Практические соображения: общее свидетельство и его результаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические соображения: общее свидетельство и его результаты



Необходимость христианского единства вытекает и из некоторых практических соображений. Одно из них - эффективность общего свидетельства, исходящего от тесно сплоченной группы. Мы уже отмечали, что Иисус молился за единство верующих, чтобы их общее свидетельство оказывало влияние на мир (Ин. 17:21). Ранних верующих отличало единство цели и необычайная эффективность свидетельства. Возможно, здесь есть логическая причинно-следственная связь: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их" (Деян. 4:32-33).

Сообщество верующих растет, когда их свидетельство едино. Когда же они конкурируют или даже осуждают друг друга, результат обычно бывает отрицательным или противоположным ожидаемому. Эту истину мы достаточно хорошо видим в Соединенных Штатах, где распри между конфессиями отвращают многих от христианской веры. Проблема еще больше усугубляется в нехристианских регионах, где, при наличии различных миссионерских организаций, местные жители стоят перед выбором не только о принятии христианства, но и о том, каким стать христианином: пресвитерианином, баптистом, лютеранином или кем-то еще1751. Иногда могут соперничать в этом плане даже представители двух или более разновидностей одной и той же конфессии. Неудивительно, что в таких условиях потенциальные обращенные в отчаянии опускают руки, будучи не в силах сделать выбор между несколькими возможностями, в которых они не видят существенных различив. Совершенно очевидно, что наличие конкурирующих групп не способствует Донесению евангельского послания.

Еще одно практическое соображение - рациональность затрачиваемых усилий. При отсутствии единства между христианами усилия распыляются. Каждая местная церковь считает необходимым иметь определенные функциональные структуры наподобие тех, которые существуют в миссионерских организациях или в христианских колледжах или семинариях. В результате ресурсы и возможности царства Божьего тратятся понапрасну. Как крайний пример, представим себе городок где-то на Среднем Западе. На каждой стороне площади стоят церковные здания. Все четыре здания старые, плохо отапливаются и нуждаются в ремонте. Церковные общины небольшие и располагают скромными средствами. Доходы у пасторов крайне низкие. Поэтому в общинах работают обычно либо молодые, неопытные пасторы, либо старики, уже не способные на действенное служение. В таких вопросах, как христианское воспитание, нормой становятся совершенно убогие программы. Но самое поразительное - службы, проповеди и программы четырех церквей те же самые! Посторонний наблюдатель не нашел бы между ними никакой разницы.

Специалист по рациональному использованию ресурсов счел бы такое положение совершенно ненормальным. Четыре соперничающие церкви разумнее объединить в одну. Все четыре здания следует продать, а объединенную общину перевести в новое, подходящее для этих целей помещение. За разумную оплату следует нанять компетентных специалистов, причем доходы увеличатся за счет сокращения накладных расходов. То, за что мы ратуем на местном уровне, крайне желательно и на более высоком. Кое-кто, возможно, сочтет это привнесением бизнеса в работу церкви, но фактически такое понимание отражает заботу о правильном управлении ресурсами, которые доверены христианам.

Взгляды на природу единства

В отношении желательности единства существует определенное согласие, но что касается его природы или формы, которую оно должно принимать, согласия гораздо меньше. Есть четыре по сути своей различные концепции о единстве. В определенном смысле они соотносятся с концепциями о природе церкви. В нижеследующем изложении мы будем переходить от взглядов, делающих упор на невидимой церкви, к взглядам, подчеркивающим значение видимой церкви. В целом, чем больше внимания уделяется видимой церкви, тем большее значение придается органическому единству.

Духовное единство

Согласно первому взгляду, все христиане едины в силу их преданности и служения одному Господу. Они соединены в невидимой церкви, Глава которой - Христос. Однажды все это тело соединится в видимой форме. Пока же единство церкви выражается в отсутствии вражды между верующими. Все верующие любят друг друга, даже тех, с кем они не общаются и не вступают в прямую связь. Существование разных организаций видимой церкви даже в одном регионе не представляет собой опасности для этого единства. Христиане, считающие церковное единство по сути своей духовным, основное внимание обычно придают чистоте догматических верований и образа жизни как критерию членства в церкви1752.

