ТОП 10:

Коробка передач автомобиля КамАЗ-5320. Назначение, устройство и работа.



Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа,— пятиступенчатая. Для автомо­билей-тягачей, работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке до­бавляют передний редуктор — делитель_ (рис. 123), удваивающий число передач.

Зубчатое колесо ведущего вала коробки передач, выполненное вместе с валом, на­ходится в постоянном зацеплении с зуб­чатым колесом 22 привода промежуточ­ного вала. Зубчатое колесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, пред­назначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведомого вала служит роликоподшипник, установленный в' гнезде ведущего вала, а задней — шарикоподшипник, размещен­ный и гнезде стенки картера.

На .переднем конце ведомого вала наре­зано три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора 5 четвер­той и пятой передач. На цилиндрической шайбе вала при помощи втулок и роли­коподшипников устанавливают зубчатые колеса 6, 7 и 9 соответственно четвертой, третьей и второй передач. Зубчатые колеса 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором (5, размещенным между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроиз­вольное выключение передач.

Втулка зубчатого колеса 13 первой пере­дачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двум диаметрам. По шлицам цилиндри­ческой части большого диаметра пере­мещается муфта 12 включения передачи заднего хода и первой передачи, на ци­линдрической шейке меньшего диаметра установлен подшипник зубчатого колеса первой передачи. Все зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами и зуб­чатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10 передачи заднего хода — с ма­лым венцом блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые.

Промежуточный вал 21 передним концом опирается на цилиндрический роликопод­шипник, установленный в гнезде переднего торца картера, а задним — на сферичес­кий роликоподшипник, размещенный в ста­кане гнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом дели­теля передний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы.

Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 при­вода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпон­ками. Зубчатые колеса передачи заднего хода, первой и второй передач изготов­лены вместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси, зафиксированной стопорной планкой. Ве­нец большого диаметра находится в по­стоянном зацеплении с венцом 17 проме­жуточного вала 21. Делитель механического типа, удваи­вающий число передач, состоит из веду­щего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхрони­затора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ве­дущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, азадний — в гнезде перегородки картера 24 делите­ля, выполненного как одно целое с карте­ром муфты сцепления.

Косозубое колесо 2, находящееся в по­стоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свобод­но вращается на ведущем валу на ролико­подшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодейст­вия с синхронизатором делителя.

Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшипни­ке, помещенном в гнезде перегородки кар­тера делителя, а задний — в роликопод­шипнике, укрепленном в гнезде задней стенки картера. Промежуточные валы де­лителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 на­прессовано на промежуточный вал 25 де­лителя и зафиксировано сегментной шпон­кой.

Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор дели­теля перемещен вправо и соединяет меж­ду собой ведущие валы делителя и ко­робки передач, и повышающую, при кото­рой синхронизатор перемещен влево и сое­диняет ведущий вал делителя с зубчатым колесом 2 (далее вращение через зуб­чатое колесо 23 передается на промежу­точные валы делителя и коробки передач).

При прямой передаче делителя коробка передач работает как обычная пятисту­пенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 15, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточ­ного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи зад­него хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12.

Вторую передачу включают перемеще­нием синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, нахо­дящееся в постоянном зацеплении с зубча­тым венцом 18. Смещением синхронизато­ра вперед соединяют ведомый вал с зуб­чатым колесом 7 третьей передачи, нахо­дящимся в постоянном зацеплении с зуб­чатым колесом 19 промежуточного вала.

Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора 5 соот­ветственно назад или вперед. При четвер­той передаче вращение на ведомый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора сое­диняются ведущий и ведомый валы (пря­мая передача). При повышенных переда­чах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые коле­са 2 и 23 делителя в результате смеще­ния синхронизатора 4 делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышаю­щих передач происходит аналогично вклю­чению четырех понижающих передач.

При пятой повышающей передаче вращение с промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и далее на ведомый вал через смещенный вперед синхрониза­тор 5.

Для включения передач делителя ис­пользован пневмопривод. Воздух из пневмосистемы поступает в редукционный кла­пан 28 (рис. 123, б), где разделяется на две части и направляется в кран 27 управления и в клапан 31 включения делителя. В зависимости от положения рукоятки переключателя 26 делителя воз­дух из крана 27 управления поступает в левую или правую часть воздухораспреде­лителя 30 и, перемещая его золотник, направляется из клапана 31 включения делителя в полости А или Б пневмоцилиндра 29,перемещая поршень ,а вместе с ним ползун, связанный с синхронизатором. Воздух пройдет через клапан 31 в механизм переключения передач только при полностью включенном сцеплении, так как его толкатель связан с упором 32, закрепленным на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления.

Рис. 123. Коробка передач автомо­билей семейства КамАЗ:

а—общий вид; 6—схема пневмо­привода делителя; 1 — ведущий вал делителя; 2- зубчатое колесо веду­щего вала делителя; 3—ведущий вал коробки передач; 4—синхрони­затор делителя; 5—синхронизатор четвертой и пятой передач; 6— зубчатое колесо четвертой передачи ведомого вала; 7—зубчатое колесо третьей передачи ведомого вала; 8— синхронизатор второй и третьей пе­редач; 9—зубчатое колесо второй передачи ведомого вала; 10—зубча­тое колесо передачи заднего хода ведомого вала; 11—блок зубчатых колес передачи заднего хода; 12— муфта включения переднего и задне­го хода и первой передачи; 13 — зуб­чатое колесо первой передачи ведо­мого вала; 14—ведомый вал; 15— зубчатый венец первой передачи и промежуточного вала; 16—картер коробки; 17—зубчатый венец про­межуточного вала передачи заднего хода; 18—зубчатый венец второй передачи; 19 — зубчатое колесо третьей передачи промежуточного вала; 20—зубчатое колесо четвер­той передачи промежуточного вала; 21 — промежуточный вал коробки передач; 22—зубчатое колесо приво­да промежуточного вала коробки передач; 23—зубчатое колесо при­вода промежуточного вала дели­теля; 24—картер делителя; 25— промежуточный вал делителя; 26 -переключатель крана управления; 27—кран управлении; 28 редук­ционный клапан; 29— пневмоци-линдр;30-воздухораспределитель; 31- клапан включения делителя; 32- упор штока клапана; А и Б—по­лости; В и Н—высшая и низшая передачи в делителе

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.007 с.)