Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь между учением о грехе и другими доктринами

Поиск

Учение о грехе имеет крайне важное значение и активно обсуждается. Значение его заключается в том, что оно тесно связано с другими догматическими вопросами. Наше представление о природе Бога оказывает воздействие на наше понимание греха. Если Бог - высокое, чистое и требовательное существо, ожидающее от всех людей подобия Ему, то малейшее отступление от Его высоких норм ведет к греху и положение человека очень серьезное. С другой стороны, если Сам Бог не совсем совершенен или если Он - снисходительный и даже чуть дряхлый старичок, не замечающий многого из происходящего вокруг, то положение человека не столь уж серьезно. Таким образом, наше учение о грехе будет по сути отражением нашего учения о Боге.

Понимание человека тоже связано с пониманием греха. Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Любое несоответствие этим нормам - грех. Если человек - свободное существо и его поведение не определяется просто силами природы, то он несет ответственность за свои дела и его поступки следует судить строже, чем в том случае, если бы его возможности и свобода выбора контролировались и ограничивались какой-то внешней силой.

Понимание греха оказывает большое влияние и на учение о спасении. Если человек по своей сути благ, а его интеллектуальные и моральные качества сохраняются в первозданном виде, то в положении пред Богом у него лишь относительно мелкие проблемы. Трудности, с которыми он сталкивается, проистекают просто из неведения, недостатка знания о том, что и как он должен делать. При таком положении вещей решить проблему могут воспитание и образование, хороший образец или пример - вот все, что нужно. С другой стороны, если человек развращен или бунтует, если он не может или не хочет делать правильные вещи, то требуется более радикальное лечение. Фактически он нуждается в преобразовании личности. Таким образом, чем радикальнее наша концепция греха, тем более сверхъестественным должно быть в наших глазах спасение.

Понимание греха важно и потому, что оно оказывает существенное воздействие на представление о природе служения и на то, как его следует проводить. Если человек воспринимается по сути своей добродетельным и расположенным делать то, что Бог желает и ожидает от него, направленность служения будет позитивной и оптимистической, побуждающей людей делать как можно больше. В данном случае предполагается, что большинство людей - по сути уже христиане и что им нужно просто продолжать двигаться в том же направлении. С другой стороны, если человек представляется полностью греховным, проповедь будет в основном направлена на необходимость покаяния и второго рождения. В первом случае достаточными будут призывы к справедливости, доброму отношению и великодушию, во втором же все необращенные будут рассматриваться как по сути своей эгоисты и нечестные люди.

Понимание греха определяет и подход к проблемам общества. С одной стороны, если мы считаем человека по сути своей добродетельным или, в худшем случае, морально нейтральным, проблемы общества мы приписываем нездоровому окружению. Измените окружающую среду, и за этим последуют изменения в самих людях и в их поведении. С другой стороны, если проблемы общества коренятся в полностью извращенной сущности человека, тогда необходимо изменить его природу, иначе он будет заражать все сущее.

Трудности, связанные с обсуждением вопроса о грехе

Как ни важно учение о грехе, в наши дни это нелегкий для обсуждения вопрос. На то есть несколько причин. Во-первых, грех, как и смерть, - не очень приятная и привлекательная тема. Она угнетает нас. Нам не хочется думать о себе как о плохих или злых существах. А учение о грехе говорит, что таковыми мы являемся по своей природе. Человек не просто противится этому негативному учению. В обществе широко распространена тенденция поддерживать позитивную психологическую настроенность. Настойчиво пропагандируются только позитивные идеи и взгляды. Внимание привлекают прежде всего возможности человека, яркие страницы истории человеческого рода, выдающиеся достижения человечества. На официальных добропорядочных светских встречах или даже в церкви разговор о греховности человека выглядит почти как сквернословие или непристойность. Эта тема запрещена. Такую всеобщую настроенность можно рассматривать как новое проявление законничества, главный запрет которого выражается словами: "Не говори ничего отрицательного"806.

