Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искупление как демонстрация Божьей любви

Поиск

Другой взгляд, рассматривающий значение смерти Христа прежде всего в плане ее прямого воздействия на людей, называют теорией морального влияния. Но, в отличие от социниан, подчеркивающих человеческую природу Христа и понимающих Его смерть как пример любви, которую нам надо проявлять к Богу, сторонники теории морального влияния в смерти Христа видят демонстрацию Божьей любви. Основной упор эта теория делает на Божественности Христа.

Теория морального влияния была впервые разработана Пьером Абеляром в ответ на теорию Ансельма. По взглядам Ансельма, необходимость воплощения обусловлена тем фактом, что наши грехи - оскорбление Божьего морального достоинства, а следовательно, требуют какой-то компенсации. Абеляр, со своей стороны, подчеркивал в первую очередь Божью любовь и утверждал, что смерть Христа была не жертвенной сатисфакцией оскорбленному достоинству Отца, а демонстрацией человеку всей полноты Божьей любви к нему. Исправлению подлежало человеческое отношение к Богу, основанное на страхе и неведении. Это и было совершено смертью Христа. Таким образом, основное воздействие смерти Христа направлено на человека, а не на Бога1151.

Эта теория не сразу получила призвание. Популярность она завоевала гораздо позднее в изложении других ее сторонников. В Соединенных Штатах ее пропагандировал Горас Бушнелл (1802 - 1876), а в Великобритании ее ведущим приверженцем стал Гастингс Решделл. Наше изложение будет основываться прежде всего на взглядах этих двух людей.

По представлениям сторонников теории морального влияния, сущность Божьей природы составляет любовь. Таким качествам, как справедливость, святость и праведность, они придают гораздо меньше значения. Исходя из этого они делают вывод, что человеку не следует бояться Божьего суда и наказания. Поэтому проблема человека заключается не в том, что он нарушил Божий закон и что Бог может (фактически должен) наказать его. Проблема в том, что его отношение и поведение отделяют его от Бога.

Отделение и отчуждение от Бога могут принимать различные формы. Мы можем не замечать, что наше непослушание причиняет Богу боль. Или мы можем не сознавать, что, несмотря ни на что, Бог продолжает любить нас. Мы можем бояться Бога или порицать Его за те проблемы, которые существуют в наших отношениях с Ним или даже в мире вообще. Но если мы покаемся и обратимся к Богу с доверием и верой, наступит примирение, ибо проблема заключается не в Божьей готовности прощать. В Божьей природе нет ничего, что требовало бы удовлетворения или сатисфакции в связи с нашими грехами. Проблема в нас самих1152. Бушнелл рассматривает грех как болезнь, от которой нам надо излечиться, Христос пришел именно для исправления такого положения.

Бушнелл особо подчеркивает сочувствие Христа. Христа надо воспринимать в свете Его огромной любви к человеку еще до воплощения. Он уже тогда нес на Себе человеческое бремя. Если более объективные теории Искупления (т.е. теории, согласно которым смерть Христа оказывает основное воздействие на что-то внешнее по отношению к человеку) видят смысл пришествия Иисуса в Его смерти, то Бушнелл утверждает, что Иисус пришел для того, чтобы продемонстрировать божественную любовь. Смерть была просто одним из способов (хотя и самым впечатляющим) выражения этой любви. Таким образом, смерть Иисуса была эпизодом иди обстоятельством, позволившим Ему продемонстрировать Свою любовь. Бушнелл пишет: "Жертва [Иисуса], как исторический факт, не была целью или предназначением Его служения (иначе она выглядела бы просто инсценировкой страдания без всякого рационального смысла или значения). Когда она произошла, Его просто постигла неудача, неизбежно подстерегающая любое дело, проводимое с такой самоотдачей"1153. Смерть была не целью, а следствием Его пришествия.

Совершенно очевидно, что в глазах Бушнелла цель или предназначение пришествия Иисуса заключались не в том, чтобы "расплатиться за наши грехи" или "дать удовлетворение божественному суду в нашем отношении". Бушнелл отмечает, что цель смерти, как и жизни Иисуса, четко показана в Писании, хотя и в различных контекстах и в привязке к разным образам и идеям. Цель эту мы видим в собственных словах Иисуса: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать н спасти погибшее" (Лк. 19:10); "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин. 18:37). Павел пишет, что "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5:13), При разных формах выражения все эти стихи несут в себе одну и ту же идею. Бушнелл подводит итог: "В этих и других подобных местах Писания мы видим проводимую в душах работу по духовному возрождению, спасению, донесению истины, восстановлению, внутреннему изменению жизни - одним словом, по установлению Божьего или небесного царства среди людей и введению в это царство обновленного мира"1154.

