Коробки переключения передач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коробки переключения передач.



Коробки передач предназначена: для изменения тягового усилия погрузчика, в зависимости от сопротивления движению; для длительного разобщения двигателя с узлами трансмиссии при прогреве двигателя и работе рабочего оборудования.

На погрузчиках получили распространение вальные и планетарные коробки переключения передач. Вальные коробки передач могут быть механическими и гидромеханическими, планетарные коробки передач преимущественно гидромеханические. Вальной коробкой передач называется коробка, в которой применяются цилиндрические зубчатые передачи. В планетарных коробках используются планетарные передачи.

Механическая вальная коробка передач.

Механическая вальная коробка передач представляет собой ступенчатый цилиндрический редуктор с переменным передаточным числом. Простейшей коробкой передач является двухскоростная коробка передач.

Валы коробки передач устанавливаются на подшипниках внутри картера коробки в подшипниковых гнёздах. От осевого перемещения валы ограничены крышками подшипниковых гнезд. На валах устанавливаются шестерни. В вальных коробках применяются цилиндрические прямозубые или косозубые шестерни. Переключение передач в таких коробках осуществляется перемещением шестерен и вводом или выводом их из зацепления с соответствующими сопряженными шестернями. Подвижные шестерни таких коробок устанавливаются на шлицах валов, и могут свободно перемещаться по ним в осевом направлении. Шлицы вала не позволяют подвижным шестерням вращаться относительно вала. Перемещение подвижных шестерен осуществляется механизмом переключения. В верхней части корпуса коробки крепится конусный стакан, в котором размещается шаровая опора рычага переключения. Нижний конец рычага входит в зацепление с ползуном. Ползун устанавливается в отверстиях корпуса, и может перемещаться в отверстиях в осевом направлении. В ползунах протачивается три паза в которые входит фиксатор с пружиной. Фиксатор удерживает ползун в трех различных положениях, соответствующих включению первой, второй передачи или нейтральному положению. На ползуне закрепляется вилка переключения, которая входит в кольцевой паз подвижной шестерни. При перемещении рычага приходит в движение ползун, и воздействие через вилку передается на шестерню. При перемещении шестерни происходит включение или выключение соответствующей передачи.

Более сложные коробки передач отличаются от вышерассмотренной количеством подвижных блоков шестерен. Каждый блок шестерен позволяет использовать только две передачи. За перемещение каждого блока шестерен отвечает свой ползун. Для исключения возможности включения двух передач одновременно, в шаровом стакане таких коробок устанавливается замковое устройство, которое позволяет воздействовать рычагом одновременно только на один ползун.

Для бесшумного переключения передач применяется ряд технических решений. Боковые поверхности шестерен входящих в зацепление изготавливаются со скосами, что увеличивает геометрические поверхности впадин между зубьями, и позволяет вводить шестерни в зацепление с меньшим усилием. Большинство коробок оснащаются синхронизаторами. Эти устройства не позволяют вводить шестерни в зацепление до момента выравнивания их угловых скоростей.

Гидромеханические вальные коробки переключения передач.

Передачи и механизмы этой коробки монтируются в картере. Картер состоит из корпуса и прикрепленной к нему болтами крышки. Подшипники качения первичного, вторичного, промежуточного валов и вала заднего хода установлены в гнездах корпуса.

На первичном валу на подшипниках скольжения установлены три шестерни – первой передачи, второй передачи и заднего хода. На валу заднего хода жестко закреплена одна шестерня, промежуточная. На промежуточном валу жестко закреплены три шестерни, ведомые шестерни первой передачи, второй передачи и заднего хода. На вторичном валу, на подшипниках скольжения установлены шестерни рабочего и транспортного диапазонов.

Все пары шестерен находятся в постоянном зацеплении. Соединение шестерен с валами осуществляется: с первичным валом при помощи гидроподжимных фрикционных муфт, со вторичным валом с помощью зубчатых муфт. включение фрикционной муфты осуществляется при помощи масла. При включении передачи масло из картера коробки насосом подается во фрикцион соответствующей передачи. Поршень фрикциона сжимает между собой пакет ведущих и ведомых дисков, между поверхностями дисков возникают силы трения, которые соединяют шестерню этой передачи с валом. При выключении передачи давление в бустере фрикциона падает, ведущие и ведомые диски этого фрикциона расходятся, и шестерня отключается от вала. Переключение передач в таких коробках производится без разрыва потока мощности. За время пока отключается фрикцион одной передачи, происходит включения фрикциона второй передачи.

