100 Например: Gordon D.Kaufman, Systematic Theology A Historicist Perspective (New York: Scribner, 1968); John Macquarrie, Principles of Christian Theology (New York: Scribner, 1966); Donald Bloesch, Essentials of Evangelical Theology, 2 vols. (New York: Harper and Row, 1978); Dale Moody, The Word of Truth. A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids: Eerdmans, 1981.

101 Brevard Childs, Biblical Theology in Crisis (Philadelphia: Westminster, 1970), chapter 6.

102 Например: Harold Kuhn, "Reason Versus Faith: Challenging the Antithesis" // Christianity Today, 10 April 1981, pp. 86-87.

103 Anthony Thiselton, The Two Horizons: New Testament Hermeneutics and Philosophical Description (Grand Rapids: Eerdmans, 1980).

104 Childs, Biblical Theology, p.20.

105 Kirsopp Lake, The Religion of Yesterday and Tomorrow (Boston: Houghton, 1926), p. 61.

106 Jurgen Moltmann, "Politics and the Practice of Hope" //Christian Century, 11 March 1970, p.289.

107 Theologlcal Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich, trans. Geoffrey W.Bromiley, 10 vol. (Grand Rapids: Eerdmans, 1964 - 1976).

108 James Barr, Semantics of Biblical Language (New York: Oxford University, 1961), pp. 206-262; Gerhard Kittel, Lexicograptua Sacra, Theology, Occasional Papers 7 (London: S. P. C. K., 1938) - немецкое издание: Deutsche Theologie 5 (1938): 91 109.

109 Hans Georg Gadamer, Truth and Method (London: Sheed and Ward, 1975), pp. 270-273.

110 Paul Tillich, Systematic Theology (Chicago: University of Chicago, 1951), vol. 1, pp. 1 8.

111 Francis Schaeffer, The God Who Is There (Downers Grove, 111.: Inter-Varsity, 1968), pp. 87-115.

112 Langdon Gilkey, Naming the Whirlwind The Renewal of God Language (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1969), pp. 247-413.

113 Dietrich Bonhoeffer, The Cost of Discipleship (New York: Macmillan, 1963), pp. 45-60.

114 F.Ross-Hinsler, "Mission and Context: The Current Debate About Contextualization" //Evangelical Missions Quarterly 14 (1978): 23-29.

115 Например, современный миссионер при выборе различных взаимодополняющих вопросов, раскрывающих христианское учение об Искуплении, учитывает конкретную культурную среду. В африканской культуре, где грех рассматривается как гнетущая, порабощающая тьма, разумнее подчеркивать Божью силу по преодолению зла (что Густав Аулен называет "классическим взглядом" на Искупление) как исходный пункт для развития других вопросов учения.

116 Общие сведения о различных типах критики читатель может получить в пособиях библейской богословской серии издательства "Фортрес Пресс" (Филадельфия): Norman C.Habel, Literary Criticism of the Old Testament (1971); Gene M.Tucker, From Criticism of the Old Testament (1971); Walter E.Rast, Tradition History and the Old Testament (1972); Ralph W. Klein, Textual Criticism of the Old Testament (1974); Edgar Krentz, The Historical Critical Method (1975); J. Maxwell Miller, The Old Testament and the Historian (1976); William A. Beardslee, Literary Criticism of the New Testament (1970); Edgar V.McKnight, What Is Form Criticism? (1969), Norman Perrin, What Is Redaction Criticism? (1969); William G.Doty, Letters in Primitive Christianity (1973); Daniel Patte, What Is Structural Exegesis? (1976). Общие представления о консервативных взглядах на изучение Ветхого Завета можно получить по книгам; Gleason L. Archer, Jr., A Survey of Old Testament Introduction (Chicago: Moody, 1964): Roland K.Harrison, Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1969). О консервативном отношении к документальному анализу Пятикнижия см.: Oswald Т. Alhs, The Five Books of Moses (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1949). С секулярной точки зрения недостатки критики Пятикнижия рассмотрены в работе: Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1961), pp. 377 396. Обзор историчности Ветхого Завета и критических методов сделан в работе: Gordon Wenham, "History and the Old Testament" //History, Criticism and Faith, ed. Colin Brown (Downers Grove, 111.: Inter Varsity, 1976), pp. 13-75. Обсуждение вопроса об источниках книг Ветхого Завета см. в работе: Cyrus Gordon, "Higher Critics and Forbidden Fruit" //Christianity Today, 23 November 1959, pp. 3-6. Консервативный подход к критике Нового Завета: George E. Ladd, The New Testament and Criticism (Grand Rapids: Eerdmans, 1967); Everett Harrison, Introduction to the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1964). Обсуждение вопроса об историчности Нового Завета: History, Criticism and Faith, ed. Colm Brown (F.F.Bruce, "Myth and History", pp. 79 100; R.T.France, "The Authenticity of the Sayings of Jesus", pp 101-143).

