Краткие выводы по учению о втором пришествии и его последствиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие выводы по учению о втором пришествии и его последствиям



1. История не просто идет своим ходом, она движется к своему завершению под водительством Божьим. В конце концов Его замыслы осуществятся.

2. Мы, верующие, должны ждать неизбежно грядущего возвращения Господа и работать в его предвидении.

3. Наши земные тела преобразятся и станут намного лучше. Нынешние несовершенства исчезнут; нашим вечным телам будут неизвестны боль, недуги, смерть.

4. Приближается время, когда свершится правосудие. Зло будет наказано, а вера и верность - вознаграждены.

5. В свете несомненности второго пришествия и окончательности суда, который за ним последует, нам крайне важно действовать в соответствии с волей Божьей.

Концепции тысячелетнего царства и великой скорби

Среди христианских богословов годами ведутся споры и дискуссии, связанные с вопросами хронологического соотношения между вторым пришествием Христа и некоторыми другими событиями. Споры эти более всего касаются двух основных вопросов. 1) Наступит ли в будущем тысячелетнее царство, то есть период царствования Иисуса Христа на земле, а если да, то произойдет ли второе пришествие Христа до или после этого периода? Та точка зрения, что земного царства Христа вообще не будет, называется амилленаризмом. Учение, согласно которому возвращение Христа на землю положит начало тысячелетнему царству, называется премилленаризмом, тогда как убеждение, что второе пришествие явится завершением тысячелетнего царства - постмилленаризмом. 2) Придет Христос до великой скорби, чтобы забрать церковь из этого мира (претрибулационизм), или же Он вернется на землю только после великой скорби (посттрибулационизм)? Этот второй вопрос встает, главным образом, в рамках премилленаризма. Рассмотрим поочередно каждую из точек зрения в отношении тысячелетнего царства и великой скорби.

Представления о тысячелетнем царстве

Фактически все три точки зрения в отношении тысячелетнего царства отстаивались га протяжении всей истории церкви, но в различные ее периоды доминирующие позиции занимала та или иная из них. Рассмотрим их в том порядке, в котором они достигали наивысшей популярности.

Постмилленаризм

Постмилленаризм основывается на убеждении, что проповедь Евангелия будет настолько успешной, что весь мир обратится в христианство. Царствование Христа, сферой которого являются человеческие сердца, будет полным и всеохватывающим. Молитва "да будет воля Твоя и на земле, как на небе" исполнится. Восторжествует мир, а зло будет практически ликвидировано. И вот тогда, когда Евангелие полностью вступит в силу, вернется Христос. Таким образом, в основе своей постмилленаризм - оптимистическая точка зрения.

В течение первых трех веков истории церкви господствовала, по-видимому, точка зрения, которую мы сейчас называем премилленаризмом, но в IV веке африканский донатист по имени Тихоний выдвинул альтернативную точку зрения1870. Хотя Августин и был непримиримым противником донатистов, в отношении тысячелетнего царства он принял позицию Тихония. Такое истолкование учения занимало господствующее положение в эсхатологических взглядах на протяжении всех средних веков. Августин учил, что тысячелетнее царство относится не к будущему, оно уже началось. Мы живем в тысячелетнем царстве. Этот тысячелетний период начался с первым пришествием Христа на землю. В подтверждение этой точки зрения Августин приводил Мк. 3:27: "Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, - и тогда расхитит дом его". Согласно истолкованию данного стиха Августином, сильный человек - это сатана, а расхищенные вещи его - люди, которые находились под его властью, но теперь стали христианами. Во время первого пришествия Христа на землю сатана был заключен в узы, связан и остается связанным до второго пришествия. Вследствие этого сатана не может обольщать народы, а проповедь Евангелия не встречает затруднений. Христос царствует на земле. Но в конце тысячелетнего царства сатана, перед своим окончательным поражением, на короткое время получит свободу1871.

Учитывая нынешнее состояние дел в мире и в церкви, точка зрения Августина может показаться несостоятельной. Следует, однако, помнить о тех условиях, в которых Августин формулировал и излагал свои взгляды. Христианство к тому времени добилось беспрецедентных политических успехов. Ряд обстоятельств привел в 312 году к обращению в христианство императора Константина. Вследствие этого христианство получило на территории империи гарантию терпимого к себе отношения и фактически превратилось в официальную религию. Церковь входила во владение полученным ею наследием. Римская империя, бывшая до того главным ее противником, фактически капитулировала. Хотя дальнейший рост церкви мог быть скорее постепенным, нежели стремительным, он считался гарантированным. В отношении сроков завершения тысячелетнего царства и возвращения Христа не назначалось никаких определенных дат, но считалось, что эти события должны произойти где-то около 1000 года1872.