Переключение диапазонов осуществляется при помощи зубчатой муфты. Механизм переключения диапазонов, аналогичен рассмотренному в механических коробках. Переключать диапазоны можно только при выключенной передаче.

Техническое обслуживание.

ЕТО для механических коробок не требуется. Для гидромеханических производится проверка уровня масла.

ТО-1 проверка уровня масла, дозаправка.

ТО-2 замена масла.

СО масло заменяется соответствующим сезону.

Основные неисправности.

неисправность причина Способ устранения
  Повышенный шум к коробке при нейтральном положении рычага. недостаточный уровень масла в коробке. дозаправить
разрушение или износ подшипников первичного, промежуточного или вторичного вала. Заменить изношенные детали
недопустимый износ зубьев шестерен первичного или промежуточного вала. Заменить изношенные детали.
  Самопроизвольное выключение передач. износ или поломка пружин шарикового фиксатора. Заменить изношенные детали.
недопустимый износ зубьев шестерен или зубчатых муфт. Заменить изношенные детали
  Затрудненное включение передач. Засорение отверстий под ползуны. Отверстия промыть и смазать
износ ступиц подвижных блоков шестерен. Заменить изношенные детали.
Износ синхронизаторов Заменить изношенные детали.
  Вытекание масла из коробки. слабо затянута сливная пробка, либо повреждено резьбовое соединение. Заменить изношенные детали.
износ или повреждение сальников. Заменить изношенные детали.
трещина в корпусе коробки. Заменить изношенные детали.

Коробка передач КПП МТЗ-82.

Коробка передач МТЗ-82 в зависимости от года выпус­ка и комплектации устанавливается трех видов: с подвижными шестернями, с шестер­нями постоянного зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная).

Коробка передач КПП МТЗ-82 с подвижными шестернями име­ет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.

Рис. 1. КПП МТЗ-82 с подвижными шестернями

1 - рычаг переключения пере­дач; 2 - крышка; 3 - ведомая шестерня первой ступени ре­дуктора; 4 - вторичный вал; 5 - пластинчатая пружина; 6 - регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27 - стаканы; 8 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 - веду­щая шестерня главной передачи; 10 - гайка; 11 - коничес­кие роликовые подшипники; 12 - ват привода ВОМ, 13 -втулка; 15 - ведущая шестерня второй ступени редукто­ра; 16 - ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 ~ упорное кольцо; 18 - промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые шестерни третьей и четвертой передач; 23 - про­межуточный вал; 22 - ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 - шариковые подшипники; 26 - шестерня понижающего редуктора: 29 - первичный вал; 30 - ведущие шестерни четвертой и пятой передач; 31 - корпус; 32 - ведущая шестерня третьей передачи; 33 -вилка; 34 - ползун: 36 - шариковый фиксатор; 37 - кули­са; 38 -шаровая опора; 39 - чехол; 40 - пружинное кольцо; 41 - шестерня включения ходоуменьшителя; 42 ведомая шестерня первой передачи и заднего хода: 43 - упорная шайба; 44 - стопорное кольцо: 45 - скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 - вад пониженных пе­редач и заднего хода; 47 - промежуточная шестерня задне­го хода; 48 – ось

Смонтирована КПП МТЗ-82 в корпусе 31 (рис. 1), а одноступенчатый понижающий редуктор - в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами.

В коробке передач МТЗ-82 раз­мещены первичный 29, промежуточный 21, вторич­ный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шес­терни редуктора.

Промежуточный вал трубчатый, внутри его про­ходит вал 12 привода ВОМ.

Редуктор коробки передач МТЗ-82 имеет две ступени: пер­вая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обес­печиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редук­тора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внут­ренними шлицами соединится с наружными шлица­ми ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положе­ние шестерен 41 и 42 соответствует работе КПП МТЗ-82 без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач КПП МТЗ-82 состоит из пря­моугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предуп­реждающим попадание пыли и грязи в рабочие по­лости.

Понижающий редуктор размещен между короб­кой передач КПП МТЗ-82 и редуктором ВОМ.

Редуктор КПП МТЗ-82 имеет две ступени: пер­вая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обес­печиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редук­тора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внут­ренними шлицами соединится с наружными шлица­ми ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положе­ние шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения коробки передач МТЗ-82 состоит из пря­моугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.

Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предуп­реждающим попадание пыли и грязи в рабочие по­лости. Понижающий редуктор размещен между короб­кой передач МТЗ-82 и редуктором ВОМ.

Рис. 2. По­нижающий ре­дуктор коробки передач КПП МТЗ-82

1 - веду­щая шестерня ре­дуктора; 2 - зуб­чатая муфта; 3 -вилка; 4 - зубча­тый венец вала сцепления; 5 -рычаг управле­ния редуктором; 6 - ведомая шес­терня редуктора; 7 первичный вал коробки пе­редач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый под­шипник; 13 – вал сцепления, вал коробки пе­редач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый под­шипник; 13 – вал сцепления

На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 2) выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13, входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал сцепления и первичный вал короб­ки передач МТЗ-82 соединяются, - редуктор выключается.

Для включения редуктора коробки передач МТЗ-82 зубчатую муфту 2 сдви­гают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ве­дущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом.

При этом вращение от вала 13 сцепления че­рез шестерню 1 передается на большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведо­мую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 ко­робки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.

Коробка передач МТЗ-82 с переключением под нагрузкой - с шестернями постоянного зацепления, гидравли­ческим управлением фрикционами (гидроподжим­ными муфтами ГПМ), с помощью которых проис­ходит переключение передач без разрыва потока мощности, что существенно улучшает динамические качества трактора.

Применение коробок передач МТЗ-82 с ГПМ позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеп­лением и подачей топлива.

Процесс переключения передач сводится к выбору оператором необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение - направление потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи.

Коробка пе­редач КПП МТЗ-82 обеспечивает 24 передачи вперед и 8 - назад, а также: гидровключение и привод переднего веду­щего моста; привод синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.

Рис. 3. Коробка передач тракторов МТЗ-82 с переключением под нагрузкой

1 - распределитель; 2 - узел передач; 3 - полумуфта зубчатая подвижная; 4 - ведомая шестерня Г, II, IV диапазонов; 5 - шестерня приво­да переднего ведущего моста и синхронного ВОМ; 6 - роликовые подшипники; 7 - подшипник; 8 - вторичный вал; 9 - планка стопорная; 10 - стопорное кольцо; И - подшипник; 12 - вал; 13 - стопорное кольцо; 14 - роликовый подшипник; 15 - подшипник; 16 - шестерня привода синхронного ВОМ; 17 - шестерня; 18 - стопорное кольцо; 19, 20 - шестерни; 21 - стопорное кольцо; 22 - подшипник; 23 - полумуфта зубчатая; 24 - подшипник; 25 - гайка; 26- регулировочная шайба; 27 - стопорная шайба; 28 - стопорное кольцо; 29 - ведомая шестерня III, IV и VI диапа­зонов; 30 - полумуфта зубчатая.

Коробка передач МТЗ-82 состоит из редукторной части, механизма управления коробкой и гидросистемы.

Редукторная часть КПП МТЗ-82 включает в себя узел передач 2 (рис. 3), состоящий из первичного вала 13 (рис. 4), промежуточного вала 14, гидрораспределите­ля 2, стакана 3; вал 12 (см. рис.3) и вторичный вал 8; вал пониженных передач и заднего хода 15 (рис.5), вал повышенных передач 9.

Первичный вал 13 (см. рис. 4) расположен на подшипниках 22 и 11, узел подшипников, ГПМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В канавках вала установлены чугунные уплотнительные коль­ца 1. На первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 - ведущие шестерни 7 и 9, со­ответственно I и II передач, а на подшипниках 4 -шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.

Рис. 4. Узел передач КПП трак­торов МТЗ-82 с переклю­чением под нагрузкой

1 - кольцо уплотнительное; 2 - распредели­тель; 3 - стакан; 4. - подшипник роликовый; 5 - ведущая шестерня II передачи; 6 - ГПМ; 7 - ведущая шестерня I передачи; 8 - ролико­вые подшипники; 9 - ведущая ше­стерня III передачи; 10 - ведущая шестерня IV передачи; 11,22 - под­шипники; 12, 23 - гайки; 13 - пер­вичный вал; 14 - промежуточный вал; 15 - подшипник шариковый; 16 - ведомая шестерня IV переда­чи; 17 - ведомая шестерня III пере­дачи; 18 - ведомая шестерня I пе­редачи; 19 - ведомая шестерня II передачи; 20-подшипник; 21 -гай­ка; 24 - каналы для подвода мас­ла к ГПМ