117 Basil Redlich, Form Criticism Its Value and Limitations (London: Duckworth, 1939), p.9.

118 Edgar V McKnight, What Is Form Criticism? (Philadelphia: Fortress, 1969), p. 18.

119 Ibid., p.20.

120 Ibid.,pp. 21-23.

121 Redlich, Form Criticism, pp. 73-77.

122 Rudolf Bultmann, The History of the Synoptic Tradition (New York: Harper and Row, 1963), p.240.

123 Rudolf Bultmann, "The Study of the Synoptic Gospels" // Rudolf Bultmann and Karl Kundsin, Form Criticism Two Essays on New Testament Research (New York: Harper, 1941), pp.46ff.

124 Bultmann, History of the Synoptic Tradition, p.4.

125 Bultmann, "Study of the Synoptic Gospels", p.61.

126 Ibid, р.43.

127 Martin Dibelius, From Tradition to Gospel (New York: Scribner, 1935), p.31.

128 Ladd, New Testament and Criticism,? 153.

129 James Price, Interpreting the New Testament (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961), p. 159.

130 Redlich, Form Criticism, p. 79.

131 Ladd, New Testament and Criticism, p. 158.

132 Clark Pinnock, "The Case Against Form Criticism" //Christianity Today, 16 July 1965, p. 12.

133 Stephen Neill, The lnterpretation of thie New Testameni, 1861 - 1961 (New York: Oxford University, 1964), p. 258.

134 Vincent Taylor, The Formation of the Gospel Tradition (London: Macmillan, 1933), p.41.

135 Price, Interpreting the New Testament, p. 160.

136 Robert M. Grant, A Historical Introduction to the New Testament (New York Harper and Row, 1963), p. 301; Frederic C. Bartlett, Psychology (New York: Oxford University, 1932), p. 176.

137 Об антропологических особенностях памяти рассказчиков см.: Ruth Finnegan, Oral Literature in Africa (London: Clarendon, 1970), pp. 106, 201 202; African Folklore, ed. Richard Dorson (Bloomington: Indiana University, 1972

138 Price, Interpreting the New Testament, p. 161.

139 Ibid.,? 160.

140 F.F.Bruce, "Are the New Testament Documents Still Reliable?" //Evangelical Roots, ed. Kenneth S.Kantzer (Nashville: Thomas Nelson, 1978), p. 53.

141 Edgar Goodspeed, Matthew, Apostle and Evangelist (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1959).

142 Norman Perrm, Rediscovering the Teaching of Jesus (New York: Harper and Row, 1967), pp. 15-32; What Is Redaction Criticism?, pp. 2-3.

143 Grant R.Osborne, "The Evangelical and Traditionsgeschichte" //Journal of the Evangelical Theological Society 21 (1978): 117.

144 Grant R.Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism: Critique and Methodology" //Journal of the Evangelical Theological Society 22 (1979): 305.

145 Gunther Bornkamm et al., Tradition and Interpretation in Matthew, trans. Percy Scott (Philadelphia: Westminster, 1963).

