Понятие и виды нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды нематериальных активов



 

Нематериальные активы - обобщающее понятие, применяемое для обозначения группы активов предприятия (хозяйственных средств), имеющих для предприятия стоимость, но не имеющих физического содержания.

Вступившее в силу с 1 января 2001 года Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н распространяется на все коммерческие организации, за исключением кредитных (п. 1 ПБУ 14/2000).

До 1 января 2001 года отдельного положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов не было. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с движением нематериальных активов, предприятия руководствовались Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

В связи с тем, что в настоящее время эти два документа регулируют правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах, Минфин РФ Письмом от 23.08.2001 № 16-00-12/15 дал разъяснение:

«Ввиду того, что вопросы бухгалтерского учета нематериальных активов в настоящее время регулируются двумя нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 №91 и), между нормами которых существуют отдельные различия, то действительно имеет место юридическая коллизия. Вследствие того что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 №91н, являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов Российской Федерации, то в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу рапсе первого».

ПБУ 14/2000 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах, находящихся в организациях на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно пункту 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91 н актив может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве нематериального, если единовременно выполняются следующие условия:

· отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

· возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

· использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· не предполагается последующая перепродажа организацией данного имущества;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

· наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Согласно пункту 4 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относятся следующие объекты:

· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

· деловая репутация организации - превышение покупной цены имущества над его оценочной (начальной) стоимостью;

· организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Таким образом, список нематериальных активов является закрытым, в который входят лишь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация и организационные расходы организации. То есть, исключены лицензии, права на ноу-хау и т.д. и если хозяйствующий субъект владеет исключительными правами на знак обслуживания и заключает договоры на передачу неисключительных прав на этот знак, то он учитывает их как нематериальный актив, а лицензиат не имеет таких оснований. При отнесении объектов к нематериальным активам необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:

статьями 2, 128, 150, 151, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ);

Патентным законом Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1;

Законом РФ от 23.09.92 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Законом РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

Законом РФ от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Законом РФ от 23.09.92 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и др.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Положение по бухгалтерскому учету 14/2000 не применяется в отношении:

· не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

· не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

· материальных объектов (материальных носителей), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

 
 

 


В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

· о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

· о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

· о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

· о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.

 

15.2. Характеристика нематериальных активов. Документальное оформление прав на нематериальные активы

 

Любой объект нематериальных активов, принимаемый к учету, должен быть выражен той или иной объективной формой, допускающей его воспроизведение.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и в других формах).

Авторское право возникает в силу факта его создания и не требует регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей и регулируется Законом РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

Передача имущественных прав на произведение может осуществляться на основе авторского договора. При этом стороны могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав.

Передача исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Передача неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. При этом неисключительное право на объект интеллектуальной собственности не может быть отнесено к нематериальным активам.

Авторский договор должен предусматривать:

· способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

· срок и территорию, на которые передается право;

· размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;

· порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

К законодательству Российской Федерации об авторском праве относится также Закон РФ от 23.09.92 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы и распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе па операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Правообладатель всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных путем подачи заявки в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.

Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия:

· объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных;

· порядок выплаты и размер вознаграждения;

· срок действия договора.

Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных подлежит регистрации в Роспатенте.

Договоры о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных могут быть зарегистрированы в Роспатенте по соглашению сторон.

Российским агентством по патентам и товарным знакам Приказом от 31.12.98 № 245 утверждены Правила регистрации договоров на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем, которыми устанавливается порядок регистрации договоров о полной уступке всех имущественных прав и договоров о передаче имущественных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Топология интегральной микросхемы - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Имущественные права на топологию могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.

Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия:

· объем и способы использования топологии;

· порядок выплаты и размер вознаграждения;

· срок действия договора.

Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную топологию подлежит регистрации в Роспатенте.

Договоры о передаче имущественных прав на топологию могут быть зарегистрированы в Роспатенте по соглашению сторон.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняет «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 № 3517-1.

Объектом изобретения может быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, если он является новым, имеет изобретательский уровень, и промышленно применим. Авторство изобретения и исключительное право на его использование удостоверяет патент, который действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

К полезной модели относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель должна быть новой и промышленно применимой. Право на полезную модель удостоверяет свидетельство, которое действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, по не более чем на три года.

К промышленному образцу относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец должен быть новым, оригинальным и промышленно применимым. Право на промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент, который действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие патента па промышленный образец продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.

С разрешения патентообладателя права на использование охраняемого объекта промышленной собственности предоставляются другому лицу на основе лицензионного договора в объеме, предусмотренном договором.

По лицензионному договору:

· правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату);

· лицензиат принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Лицензия может быть исключительной либо неисключительной:

· при исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату;

· при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и па предоставление лицензий третьим лицам.

Лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным.

Отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров регулируются Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Выдача свидетельства на товарный знак производится Патентным ведомством и действует в течение десяти лет.

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор регистрируются в Патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными.

Наименование места происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Так, в качестве примера наименования места происхождения товара, используемого для обозначения товара, можно привести, в частности, минеральную воду «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», коньяк «Кизляр», вино «Новый свет» и т.д. Приобретая данную продукцию, потребитель рассчитывает на то, что местом происхождения, к примеру, коньяка «Кизляр» является именно г. Кизляр, а не иной географический объект.

