Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие выводы по учениям о смерти и промежуточном состоянии

Поиск

1. Смерти следует ожидать всем - как верующим, так и неверующим. Если только мы не будем живы при возвращении Господа, она случится и с нами. Этот факт надо принимать серьезно и вести соответствующий образ жизни.

2. Хотя смерть - враг (первоначально Бог не предназначал ее человеку), ныне этот враг побежден и подчинен Богу. Поэтому не надо испытывать страха, ибо проклятие смерти устранено смертью и воскресением Христа. Ей можно смотреть в лицо с миром в душе, так как мы знаем, что она служит намерению Господа взять к Себе тех, кто верит в Него.

3. Между смертью и воскресением есть промежуточное состояние, в котором верующие и неверующие переживают соответственно присутствие и отсутствие Бога. Хотя эти переживания менее интенсивны, чем те, которые будут в конечных состояниях, качественно они имеют тот же характер.

4. Как в этой жизни, так и в жизни будущей основу отношений верующего с Богом составляет благодать, а не дела. Поэтому не надо бояться, что наши несовершенства потребуют какого-то рода посмертного очищения, прежде чем мы сможем полностью войти в присутствие Божье.

Второе пришествие и его последствия

К самым важным событиям космической эсхатологии, как мы определили ее в данной работе, относятся второе пришествие и его последствия: воскресение и последний суд. Эти события и составляют тему данной главы.

Второе пришествие

Если не считать неизбежности смерти, эсхатологическая учение, в котором проявляется наибольшее согласие среди ортодоксальных богословов, - второе пришествие Христа. Это обязательная часть эсхатологии, основа христианской надежды, событие, которым будет отмечено начало завершающей стадии исполнения Божьего плана.

Непреложность

На возвращение Христа указывается во многих местах Писания. Это обещал и Сам Иисус. В Своей большой беседе о последних днях (Мф. 24 - 25) Он говорит: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:30). Несколько раз на протяжении той же беседы Он упоминает о "пришествии Сына Человеческого", о том, что Он "приидет" (Мф. 24:27, 37, 39, 42, 44). Ближе к концу беседы читаем: "Когда же прйидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей" (Мф. 25:31). Все сказанное в этой беседе, включая притчи, подразумевает второе пришествие. Фактически сама эта речь Иисуса была ответом на вопрос учеников: "Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24:3). Позже на той же неделе, при рассмотрении Его дела перед Каиафой, Иисус сказал: "Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мф. 26:64). На эту тему Матфей сообщает больше других евангелистов, но в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна тоже содержатся указания Иисуса на второе пришествие. Например, в Мк. 13:26 и Лк. 21:27 мы встречаем почти совпадающие заявления о том, что те, кто будет жить в последние дни, увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой и славой. Иоанн же сообщает нам, что в горнице Иисус обещал Своим ученикам: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:3).

Помимо собственных слов Иисуса, в Новом Завете много других прямых заявлений, касающихся Его возвращения. При вознесении Иисуса два мужа в белой одежде, вероятно, ангелы, сказали апостолам: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прйидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). Второе пришествие входило в апостольскую керигму: "Итак покайтесь... и да пошлет Он [Бог] предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами святых Своих пророков от века" (Деян. 3:19-21). Не раз писал о втором пришествии Павел. Он заверял филиппийцев: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3:20-21). Это место в послании, не имеющем определенной эсхатологической направленности, особенно важно в том отношении, что оно показывает практические последствия для нас второго пришествия. Самое прямое и ясное утверждение Павел делает, пожалуй, в

1 Фес. 4:15-16: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба". Другие прямые заявления на эту тему содержатся во 2 Фес. 1:7,10; Тит 2:13. Кроме того, у Павла есть и менее определенные упоминания о втором пришествии: 1 Кор. 1:7; 15:23; 1 Фес. 2:19; 3:13; 5:23; 2 Фес. 2:1,8; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 4:1, 8. О втором пришествии упоминают и другие авторы: Еар. 9:28; Иак. 5:7-8; 1 Пет. 1:7,13; 2 Пет. 1:16; 3:4,12; 1 Ин.2:28. Второе пришествие, несомненно, входит в число тех учений, о которых более всего говорится в Новом Завете.