Другая трудность при обсуждении вопроса о грехе связана с тем, что многим это понятие просто чуждо. Мы уже отмечали, что проблемы общества объясняются нездоровой окружающей средой, но при этом утрачивается и чувство вины. В результате в определенных кругах чувство объективной вины становится каким-то абстрактным понятием. Отчасти благодаря влиянию фрейдизма вина рассматривается как иррациональное чувство, от которого следует избавляться. При отсутствии трансцендентной, теистической основы нет никого, кроме себя самого или других людей, перед кем можно чувствовать себя ответственным или подотчетным. Поэтому, если наши действия никому не причиняют вреда, нет никаких оснований для чувства вины807.

Далее, многие просто неспособны постичь, что собой представляет грех. В большинстве случаев люди не представляют себе грех как внутреннюю управляющую силу или состояние. Они по большей части думают о грехах, то есть о личных неправильных действиях. Грехи представляются как нечто внешнее и конкретное, они логически не связаны с человеком. Исходя из этого, если человек не делает ничего плохого (а зло обычно рассматривается как внешнее проявление), он считает себя хорошим и о грехе не думает.

Методы изучения греха

Существуют разные подходы к теме греха. Один из них - эмпирический или индуктивный. Можно либо наблюдать поведение современных людей, либо изучать дела библейских персонажей, а затем делать выводы о сущности этих людей и о природе греха. В этом случае общие характеристики греха зависят от числа конкретных примеров.

Второй подход - метод парадигмы. Можно выбрать какой-то один тип греха (или один термин, относящийся к греху) и построить на нем общую модель греха. Затем можно анализировать другие типы греха (или относящиеся к ним термины) в привязке к этой общей модели, рассматривая их как разновидности или пояснения парадигмы.

Третий подход заключается в выделении всей библейской терминологии, относящейся к греху. При этом появляется широкий спектр понятий. Эти понятия затем изучаются с целью определения основополагающего элемента греха. Найденный основной фактор затем используется как исходная точка для изучения и понимания природы конкретных проявлений греха. Именно этот последний подход и будет в основном применяться в данной главе.

Терминология

Термины, относящиеся к причинам греха

Для обозначения греха в Библии используются разные термины. Одни обращают внимание на его причины, другие на его природу, третьи на последствия. Хотя эти категории не всегда поддаются четкому разграничению, именно их мы будем использовать, чтобы в нашем исследовании библейской терминологии присутствовали порядок и определенная система. Начнем с терминов, относящихся к причинам греха, к тем факторам, которые его порождают,

1. Невежество

Одно из новозаветных слов, относящихся к причине греха, - agnoia, от глагола "знать" (ginwskw из gnow) с отрицательным префиксом a-, знакомое нам по слову агностик. В Септуагинте оно вместе со своими производными используется для передачи смысла глаголов (shagah) и (shagag), которые означают "заблуждаться". Родственный ему глагол - agnoew ("не знать"). Это слово часто используется в случаях, когда имеется в виду непреднамеренное невежество (Рим. 1:13; 2 Кор. 6:9; Гал. 1:22). В одних случаях вещи, совершаемые по неведению, в глазах Бога выглядели как будто вполне невинными или, по крайней мере, не очень серьезными (Деян. 17:30). Но в других они считались греховными. В Бф. 4:18 о язычниках сказано: "Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их". В двух местах, в Деян. 3:17 и 1 Пет. 1:14, не совсем ясно, считается ли невежество греховным. Но в последнем случае призыв Петра к покаянию как будто подразумевает ответственность за невежество. Слово agnohma появляется только в Евр. 9:7. Здесь автор ведет речь о ежегодном посещении первосвященником Святого-святых для принесения жертвы за себя и "за грехи неведения народа". Это неведение представлено таким, что заслуживает наказания. Следовательно, вполне вероятно, что речь здесь идет о сознательном невежестве: люди могут познать правильный путь, но не избирают его.

2. Ошибка

Гораздо чаще в Библии грех представляется как ошибка, то есть как человеческая склонность заблуждаться или сбиваться с пути, В Ветхом Завете к этому относятся прежде всего слова (shagah) и (shagag) с производными от них. Слово используется как в буквальном, так и в переносном смысле. В прямом смысле это слово относится овцам, отошедшим от стада (Иез. 34:6), и к шатающимся от вина пьяницам (Ис. 28:7).