В связи с окончанием первого тысячелетия истории церкви возникла необходимость в какой-то степени пересмотреть отдельные положения постмилленаризма. Тысячелетнее царство воспринималось уже не просто как период в тысячу лет, а как вся история церкви. Наибольшей популярностью постмилленаризм пользовался в те периоды, когда церковь как будто бы успешно выполняла свою задачу завоевания мира в приведения его ко Христу. Особую популярность он приобрел во второй половине XIX века. Не забывайте, что это было временем величайших успехов миссионерской деятельности во всем мире и периодом, когда очень большое внимание уделялось достижению прогресса в социальных областях. Поэтому казалось вполне разумным, что мир вскоре будет приведен ко Христу.

Как мы уже отмечали, основной тезис постмилленаризма сводится к мысли об успешном распространении Евангелия. Эта позиция основывается на определенных местах Писания. В Ветхом Завете, например в Пс. 46; 71 и 99; Ис. 45:22-25 и Ос. 2:23, ясно говорится, что все народы придут к познанию Бога. Кроме того, Иисус не раз говорил, что до Его второго пришествия Евангелие будет проповедано во всем мире. Яркий пример такого заявления мы видим в Мф. 24:14. А поскольку Великое Поручение должно выполняться Его властью (Мф. 28:18-20), оно неизбежно будет успешным. В идею распространения Евангелия нередко привносятся и сопутствующие темы - в частности, говорится о том преобразующем воздействии на социальные условия, которое оказывает обращение большого числа слушателей евангельской проповеди. В некоторых случаях убеждение в распространении царства принимает и несколько более секуляризованную форму - знаком наступления царства считается, скорее, изменение в социальной сфере, нежели рост числа индивидуальных обращений ко Христу. Например, движение социального благовестия в конце XIX века ставило целью христианизацию социального порядка и общественного строя, кульминацией которой должно стать изменение экономического устройства. В результате дискриминация, несправедливость и вражда должны исчезнуть, а войны стать достоянием прошлого. Такая форма постмилленаризма обычно характеризуется расширенным представлением о провидении, в соответствии с которым Бог работает вне формальных границ церкви. В результате дважды в XX веке значительное число немецких христиан отождествляло работу Бога в мире с политическими движениями своего времени: с военной политикой кайзера Вильгельма в 10-х годах и с гитлеровским нацизмом в 30-х годах1873. Придавая большое значение социальным преобразованиям, либералы - в том случае, если они вообще придерживались милленаристских взглядов, - обычно исповедовали постмилленаризм, но ни в коем случае нельзя сказать, что все постмилленарии были либералами. Многие из них предвидели в будущем беспрецедентное число обращений и превращение человеческого рода в собрание духовно возрожденных людей1874.

По постмилленаристским взглядам, царство Божье существует в настоящее время, здесь и сейчас, это не какое-то будущее небесное царство. Притчи Иисуса в Мф. 13 дают нам представление о характере этого царства. Оно подобно закваске, которая постепенно, но неуклонно распространяется, захватывая все. Его рост будет как экстенсивным (оно будет распространяться по всему миру), так и интенсивным (оно будет превращаться в доминирующий фактор). Его рост настолько постепенен, что некоторым людям трудно даже заметить наступление этого тысячелетнего царства. Этот поступательный процесс, скорее всего, не всегда будет равномерным; царство может наступить и через серию кризисов. Постмилленарии готовы согласиться с возможностью отступления или неудач, поскольку они верят в конечное торжество проповеди Евангелия1875.