Взаимное признание и общение

Второй взгляд выражает не просто идеологическое провозглашение единства. Единство реализуется и на практическом уровне. Каждое собрание верующих признает другое как законную часть Божьей семьи. Поэтому верующие могут с готовностью переходить из одной общины в другую. Пасторы тоже могут меняться кафедрами, но это предполагает взаимное признание рукоположения. Кроме того, члены различных церквей устанавливают между собой братские отношения, а общины, придерживающиеся общих идеалов, работают вместе где только возможно. Например, они могут сотрудничать в проведении массовых евангелизационных кампаний. Но в целом сотрудничество проявляется по конкретным вопросам, оно не принимает какую-то официальную и постоянную организационную форму1753.

Корпоративное единство

Бывают также случаи, когда церкви создают организационные союзы для достижения общих целей. Они объединяются в то, что называют советами или ассоциациями церквей, представляющими собой по сути кооперативное братство, каждый член которого сохраняет свою самобытность. Это может быть объединением, скажем, методистских, лютеранских и епископальных церквей, сохраняющих каждая свои традиции. В данном случае братские отношения сочетаются с действием, поскольку есть как духовное, так и видимое единство.

Органическое единство

Наконец, существует концепция, согласно которой церковное единство означает создание одной организации с отказом от индивидуальных отличительных черт, с общим членством и священством. При таком объединении церквей часто происходит слияние и местных общин. Характерный пример - Объединенная церковь Канады, образованная в 1925 году методистами, пресвитерианами и конгрегационалистами. Еще один пример - Церковь южной Индии. В начале 60-х годов Консультативное совещание по церковному единству составило план слияния разных конфессий в организацию, которая получила название Объединения церкви Христа. Конечная цель - соединение всех христианских церквей, католической, православной и протестантской, в одну общую церковь. Национальный совет церквей Христа в своей практической деятельности отдает предпочтение либо кооперативной, либо органической схеме единства.

Кооперативная и органическая концепции единства заслуживают более внимательного рассмотрения, поскольку именно они вызывают наибольшие разногласия и споры. Но прежде необходимо указать на различия в понимании сочетания "органическое единство".

1. Выражение "органическое единство", как уже отмечалось выше, обычно употребляется в отношении слияния церквей разных конфессий. Речь здесь идет о сохранении различий или объединении на основании самого низкого общего знаменателя. Мы указали, что наиболее характерные слияния такого типа произошли в Канаде и Индии. В Соединенных Штатах имели место слияния на более ограниченной основе - конгрегационалистская и евангелическо-реформатская церкви создали Объединенную церковь Христа, а Методистская епископальная церковь и Евангелическая церковь объединенного братства создали Объединенную методистскую церковь.

2. Выражение "органическое единство" относится также к соединению церквей, исповедующих по сути одни и те же конфессиональные взгляды. Здесь можно отметить, например, ряд слияний, произошедших среди различных лютеранских групп в США. Подобные слияния имели место и среди реформатских групп, в частности пресвитерианских. Группы, придерживающиеся конгрегационалистской и более независимой ориентации, например баптисты, проявляют меньше склонности к объединению или, в случае временного объединения, к переменам в организационном единстве.

3. Под "органическим единством" понимается не только установление единства, но и его сохранение или продолжение. Здесь мы имеем в виду вопрос о том, остаются неудовлетворенные христиане в своей церкви или покидают ее. С такой проблемой часто сталкиваются консерваторы, когда их церковь становится все более либеральной. В некоторых случаях такое решение вынуждены принимать менее консервативные элементы. Пример тому - образование Евангелическо-лютеранской миссии членами лютеранской церкви - Миссурийского синода. В этом смысле оборот "органическое единство" относится либо к сохранению членства в церкви, либо к выходу из нее для создания другой группы на основе схожих традиций и богословских взглядов (например, выходу из одной баптистской группы для создания другой).

4. Наконец, выражение "органическое единство" может относиться и к местной церкви. Здесь мы имеем в виду вопрос о том, остаются человек или группа людей в своей церкви или выходят из нее. Один человек может просто покинуть общину, но если выходит целая группа, это уже по сути раскол. На этом уровне с проблемой органического единства сталкивается больше людей, чем на любом другом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.006 с.)