Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дела Святого Духа в Ветхом ЗаветеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин "Святой Дух", обычное выражение - "Дух Божий". Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы "праведный человек", в еврейском мы обычно встречаем выражение "человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение "Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога1286. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о "Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: "Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: "Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета "Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа1287. Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: "От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, "доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32:15). Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: "И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о "богодухновенном" (qeopneustos - 2 Тим. 3:16). Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач1289. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: "И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6). Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: "И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: "И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34:9). Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: "На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу. Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, "вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14:19). Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: "И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16:13). Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о "благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: "Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые "возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63:10). Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16-20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца. Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хоти в некоторых случаях Эти внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по-видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае. Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным1291. Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис. 11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 ("Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..."). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.007 с.) |