Хотя производное от него существительное (mishgeh) в Быт. 43:12

описывает случайную ошибку, сам глагол обычно относится к отклонению в моральном поведении. Контекст указывает, что человек, совершающий ошибку, несет ответственность за свои действия. Особенно ясный пример мы видим в 1 Цар. 26:21. Саул замыслил убить Давида, а Давид пощадил его. Саул говорит: "Согрешил я, возвратись, сын мой Давид; ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я, и очень много погрешал [ошибался]". Глагол и производное от него существительное (sh'gagah) встречается главным образом в обрядовых текстах. Если же обратиться к необрядовым текстам, то в Быт. 6:3, например, он как будто относится к слабости человека, к его склонности ошибаться. Господь говорит: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет". В двух других случаях, в Пс. 118:67 и в Ек. 10:5, ошибка вменяется в вину. В последнем стихе читаем: "Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина". В Иова 12:16 тоже как будто бы имеется в виду злонамеренная ошибка. Во многих обрядовых текстах речь идет о невольном нарушении закона Господнего из-за невежества или ошибочного суждения (например, Лев. 4:2-3, 22-24, 27-28; Чис. 15:22-29). В Лев. 22:14 рассматривается случай человека, по ошибке съевшего пищу, предназначенную для священников. Хотя это было сделано по ошибке, факт наложения на него небольшого штрафа указывает на необходимость быть более внимательным. Мысль об ответственности за ошибки просматривается и в других местах.

Более распространенный по сравнению с и термин - (ta'ah). В Ветхом Завете он встречается около пятидесяти раз. Основное его значение - "заблуждаться" или "отклоняться". Как и используется для описания людей, находящихся в состоянии опьянения (Ис. 28:7)808. Он используется также для описания растерянности (Ис. 21:4). Исайя пишет о блуждающих духом (Ис. 29:24). Термин относится, скорее, к умышленной, а не случайной ошибке.

В Новом Завете грех как ошибку чаще всего обозначает термин planwmai, форма страдательного залога от planaw. Он подчеркивает причину заблуждения, а именно - обман. Но ошибки в результате обмана можно избежать, как на это указывают выражения типа: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" - и: "не обманывайтесь" (Мк. 13:5-6; 1 Кор. 6:9; Гал. 6:7; 2 Фес. 2:9-12; 1 Ин. 3:7; 2 Ин. 7). Источником этого прельщения могут быть злые духи (1 Тим. 4:1; 1 Ин. 4:6; Отк. 12:12; 20:3), другие люди (Еф. 4:14; 2 Тим. 3:13) или сам человек (1 Ин. 1:8). Независимо от источника, впадающие в ошибку знают или должны знать, что они прельщены. Иисус сравнивал грешников с заблудшими овцами (Лк. 15:1-7) и говорил также, что саддукеи заблуждаются, потому что не знают Писания и силы Божьей (Мк. 12:24-27). В Рим. 1:27 и Тит. 3:3 противоестественный грех назван заблуждением. Жизнь без Христа Павел характеризовал как "немысленную, непокорную, заблудшую". Люди в пустыне названы заблуждающимися сердцем (Евр. 3:10). Первосвященник должен милостиво относиться к грехам невежествующих и заблуждающихся, потому что сам подвержен тем же слабостям; тем не менее за эти грехи должна приноситься жертва,(Евр. 5:2-3).

Из вышеизложенного ясно, что как в Ветхом, так и в Новом Заветах многие ошибки рассматриваются как грех, хотя за явно неумышленные нарушения, вызванные неведением, либо наказания не предусматривается вообще, либо налагается небольшой штраф. Доказательством тому служат города для убежища тех, кто совершил непреднамеренное убийство (Чис. 35:9-15, 22-28; Нав. 20). Разумеется, неумышленное убийство - скорее, несчастный случай, чем результат неведения. Но в большинстве случаев Библия называет ошибкой просто то, что не должно было произойти: человеку надо было знать лучше, и он несет ответственность за получение знаний. Конечно, по сравнению с преднамеренными и бунтарскими злыми делами такие грехи не столь ужасны" тем не менее человек ответственен за них, а следовательно, с ними связывается наказание.

