Статус демонологии в наше время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус демонологии в наше время



Определенную проблему представляет вопрос о том, в каком месте следует обсуждать тему злых ангелов. Рассмотрение ее в привязке к добрым ангелам указывает как будто на некую аналогию или некое сходство. Учитывая, что деятельность добрых ангелов обсуждается здесь по той причине, что они очевидным образом связаны с провидением, не выглядит ли рассмотрение здесь же темы злых ангелов, или бесов, в какой-то степени неуместным? Не было бы правильнее перенести эту тему в раздел, где обсуждается грех? Но рассмотрение вопроса о злых ангелах именно в данном месте оправдано по двум причинам. Во-первых, злых ангелов следует изучать в тесной связи с добрыми ангелами, поскольку они имеют общее происхождение и многое из того, что было сказано о последних, относится и к первым. Есть множество положений, общих для всех ангелов. Добрые ангелы остаются тем, чем когда-то были и злые ангелы. Во-вторых, у Божьего провидения есть тень в виде проблемы зла. И коль скоро мы только что обсудили тему зла, представляется разумным рассмотреть здесь же тему бесов и дьявола. Мы еще раз обратимся к этим представителям и проводникам зла при обсуждении вопроса о грехе и искушении, а также учения о последних событиях; но и здесь мы просто не можем оставить их без внимания.

В последнее время в богословии наблюдается тенденция к пересмотру представлений о бесах и сатане. Одной из таких попыток стала, разумеется, программа демифологизации Рудольфа Бультмана, уже упоминавшаяся в этой главе. В соответствии с этим и подобными ему мнениями, бесы - всего лишь мифологические персонажи, заимствованные из культуры того времени. В частности, высказывается точка зрения, что библейское представление о бесах отражает влияние персидской мифологии. Хотя при поверхностном рассмотрении эта идея выглядит привлекательной, в ней не принимается во внимание тот факт, что в христианском понимании совершенно отсутствует дуализм, столь характерный для персидского мышления609. Дьявол и бесы - не независимая сила, противостоящая Богу; их существование исходит от Бога, хотя существование это ныне искажено и вступило в противоречие со своим первоисточником. Таким образом, мнение о персидском происхождении библейского представления о бесах в значительной степени лишено оснований. В случае же с предложенной Бультманом демифологизацией имеется еще и целый ряд сопутствующих проблем.

Второй альтернативный подход - деперсонализация бесов. В наше время невозможно отрицать реальность зла" Даже люди, отвергающие такие идеи, как всеобщая греховность и первородный грех, часто выступают с осуждением несправедливости и войн в нашем мире. Некоторые богословы воспринимают все это зло не как исходящее из личного источника, а как часть самой структуры реальности и, в особенности, нашей современной социальной реальности. Термины демонический, бесовский понимаются как характеристики мощных общественных сил и структур, не относящиеся к личным существам. К числу сторонников такого подхода принадлежит Пауль Тиллих610.

Третий современный подход к вопросу о бесах - подход Карла Барта. Он подчеркивает полную противоположность бесов и ангелов611. Это не означает, что он полностью отделяет эти две темы - краткое рассмотрение вопроса о бесах у него следует сразу после раздела, посвященного ангелам. Не имеет он в виду и существующее между ними противоборство. Идея Барта, скорее, заключается в том, что бесы и ангелы буквально не имеют ничего общего между собой. Это не два вида одного общего рода, рода ангелов. Они абсолютно противоположны друг другу. Как "бессмыслица" не является одним из видов смысла, точно так же и бесы, или злые ангелы, не принадлежат к роду ангелов, а представляют собой реальность, которая осуждается, отрицается и исключается добрыми ангелами. Источник и природа бесов принадлежит пустоте, хаосу, мраку612. Они не созданы Богом, они - часть того, что угрожает Божьему творению. Это просто пустота в своей динамике. Основная проблема, связанная с такой позицией, состоит в том, что ею отрицается конкретность зла и злых созданий.