По мнению постмилленариев, тысячелетнее царство будет продолжительным периодом, во не обязательно буквально и точно периодом в тысячу лет. По сути постмилленаристская точка зрения на тысячелетнее царство часто основывается не столько на Отк. 20, где упоминаются тысячелетний период в два воскресения, сколько на других текстах Писания. Сама постепенность наступления тысячелетнего царства делает затруднительным определение его длительности. Суть дела заключается в том, что тысячелетнее царство будет продолжительным периодом, в течение которого Христос, хотя и отсутствуя физически, будет царствовать на земле. Существенная черта, отличающая постмилленаризм от других представлений о тысячелетнем царстве, заключается в ожидании скорее улучшения, нежели ухудшения условий существования на земле перед возвращением Христа. Таким образом, по самой своей сути это оптимистическая точка зрения. Но в XX веке особых подтверждений она не получает. Тем не менее убежденный постмилленарий считает неблагоприятные обстоятельства нашего столетия лишь временными отклонениями в общем процессе возрастания царства. Они просто указывают на то, что второе пришествие не так близко, как мы думали. Аргумент этот, однако, не выглядит достаточно убедительным для большого числа богословов, пасторов и мирян1876.

Премилленаризм

Премилленаристская точка зрения заключается в представлении о земном царствовании Иисуса Христа в течение приблизительно тысячи лет (или, по крайней мере, достаточно продолжительного периода времени). В отличие от постмилленаризма, премилленаризм подразумевает физическое присутствие Христа на земле в течение этого времени, веру в то, что Он вернется лично и телесно на землю, чтобы положить начало тысячелетнему царству. А раз так, тысячелетнее царство следует рассматривать как относящееся к будущему.

В ранний период истории церкви господствующей точкой зрения на тысячелетнее царство был, по-видимому, премилленаризм. В течение первых трех веков христиан отличала твердая вера в скорое возвращение Христа. Они ожидали не постепенного развития царства, а внезапного катаклизма, который положит начало эсхатону. Юстин Мученик, Ириней и другие влиятельные богословы раннего периода придерживались именно такой точки зрения1877. Милленаризм этого периода - часто называемый хилиазмом, от греческого слова, означающего "тысяча", - в значительной своей части имел ощутимый привкус не умозрительных, но чувственных представлений. Тысячелетнее царство должно было стать временем величайшего изобилия и плодородия, обновления земли и построения прославленного Иерусалима1878. Эта точка зрения отражала неприятие воззрений александрийской школы Климента, Оригена и Дионисия. Главным фактором, обусловившим упадок хилиазма, стала отмеченная нами ранее позиция Августина в отношении тысячелетнего царства. В средние века премилленаристские взгляды высказывались редко. Они отстаивались главным образом в мистических сектах.

Примерно с середины XIX века премилленаризм начал приобретать все большую популярность в консервативных кругах. Частично это объяснялось тем фактом, что либералы, если они вообще имели милленаристские убеждения, были постмилленариями, а многие консерваторы считали подозрительным все, что связано с либерализмом. Растущая популярность диспенсационалистской эсхатологии также дала импульс распространению премилленаризма. Он приобрел значительное.число приверженцев среди баптистов, в пятидесятнических группах и в независимых фундаменталистских церквах.

Ключевой текст Писания для премилленариев - Отк. 20:4-6:

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые ее поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое ж на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Премилленарии указывают, что здесь мы видим свидетельство о тысячелетнем периоде и о двух воскресениях, одно из которых состоится в начале, а другое - в конце этого периода. Премилленарии настаивают на буквальном и логически последовательном истолковании этого текста. Поскольку в отношении обоих воскресений используется один и тот же глагол ezhsan, эти два воскресения должны принадлежать к одному типу. Амилленариям - в данном случае и постмилленариям - обычно приходится утверждать, что эти два воскресения принадлежат к различным типам. Обычное объяснение заключается в том, что первое воскресение - это духовное воскресение, то есть духовное возрождение, тогда как второе - это буквальное, физическое, телесное воскресение. Люди, прошедшие через первое воскресение, пройдут и через второе. Премилленарии же отвергают такое истолкование как несостоятельное. Джордж Бисли-Мюррей замечает, что такое объяснение делает мысль библейского автора путаной и непоследовательной1879. Сто лет назад Генри Олфорд утверждал, что если одно воскресение - духовное, а второе - физическое вхождение в жизнь, "то теряется всякая осмысленность языка, а Писание уже нельзя считать точным свидетельством о чем бы то ни было"1880. Джордж Лэдд пишет, что если слово ezhsan означает телесное воскресение в стихе 5, то оно должно означать телесное воскресение и в стихе 4; если же это не так, "утрачивается всякая возможность экзегетики"1881.