3. Невнимание

Еще одно библейское указание на грех - невнимание. В классическом греческом языке слово parakoh означает "плохо или неправильно слышать "809. В нескольких местах Нового Завета оно относится к непослушанию в результате невнимания (Рим. 5:19; 2 Кор. 10:6). Самый ясный пример - Евр. 2:2-3, где контекст указывает на тот смысл, о котором мы говорим: "Ибо, если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание [parakoh] получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении". В свою очередь, глагол parakouw означает "не обращать внимания" (Мф. 18:17) или "слушать невнимательно" (Мк. 5:36). Таким образом, грех parakoh выражается либо в том, что человек не слушает или не обращает внимания, когда говорит Бог, либо в непослушании в результате этого.

Термины, относящиеся к характеру греха

Выше мы рассмотрели термины, относящиеся к причинам греха, факторам, приводящим нас к греху, но не к характеру или природе самого греха, хотя определенная связь между этими понятиями имеется. Рассмотренные нами выше грехи во многих случаях ведут к относительно незначительным последствиям. Сейчас же мы подходим к группе грехов настолько серьезных, что не имеет значения, почему они происходят и что толкает человека совершать их. Решающее значение имеет сама природа этих дел.

1. Промах

Самое, пожалуй, распространенное понятие, относящееся к природе греха, - промах. Оно выражается еврейским словом (chata') и греческим словом amartanw. Еврейский глагол и его производные встречаются около шестисот раз и переводятся в Септуагинте тридцатью двумя различными греческими словами, преимущественно amartanw и его производными810.

В буквальном смысле слово употреблено в Суд. 20:16. Семьсот отборных человек из колена Вениаминова, все левши (или владеющие одинаково обеими руками), "бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо". Еще одно буквальное употребление видим в Пр. 19:2: "Торопливый ногами оступится". Но таких случаев буквального употребления очень немного.

Промах обычно подразумевает ошибку, а не сознательный, преднамеренный грех. Но в Библии слово означает не просто неудачу, но сделанный в этом направлении выбор811. Промах - добровольная заслуживающая наказания ошибка. Райдер Смит пишет об этом совершенно ясно: "Сотни случаев употребления слова в моральном значении показывают, что нечестивец "промахивается", потому что сам решает идти не к той цели, и "оступается", потому что сознательно следует не по тому пути, - значит, речь не может идти о неумышленной ошибке или просто о "неудаче"812.

Слово связывается с человеческими действиями в отношении другого человека или Бога, хотя последнее его употребление встречается чаще. В обрядовых текстах есть несколько примеров, когда именная форма как будто бы относится к неумышленному греху. Там она часто встречается в сочетании с существительным ("по неведению"), переводимым как "грех" или "жертва за грех" (например, Лев. 4 - 5). Эти два понятия совершенного греха и жертвы за грех как будто бы объединяются выражением "понести грех", которое мы видим, например, в Лев. 24:15 и Ис. 53:12. Это вполне согласуется с замечанием Герхарда фон Рада, что "в еврейском языке грех и его злые последствия, которые будут отражаться на Израиле, - одно и то же"813. Идея заключается в том, что грех - тяжкий груз, который надо нести.

В Новом Завете самый распространенный и самый близкий по значению к термин - amartanw и две его именные формы, amartia и amarthma.

Этот вывод основывается на двух соображениях. Во-первых, как мы уже отмечали, в Септуагинте чаще всего передается словом amartanw.

Во-вторых, основное значение этих двух слов одинаково. Глагол amartanw означает "пропустить", "промахнуться", "проиграть", "неполучить", "заблуждаться"814. Существительное amartia означает связанное с этим действие, неудачу в достижении цели, а amarthma - результат этого действия.

