Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мсо 210. Нематериальные активы

Поиск

 

СТАНДАРТ

 

1. Принципы, содержащиеся в Общих стандартах, распространяются и на оценку нематериальных активов. Настоящий стандарт включает в себя лишь изменения, дополнительные требования или конкретные примеры в отношении того, как следует применять Общие стандарты к оценкам, регулируемым настоящим стандартом.

 

Задание на оценку (МСО 101)

 

2. В целях соблюдения требования п. 2 (d) МСО 101 об определении актива или обязательства, подлежащего оценке, задание на оценку должно содержать информацию об оцениваемом нематериальном активе с указанием его типа и юридического права или экономического интереса, связанного с этим активом. Основные виды нематериальных активов и их типичные характеристики обсуждаются в п/п. С1-С13 комментария к настоящему стандарту.

 

3. Задание на оценку должно идентифицировать любые сопутствующие активы (contributory assets) и содержать указания о том, должны ли они быть включены в оценку или нет. Сопутствующий актив — это актив, используемый совместно с оцениваемым активом для генерирования денежного потока, ассоциируемого с оцениваемым активом. Если сопутствующие активы исключаются из оценки, то необходимо установить, будет ли оцениваемый нематериальный актив рассматриваться в предположении о том, что сопутствующие активы доступны покупателю, или в предположении, что они недоступны, т. е. оценка оцениваемого актива проводится отдельно.

 

4. Типичные примеры допущений или специальных допущений, которые вводятся при оценке нематериальных активов и которые согласно п 2 (i) МСО 101 должны быть отмечены в задании на оценку, включают следующие: на дату оценки для оценки был предоставлен объект, на который патент еще не получен, либо на рынке имеется или отсутствует конкурирующий продукт.

 

Проведение оценки (МСО 102)

 

5. В этой части к нематериальным активам не предъявляется никаких дополнительных требований.

 

Составление отчета (МСО 103)

 

6. В отношении составления отчетов по оценке нематериальных активов настоящим стандартом не предусматривается каких-либо дополнительных требований, за исключением требования отражать в отчете определенные вопросы, которые в соответствии с пп. 2-4 выше должны фиксироваться в задании на оценку.

 

Дата вступления в силу

 

7. Датой вступления в силу данного стандарта является 1 января 2014 г., хотя приветствуется и более раннее применение стандарта.

КОММЕНТАРИЙ

Основные виды нематериальных активов

 

С1. Нематериальный актив — это неденежный актив, который обладает экономическими свойствами. Он не имеет физической субстанции, но предоставляет права и экономические выгоды своем) правообладателю8.

 

С2. Оценки нематериальных активов требуются для различных целей, включая приобретения, слияния и продажи бизнеса или частей бизнеса, покупки и продажи нематериальных активов, для целей отчетности перед налоговыми органами, для судебных разбирательств и в целях процедур банкротства и подготовки финансовой отчетности.

 

СЗ. Нематериальный актив может быть либо идентифицируемым, либо неидентифицируемым. Нематериальный актив является идентифицируемым, если он:

 

(a) отделим, т. е. имеется возможность отделить его от других активов или выделить из них и выставить на продажу (сделать отчужденным), передать по лицензии, сдать во временное пользование или обменять отдельно от идентифицируемых активов или обязательств по договору или совместно с ними независимо от того, имеются ли подобные намерения у правообладателя или нет, либо

 

(b) возникает из контрактных или прочих юридических прав — независимо от того, отделимы ли эти права от правообладателя или от его иных прав и обязательств.

 

С4. Любые неидентифицируемые нематериальные активы, связанные с бизнесом или группой активов, обычно называют гудвиллом.

 

С5. Основными классами идентифицируемых нематериальных активов являются следующие активы:

 

• связанные с маркетингом;

 

• связанные с клиентами или поставщиками;

 

• связанные с технологиями;

 

• относящиеся к литературе и искусству.

 

С6. Внутри каждого такого класса могут быть учтены нематериальные активы, возникающие как из контрактных прав, так и из неконтрактных взаимоотношений.

 

С7. Связанные с маркетингом нематериальные активы используются в основном в целях маркетинга и продвижения продукции или услуг. Их примерами служат товарные знаки, фирменные наименования, уникальные торговые дизайны, названия интернет-доменов и соглашения об ограничении конкуренции.

 

С8. Связанные с клиентами и поставщиками нематериальные активы возникают в силу взаимоотношений или наличия информации о клиентах или поставщиках. Их примеры включают в себя договоры на поставку или оказание услуг, лицензии или соглашения о роялти, список заказов, соглашения о найме и отношения с клиентами.

С9. Технологические нематериальные активы возникают как из договорных, так и из неконтрактных прав на использование запатентованных или незапатентованных технологий, баз данных, формул, проектов, программ, процессов или рецептов.

 

С10. Связанные с литературой и искусством нематериальные активы возникают на основании прав на получение выгод в виде роялти от использования подобных активов, таких как драматургические произведения, литературные произведения, фильмы и музыка, а также от использования объектов, незащищенных авторским правом.