Неизвестность времени

В то время как сам факт второго пришествия утверждается в Писании ясно и определенно, этого нельзя сказать о его времени. Более того, Библия ясно показывает, что мы не знаем и не можем установить точное время возвращения Иисуса. Хотя Бог определил уже это время, оно не раскрыто. Иисус указывал, что ни Он, ни ангелы не знают времени Его возвращения, не могут знать его и ученики: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время... Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру" (Мк. 13:32-33,35; см. также Мф. 24:36-44). Очевидно, отвечая перед вознесением на вопрос учеников, не в сие ли время восстановит Он царство Израилю, Иисус имел в виду и время Своего возвращения: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7). Вместо того чтобы удовлетворить их любопытство, Иисус повелел им свидетельствовать о Нем во всем мире. Тот факт, что время Его возвращения не раскрыто, объясняет постоянные указания Иисуса на неожиданность этого возвращения и вытекающую из нее необходимость бодрствовать (Мф. 24:44, 50; 25:13; Мк. 13:35).

Характер второго пришествия Христа

Личное

Тот факт, что второе пришествие Христа будет по своему характеру личным, особенно не обсуждается, он просто подразумевается при всех упоминаниях о Его возвращении. Например; Иисус говорит: "[Я] приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ив. 14:3). Утверждение Павла, что "Сам Господь... сойдет с неба" (1 Фес. 4:16), оставляет мало сомнений в личном характере Его возвращения. Слова ангелов при вознесении Иисуса: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11), убедительно доказывают, что Его возвращение будет таким же личным, как и Его уход.

Тем не менее некоторые богословы последнего времени иначе истолковывают приведенные выше места Писания. Это делается в попытке разрешить проблему, которую, по их убеждению, представляет сосуществование в учении Иисуса двух совершенно различных и даже противоречащих друг другу важных положений1849. С одной стороны, имеется апокалиптический мотив: царство будет установлено через внезапное потрясение - возвращение Христа. С другой стороны, есть тема имманентного царства; оно уже присутствует в мире и будет продолжать свой постепенный рост. Уильям Кларк первое истолковывает в свете второго: "Не надо ожидать видимого возвращения Христа на землю, скорее будет происходить долгое и неуклонное развитие Его духовного Царства... Если только наш Господь завершит то духовное пришествие, которое Он начал, не будет никакой необходимости в каком-либо видимом пришествии, чтобы Его слава на земле стала совершенной"1850. Иногда такой подход принимается вследствие убеждения, что Иисус (как и равняя церковь) был уверен в Своем близком возвращении, вероятно, даже при жизни того самого поколения; об этом же Он и говорил, но, разумеется, ошибался1851. Однако тщательная экзегеза текстов, имеющих отношение к этому вопросу, показывает, что Иисус ни разу не говорил определенно о Своем скором возвращении. Кроме того, нет никаких серьезных оснований считать, что царство не может относиться одновременно к настоящему времени и к будущему, развиваться имманентно, но установиться через внезапное изменение.

Физическое

Высказывается мнение, что обещание Иисуса вернуться исполнилось в день Пятидесятницы через Его духовное пришествие. Ведь Иисус сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20), а также: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23). А Павел говорил о богатстве славы в тайне, которая есть "Христос в вас, упование славы" (Кол. 1:27). Некоторые толкователи большое значение придают использованию термина parousia в отношении второго пришествия. Указывая на то, что основным значением этого слова является "присутствие", они утверждают, будто его смысл в упоминаниях о "пришествии Господа" заключается в том, что Иисус присутствует, пребывает с нами, а не в том, что Он придет в какой-то момент в будущем.

