Вечность грядущего наказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вечность грядущего наказания



Приговор грядущего суда над неверующими непреложен, наказание же для них вечно. Мы отвергаем не только идею о всеобщем спасении, мы отвергаем также утверждение, что никто не будет подвергнут вечному наказанию. С другой стороны, богословское направление, известное как аннигиляционизм, придерживается той точки зрения, что хотя и не все получат спасение, возможна лишь одна разновидность будущего существования. Спасенные получат бесконечную жизнь; остальные же будут уничтожены, исчезнут. Они просто перестанут существовать. Соглашаясь с тезисом, что не все заслуживают спасения и обретения вечного блаженства, сторонники этой точки зрения в то же время утверждают, что никто не заслуживает вечного страдания.

Б. Б. Уорфильд писал, что существует три вида аннигиляционизма: концепция абсолютной смертности, концепция условного бессмертия и собственно аннигиляционизм1938. Согласно концепции абсолютной смертности, человеческая жизнь так тесно связана с физическим организмом, что, когда тело умирает, человек как индивидуум перестает существовать. Это по сути своей материалистическая точка зрения, хотя встречаются и пантеистические ее формы1939. Концепция абсолютной смертности не пользуется популярностью среди христиан, поскольку, в противоположность библейскому учению о сотворении человека по образу Божьему, она превращает человека в нечто по своему уровню стоящее ненамного выше животных.

Вторая форма аннигиляционизма, концепция условного бессмертия, основывается на том положении, что человек по своей природе смертен. Смерть - это конец. Верующим, однако, Бог дарует бессмертие или вечную жизнь, так что они продолжают жить после смерти или возвращаются К жизни. Согласно одному из вариантов концепции условного бессмертия, Бог просто допускает прекращение существований неверующих раз и навсегда1940. Другие сторонники этой концепции считают, что в воскресении примут участие все, но что затем Бог просто снова прекратит существование неправедных. Вечная смерть для них заключается именно в этом. Их вторая смерть будет длиться вечно.

Третья форма аннигиляционизма в наибольшей степени заслуживает этого названия. В соответствии с этой позицией, угасание или исчезновение грешника в момент смерти - прямой результат греха. Человек по природе своей бессмертен и имел бы вечную жизнь, если бы не действие греха. Существуют два типа аннигиляционизма. Согласно первому из них, уничтожение или исчезновение - естественный результат греха. Грех оказывает такое пагубное воздействие на личность человека, что она постепенно умирает. Таким образом, утверждение, что "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23), понимается совершенно буквально. Грех - это саморазрушение. По прошествии определенного времени - длительность которого пропорциональна греховности человека - неспасенные через искупление грехов как бы изнашиваются. Другой тип аннигиляционизма основывается на той идее, что Бог не может и не желает допустить, чтобы греховный человек имел вечную жизнь. За грех налагается наказание. Но наказание это не вечно. По прошествии времени Бог попросту уничтожает личность человека, подвергнутого наказанию. Следует отметить, что сторонники обоих типов собственно аннигиляционизма считают, что душа или личность человека была бы бессмертной, если бы не грех1941.

Проблема, связанная со всеми формами аннигиляционизма, заключается в том, что они противоречат учению Библии. Во многих текстах Писания прямо утверждается вечность наказания грешников. Как в Ветхом, так и в Новом Завете говорится о вечном или неугасающем; огне. Например, в Ис. 66:24 читаем: "И будут выходить, и увидят трупы людей, отступающих от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти". При описании наказания грешников Иисус использует те же самые образы: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк. 9:43-48). Эти тексты ясно показывают, что наказание бесконечно. Оно не истребляет того, на кого наложено, что просто привело бы наказание к концу.

Кроме того, во многих случаях такие слова, как "вечный" или "вовеки", относятся к именам существительным, указывающим на будущее состояние грешников: "огонь" (Ис. 33:14; Иер. Д7:4; Мф. 18:8; 25:41; Иуд. 7), "поругание" и "посрамление" (Дан, 12:2), "погибель" (2 Фес. 1:9), "узы" (Иуд. 6), "мука" или "мучение" (Мф. 25:46; Отк. 14:11)- Конечно, прилагательное aiwnios в некоторых случаях может обозначать продолжительность эпохи, то есть очень длинный период временя, а не вечность. Обычно, однако, при отсутствии в контексте указаний на обратное, слово это употребляется именно в том значении, которое мы имеем в виду. В отмеченных выше случаях ничто в соответствующих контекстах не оправдывает понимание слова aiwnios в каком-либо ином смысле, кроме как "вечный". Особенно примечателен параллелизм в Мф. 25:46: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Если одно (жизнь) имеет бесконечную длительность, то такую же длительность имеет и другое (мука, наказание). Ничто в контексте не дает нам оснований для различного истолкования слова aiwnios в двух частях одного предложения. Джон Робинсон замечает по этому поводу:

Подлинный универсалист не может исходить из факта (а это действительно факт), что слово вечный (atonies) в Новом Завете означает не только непреходящий или неизменный, но также продолжающийся неопределенно долгий период. Ибо выражению "мука вечная" в Мф. 25:46 он может придавать второе значение только в том случае, если он готов толковать в том же смысле выражение "жизнь вечная" в том же стихе. Ф.Д.Морис много лет назад писал Хорту: "Я не понимаю, как aionios может означать одно в сочетании со словом kolasis и совсем другое - в сочетании со словом гое" (Цит. по: J.О.F.Murray, The Goodness and the Severity of God, p. 195). Непризнание этих двух выражений равнозначными означает отношение к ним с различной степенью серьезности, а этого подлинный универсалист допускать не должен1942.

Проблема обусловлена фактом, что в Писании говорится не только о вечной смерти (которую можно было бы истолковывать в том смысле, что грешники не будут воскрешены), но и о вечном огне, вечном наказании и вечной муке. Что же это за Бог, Который не удовлетворяется ограниченным по времени наказанием, но заставляет людей страдать вечно и беспрестанно? Это как будто выходит за рамки любых требований справедливости, подразумевает высшую степень мстительности со стороны Бога. Наказание представляется совершенно несоразмерным греху, ибо все грехи - это ограниченные действия против Бога. Как согласовать веру в благого, справедливого и исполненного любви Бога с вечным наказанием? От этого вопроса нельзя отмахиваться, ибо он касается самой сути Божьей природы. Тот факт, что ад, в том смысле, в каком его чаще всего понимают, представляется несовместимым с любовью Божьей, раскрытой в Писании, указывает, возможно, на то, что мы неправильно понимаем ад.

Прежде всего следует отметить, что всякий раз, когда мы грешим, в нашем грехе неизменно присутствует некий бесконечный фактор. Всякий грех есть преступление против Бога, бунт ограниченной воли против воли бесконечного Существа. Это невыполнение человеком своих обязательств по отношению к Тому, Кому все обязано самим своим существованием. Поэтому грех нельзя считать ограниченным действием, заслуживающим ограниченного наказания.

Кроме того, вполне возможно, что для достижения Своих целей в этом мире Бог не мог сотворить человека защищенным от возможности вечного наказания. Божье всемогущество не означает, что Он может делать любые, даже самые невообразимые вещи. Он, например, не может сделать что-либо логически противоречивое или абсурдное. Он не может создать треугольник с четырьмя углами1943. И вполне возможно, что те создания, которых Бог предназначил для вечной жизни в общении с Ним, должны были быть сотворены таким образом, чтобы в случае своего выбора жить отдельно от Творца они испытывали бы вечную муку. Человек был замыслен и создан для вечной жизни с Богом, и если человек искажает это предназначение, он будет вечно испытывать последствия своего выбора.

Следует также указать на то, что Бог никого не посылает в ад. Он желает, чтобы никто не погиб (2 Пет. 3:9). Бог сотворил человека, чтобы тот жил в общении с Ним, и снабдил его средствами, с помощью которых человек может иметь такое общение. Муки ада человек выбирает сам. Туда его посылает собственный грех, а отказ от тех благ, которые даются смертью Христа, мешает ему спастись. По словам К. С. Льюиса, своим грехом человек всю жизнь говорит Богу: "Уходи и оставь меня в покое". Ад - это ответ Бога человеку: "Можешь получить исполнение своего желания". Тем самым Бог предоставляет человека самому себе, как тот сам того захотел1944.

Степени наказания

Наконец, следует отметить, что Иисус говорил о различных степенях наказания в аду. Он укорял те города, которые были свидетелями творившихся Им чудес, но не покаялись: "Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!.. ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе" (Мф. 11:21-24). Аналогичный намек содержится в притче о верном и благоразумном домоправителе: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:47-48).

Принцип здесь, по-видимому, таков, что чем больше наше знание, тем больше наша ответственность и тем больше будет наше наказание, если мы не выполняем своих обязательств. Вполне может быть так, что различные степени наказания в аду зависят не столько от объективных обстоятельств пребывания в нем, сколько от субъективного осознания того страдания, которым сопровождается отделение от Бога. Здесь можно провести аналогию с нашей концепцией о различных степенях награды на небе (с. 1043). Различные степени наказания в определенной мере связаны с тем фактом, что Бог оставляет греховного человека с теми именно нравственными качествами, которые человек формировал в себе в течение всей своей жизни. Страдание человека от вечной жизни со своим порочным, греховным "я" будет пропорционально степени осознания им того, что именно он делал, когда выбрал зло.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.007 с.)