Рис. 5. КПП МТЗ-82 с переключением под нагрузкой

3, 5, 27 - вилки; 2, 4, 6, 26 повышенных передач; 10 - стопорное кольцо; 11 - под­шипник; 32, 21 - гайки; 13 - шестерня заднего хода; 14 -роликовые подшипники; 15 - шестерня I и III диапазонов; 16 - вал пониженных передач и заднего хода; 17 - втулка; 18 - стопорное кольцо; 19 - шестер­ня ходоуменьшителя; 20 - подшип­ник; 22 - втулка; 23 - шестерня; 24 - ведущая шестерня II и V диапа­зонов: 25 - шпонка; 28-32 - шарики механизма блокировки зубчатых муфт.

На шлицах вала КПП МТЗ-82 установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14, установленный в кор­пусе на двух подшипниках 20 и 15, посажены с натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соот­ветственно I, II и III, IV передач.

Шестерни ГПМ пер­вичного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.

Промежуточный вал 14 узла коробки передач МТЗ-82 соединен с валом 12 (см. рис. 3) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми венцами смонтирован в кор­пусе на подшипниках 22, 15 и 11.

На шлицевых вен­цах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шес­терня 17 центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе - кольцом 21.

Задняя опора вала 12 находится в ступице шес­терни 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в корпусе на под­шипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в корпусе - кольцом 10 и планками 9.

Вторичный вал КПП МТЗ-82, выполненный за одно с ведущей конической шестерней, установлен в кор­пусе на конических подшипниках 7 и 24.

На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5 приво­да переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой находится на подшипнике 6 ве­домая шестерня 4 - I, II и IV диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установ­лена ведомая шестерня 29 - III, V и VI диапазонов.

Шестерня и полумуфта КПП МТЗ-82 удерживаются ограничитель­ной 27 и регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25. Вал 8 имеет осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам шестерен.

Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 5) установлен в корпусе коробки на подшипни­ках 20 и 11. На нем находятся на роликовых под­шипниках 14 шестерни 15 - I и Ш диапазонов и 13 -заднего хода.

На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами с установ­ленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ве­домая шестерня 23 находится на валу 16 на бронзо­вой втулке 22. При отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16 шлицами шес­терни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом 18 на втулке 17.

Шестерни вала пониженных передач и заднего хода коробки передач трактора МТЗ-82 вместе с подшипниками затянуты на валу гай­ками 21 и 12. В валу 16 выполнены осевое и радиальные сверления для подвода смазки (под давлени­ем) к подшипникам 14 и втулке 22.

Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух подшипниках 20 и 11. На нем распо­ложены ведомая шестерня 24 и ведущая 8 - II и V диа­пазонов. Шестерня 24 на валу посажена на подшип­нике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому и радиальному сверлениям. Шестерня 8 жестко связана с валом при помощи шпонки 25.

Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчаты­ми муфтами 7.

Валы 16 и 9 фиксируются от осевых перемещений в задних опорах подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3) и планками 9.

Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач КПП МТЗ-82 (см. рис. 4), с которого через двойные ГПМ 6 четырьмя потоками передаются шестернями 5 и 19; 7 и 18: 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение 4-х передач II, I, III и IV соответственно.

Крутящий момент с промежуточного вала КПП МТЗ-82 пе­редаются по 4-м направлениям:через муфту 23 (см. рис, 3) на вал 12, двумя потоками через шестерни постоянного зацеп­ления 20, 29 и 17, 4, муфту 3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми скоростей IV и VI диапазонов; через свободно сидящую шестерню 24 (см. рис. 5), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8 на шестерню 19 (см. рис. 3), вал 12 на шестерни 17, 20.

Дальше крутящий момент двумя потоками через шестер­ни 29, 4 и муфту 3 передается на вторичный вал КПП МТЗ-82. обеспечивая получение еще восьми ско­ростей II и V диапазонов; через шестерни 23 и 19 (см. рис. 5), втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на свободно сидящую шес­терню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3) на вал 12, далее опять двумя потоками через шес­терни 29. 4 муфту 3 на вторичный вал обеспе­чивая девять пониженных скоростей I и III диапазонов; получение передач заднего хода происходит при передаче крутящего момента через шестер­ни 23, 19 (см. рис. 5), втулку 17 и вал 16 че­рез муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см. рис, 3).