Все эти авторы, разумеется, понимают, что значение слова может меняться в зависимости от контекста. Но они отмечают, что в данном случае слово ezhsan используется дважды в стихах, непосредственно следующих один за другим, и ничто в контексте не указывает на изменение его значения. Поэтому речь здесь идет о двух воскресениях одного и того же типа, относящихся к двум различным группам и разделенных интервалом в тысячу лет. Из контекста также явствует, что участники первого воскресения не участвуют во втором. До истечения тысячи лет не оживают "прочие из умерших" (oi loipoi twn nekrwn). Хотя в тексте и не сказано прямо, что в конце тысячелетнего периода они возвращаются к жизни, это в нем подразумевается. Здесь очевидным образом противопоставляются участники первого и второго воскресений.

Важное значение имеет также характер тысячелетнего царства. Постмилленарии полагают, что тысячелетнее царство устанавливается постепенно, возможно даже, почти незаметно, тогда как премилленарии ожидают в будущем внезапного катаклизма. По мнению премилленариев, власть Иисуса Христа будет полной с самого начала тысячелетнего царства с фактически полным устранением зла.

Таким образом, согласно премилленаристским взглядам, тысячелетнее царство вовсе не будет продолжением и развитием уже существующих в мире тенденций. Напротив, произойдет радикальный разрыв с теми условиями, в которых мы находимся в настоящее время. Например, по всей земле будет царить мир. Это означает существенное отличие от нынешней ситуации, когда мир представляет собой весьма редкое явление, а тенденции к улучшению положения вроде бы не наблюдается. Всемирная гармония не будет ограничиваться лишь людьми. Природа, которая "стенает и мучится" в ожидании искупления, будет освобождена от проклятия грехопадения (РИМ. 8:19-23). Даже животные будут жить в согласии друг с другом (Ис. 11:6-7; 65:25), а разрушительные силы природы утихнут. Во время тысячелетнего царства святые будут править вместе со Христом. В чем именно будет заключаться их царствование, в точности не указывается, там не менее они, в награду за свою веру и верность, будут участвовать вместе с Ним в той славе, которая Ему принадлежит.

Особую роль в тысячелетнем царстве все премилленарии отводят Израилю. Но в вопросе о характере этой особой роли они расходятся. Диспенса-ционалисты придерживаются мнения о продолжающемся безусловном союзе (завете) Бога с народом Израиля. С их точки задания, завершив планы, касающиеся церкви, Бог снова обратятся к Своим отношениям с народом Израиля. Иисус в буквальном смысле слова воссядет на престоле Давида и будет править миром из Израиля. Все пророчества и обетования, связанные с Израилем, исполнятся во время тысячелетнего царства, которое, следовательно, будет иметь ярко выраженный иудейский характер. Недиспенса-ционалисты придают народу Израиля меньшее значение, они считают, что особая роль еврейского народа является по своей природе духовной и что Израиль сыграет эту особую роль в рамках церкви. Огромное число евреев во время тысячелетнего царства обратится в христианство1881.

Премилленарии считают также, что тысячелетнее царство будет означать колоссальное изменение ситуации по сравнению с предшествующим ему периодом - великой скорбью. Великая скорбь будет временем беспрецедентных бедствий и беспорядков, включающих космические потрясения, гонения и величайшие страдания. Хотя премилленарии расходятся во мнении, будет ли церковь присутствовать на земле во время великой скорби, они едины в том, что ситуация в мире станет наихудшей непосредственно перед пришествием Христа для установления тысячелетнего царства, которое, напротив, будет периодом мира и праведности.

А милленаризм

Понятие амилленаризм буквально выражает идею, что не будет никакого тысячелетнего царства, никакого царствования Христа на земле. Сразу за вторым пришествием грядет последний суд, прямым и непосредственным результатом которого станет переход праведников и грешников в их конечные состояния. Амилленаризм представляет собой более простую точку зрения по сравнению с каждой из рассмотренных нами выше. Его сторонники утверждают, что она основывается на ряде сравнительно ясных эсхатологических текстов, тогда как премилленаризм строится, главным образом, на одном-единственном тексте Писания, к тому же достаточно темном и непонятном.