 

Гудвилл

 

С11. Гудвилл представляет собой любые будущие экономические выгоды, связанные с бизнесом, правами на участие в бизнесе или возникающие в силу использования совокупности активов, неотделимых от бизнеса. Следует отметить, что могут применяться различные определения гудвилла в рамках финансовой отчетности или налоговых режимов; такие определения должны приниматься во внимание, если оценка проводится для соответствующих целей.

 

С12. Примерами выгод, которые отражаются в гудвилле, могут быть:

• синергии, специфичные для компании и возникающие в результате объединения бизнесов, например снижение операционных затрат и экономии от масштаба, не отраженные в стоимости других активов,

• возможности роста, например выход на новые рынки,

• организационный капитал, например выгоды, возникающие благодаря созданной сети.

 

С13. В целом стоимость гудвилла определяется по остаточному принципу и представляет собой сумму, остающуюся после вычитания из стоимости (цены покупки) бизнеса стоимости всех идентифицируемых материальных, нематериальных и денежных активов, скорректированной с учетом фактических или потенциальных обязательств.

 

Характеристики нематериальных активов

 

С14. Конкретные нематериальные активы определяются и описываются такими характеристиками, как правообладание, функции, положение на рынке и восприятие рынком. Эти характеристики отличают нематериальные активы друг от друга. Отличительные характеристики нематериальных активов иллюстрируются в следующих примерах:

 

• кондитерские бренды индивидуализируют эти изделия по различным вкусам, составу ингредиентов и качеству;

 

• компьютерные программные продукты, как правило, будут различаться по их функциональным характеристикам.

 

С15. Хотя схожие нематериальные активы в рамках одного класса могут иметь одинаковые характеристики, тем не менее они также будут иметь различия, которые отделяют их от типового нематериального актива.

Подходы к оценке

 

С16. К оценке нематериальных активов могут быть применены три основных подхода, описанные в «Принципах МСО».

 

С17. Все методы оценки нематериальных активов требуют определения остаточного срока полезного использования. Для некоторых активов он может представлять собой определенный период, ограниченный либо контрактом, либо типичным периодом жизненного цикла для активов, используемых в отрасли. Использование некоторых нематериальных активов может характеризоваться неопределенным сроком. Определение остаточного срока полезного использования будет включать в себя рассмотрение правовых, технологических, функциональных и экономических факторов. В качестве примера можно привести актив в форме патента на медицинский препарат, который может иметь остаточный срок правовой охраны в пять лет, однако в течение ближайших трех лет на рынке может ожидаться появление более эффективного конкурирующего медицинского препарата. Это может привести к принятию остаточного срока полезного использования для оцениваемого патента, равного всего трем годам.

 

Сравнительный подход

 

С18. В сравнительном подходе стоимость нематериального актива

определяется на основе рыночных данных, например цены предложения или спроса в сделках с идентичными или схожими активами.

 

С19. Разнородный характер нематериальных активов означает, что редко когда удается найти рыночные свидетельства сделок с идентичными активами. Если на рынке и удается отыскать такие свидетельства, то, как правило, они будут относиться к активам, которые являются похожими, но не идентичными. В качестве альтернативного или дополнительного метода используется сравнение с любыми уместными сделками, включающими идентичные или сопоставимые активы, при этом анализ таких сделок продажи позволяет получить мультипликаторы сравнения, например, может оказаться возможным определить типичные отношения цен к доходам или ставки отдачи по классу сопоставимых нематериальных активов.

 

С20. Когда цены или мультипликаторы оказываются доступными, в них часто требуется внести корректировки для отражения различий между оцениваемым активом и активом, участвовавшим в сделке.

 

С21. Такие корректировки будут необходимы для отражения отличительных характеристик оцениваемого нематериального актива по сравнению с активами, участвовавшими в сделке, при этом может оказаться, что такие корректировки можно будет определить только на качественном, но не на количественном уровне.

 

К ситуациям, в которых оправданы качественные корректировки, относятся следующие примеры:

 

• может считаться, что оцениваемый бренд занимает более устойчивое положение на рынке, чем те бренды, которые участвовали в сделках;

• оцениваемый патент связан с лекарством, которое может иметь большую эффективность и меньше побочных эффектов по сравнению с теми препаратами, которые имели отношение к сделкам.

 

Доходный подход

 

С22. В доходном подходе стоимость нематериального актива определяется на основе приведенной стоимости доходов, денежных потоков или экономий на издержках, порожденных нематериальным активом. Основными методами оценки в рамках доходного подхода, используемыми при оценке

 

нематериальных активов, являются:

• метод освобождения от роялти (relief-from-royalty method), иногда называемый методом экономии на роялти (royalty savings method);

 

• метод преимущества в прибылях (premium profits method), который иногда называют методом добавочного дохода (incremental income method);

• метод избыточного дохода (excess earnings method).

 

С23. Каждый из этих методов подразумевает преобразование прогнозных денежных потоков в показатель стоимости с использованием либо методов анализа дисконтированных денежных потоков, либо, в простых случаях, с помощью мультипликатора капитализации к репрезентативному уровню денежного потока за один период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.007 с.)