При соответствующем включении муфты 3 кру­тящий момент с шестерни 4 передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и шестерни 20, 29, обеспечивая на вторичном валу восемь ско­ростей I и II диапазонов заднего хода.

Механизмы обратного хода.

Механизм обратного хода предназначен для изменения направления движения погрузчика при использовании всего диапазона скоростей коробки переключения передач.

В картере механизма обратного хода на подшипниках качения установлены три вала: первичный, промежуточный и вторичный. На первичном валу на шпонках установлены две шестерни: шестерня переднего хода и шестерня заднего хода. На промежуточном валу установлена промежуточная шестерня. Шестерня заднего хода и промежуточная шестерня находятся в постоянном зацеплении. На шлицах вторичного вала установлена подвижная шестерня. При перемещении подвижная шестерня может находиться в трех положениях:

1 нейтральное, когда эта шестерня не находится в зацеплении ни с одной из шестерён.

2 движение передним ходом. Подвижная шестерня находится в зацеплении с шестерней переднего хода на первичном валу.

3 движение задним ходом. Подвижная шестерня находится в зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Перемещение шестерни осуществляется при помощи механизма переключения, включающему в себя вилку, ползун и рычаг переключения.

Техническое обслуживание механизма обратного хода.

ЕТО для механических коробок не требуется. Для гидромеханических производится проверка уровня масла.

ТО-1 проверка уровня масла, дозаправка.

ТО-2 замена масла.

СО масло заменяется соответствующим сезону.

Раздаточная коробка.

Раздаточная коробка предназначена для перераспределения крутящего момента между ведущими мостами погрузчика, обеспечивает получение двух диапазонов движения рабочий и транспортный, обеспечивает возможность отключения одного из мостов.

Главная передача.

Главная передача предназначена для передачи крутящего момента от карданного вала к полуосям ведущих колес. На погрузчиках применяются одинарные и двойные главные передачи. Одинарная главная передача обладает меньшей несущей способностью, и поэтому применяется, преимущественно на погрузчиках с мощностью двигателя до 70 кВт. На погрузчиках с большей мощностью чаще применяется двойная главная передача.

 

Главная передача с дифференциа­лом:

1 — болт, 2 — корпус дифференциала, 3 — кре­стовина, 4 — полуосевая шестерня, 5 — шес­терни-сателлиты, 6 — стакан, 7, 8 картеры.

Одинарная главная передача представляет собой одноступенчатый конический редуктор с дифференциалом, двойная главная передача: двухступенчатый коническо-цилиндрический редуктор с дифференциалом.

Принцип действия. При вращении карданный вал передает крутящий момент на ведущий вал главной передачи, выполненный заодно с малой конической шестерней. Малая коническая шестерня передает крутящий момент на ведомую коническую шестерню. Ведомая шестерня болтами соединяется со ступицей дифференциала, и при вращении увлекает её за собой. Вместе со ступицей дифференциала приходят во вращение сателлиты дифференциала, которые закреплены в ступице на подшипниках. Сателлиты, находящиеся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями, передают через них крутящий момент на полуоси. Если сопротивление вращению правого и левого колеса одинаковы, то полуоси будут вращаться с одинаковой скоростью. Такое наблюдается при прямолинейном движении по ровной дороге. При движении на повороте, правое и левое колеса проходят путь разной длины, а следовательно сопротивление их вращению различно. На внешнем колесе развивается меньший крутящий момент, чем на внутреннем. Разница крутящих моментов на полуосях, заставляя вращаться сателлиты, перераспределяя крутящий момент и скорости вращения колес.