После Пятидесятницы Христос действительно пребывает с каждым верующим и в каждом верующем начиная с момента его второго рождения. Но по ряду соображении мы не можем принять точку зрения, что весь смысл обещанного Им пришествия сводится к этому духовному присутствию. Действительно, основной смысл слова parousia - присутствие, но оно означает также "приход", "пришествие", и именно этот смысл оно имеет в Новом Завете, как можно установить, анализируя значение этого слова в контексте. К тому же в Новом Завете используются и другие термины, в частности apokaluyis и epifaneia, которые явным образом означают "пришествие"1852. Заявление же в Деян. 1:11, что Иисус вернется Таким же образом, как вознесся, подразумевает, что Его возвращение будет телесным по своему характеру. Самый, пожалуй, убедительный аргумент заключается в том, что многие из обещаний второго пришествия Иисуса были сделаны после Пятидесятницы, фактически они делались даже шестьдесят лет спустя, и во всех эти обещаниях пришествие по-прежнему относилось к будущему.

Зримое

Свидетели Иеговы считают, что Христос начал Свое царствование на земле 1 октября 1914 года. Но Его возвращение на землю не было зримым, ибо после вознесения у Иисуса нет видимого тела. Не было оно и возвращением в буквальном смысле этого слова, поскольку Христос взошел на престол на небе. Таким образом, Его присутствие имеет характер невидимого влияния1853.

Концепция второго пришествия, отстаиваемая свидетелями Иеговы, трудно согласуется с библейским материалом. Сошлемся еще раз на Деян. 1:11: возвращение Христа будет подобным Его уходу, который, несомненно, был видимым, - ученики следили за тем, как облако взяло Его на небо (Деян. 1:9-10). Из других описаний второго пришествия ясно, что оно будет очень ярким; например, говорится: "И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:30).

Неожиданное

Хотя второму пришествию будут предшествовать некоторые знамения - мерзость запустения на святом месте (Мф. 24:15), великая скорбь (Мф. 24:21), померкнувшее солнце (Мф. 24:29), - они не укажут точного времени возвращения Иисуса. Поэтому для многих Его возвращение будет совершенно неожиданным. Это будет, как было во дни Ноя (Мф. 24:37). На строительство ковчега у Ноя ушло определенное время, но никто из современников, кроме членов его семьи, не подготовился к потопу. Люди будут чувствовать себя в полной безопасности, когда их постигнет внезапная пагуба (1 Фес. 5:2-3). Из сказанного Иисусом можно понять, что вследствие длительной задержки второго пришествия многие успокоятся и потеряют бдительность (Мф. 25:1-13; ср. 2 Пет. 3:3-4). Однако, когда второе пришествие, наконец, произойдет, оно наступит так быстро, что уже не будет времени готовиться к нему (Мф. 25:8-10). Луи Беркхоф пишет об этом так: "Библия предупреждает, что степень неожиданности второго пришествия для людей будет обратно пропорциональной их бдительности"1854.

Победоносное и славное

Различные описания возвращения Христа показывают, что оно произойдет в славе и будет полной противоположностью скромному и смиренному характеру Его первого появления на земле. Первое пришествие было первой степенью уничижения Христа; второе пришествие станет высшей степенью Его величия. Он придет на облаках с великой силой и великой славой (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27), Он придет в сопровождении ангелов, и о Его пришествии возвестит глас архангела (1 Фес. 4:16). Он воссядет на престоле славы Своей и будет судить все народы (Мф. 25:31-46). Ирония этой ситуации заключается л том, что Тот, Кто был судим и осужден в конце Своего первого пребывания на земле, станет Судьей над всеми при Своем втором пришествии. Понятно, что Он будет победоносным, славным Господом над всем.

Нерасчлененность второго пришествия

По мнению большой и влиятельной группы консервативных христиан, второе пришествие Христа фактически произойдет в два этапа. Этими этапами будут восхищение и явление или, как их можно еще назвать, пришествие за святыми и пришествие со святыми. Эти два события будут разделены великой скорбью, которая, как считается, продлится около семи лет. Сторонников этой точки зрения называют претрибулационистами1855, и в большинстве своем они придерживаются диспенсационалистских взглядов.