146 Hans Conzelmann, The Theology of St. Luke, trans. Geoffrey Buswell (New York: Harper and Row, 1960).

147 Willi Marxsen, Mark, the Evangelist, trans. Roy A. Harrisville (Nashville: Abingdon, 1969).

148 Joachim Rohde, Rediscovering the Teaching of the Evangelists (Philadelphia: Westminster, 1968), pp. 21ff.

149 Perrm, What Is Redaction Criticism?, p. 69.

150 Ernst Kasemann, Essays on New Testament Themes (Naperville, III.: Alec R.Allenson, 1964), p.34.

151 Perrin, Rediscovering the Teaching of Jesus, p. 39.

152 William A.Walker, "A Method for Identifying Redactional Passages" //Catholic Biblical Quarterly 39 (1977):76-93.

153 R.S. Barbour, "Redaction Criticism and Practical Theology" //Reformed World 33 (1975): 263-265.

154 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p.78.

155 George B.Caird, "The Study of the Gospels. III: Redaction Criticism" //The Expository Times 87 (1976): 169.

156 Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism", pp. 313-314.

157 Barbour, "Redaction Criticism", pp. 265-266.

158 France, "Authenticity of the Sayings of Jesus", p. 125; cf. Rohde, Rediscovering, p. 258.

159 Paul D. Feinberg, "The Meaning of Inerrancy" //Inerrancy, ed. Norman Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1979), p. 301.

160 Marxsen, Mark the Evangelist, p. 9.

161 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p. 78.

162 Из выступления Джеральда Хоторна на ежегодной встрече Евангельского богословского общества в Уитоне, штат Иллинойс, в декабре 1973 года.

163 Robert Gundry, The Use of the ОТ in St. Matthew's Gospel (Leiden: Brill, 1967), pp. 181-185.

164 Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism", pp. 313, 322.

165 M.D.Hooker, "On Using the Wrong Tool" //Theology 75 (1972): 570-581.

166 Perrin, Rediscovering the Teaching of Jesus, pp. 15-49.

167 Reginald H. Puller, A Critical Introduction to the New Testament (Naperville, III.: Alec R. Allenson, 1966), pp. 91-104.

168 C.S.Lewis, "Modern Theology and Biblical Criticism" //Christian Reflections (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 159-162. См. также разгромную критику Вальтером Кауфманом понятия "quellenscheidung" и его пародию на анализ "Фауста" Гете (Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy, pp. 374-388). Критика, исходящая от светского автора - Вальтера Кауфмана, производит даже больше впечатления, чем критика Льюиса.

169 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p. 40.

170 Soren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postcript, trans. D.F.Swenson and W. Lowrie(Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), pp. 182ff.

171 Joachim Jeremias, New Testament Theology (New York: Scnbner, 1971), vol. 1, p.37.

172 Rudolf Bultmann, "New Testament and Mythology" //Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 1-44.

173 Ibid., pp. 1, 2. Под мифом Бультман понимает образы, которые человек черпает из окружающего мира и с помощью которых пытается выразить понимание себя самого и невидимых духовных сил.

174 Ibid.,p.3.

175 Ibid.,p.4.

176 Ibid.,p.5.

177 "Dogma" //New Catholic Encyclopedia (New York: McGraw Hill, 1967), vol. 4, pp. 947-948.

178 G. Ernest Wright and Reginald Fuller, Book of the Acts of God (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1959); Bernhard Anderson, Understanding the Old Testament, 3rd ed. (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1975).

179 Langdon Gilkey, "Cosmology, Ontology, and the Travail of Biblical Language" //Journal of Religion 41 (1961) pp. 194-205.

180 Ibid., pp. 198, 194.

181 Harry Fosdick, The Modern Use of the Bible (New York: Macmillan, 1933), p. 99.

182 Ibid., p. 100.

183 Ibid., p. 101.

184 Ibid., p. 103.

185 J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (Grand Rapids: Eerdmans, 1923), p. 34.

186 Ibid.,p.36.

187 Ibid.,p.37-38.

188 Walter Rauschenbusch, Christianizing the Social Order (New York: Macmillan, 1919), p. 49.

189 Ibid.,p.50ff

190 Ibid.,p.66.

191 William Hordern, New Directions in Theology Today, vol. 1, Introduction (Philadelphia: Westminster, 1966)

192 Ibid., р. 141-142.

193 Paul Van Buren, The Secular Meaning of the Gospel (New York: Macmillan, 1963).

194 William Hamilton, "The Death of God Theologies" //Thomas J. J. Altizer and William Hamilton, Radical Theology and the Death of God (Indianapolis: Bobbs Merrill, 1966), p. 27.