Рассмотрим принцип действия двойной главной передачи. При вращении карданного вала, крутящий момент передается, через фланец, на шлицованный конец ведущего вала-шестерни. Ведущая шестерня приводит во вращение промежуточный вал-шестерню, через ведомую коническую шестерню. Малая цилиндрическая шестерня, находящаяся в зацеплении, с ведомой шестерней, приводит её во вращение. Ступица ведомой шестерни жестко соединяется со ступицей дифференциала. Через дифференциал, крутящий момент передается на полуоси ведущих колес. Между полуосями крутящий момент перераспределяется, благодаря дифференциалу, пропорционально моменту сопротивления ведущих колес. Такое перераспределение, позволяет входить погрузчику в поворот без проскальзывания ведущих колес. Подобная конструкция дифференциала, оказывает “медвежью услугу” при пробуксовывании колес. Колесо оставшееся без надежной опоры получает на себя весь крутящий момент, и проскальзывает. Колесо находящееся на опоре остается без движения. Конструкция дифференциала, нередко, предусматривает блокировку. Существует множество технических решений исключения буксования одного из колес полуоси. Простейшим способом блокировки, является фиксация одной из полуосевых шестерен на ступице дифференциала, при помощи подвижной зубчатой муфты. Более прогрессивный способ исключения буксования это применения дифференциала повышенной проходимости, как на погрузчике ТО-11. Конструкция этого дифференциала обеспечивает отключение забегающего на повороте колеса от ведомой шестерни.

Пробуксовывание одного из колес ведущего моста становится невозможным, благодаря применению комбинированной кулачково-храповой муфты.

Техническое обслуживание:

ЕТО не требуется.

ТО-1

1 проверить уровень масла, при необходимости дозаправить.

2 Проверить зазор между коническими шестернями главной передачи, по суммарному люфту главной передачи, при заторможенных колесах, при необходимости отрегулировать. Зацепление конических шестерен должно быть отрегулировано так, чтобы шестерни зацеплялись на полную длину зуба. Боковой зазор между зубьями 0,15-0,3 мм. Регулировка осуществляется путем перемещения валов в подшипниковых стаканах. Правильность проведенной регулировки проверяют по нагреву подшипников. Нагрев не должен превышать 70-80 градусов.

ТО-2 согласно рекомендаций в карте смазки заменить масло в главной передаче. Перед заливкой свежего масла картер промывается жидким маслом или керосином. Для этого после слива отработавшего масла (масло следует сливать нагретым, сразу после работы погрузчика), в картер заливается жидкое масло или керосин. Вывешивается ведущий мост, запускается двигатель, включается прямая передача. Двигателю дают поработать 1-2 мин. После этого сливается промывочная жидкость и заливается свежая смазка по уровню контрольного отверстия. При заполнении главной передачи, необходимо поочередно поднимать правое и левое колесо на высоту не менее 200 мм. При этом смазка из картера главной передачи поступает по внутренним полостям моста к подшипникам ступиц колес.

СО масло заменить на соответствующее сезону.

Неисправности ведущего моста и способы их устранения.

неисправность причина Способ устранения
  течь масла через сальник ведущей шестерни. Износ сальника Заменить сальник
Износ шейки фланца крепления карданного шарнира Заменить фланец, либо применить метод наращивания.
  Погрузчик при включенной передаче не трогается с места, в картере моста слышен шум. Скручен шлицевой конец полуоси. Заменить полуось.
Срезаны зубья у ведомой или ведущей шестерни Заменить сломанные детали.
Скручен шлицевой конец ведущего вала Заменить изношенные детали
Срезаны шпильки полуоси Установить новые шпильки
  Замасливание тормозного барабана. Износ сальника полуоси. Заменить сальник.
  Повышенный шум в мосту при движении. Неправильная регулировка зацепления шестерен. Отрегулировать зацепление шестерен.
Недопустимое биение полуосей. Заменить полуось
  Шум и скрежет в мосту заметный при торможении. Разрушение или износ подшипников ведущей шестерни. Заменить подшипники.
  Непрерывный повышенный шум при любом режиме движения. Разрушение или износ подшипников дифференциала. Заменить подшипники.
  Стук в мосту заметный только при движении накатом. Ослабление посадки фланца карданного шарнира. Подтянуть гайки крепления.
Недостаточный уровень масла Дозаправить.
Ослабло крепление колеса Подтянуть крепление.
  Стук в тормозном барабане. Износ или разрушение подшипника колеса. Заменить подшипник или полуось с подшипником.
  Стук при трогании с места и переключении скоростей. Неисправен дифференциал Заменить поврежденные детали
  Шум на поворотах. Повреждение подшипников полуосей или сателлитов. Заменить поврежденные детали.
Неправильный зазор между зубьями шестерен дифференциала. Отрегулировать посадку шестерен.
  Пульсирующий шум моста. Ослабление крепления ведомой шестерни Подтянуть крепление.
  Шум в мосту высокого тона. Несоответствие масла рекомендованному в карте смазки Заменить масло.

Ступичный редуктор.