Восхищение, или "пришествие за", будет тайным; его не заметит никто, кроме церкви. Поскольку оно должно предшествовать великой скорби, нет никакого пророчества, которое должно исполниться до него. Поэтому восхищение может произойти в любой момент, или, как обычно говорят, оно "близко". Оно избавит церковь от мучений великой скорби. Затем, по прошествии семи лет, Господь снова вернется и приведет с Собой церковь в великом, триумфальном явлении. Это явление в славе невозможно будет не заметить, и его увидят все1856. Тогда Христос и установит Свое тысячелетнее царство.

В отличие от претрибулационистов, сторонники других точек зрения на второе пришествие Христа понимают его как единственное в своем роде событие. Все пророчества о втором пришествии они относят к одному событию, тогда как претрибулационисты одни пророчества связывают с восхищением, а другие - с явлением Христа1857.

Как разрешить эту проблему? Будет ли второе пришествие единым и целостным или двухэтапным событием? Основные соображения, имеющие отношение к данному допросу - а их великое множество, - мы рассмотрим в следующей главе, но есть одно важное обстоятельство, к которому стоит обратиться уже сейчас. Оно связано с терминами, используемыми для обозначения второго пришествия. Три главных термина - parousia, apokaluyis и epifaneia. Претрибулационисты утверждают, что слово parousia относится к восхищению, первой стадии возвращения Христа, к блаженному упованию верующего на избавление от этого мира до начала великой скорби. Два других термина относятся к пришествию Христа со святыми в конце великой скорби.

Однако внимательное рассмотрение терминов, обозначающих второе пришествие, не подтверждает такого различия в их значениях, о котором говорят претрибулационисты. Например, в 1 Фес. 4:15-17 термин - parousia используется для обозначения события, которое трудно счесть восхищением: "Ибо сие говорим вам словом Господнем, что мы живущие, оставшиеся до пришествия [parousia] Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, я мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем". Джордж Лэдд пишет: "Трудно усмотреть в этих стихах тайное пришествие Христа"1858. Термин parousia используется также во 2 Фес. 2:8, где говорится, что после великой скорби Христос открыто явлением пришествия Своего истребит беззаконника, антихриста. Кроме того, и Сам Иисус сказал о parousia: "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27)1859.

В концепцию претрибулационистов не вписывается и использование двух других терминов. По их мнению, именно parousia, а не apokaluyis или epifaneia ожидается церковью в блаженном уповании. Но Павел выражает благодарность Богу за то, что его читатели обогатились всяким познанием, "ожидая явления [apokaluyis] Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1:7). Павел заверяет фессалоникийцев, что Бог оскорбляющим их воздаст скорбью, "а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление [apokaluyis] Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его" (2 Фес. 1:6-7). Петр также пишет о радости верующих и награде им в связи с apokaluyis: "Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:13). Ранее в том же послании он пишет, что его читателям необходимо немного поскорбеть от различных искушений и испытаний, "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет. 1:7). Оба эти стиха (а также и 1 Пет. 1:13) говорят о том, что верующим, которым пишет Петр (и которые входят в церковь), воздастся честь и слава при apokaluyns Христа, Согласно же претрибулационистским взглядам, церковь уже должна быть вознаграждена при parousia.

Наконец, Павел говорит и о epifaneia как об объекте упования верующего. Он пишет Титу, что верующие должны жить праведно и благочестиво, "ожидая блаженного упования и явления [epifaneia] славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христе" (Тит. 2:13). Сходное по смыслу употребление слова epifaneia видим также в 1 Тим. 6:14 и 2 Тим. 4:8. Наш вывод заключается в том, что использование различных терминов не свидетельствует о двухэтапном втором пришествии. Напротив" взаимозаменяемость этих терминов указывает на то, что речь идет об одном событии.

Близость второго пришествия

Еще один вопрос, требующий рассмотрения, заключается в том, близок ли чае второго пришествия, может ли оно произойти в любой момент или же сначала должны исполниться какие-то пророчества.