Исцеление душ - вот та работа, для выполнения которой пришел Иисус. Человек отчаянно нуждается в таком исцелении. Эта нужда гораздо больше той, с которой люди приходили к Иисусу во время Его земного служения, прося исцеления от физических недугов. Но Богу недостаточно просто отпустить человеку грехи. Важно также, чтобы грех освободил человека. Благодаря жертве и страданиям Иисуса разрыв с человеком может быть теперь ликвидирован, а сам человек преобразован. Его смерть сделала возможным удовлетворение трех основополагающих человеческих потребностей.

1. Человек нуждается в открытости Богу, в готовности отвечать Ему. Когда Бог обращается к человеку, призывая его к покаянию, человек должен не отворачиваться от Бога, а поворачиваться к Нему. Задумайтесь над поведением Адама и Евы в Едемском саду после грехопадения. Они не хотели видеть Бога, они боялись Его и пытались от Него спрятаться. Это естественная реакция грешника на приближение Бога: страх и уклонение от встречи с Ним. Христос понимает нашу реакцию. Поэтому Он не демонстрирует нам в первую очередь Свою бесконечную святость и чистоту. Он проявляет заботу о нас, входит в нашу ситуацию и умирает самой мучительной из всех возможных смертей. Его любовь не может отпустить нас. Бушнелл следующим образом описывает Его мощное воздействие на нас: "Одним словом, Он так глубоко входит в нас, что мы становимся отзывчивыми к Нему, мы даже начинаем хотеть, чтобы Он вошел еще глубже и чтобы мы еще больше почувствовали Его. Так в нашем выздоровлении наступает перелом. Наше сердце обращается к Нему, не успев окончательно погибнуть. Прежде чем полюбить Спасителя, мы начинаем любить Друга"1155. Таким образом, Своей смертью Иисус ответил на первую потребность греховных человеческих существ - устранение страха перед Богом.

2. Второе, в чем нуждается человек, - искреннее и глубокое осознание личного греха и необходимости покаяния. Разумеется, когда мы поступаем неправильно, у нас возникает поверхностное чувство сожаления. Мы знаем также, что Божий закон сурово и категорически осуждает грех. Но в то же время мы нуждаемся в более полном, эмоциональном и глубоком осознании греха. Помимо объективного, интеллектуального понимания нарушений закона, мы нуждаемся в глубокой внутренней убежденности, выливающейся в искреннее чувство раскаяния за наше отношение к Богу. Видя Того, Кого мы печалим 9воими грехами, мы становимся отзывчивыми. В отличие от Иуды, совершившего самоубийство, мы не приходим в уныние, не ожесточаемся и не возмущаемся из-за боли, сопровождающей признание греха, мы, наоборот, приветствуем страдания. Подобно Павлу, услышавшему слова: "Я Иисус, Которого ты гонишь" (Деян. 9:5), мы прекращаем всякое сопротивление Богу. Мы с любовью обращаемся к Иисусу1156.

3. Человек нуждается также во вдохновении. У вас есть абстрактные описания святости, которую мы должны обрести, но когда мы видим ее в практическом и личном воплощении, она становится для нас реальностью. Нам не нужны богословские определения Бога, говорит Бушнелл. "Нам нужен друг, которого мы можем чувствовать как человека и которого мы можем принять и полюбить с достаточными на то основаниями"1157.

Бушнелл много говорит об изменении, которое должно в нас произойти1158. Он говорит о новом рождении, новом творении, оживлении. Это изменение стало возможным благодаря служению Христа, особенно Его смерти. Он очеловечил Бога, перенес Его в нашу плоскость. Иисус действовал с нами и для нас. Мы знаем Его так же, как знаем друг друга1159.

По мнению Бушнелла, один из самых мощных побудительных мотивов любви и доверия к Богу - осознание, что Он тоже пострадал от зла. Человек часто недоумевает, почему Бог не устраняет зло в мире, и иногда даже порицает Его за это. Знание величия и всемогущества Бога ведет нас к такому отношению, а также к представлению, что Бог, будучи бесконечным и неизменным, не может страдать. Но смерть Христа служит доказательством, что на грехи мира Бог смотрит не так, как холодный, безучастный взгляд смотрел бы на какое-то отвратительное зрелище. Смерть Иисуса ясно показывает, что Бог чувствителен к боли, которую нам приносит грех. Бога нельзя порицать за страдания в мире. Ибо Он чувствует их силу и трагичность. Его первая реакция на них - сострадание, а не осуждение1160. Такой Бог вызывает любовь и доверие.

Теория правления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.6 (0.008 с.)