Эта лексическая группа охватывает наиболее распространенные в Новом Завете термины для обозначения греха. Они используются гораздо чаще (почти триста раз), чем любые другие. Как и в Септуагинте, в Новом Завете основной смысл заключается в промахе - когда человек не попадает в мишень. Упор делается на результате, а не на мотивах неправильных действий.

Грех всегда остается грехом против Бога, поскольку означает непопадание в цель, которую Он поставил, неудачу в достижении Его норм. Цель, которой мы не достигаем, - совершенная Божья любовь и полное повиновение Ему. Мы промахиваемся и грешим против Бога, когда, например, не любим брата, ибо любовь к брату автоматически следует за подлинной любовью к Богу. Равным образом, грех против собственного тела - разорение Божьего храма (1 Кор. 3:16-17) и, следовательно, грех против Бога.

Прежде чем закончить это краткое обсуждение вопроса о грехе промаха, следует сделать некоторые дополнительные замечания. Первое - промах с очевидностью рассматривается как заслуживающий порицания. Какими бы ни были причины греха, это вина человека. Тот факт, что слово часто встречается в исповеданиях, означает осознание грешником своей ответственности. Следующий вопрос - телеологическая сторона этого понятия. Человек не достигает поставленной цели. Хотя многие возражают, что это типично греческое мышление, оно присутствует в обоих Заветах.

Далее, следует отметить, что между Ветхим и Новым Заветами произошло развитие и уточнение этого понятия. В греческом языке есть не только amartia - сам по себе греховный поступок, но и amarthma - конечный результат греха. В еврейском языке такого различия нет. Возможно, это объясняется особенностью, на которую мы уже указывали, - сам поступок и его результат мыслились как неразрывное и единое целое.

2. Нечестие

Грех понимается также как нечестие, особенно в Новом Завете. Важное слово здесь - глагол asebew с именной формой asebeia и прилагательным asebhs. Он образован с отрицательной частицей От глагола sebw, означающего "поклоняться" или "почитать" и всегда употребляемого в Новом Завете в среднем залоге. Asebew противоположно по смыслу термину eusebew и производным от него, которые особенно часто встречаются в пастырских посланиях. Глагол eusebew и его производные, а также термин qeosebhs используются для выражения благочестия. Таким образом, группа терминов, связанных со sebew, означает, скорее, непочтительность, чем неправедность? Особенно часто они встречаются в Римлянам, 2 Петра и Иуды. Их можно перевести как "нечестие" и производными от этого слова.

Слова adikew, adikia и adikos также подразумевают нечестие. Они указывают на отсутствие праведности. В классическом греческом языке смысл слова adikia не очень четкий и принимает различные оттенки значения815. Прилагательное adikos может означать "неправильный", "бесполезный", "неестественный". Эта группа слов часто встречается в юридических контекстах, где они означают пренебрежение обязательствами по отношению к ботам. В Септуагинте они употребляются для перевода разных еврейских слов; adikew, например, служит для перевода не менее двадцати четырех слов. Именная форма чаще всего встречается в единственном числе, в чем многие видят указание на переход от идеи личных грехов к более всеобъемлющему понятию о грехе.

Противоположное по значению adikia слово dikh (праведность) изначально относилось к отправлению правосудия816. Поэтому adikia в Новом Завете - несправедливость или в более широком смысле любое неправедное поведение. Это несоответствие нормам праведности. В 1 Кор. 6:9 Павел задает вопрос: "Или не знаете, что неправедные [adikoi] Царства Божия не наследуют?" А в Кол. 3:25 он говорит: "А кто неправо [adikwn] поступит, тот получит по своей неправде [hdi khse]: у Него нет лицеприятия". Из этих и других текстов мы можем сделать вывод, что adikia в Новом Завете - поведение, противоречащее нормам праведности. Хотя эти нормы конкретно не определены, ясно, что adikia - совершенно греховное действие.