Несмотря на простоту амилленаризма и ясность его главного тезиса, он во многих отношениях труден для понимания. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что он строится в основном на отрицании, а утверждающие учения в нем излагаются далеко не всегда. Порой он проявлялся более в отвержении премилленаризма, нежели в каких-либо положительных утверждениях. Кроме того, амилленарии предлагают весьма отличающиеся друг от друга объяснения трудного и спорного текста Отк. 20:4-6. Иногда возникает даже вопрос, отражают ли эти толкования одну и ту же точку зрения или же совершенно различные понимания эсхатологической и апокалиптической литературы. Наконец, не всегда ясны различия между амилленаризмом и постмилленаризмом, поскольку у них много общих черт. Действительно, оба лагеря объявляют своими предшественниками одних и тех же богословов, не рассматривавших тех конкретных вопросов, по которым эти точки зрения расходятся, - Августина, Жана Кальвина и Б.Б.Уорфильда. Общим для обеих позиций является убеждение, что "тысячу лет" в Отк. 20 следует понимать не буквально, а символически. Сторонники обеих точек зрения часто заявляют, что тысячелетнее царство - это эпоха церкви. Различаются же они тем, что постмилленарии, в отличие от амилленариев, тысячелетнее царство считают реальным царствованием Христа на земле.

В свете тех проблем, с которыми мы сталкиваемся при рассмотрении амилленаристского учения, трудности возникают и в определении его исторических корней. Некоторые историки доктрины тысячелетнего царства усматривают амилленаристскую направленность в Послании Варнавы1883, но это оспаривается другими историками. Ясно, что Августин - независимо от того, относить его к числу амилленариев или нет, - внес свой вклад в формулирование этой точки зрения, выдвинув предположение, что цифра "тысяча лет" является скорее символической, чем буквально точной. Создается впечатление, что на протяжении первых девятнадцати веков существования церкви большей частью просто отсутствовало четкое разграничение между постмилленаризмом и амилленаризмом. Когда в XX веке постмилленаризм начал утрачивать популярность, его место по большей части занимал амилленаризм, поскольку он гораздо ближе к постмилленаризму, чем премилленаризм. Вследствие этого наибольшая популярность амилленаризма пришлась на период после Первой мировой войны.

При рассмотрении Отк. 20 амилленарии обычно имеют в виду всю книгу в целом. Они считают, что книга Откровения состоит из нескольких частей, чаще всего при этом называется число семь. Эти несколько частей представляют собой не описания различных, следующих друг за другом периодов времени; скорее, они содержат краткие изображения одного и того же периода - периода между первым и вторым пришествиями Христа1884. Считается, что в каждой из этих частей автор затрагивает одни и те же темы, разрабатывает и раскрывает их. Если это так, то в Отк. 20 речь идет не только о последнем периоде истории церкви, а о всей ее истории, показанной с определенной точки зрения.

Амилленарии также обращают внимание на символический характер книги Откровения в целом. Они указывают на то, что даже самые убежденные премилленарии не все в Откровении воспринимают буквально. "Чаши", "печати" и "трубы", например, обычно истолковываются как символы. Используя этот принцип расширительно, амилленарии утверждают, что выражение "тысяча лет" в Отк. 20 также не обязательно понимать буквально. Кроме того, они указывают, что тысячелетнее царство нигде более в Писании не упоминается1885.

Возникает вопрос: если тысячу лет следует понимать символически, а не буквально, то что эта цифра символизирует? Многие амилленарии принимают объяснение Уорфильда: "Священное число семь в сочетании со столь же священным числом три образует число святого совершенства, десять, а десять в кубе составляет тысячу - цифру, которой провидец в наибольшей степени передает нам идею абсолютной полноты"1886. Таким образом, выражение "тысяча лет" в Отк. 20 выражает идею совершенства ели полноты. В стихе 2 эта цифра символизирует полноту победы Христа над сатаной, В стихе 4 она передает идею совершенной славы и совершенной радости спасенных душ на небесах в настоящее время1887.

Однако главная экзегетическая проблема амилленаризма заключается в вопросе не о тысяче лет, а о двух воскресениях. Общим элементом для различных амилленаристских воззрений на два воскресения является отрицание премилленаристской точки зрения, что Иоанн говорит здесь о двух физических воскресениях, относящихся к двум различным группам. Самое распространенное амилленаристское объяснение состоит в том, что первое воскресение - духовное, второе же - телесное или физическое. Среди прочих развернутое обоснование такого истолкования дал Рей Саммерс. Из Отк. 20:6 ("Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти") он делает вывод, что первое воскресение - это победа над второй смертью. Поскольку в эсхатологических дискуссиях вторая смерть обычно считается скорее духовной, чем физической, первое воскресение также должно быть духовным. Первая смерть, которая не упоминается, но подразумевается, несомненно, должна быть физической смертью. Если она связывается со вторым воскресением, как вторая смерть - с первым воскресением, то второе воскресение должно быть физическим. Таким образом, первое воскресение - это второе рождение; испытавшие его не подпадут под осуждение. Второе воскресение - это телесное или физическое воскресение, которое мы обычно и имеем в виду, когда говорим о воскресении. Все люди, участвующие в первом воскресении, участвуют и во втором, но не все, кто переживет второе воскресение, примут участие в первом1888.