Происхождение бесов

В Библии мало говорится о том, как злые ангелы пришли к своему нынешнему нравственному состоянию, и еще меньше об их происхождении. Некоторые заключения об их происхождении мы можем вывести из того, что говорится об их нравственных качествах. Определенную информацию о падении злых ангелов мы можем почерпнуть из двух тесно связанных стихов. Во 2 Пет. 2:4 говорится: "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ".

В Иуд. 6 сказано: "И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня". Существа, описываемые в этих двух стихах, ясно и определенно названы ангелами, которые согрешили и были осуждены. Следовательно, они, подобно другим ангелам, должны быть сотворенными существами.

Проблема, связанная с этими двумя стихами, состоит в том, что, как в них сказано, злые ангелы содержатся в узах под мраком до суда. Это послужило основанием для предположения, что существует два типа падших ангелов: одни содержатся в узах, а другие свободны творить зло в мире. Другая возможность заключается в том, что эти два стиха описывают состояние всех бесов. Верность последнего предположения подкрепляется остальными стихами 2 Пет. 2. Во 2 Пет. 2:9 говорится, что "знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания ". Здесь использованы почти те же выражения, что и во 2 Пет. 2:4. Обратите внимание, что в последующей части главы (2 Пет. 2:10-22) описываются дальнейшие греховные Действия тех людей, которых соблюдают для наказания. Мы можем сделать вывод, что аналогичным образом и падшие ангелы хотя и содержатся в узах под мраком, во обладают достаточной свободой для того, чтобы творить свои злые дела.

Таким образом, бесы - это ангелы, сотворенные Богом и потому изначально добрые; но они согрешили и вследствие этого стали злыми. Мы не знаем точно, когда именно они взбунтовались, но это должно было произойти между тем моментом, когда Бог закончил творение и произнес: "Хорошо весьма", - и временем искушения и грехопадения человека (Быт. 3).

Князь бесов

Дьявол - название, данное в Писании предводителю или князю этих падших ангелов. Он известен также под именем сатана. Еврейское имя (satan) происходит от глагола , означающего "быть врагом" или "действовать, как враг"613. Он, следовательно, есть враг, противник, тот, кто противится делу Бога и народа Божьего. Греческое слово Satan или Satanas является транслитерацией еврейского имени. Самое употребительное греческое название - diabolos (дьявол, враг, клеветник). Используется также и слово kathgwr ("клеветник", Отк. 12:10). Реже используются другие термины: "искуситель" (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5), "Веельзевул" (Мф. 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 19), "враг" (Мф. 13:39), "лукавый" (Мф. 13:19, 38; 1 Ин. 2:13; 3:12; 5:18), "Велиар" (2 Кор. 6:15), "противник" (1 Пет. 5:8), "великий (или большой) дракон" {Отк. 12:3, 9), "отец лжи" (Ин. 8:44), "человекоубийца" (Ин. 8:44). Каждое из этих названий передает какую-то особенность характера или дел дьявола. Хотя дьявол прямо не называется в Писании бесом, ясно, что Иисус отождествлял сатану с Веельзевулом, князем бесов (см. Параллельные места в Мф. 12:22-32; Мк. 3:22-30 и Лк. 11:14-23). То, что сатана - бес, подразумевается также в Лк. 10:17-20, где изгнание бесов означает поражение сатаны. Одержимые бесами называются "обладаемыми дьяволом" (Деян. 10:38; ср. Лк. 13:16).

Дьявол, как указывает его имя, ведет борьбу с Богом и с делом Христовым. Своей цели он стремится достичь прежде всего искушением человека. Это показано в рассказе об искушении Иисуса, в притче о плевелах (Мф. 13:24-30) и на примере греха Иуды (Лк. 22:3). (См. также Деян. 5:3; 1 Кор. 7:5; 2 Кор. 2:11; Еф, 6:11; 2 Тим. 2:26.)

Одно из главных средств, используемых сатаной, - ложь, обман. Павел говорит нам, что "сатана принимает вид Ангела света", а "служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор. 11:14-15). О его обольщении ложью и обманом упоминается также в Отк. 12:9 и 20:8,10. У неверующих он "ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4:4). Он противодействует и препятствует христианам в их служении (1 Фес. 2:18), используя для этого даже физические недуги (именно об этом, по всей вероятности, идет речь во 2 Кор. 12:7).