К этой группе терминов примыкают также существительное anomia, прилагательное anomos и наречие anomws. Они не очень часто встречаются в Иовом Завете. Они так или иначе противоположны по смыслу слову nomos (закон). У них два основных смысла. Прилагательное и наречие Павел использует в отношении людей, у которых нет иудейского закона, то есть в отношении язычников (Рим. 2:12; 1 Кор. 9:21), а Петр как будто бы в том же смысле употребляет прилагательное в Деян. 2:23. Но чаще эти слова относятся к нарушителям закона вообще, как к иудеям, так и к язычникам. Петр пишет о Лоте, который "ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные" (2 Пет. 2:8; см. также 2 Фее. 2:8; 1 Тим. 1:9). У язычников нет иудейского закона, но у них есть божественный закон, который они постоянно нарушают. Слово anomia никогда не употребляется в узком смысле нарушения Моисеева закона, оно всегда относится к нарушению Божьего закона в широком смысле. В синоптических Евангелиях anomia встречается четыре раза, и только у Матфея (Мф. 7:23; 13:41; 23:28 и 24:12). В каждом из этих случаев слова принадлежат Иисусу, в каждом из этих случаев имеется в виду нарушение известного всем универсального закона и в каждом из этих случаев контекст говорит о суде при втором пришествии Христа. В Новом Завете есть и другие места, в которых говорится е нарушении Божьего закона в более широком смысле и в контексте второго пришествия Христа и суда (например, 2 Фес. 2:1-12; 1 Ин. 3:2, 4). Райдер Смит резюмирует этот вопрос следующим образом: "Везде, где встречается слово anomia, подразумеваются закон и суд, причем в самых частых и наиболее характерных случаях оно относится не к иудейскому закону, а к тому, что любой человек должен знать о Божьих заповедях"817. Показательно, что нарушение закона иудеями Павел обозначает другим словом - paranomew (Деян. 23:3).

3. Преступление

Еврейское слово ('avar) в Ветхом Завете встречается примерно

шестьсот раз. Оно буквально означает "перейти" или "пройти мимо" и почти везде употребляется в прямом смысле. Но есть несколько мест, где это слово используется в смысле несоблюдения заповеди или выхода за пределы установленного. В Есф. 3:3 оно относится к приказу земного царя. Но в большинстве же случаев оно относится к тем, кто преступает заповеди Господни. Конкретный пример мы видим в Чис. 14:41-42. Народ Израиля хочет идти в то место, которое обещал ему Господь, но Моисей говорит: "Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно. Не ходите, ибо нет среди вас Господа - чтобы не поразили вас враги ваши". Народ Израиля не должен был преступать завет Господа (Вт. 17:2) или Его заповеди (Вт. 26:13). Другие примеры встречаются в Иер. 34:18; Дан. 9:11 и Ос. 6:7; 8:1.

Для перевода в Септуагинте использованы разные греческие слова, но самое близкое по значению - parabainw и его именная форма parabasis. Глагол использован в Мф. 15:2-3. Фарисеи и книжники спросили Иисуса: "Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб". Он ответил им: "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" Иногда эти термины относятся к нарушению конкретной заповеди, например, когда Адам и Ева съели запретный плод (Рим. 5:14; 1 Тим. 2:14)818. Они всегда подразумевают преступление какого-то закона. Поэтому Павел говорит: "Где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15). Обычно подразумевается иудейский закон (Рим. 2:23, 25, 27; Гал. 3:19; Евр. 2:2; 9:15). Даже когда имеется в виду нечто более общее (Гал. 2:18; Иак. 2:9, 11), дается ссылка на иудейский закон. Это находится в соответствии с отмеченным выше различием между anomia и paranomew.

4. Неправда или несправедливость

Грех характеризуется также как неправда. Наиболее употребимое слово - ('awal) и производные от него. Основное значение заключается в уклонении от правильного курса. Слово несет в себе идею несправедливости, невыполнения норм праведности или нечестность. Идея несправедливости с очевидностью выражена в Лев. 19:15: "Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего". В Иез. 18:24 Бог говорит о праведнике, отступившем от праведности, несмотря на свою природу: "И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив?" С одной стороны, нечестность рассматривается как невыполнение справедливого Божьего закона. С другой стороны - как непостоянство личности, как несоответствие поведения и характера человека в прошлом и настоящем. 5. Бунт

В Ветхом Завете для выражения идеи бунта, занимающей видное место в еврейской мысли, используются разные слова. Самое распространенное из них - (pasha') с именной формой (pesha'). Глагол часто переводится как "преступить", но его основное значение - "бунтовать". Иногда это слово относится к бунту против земного царя (например, 3 Цар. 12:19), но чаще к бунту против Бога. Один из наиболее ярких примеров его употребления во втором смысле - Ис. 1:2: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня".