Ступичный редуктор предназначен для значительного увеличения крутящего момента передаваемого от полуосей к колесам. Применение ступичных редукторов значительно снижает массогабаритные показатели всех узлов трансмиссии.

На погрузчиках получили применение цилиндрические, конические и планетарные ступичные редукторы. Цилиндрические и конические ступичные редукторы нередко называют конечной передачей.

Цилиндрический ступичный редуктор включает в себя одноступенчатую цилиндрическую прямозубую передачу. (ТО-7).

Конический ступичный редуктор представляет собой одноступенчатую коническую передачу. Применяется для передачи крутящего момента на управляемые ведущие колёса. Позволяет исключить карданный шарнир используемый для передачи крутящего момента на управляемые колеса.

В качестве планетарных редукторов применяются одноступенчатые редукторы двух разновидностей с остановленной короной и с остановленным водилом.

В корпусе ведущего моста запрессован чулок. На шлицованом конце чулка установлена ступица с неподвижной короной. Ступица колеса соединена с ободом, и вращается на подшипниках качения установленных на ступице короны. К ступице колеса крепится тормозной барабан. Колодки тормоза подвешены на осях державки, прикрепленной болтами к приливу моста.

Полуось проходит сквозь полость чулка, и несет на шлицованом конце солнечную ведущую шестерню. Водило крепится к ступице колеса, и несет на своих осях сателлиты. Сателлиты устанавливаются на шариковых или роликовых подшипниках. Обычно устанавливается три сателлита, реже четыре.

При движении погрузчика полуось вращается вместе с солнечной шестерней, которая находится в зацеплении с сателлитами. Так как корона неподвижна, то сателлиты, приводимые во вращение, относительно своих осей, солнечной шестерней, обкатываясь по короне, приводят во вращение водило. Вместе с водилом приводится во вращение ступица колеса и шина, а в случае гусеничной машины ведущая звездочка.

Редуктор с остановленным водилом от редуктора с остановленной короной отличается тем, что ступица водила устанавливается на шлицах чулка, и поэтому водило неподвижно. Корона болтами соединяется со ступицей колеса, которая вращается на подшипниках, устанавливаемых на ступице водила и на челке. При вращении полуоси с солнечной шестерней, сателлиты передают вращение короне, и вместе с ней, ступице колеса с шиной.

Эти два редуктора отличаются между собой различным передаточным числом. У редуктора с остановленной короной передаточное число больше. Ведомые элементы этих редукторов вращаются в противоположных направлениях при одинаковом вращении полуоси.

Техническое облуживание ступичных редукторов.

ЕТО не требуется.

ТО-1 проверка уровня масла при необходимости дозаправка.

Согласно рекомендаций карты смазки произвести замену масла.

Трансмиссионные масла

Общие сведения

Для смазывания агрегатов тракторов, содержащих зубчатые передачи — цилиндрические, конические, червячные, спирально-конические, гипоидные и пр., применяются специальные трансмиссионные масла.

В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубья (в точках контакта) достигают 2000 МПа (200 кг/мм), а в гипоидных могут превышать 3000 МПа (300 кг/мм). Для сравнения заметим, что давление между контактирующими деталями двигателей в десятки раз меньше. При этом масло в агрегатах трансмиссии разогревается при работе автомобиля до 100— 150° С, а в зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны, ясно, что при низких температурах трансмиссионное масло должно быть готовым смазывать контактирующие поверхности зубьев немедленно с момента начала движения. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляется широкий спектр эксплуатационных требований. Для трактористов же представляют интерес основные обобщенные показатели качества масла, в целом определяющие долговечность трансмиссионных агрегатов, удобство эксплуатации при приемлемых затратах.

Характеристики

Во-первых, это комплекс противоизносных и противозадирных свойств. Противоизносные качества масла характеризуют его смазывающую способность и обеспечивают минимальные износы контактирующих поверхностей; противозадирные свойства предотвращают задирание и сваривание поверхностей в точках контакта. Безусловным условием хороших противоизносных и противозадирных свойств является способность масла образовывать на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла определяют его уровень качества.

Во-вторых, как и для моторных масел, важнейшими являются вязкостно-температурные свойства.

Классификация и маркировка трансмиссионных масел, как и моторных, основывается на обобщенных показателях качества и вязкости. За рубежом для трансмиссионных масел используются системы классификации API и SAE.

Качество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.24 (0.085 с.)