Но силе сатаны поставлены пределы. Как мы уже упоминали, он не мог сделать Иову ничего" что не было бы разрешено Богом. Ему можно с успехом противостоять, я тогда он бежит (Иак. 4:7; см. также Еф. 4:27). Он, однако, обращается в бегство не нашей собственной силой, но силой и властью Святого Духа (Рим. 8:26; 1 Кор. 3:16).

Деятельность бесов

Будучи подданными сатаны, бесы выполняют его дело в мире. Можно, следовательно, заключить, что они используют все те формы искушения и обольщения, которые применяет он. Они навлекают болезнь: немоту (Мк. 9:17), глухоту и немоту (Мк. 9:25), слепоту и немоту (Мф. 12:22), судороги (Мк. 1:26; 9:20; Лк. 9:39), расслабленность (паралич) и хромоту (Деян. 8:7). В особенности же они борются против духовного роста тех, кто входит в народ Божий (Еф. 6:12).

Одержимость бесами

В библейских рассказах случаям одержимости бесами уделяется особое внимание. Специальное выражение для этого - "иметь беса" (daimonion ecw) или "быть одержимым бесом" (daimonizomai). Иногда мы встречаем и такие выражения, как "нечистые духи" (Деян. 8:7) или "злые духи" (Деян. 19:12).

Одержимость бесами может проявляться различным образом. Мы уже отмечали различные физические заболевания, навлекаемые бесами. Одержимые могут обладать необычайной силой (Мк. 5:2-4), могут странно, эксцентрично себя вести - например, ходить без одежды и жить не в домах, а в гробах (Лк. 8:27) - или совершать действия, наносящие вред им самим (Мф. 17:15; Мк. 5:5), Все это - различные степени одного бедствия, поскольку Иисус говорит о злом духе, который "идет и берет с собою семь других духов, злейших себя" (Мф, 12:45). Общим элементом во всех подобных случаях является разрушение человека - физическое, эмоциональное или духовное. Мы видим, что бесы могут разговаривать, используя, очевидно, голосовой аппарат одержимого человека (например, Мф. 8:29, 31; Мк. 1:24,26, 34; 5:7, 9, 10; Лк. 4:41; 8:28, 30). Бесы могут вселяться в животных (см. параллельные описания эпизода со свиньями - Мф. 8; Мк. 5; Лк. 8).

Следует отметить, что одержимости бесами библейские авторы приписывали не всякое заболевание. Лука сообщает о том, что Иисус проводил различие между двумя видами исцеления: "Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра" (Лк. 13:32). Такое же разграничение проводится в Мф. 10:8; Мк. 1:34; 6:13; Лк. 4:40-41; 9:1. Эпилепсию, например, не принимали автоматически за одержимость бесами. В Мф. 17:15-18 читаем, что Иисус изгнал беса из эпилептика, но в Мф. 4:24 эпилептики (как и паралитики) не отождествляются с одержимыми бесами. Во многих случаях исцелений нет никаких упоминаний о бесах. В Евангелии от Матфея, например, об изгнании бесов ничего не говорится при исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-13), женщины, двенадцать лет страдавшей кровотечением (Мф. 9:19-20), двух слепых (Мф. 9:27-30), сухорукого (Мф. 12:9-14) и тех, кто прикасались к краю Его одежды (Мф. 14:35-36). Проказа, в частности, никогда не приписывается действию бесов.

Иисус изгонял бесов без произнесения каких-то сложных формул. Он просто приказывал им выйти (Мк. 1:26; 9:25). Изгнание бесов Он приписывал Духу Божьему (Мф. 12:28) или персту Божьему (Лк. 11:20). Властью изгонять бесов Иисус наделил Своих учеников (Мф. 10:1). Но для успешного изгнания бесов ученикам была необходима вера (Мф. 17:19-20). Как необходимое условие изгнания бесов упоминается также молитва (Мк. 9:29). Иногда для изгнания бесов требовалась вера со стороны третьего участника (Мк. 9:23-24; ср. Мк. 6:5-6). В некоторых случаях бесы изгонялись из человека, который не выражал желания быть исцеленным.