Некоторые христиане, особенно верящие в пришествие Христа за святыми до великой скорби, убеждены, что Его возвращение может произойти в любой момент. Поэтому нам надо быть всегда готовыми к такой возможности, чтобы не оказаться захваченными врасплох. В поддержку этой позиции выдвигается несколько аргументов.

1. Иисус призывал Своих учеников быть постоянно готовыми к Его пришествию, так как они не знают, когда оно произойдет (Мф. 24 - 25). Если бы перед Его возвращением должны были произойти какие-то еще события - например, великая скорбь, - трудно было бы понять, почему Он говорит об этом времени как о неизвестном, - ведь мы, по крайней мере, знали бы, что Он не вернется, пока не произойдут эти события1860.

2. Неоднократно подчеркивается, что мы должны с надеждой ждать возвращения Господа, так как оно близко. Во многих местах (например, Рим. 8:19-25; 1 Кор. 1:7; Флп. 4:5, Тит. 2:13; Иак. 5:8-9; Иуд. 21) указывается, что второе пришествие может произойти очень скоро, что оно возможно в любой момент1861.

3. Заявление Павла, что мы ожидаем блаженного упования (Тит. 2:13), подразумевает, что следующим событием, согласно Божьему плану, должно быть пришествие Господа. Если бы вместо него следующим событием была великая скорбь, мы едва ли могли бы иметь надежду и упование. Скорее всего, нашей реакцией были бы страх и тревога. Поскольку возвращение Господа - следующее событие по Божьему плану, нет никаких оснований считать, что оно не может произойти в любой момент1862.

Но при внимательном рассмотрении эти аргументы выглядят не вполне убедительными. Разве повеление Христа ждать Его пришествия и предупреждение, что Его возвращение произойдет неожиданно и без ясных предзнаменований, с несомненностью означают, что приход Его близок? Между двумя Его пришествиями уже прошло почти две тысячи лет. Мы не знаем, сколь долгой будет задержка, а следовательно, нам не известно точное время второго пришествия Христа, но мы все же знаем, что оно еще не настало. Незнание времени не исключает знания того, что в определенные моменты времени оно не происходит.

Кроме того, слова Иисуса, когда они говорились, не означали, что второе пришествие близко. По крайней мере в трех притчах (о человеке высокого рода, отправившемся в дальнюю страну, - Лк. 19:11-27; о пяти мудрых и пяти неразумных девах - Мф. 25:5-12; о талантах - Мф. 25:14-30) Он указал, что будет задержка или промедление. Точно так же в притче о рабе (Мф. 24:45-51) предполагается некоторый период времени, дающий возможность рабу проявить свои способности. К тому же перед вторым пришествием должны произойти определенные события; например, Петр должен состариться и стать немощным (Ин. 21:18), Евангелие должно быть проповедано по всей вселенной (Мф. 24:14), а храм должен быть разрушен (Мф. 24:2). Раз эти события должны произойти до возвращения Иисуса, второе пришествие не может быть немедленным. Его слова "Итак, бодрствуйте" и "Не знаете, в который час Господь ваш приидет" не противоречат тому, что будет задержка, позволяющая произойти некоторым событиям.

Это не означает, что нельзя говорить о близости пришествия. Однако близким можно считать, скорее, весь комплекс событий, связанных со вторым пришествием. Возможно, о всем комплексе событий следует говорить как о близком, а о самом втором пришествии - как о неминуемом.

Воскресение мертвых

С точки зрения личной эсхатологии главным последствием второго пришествия Христа будет воскресение мертвых. Это основа надежды верующего перед лицом смерти. Хотя смерть неизбежна, верующий знает, что будет избавлен от ее власти.

Библейское учение

Библия вполне ясно обещает верующему воскресение из мертвых. Ветхий Завет содержит несколько прямых утверждений на эту тему, и вот первое из них: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26:19). В книге Даниила говорится о воскресении как верующих, так и грешников: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). Идея воскресения мертвых утверждается также в книге Иезекииля: "Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь" (Иез. 37:12-14).