Другое слово, выражающее идею бунта, - (marah). Его обычно переводят как "бунтовать", но оно несет в себе оттенок непокорности или упорства819. В Ис. 1:20 читаем: "Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят". Идея бунта выражается и словом (marad). Бог говорит Иезекиилю: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня" (Иез. 2:3). Следует отметить также слово (sarar). Оно отражает идею не только бунта, но и упрямства (Вт. 21:18; Пс. 77:8). Как мы видим, для выражения идеи бунта у евреев был большой словарный запас, что свидетельствует о распространенности среди них этого явления. Против такого поведения выступали, в частности, пророки, ибо в их время искушение отказаться от Божьего управления стало слишком серьезным.

Новый Завет также характеризует грех как бунт и неповиновение. Самые распространенные термины - существительное apeiqeia и производные от него глагол apeiqew и прилагательное apeiqhs. В общей сложности эти термины встречаются двадцать девять раз. В двух случаях, в Рим. 1:30 и 2 Тим. 3:2, они относятся к неповиновению родителям, но в подавляющем большинстве случаев - к неповиновению Богу. Иудеи во времена Моисея не смогли войти в Обетованную землю из-за своей непокорности (Евр. 3:8; 4:6). Иоанн Креститель был послан вернуть непокорных иудеев того времени к мудрости (Лк. 1:17). Говорится также, что язычники древности (Бвр. 11:31; 1 Пет. 3:20) были такими же непокорными, как и современные язычники (Рим. 1:30). Язычники несли ответственность за свое поведение, ибо Божий закон был записан в их сердцах. Павел использует даже выражение "сыны противления" в Еф. 2:2 и 5:6, а также, возможно, в Кол. 3:6 (при буквальном прочтении текста). Неповиновение проявляют не только верующие, во многих местах непокорными называются и неверующие (например, Ин. 3:36; Деян. 14:2; 19:9; 1 Пет. 2:8; 3:1; 4:17). Отвержение Евангелия характеризуется как неповиновение, поскольку предполагается, что принимающие Евангелие должны повиноваться.

Более конкретно идею бунта в Новом Завете выражают два другие слова - afisthmi и apostasia. Первое используется в 1 Тим. 4:1 и Евр. 3:12 для характеристики христиан, отступивших от веры. Во 2 Фес. 2:3 Павел пишет об окончательном отступничестве, а в Деян. 21:21 иерусалимские братья говорят ему о слухах, что он учит иудеев отступлению от Моисея (его учения). Глагол pikrainw и его производные, часто используемые в Септуагинте (в частности, в форме parapikrainw) для перевода еврейских терминов, относящихся к бунту, в Новом Завете обычно употребляются в смысле бунта против людей, а не Бога. Важное исключение - Евр. 3:8-16.

Подведем итог. Предполагается, что с Божьей истиной соприкасаются все люди. Это относится даже к язычникам, не получившим Его особого откровения. Неверие в послание, особенно когда оно провозглашается открыто и конкретно, - неповиновение или бунт. Неповинующиеся царю считаются врагами820. То же относится к неповинующимся Божьему Слову.

6. Вероломство

С понятием греха как бунта тесно связано понимание его как вероломства или предательства. В этом плане самое распространенное слово - (ma'al), в большинстве случаев выражающее неверность Богу. В Чис. 5:12, 27 оно использовано применительно к неверности жены мужу. Грех Ахана, выразившийся в том, что он взял из заклятого, назван преступлением, буквально - нарушением веры (Нав. 7:1; 22:20). Прекрасный пример использования этого термина в смысле неверности Богу мы видим в Лев. 26:40: "Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления [вероломства] против Меня и шли против Меня". В Иез. 14:13 и 15:8 Бог заявляет, что земля, вероломно отступающая от Него, сделается пустынной и бесплодной. Другое еврейское слово, иногда используемое для выражения вероломства по отношению к Богу, - (bagad; Пс. 77:57; Иер. 3:10; Мал. 2:11).