Нет никаких оснований полагать, что одержимость бесами имела место лишь в прошлом. Есть случаи - особенно (но не исключительно) в менее развитых культурах, - которым, по всей видимости, невозможно дать иное объяснение. Христиане должны быть готовыми к возможности встречи с одержимостью бесами в наши дни. В то же время не следует поспешно приписывать одержимости бесами любые отклоняющиеся от нормы физические и психические явления. Как Иисус и библейские авторы проводили разграничение между случаями одержимости и другими недугами, точно так же следует поступать и нам, испытывая духов.

В последние годы.наблюдается вспышка интереса к феномену одержимости бесами. В результате некоторые христиане начали рассматривать такую одержимость как главное проявление сил зла. На деле сатана, великий обольститель и обманщик, может даже поощрять интерес к одержимости бесами в надежде, что это сделает христиан беспечными и невнимательными в отношении других, более тонких форм влияния сил зла.

Участь сатаны и бесов

Из Библии ясно, что между Христом и Его последователями, с одной стороны, и сатаной и его воинством - с другой, идет упорная и напряженная борьба. Об этой борьбе свидетельствуют рассказы об искушении Иисуса (Мф. 4:1-11), о столкновениях Иисуса с бесами и множество других мест Писания (например, Лк. 22:31-34; Гая. 5:16-17; Еф, 6:10-20). Искушение Христа представляет собой предварительную победу над сатаной. Другие свидетельства, предвещающие окончательную победу, можно найти в Лк. 10:18; Ин. 12:31; 14:30; 16:11; Рим. 16:20; Евр. 2:14-15; 1 Ин. 2:13; 3:8; 5:18. В Отк. 12 описывается война на небе между Михаилом с его ангелами, с одной стороны, и сатаной с его ангелами - с другой. В результате этой битвы сатана оказывается низверженным с неба на землю, а затем нападает на Христа и церковь. В главе 20 читаем, что сатана будет скован на тысячу лет (Отк. 20:2), затем на некоторое время освобожден, пока не окажется вверженным в озеро огненное и серное во веки веков (Отк. 20:10). Иисус говорит, что та же участь постигнет ангелов сатаны (Мф. 25:41).

Решающая битва в войне между добром и злом была выиграна Христом при Его распятии и воскресении. Сатана потерпел поражение, и, хотя он продолжает отчаянно сражаться, судьба его решена. Христианин может находить утешение в осознании того, что в любом из своих личных столкновений с сатаной он никоим образом не обречен на поражение (1 Кор. 10:13; 1 Ин. 4:4).

Роль учения об ангелах

Какой бы страной и непонятной ни казалась некоторым вера в добрых и злых ангелов, она играет важную роль в жизни христианина. Из изучения этой темы можно извлечь несколько важных и полезных уроков.

1. Утешение и поддержку дает нам понимание того факта, что существует множество невидимых и могущественных существ, которые действуют в нашей жизни и могут помочь нам в наших нуждах. Глаза веры дают христианину то же, что видение ангелов дало слуге Елисея (4 Цар. 6:17).

2. Хвала, которую ангелы возносят Богу, и их служение Ему показывают нам образец поведения на настоящее время и наши дела в будущей жизни в Божьем присутствии.

3. Предупреждением для нас должен стать факт, что даже ангелы, которые были так близки к Богу, поддались искушению и пали. Это напоминает нам о необходимости быть внимательными, "чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12).

4. Знание о злых ангелах способствует повышению бдительности в отношении опасности и коварства искушения, которого можно ожидать от сатанинских сил, а также дает нам понимание приемов, которыми пользуется дьявол. Нам надо остерегаться двух крайностей. Нам не следует относиться к дьяволу слишком легкомысленно, недооценивая опасность. Но, с другой стороны, нам не следует проявлять к нему и слишком большого интереса.

5. Мы черпаем уверенность в осознании того факта, что, как бы ни были могущественны сатана и его приспешники, их возможностям поставлены пределы. Поэтому, Божьей милостью, мы можем успешно сопротивляться его проискам. И мы знаем, что его окончательное поражение неизбежно.

Часть пятая. Человек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.083 с.)