Помимо прямых утверждений, Ветхий Завет содержит и указания на то, что мы можем ожидать избавления от смерти или шеола. В Пс. 48:16 говорится: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня". Хотя в этом стихе нет никаких утверждений относительно тела, в нем выражена надежда, что наше неполное существование в шеоле не будет окончательным состоянием. В Пс. 16:15 говорится о пробуждении в Божьем присутствии: "А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим". Некоторые комментаторы усматривают сходные указания в Пс. 72:24-25 и в Пр. 23:141863, но в отношении последнего стиха такое толкование выглядит сомнительным.

Хотя нам следует проявлять осторожность и не приписывать Ветхому Завету тех откровений Нового Завета, которых там нет, большое значение имеет факт, что Иисус и авторы Нового Завета были убеждены в наличии в Ветхом Завете учения о воскресении мертвых. Когда саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых, пришли к Иисусу с вопросом, Иисус обвинил их в незнании Писаний и силы Божьей (Мк. 12:24), а затем продолжил, обосновывая воскресение мертвых учением Ветхого Завета: "А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы весьма заблуждаетесь" (Мк. 12:26-27). Петр (Деян. 2:24-32) и Павел (Деян. 13:32-37) понимали Пс. 15:10 как предсказание воскресения Иисуса. В Евр. 11:19 высказывается похвала вере Авраама в способность Бога воскрешать из мертвых: "Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его [Исаака] в предзнаменование".

В Новом Завете учение о воскресении мертвых представлено, конечно же, с гораздо большей определенностью. Мы уже отмечали ответ Иисуса саддукеям, который приводится во всех трех синоптических Евангелиях (Мф. 22:29-32; Мк. 12:24-27; Лк. 20:34-38). Иоанн сообщает еще о нескольких случаях, когда Иисус говорил о воскресении из мертвых. Вот одно из самых ясных Его заявлений на эту тему: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:25, 28-29). Другие утверждения относительно воскресения мертвых находим в Ин. 6:39-40, 44, 54 и в рассказе о воскресении Лазаря (Ин. 11, особенно стихи 24-25).

Послания Нового Завета также содержат свидетельства о воскресении мертвых. Павел, несомненно, был убежден в будущем телесном воскресении мертвых и учил этому. Классический текст в этом отношении - 1 Кор. 15, где вопрос о воскресении обсуждается достаточно подробно. Особенно четко это учение утверждается в следующих двух стихах: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15:51-52). Воскресение мертвых также совершенно ясно утверждается в 1 Фес. 4:13-16 и подразумевается во 2 Кор. 5:1-10. А когда Павел предстал перед синедрионом, он вызвал распрю между фарисеями и саддукеями, заявив: "Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят" (Деян. 23:6); сходное заявление Павел сделал и перед Феликсом (Деян. 24:21). Иоанн также утверждает учение о воскресении мертвых (Отк. 20:4-6, 13).

Дело Триединого Бога

В воскрешении мертвых участвуют все Лица Троицы. Павел говорит нам, что Отец воскресит верующих Духом: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11). Между воскресением Христа и всеобщим воскресением есть особая связь, это обстоятельство особенно подчеркивается Павлом: "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15:12-14). В Кол. 1:18 Павел говорит о Христе как о " начатке, первенце из мертвых ". Сходным образом и Иоанн называет Иисуса "первенцем из мертвых" (Отк. 1:5). Это выражение указывает не столько на первенство Иисуса по времени во всей группе, сколько на Его высшее положение в группе (ср. Кол. 1:15: "рожденный прежде всякой твари"). Воскресение Христа - основа упования и уверенности верующего. Павел пишет: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14). И хотя в Первом послании Петра прямо не говорится о всеобщем воскресении, Петр в самом его начале связывает возрождение и живое упование верующего с воскресением Христа, а затем обращается к будущему, ко второму пришествию, когда подлинная вера приведет к похвале, чести и славе (1 Пет. 1:3-9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.246 (0.015 с.)