В Новом Завете грех тоже связывается с вероломством. В Септуагинте для перевода используются слова parapiptw и paraptwma, означающие "отпасть". Пример использования parapiptw в Новом Завете находим в Евр. 6:6, где речь идет о сознательном отступлении от того, что раньше принималось. О двадцати одном случае использования слова paraptwma Райдер Смит пишет: "Есть все основания считать, что в Новом Завете, как и в LXX, мысль о предательстве никогда не теряется из вида"821.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах упор делается на связи или завете между Богом и Его народом. Соблюдая завет, люди пользуются особыми отношениями с Богом или, по крайней мере, получают представление о том, что исходит от Бога. Бог наделяет их необычайным даром. Грех предательства или неверности этому дару вполне справедливо характеризуется как вероломство, особенно из-за сущности отношений, которыми человек пренебрегает.

7. Развращение

Основное значение слова ('awah) - "изгибать" или "скручивать".

Оно означает также "быть согнутым" или "склоняться"822. Прямое значение слова мы видим в Ис. 21:3 ("Я взволнован [склоняюсь] от того, что слышу; я смущен от того, что вижу") и в Ис. 24:1 ("Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней"). В Пр. 12:8 понятие переносится из физической в психическую сферу, от изогнутого тела (как в Ис. 21:3) к развращенному сердцу: "Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении".

Именные формы от используются в смысле разрушения городов (Пс. 78:1; Ис. 17:1; Иер. 26:18; Мих. 1:6; 3:12) и искажения мыслей: "Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей" (Ис. 19:14).

Основное значение метафорически присутствует и в тех случаях, когда или его производное используются для обозначения греха. Слово часто предполагает наказание. Каин, например, говорит: "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт. 4:13). Здесь мы опять видим тесную связь между грехом и его последствиями. Кроме того, и его производные иногда подразумевают состояние вины или нечестия. Это ясно видно в Ос. 5:5 ("Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними") и в Ос. 14:2 ("Ибо ты упал от нечестия твоего"). Здесь выражается концепция греха не как просто отдельных поступков, а как изменения состояния или характера грешника. Грешник становится как будто искривленным. Искажается подлинная природа, ради которой и в которой человек был сотворен (образ и подобие Божье). Это результат и причина греха одновременно. 8. Мерзость

Характеристика греха как мерзости связана прежде всего с Божьим отношением к греху и его воздействием на Него. "Мерзость" - обычный перевод слов (shiqquts) и (to'ebah). Эти термины относятся к особенно предосудительным в глазах Бога делам, таким как идолопоклонство (Вт. 7:25-26), гомосексуализм (Лев. 18:22; 20:13), ношение одежды противоположного пола (Вт. 22:5), приношение в жертву сыновей и дочерей (Вт. 12:31) или животных с пороком (Вт. 17:1) и волшебство (Вт. 18:9-12). Такие действия вызывают у Бога отвращение. Термин мерзость указывает, что к этим грехам Бог относится не просто с капризным недовольством, а самым настоящим омерзением.

Термины, относящиеся к последствиям греха

Теперь мы подходим к терминам, относящимся не к факторам, ведущим к греху, и не к природе самих греховных действий, а, скорее, к последствиям греха.

1. Волнение или беспокойство

Считается, что слово (resha'), обычно переводимое как "злоба" или "лукавство", изначально передавало понятие волнения или беспокойства.

Слово , связанное с арабским словом, означающим "освободить" (от веток), может нести в себе такой смысл, как "быть расчлененным, неправильно настроенным, ненормальным, испорченным"823. Подтверждение этого буквального значения находим в Иова 3:17 ("Там беззако



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.019 с.)