Природа и ориентация потребности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и ориентация потребности



Второй вопрос касается природы и ориентации той потребности, которую необходимо удовлетворить. В соответствии с традиционной точкой зрения, считается, что основной недостаток в жизни человека является по своей природе вертикальным. Главная человеческая проблема - отделение от Бога. Грех есть нарушение воли Божьей, а его результат - вражда против Бога. Восстановлению подлежит прежде всего нарушенная связь между Богом и творением. Такова евангельская точка зрения на спасение. Она характеризуется такими терминами, как обращение, прощение, примирение и усыновление. Вторая точка зрения заключается в том, что главная человеческая проблема имеет горизонтальный характер. Это может означать, что отдельному человеку не хватает слаженности в его отношениях с другими людьми или что в обществе в целом нет достаточной гармонии. Спасение включает в себя устранение раскола между людьми, исцеление личных и общественных отношений. "Богословие отношений" (relational theology) рассматривает этот процесс на уровне нарушения личных связей и проблем малых групп. Богословие освобождения основное внимание уделяет конфликтам между различными расовыми группами и экономическими классами, а также факту такого устройства общества в целом, что некоторые его члены лишены даже предметов первой необходимости. Наконец, главная человеческая проблема может пониматься и как внутренняя по своему характеру. Отдельного человека мучают чувства, которые необходимо искоренить - чувство вины, неполноценности, неуверенности и незащищенности. При этом подходе ключевыми становятся такие слова, как приспособление, корректировка, самопонимание, самоосознание, самоуважение.

Средство обретения спасения

Крайне важен и вопрос о том, как приобретается спасение или как оно передается. В соответствии с некоторыми точками зрения, передача спасения человеку фактически рассматривается как физический процесс. Это относится к некоторым сакраменталистским системам, приверженцы которых считают, что спасение или благодать обретается посредством какого-то физического предмета. Например, в традиционном католичестве господствует убеждение, что благодать реально передается и принимается посредством принятия хлеба святого причастия. Хотя сила и действие таинства в какой-то мере зависит от внутреннего отношения или состояния причастника, благодать принимается главным образом посредством внешнего физического действия. Другие считают, что спасение передается посредством нравственного действия. При таком подходе спасение рассматривается не как то, чем владеет какой-нибудь человек или организация и что можно передать другим, но как изменение в положении дел. Такое представление о спасении можно встретить среди сторонников движения социального благовестил и систем богословия освобождения. Метод достижения изменений, отстаиваемый некоторыми из этих идеологий, может быть совершенно мирским по своему характеру, включая,, например, использование обычных политических механизмов. Для евангелических богословских учений характерно третье представление: спасение достигается посредством веры. Вера дает человеку возможность воспользоваться плодами дела, выполненного Христом. В определенном смысле спасаемый - пассивная сторона в этом процессе. (Подробнее эти вопросы мы рассмотрим в главе 48.)

Направление движения в спасении

Еще один существенный фактор - направление движения в спасении. Спасает ли Бог отдельных людей, обеспечивая преобразование их личности, которое затем распространяется вовне, в общество, и изменяет тот мир, часть которого составляют спасенные? Или же Бог действует через изменение структуры общества, а затем использует эти измененные структуры для преобразования людей, которые составляют общество?

Для движения социального благовестил конца XIX - Начала XX века было характерно убеждение, что основная человеческая проблема заключается не в испорченности человеческой природы, а в порочной социальной среде, И в результате нет никакого смысла в попытках изменения отдельных людей, ибо они все равно вернутся в испорченное, разложившееся общество и снова будут заражены злом. Люди по своей сути не порочны. Они есть то, чет их делает окружение. Поэтому вместо лечения отдельных людей, испорченных обществом, надо изменить условия, ведущие к болезни. Можно сказать, что сторонники социального благовестил предлагали некоего рода службу духовного здравоохранения. Их понимание человеческой природы во многом перекликалось с представлением, Жан-Жака Руссо, хотя, разумеется, в совершенно ином контексте. Другие аспекты этого взгляда были в чем-то аналогичны точке зрения бихевиоризма, согласно которой личность человека характеризуется в основном набором поведенческих стереотипов, определяемых его окружением.

Противоположный подход отстаивается теми группами в христианстве, которые основное значение придают обращению. Сторонники этой позиции считают, что человеческая природа в корне испорчена. Пороки общества проистекают из того факта, что оно состоит из порочных индивидуумов. Какая-либо реальная надежда на изменение общества возможна только при условии преобразования этих личностей. Преобразование отдельных людей в конце концов изменит общество, и не только потому, что целое состоит из частей, но также и потому, что преобразованные под влиянием свыше личности обретают мотивацию, которая побуждает их работать для изменения общества в целом.

Масштабы спасения

Вопрос о масштабах спасения имеет значение для тех, кто считает понятие спасения приложимым скорее к отдельным людям, нежели ко всему обществу. Вопрос заключается в следующем: сколь многие из нас, входящих в род человеческий, получат спасение и кто именно? При ограниченном понимании спасения его основой считается отклик человека на Божью благодать. При этом подразумевается, что не все откликнутся положительно на призыв Бога; поэтому одни погибнут, другие будут спасены. С другой стороны, согласно универсалистским взглядам на спасение, Бог вернет всех людей к тем отношениям с Ним, для которых они были предназначены изначально. Никто не погибнет. Есть две разновидности универсалистской позиции. Человек может стать универсалистом, будучи оптимистичным сторонником идеи ограниченного спасения. Иначе говоря, человек может одновременно утверждать, что для спасения необходимо личное принятие Иисуса Христа и что каждый человек уверует в Иисуса Христа и примет Его. К сожалению, однако, в прошлом не все приняли Христа и уверовали в Него; огромное число людей по сути даже не имело возможности сделать это. Поэтому все не могут получить спасение подобным образом, если только не существует каких-то бессознательных механизмов, посредством которых может быть выполнено условие спасения. Более распространенная универсалистская позиция заключается в предпосылке, что в конце концов Бог на том или ином основании примет всех людей в вечное общение в Собой.

Объекты спасения

В некоторых христианских кругах распространено такое представление, что спасению подлежат только человеческие существа, независимо от того, спасаются они лично или коллективно. Согласно этой точке зрения, остальная часть творения - лишь подмостки, на которых разыгрывается человеческая драма. Ко всему процессу спасения она имеет косвенное отношение. Альтернативная точка зрения заключается в том, что спасение имеет космический аспект. Грехом в сотворенном мире затронуты не только люди. Основываясь, как правило, на словах Павла в Рим. 8:18-25, сторонники этой альтернативной точки зрения утверждают, что спасение в своей окончательной форме охватит всю вселенную, находящуюся ныне в рабстве греха; вселенная будет восстановлена в своем чистом и славном состоянии, в котором она была создана и для которого была предназначена Творцом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.005 с.)