Представление о духовном характере первого воскресения и физическом характере второго премилленарии чаще всего критикуют за непоследовательное истолкование одного и того же термина (ezhsan) в одном и том же контексте. Некоторые амилленарии соглашаются с этой критикой и пытаются выработать такую позицию, в которой эти два воскресения принадлежали бы к одному типу. Такая конструкция построена, например, Джеймсом Хьюзом. Он принимает премилленаристскую точку зрения, что первое и второе воскресения должны пониматься в одном смысле1889. Вместе с тем он предлагает рассмотреть логическую возможность, упускаемую из вида премилленариями: оба воскресения могут быть духовными.

Хьюз утверждает, что в Отк. 20:4-6 описываются бестелесные души в промежуточном состоянии. В качестве доказательства он ссылается на тот факт, что участники в первом воскресении Названы "душами" (ст. 4). Кроме того, он утверждает, что ezhsan следует понимать как аорист в значении не мгновенного действия ("они ожили"), а состояния ("они жили и царствовали со Христом тысячу лет"). Он делает вывод, что первое воскресение - восхождение праведной души на небо, чтобы царствовать со Христом; здесь не вдет никакой речи о возвращении к жизни тела. В этом воскресении участвуют "живые" умершие. "Мертвые" умершие, со своей стороны, не участвуют в первом воскресении и подвергнутся второй (духовной) смерти. Их души переживут первую (физическую) смерть, но никогда не придут к жизни. Хотя обе группы состоят из физически умерших людей, входящие в первую духовно живы в течение тысячи лет, входящие же во вторую - нет. Некоторые комментаторы, основываясь на стихе 5 ("прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет"), делают вывод, что "мертвые" умершие воскреснут в конце тысячелетнего царства, Хьюз же донимает эту фразу иначе: "Они не жили ни в течение тысячи лет, ни после". Но что же в таком случае представляет собой второе воскресение? Весьма показательным Хьюз считает тот факт, что термин "второе воскресение", предполагающий жизнь после смерти как праведных, так и неправедных душ в промежуточном состоянии, в Отк. 20 отсутствует. Таким образом, в отличие от первого воскресения, второе воскресение фактически является гипотетическим. Но, подобно первому, оно имеет духовный характер. Таким образом Хьюзу удается истолковать слово ezhsan оба раза одинаково1890.

Другая характерная черта амилленаризма заключается в том, что пророчества, особенно пророчества Ветхого Завета, понимаются в нем в более общем смысле, чем в премилленаризме. Мы уже отмечали, что премилленарии склонны истолковывать библейские пророчества совершенно буквально. Со своей стороны, амилленарии часто понимают пророчества в историческом или символическом, а не в футуристическом смысле. Вообще же, как правило, в амилленаристских взглядах пророчества играют гораздо менее важную роль, чем в премилленаристских.

Наконец, следует отметить, что амилленаризм обычно не демонстрирует оптимизма, столь характерного для постмилленаризма. Успешная проповедь Евангелия вполне возможна, но огромные успехи в этом отношении отнюдь не обязательны, поскольку амилленаристская система не предполагает ожидания буквально понимаемого царствования Христа или наступления царства до пришествия Царя, Благодаря этому в XX веке амилленаристская точка зрения выглядит более обоснованной по сравнению с постмилленаристской. Это не означает, что амилленарии" подобно премилленариям, ожидают крайнего ухудшения условий существования перед вторым пришествием. Вместе с тем ничто в амилленаризме не исключает подобной возможности. А поскольку второе пришествие не предваряется наступлением тысячелетнего царства, возвращение Господа может быть очень близким. Впрочем, амилленарии по большей части не занимаются усердными поисками признаков и предзнаменований второго пришествия, которые характерны для многих премилленариев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.029 с.)