195 Ibid.,p.35 36,39.

196 Ibid.,p.25.

197 Thomas J J. Altizer, The Gospel of Christian Atheism (Philadelphia: Westminster, 1966), pp. 102-112.

198 Hamilton, "The Death of God Theologies Today", pp. 37-42.

199 Thomas J. J. Altizer, "Theology and the Death of God" // Radical Theology and the Death of God, pp. 98-101.

201 Hordern, New Directions, vol. 1, pp. 146-147.

202 Ibid., pp.148 149

203 На этих вопросах мы подробнее остановимся в главе 9.

204 Августин, О христианском учении, 3.

205 Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (New York: Simon and Schuster, 1945), chapter 31.

206 The Age of Analysis, ed. Morton White (New York: New American Library, 1955), pp. 203-205.

207 Ibid, pp. 207 208. Априорные заявления логически предшествуют чувственному восприятию и не зависят от него; апостериорные заявления логически следуют за чувственным восприятием и зависят от него.

208 Ibid., p.209.

209 Rudolf Carnap, Philosophy and Logical Syntax (New York: AMS, 1979), p. 17.

210 William Hordern, Speaking of God (New York: Macmillan, 1964), p. 61.

211 John Macquarrie, God Talk An Examination of the Language and Logic of the Theology (New York: Harper and Row, 1967), pp. 108-109.

212 John Wisdom, "Gods" //Philosophy and Psychoanalysis (Oxford. B.Blackwell, 1957), pp. 154-155

213 Antony Flew, "Theology and Falsification" //New Essays in Philosophical Theology, ed. Antony Flew and Alasdair MacIntyre (New York: Macmillan, 1955), p. 97.

214 Carnap, Philosophy and Logical Syntax, pp. 26-31.

215 Ibid.

216 Frederick Ferre, Language, Logic and God (New York: Harper and Row, 1961), chapter 4.

217 Ludwig Wittgenstein, Tractatus Logico Philosophicus (New York: Harcourt, Brace, 1922), p. 189.

218 Carnap, Philosophy and Logical Syntax, p. 38.

219 A. J. Ayer, Language, Truth, and Logic (New York: Dover, 1946), p. 16.

220 Ferre, Language, Logic, and God, p. 58.

221 Ludwig Wittgenstein, Philosophical Investigations, trans. G.E.M.Anscombe, 3rd ed. (New York: Macmillan, 1958), pp 11е, 12е.

222 Ibid., p. 19e.

224 Ferre, Language, Logic, and God, pp. 64 65.

225 Ibid,? 65.

226 Hordern, Speaking of God, pp. 49 52.

227 Jerry Gill, "The Meaning of Religious Language" //Christianity Today, 15 January 1965, pp. 16 21.

228 Ibid.

229 R.M.Hare, "Theology and Falsification" //New Essays in Philosophical Theology, ed. Flew and Maclntyre, pp. 99-103. Дон - руководитель, наставник или член совета колледжа в Оксфорде и Кембридже или в более широком смысле - преподаватель колледжа или университета. Блик - неологизм.

230 Hordern, Speaking of God, p. 132.

231 Ibid., p. 139.

232 Ibid.,pp. 148-149.

233 Ibid., p. 154.

234 Ibid., pp. 140 141.

235 Ibid.,p. 142.

236 Ibid., p. 161.

237 Ibid.,p.162

238 Ibid., pp. 164 165.

239 Ibid., р. 166.

240 Ibid., p. 153.

241 Ibid., р. 170.

242 Ibid., р. 172.

243 Ibid., pp. 174 175.

244 Ibid., p. 176.

245 Ibid., p.177.

246 John Hick, Faith and Knowledge, 2nd ed. (Ithaca, N. Y.: Cornell University, 1966), pp. 169-199.

247 Frederick Ferre, Language, Logic, and God, p. 161. См. также: Basic Modern Philosophy of Religion (New York: Scribner, 1967).

248 Charles W. Morris, Foundations of the Theory of Signs (Chicago: University of Chicago, 1938), pp. 1-9.

249 Ferre, Language, Logic, and God, p. 148.

250 Morris, Theory of Signs, pp. 6, 29-42.

251 Ferre, Language, Logic, and God, p. 162.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.268 с.)