В то же время обозначения географических объектов, ставшие со временем видовыми (то есть обозначающие товар определенного вида) в результате их многократного и неконтролируемого использования, в качестве наименования места происхождения товара признаны быть не могут (п. 2 ст. 30 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1). Например, не могут быть признаны в качестве наименования места происхождения товара географические объекты в таких товарах, как «Вологодское масло», «Краковская колбаса», «Грильяж восточный», «Булка французская», водка «Московская» и пр. Это объясняется тем, что в данном случае указанный товар в представлении потребителя ассоциируется уже не с географическим местом, обозначенным в названии товара, а с определенной рецептурой, по которой этот товар изготовлен.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическим» лицами. Закон допускает регистрацию права на использование наименования места происхождения товара несколькими субъектами одновременно при условии, что последние находятся в том же географическом объекте и производят товар с теми же свойствами. Из этого следует, что наименование места происхождения товара не является объектом исключительного права отдельного лица и может быть предоставлено любому другому лицу. Важно отметить, что регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 30 Закона № 3520-1. То есть право на использование наименования места происхождения товара возникает в отношении не любого товара, производимого лицом, а только в отношении того, который обладает особыми свойствами.

Регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара осуществляются на основании подаваемой соискателем заявки. Она подается в Патентное ведомство заявителем либо через патентного поверенного (п. 2 ст. 8, ст. 32 Закона № 3520-1). Заявка должна содержать:

 

· заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей), а также его (их) местонахождения или местожительства;

· заявляемое обозначение;

· вид товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, с указанием места его производства (границ географического объекта);

· описание особых свойств товара.

Кроме того, к заявке в обязательном порядке прилагаются:

· заключение компетентного органа о том, что заявитель находится в указанном географическом объекте и производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно;

· документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

По результатам экспертизы Патентное ведомство принимает решение о регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении права пользования им или об отказе в регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении права пользования им, либо решение о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара или об отказе в предоставлении права пользования им.

На основании решения экспертизы Патентное ведомство производит регистрацию наименования места происхождения товара в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ и выдачу свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет. Срок действия свидетельства может продлеваться каждый раз на десять лет.

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным, не запрещенным законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный статьей 1027 Гражданского кодекса РФ.

Франчайзинг (англ, franchising) основан на том, что один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю:

· право использовать свои средства индивидуализации - фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания;

· передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау);

· оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса.

Лицензионный договор и договор коммерческой концессии имеют ряд общих черт, они предполагают предоставление права пользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав. От договоров лицензирования коммерческую концессию отличает то, что последняя предусматривает передачу в пользование не только товарного знака, а всего комплекса исключительных прав, составляющих предмет договора, - право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также на другие объекты исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Кроме того, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (ст. 1031 ГК РФ).

 

 

Оформление прав на объекты интеллектуальной собственности
Объект интеллектуальной собственности Охранный документ Срок действия Передача имущественных прав Нормативный документ
         
Авторское право на произведения науки, литературы искусства и объекты смежных прав Не требует регистрации и иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей В течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти Авторский договор Закон РФ от 09.07.93 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»
Право использования программ для ЭВМ и баз данных Регистрация по желанию автора в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ и базы данных) В течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти Договор Закон РФ от 23.09.92 №3523-1 «О правовой охране баз для ЭВМ и базы данных» Приказ Роспатента от 31. 12. 98 №245
Право на топологию интегральной микросхемы Регистрация по желанию автора в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (свидетельство топологии интегральной микросхемы) В течение 10 лет Договор Закон РФ от 23.09.92 №3526-2 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» Приказ Роспатента от 31. 12. 98 №245
Право на изобретение Патент на изобретение В течение 20 лет* Лицензионный договор «Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1
Право на полезную модель Свидетельство на полезную модель В течение 5 лет* Продлевается не более чем на три года Лицензионный договор «Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1
Право на промышленный образец Патент на промышленный образец В течение 10лет* Продлевается не более чем на пять лет Лицензионный договор «Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1
Право на товарный знак и знак обслуживания Свидетельство на товарный знак В течение 10 лет Лицензионный договор Закон РФ от 23. 09.92 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
         
Право пользования наименованием места происхождения товара Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара В течение 10 лет *. Срок действия свидетельства может продлеваться (каждый раз на 10 лет) Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам Закон РФ от 23. 09.92 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

* Считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

 

Организационные расходы представляют собой сумму расходов по созданию организации, признанную в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал. В этом случае расходы, связанные с созданием предприятия включаются в состав нематериальных активов предприятия как организационные расходы на основании пункта 5 ПБУ 14/2000. На сумму организационных расходов оформляются проводки:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»;

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

Кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Что касается расходов, связанных с регистрацией предприятия, произведенных уже после его регистрации, то они подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг), поскольку их осуществление непосредственно связано с функционированием предприятия.

Затраты, связанные с внесением изменений в учредительные документы должны относиться в состав общехозяйственных расходов, а при изменении предприятием организационно-правовой формы эти расходы производятся за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Особенностью операции по приобретению предприятия является то, что сумма, уплачиваемая за него продавцу, практически всегда будет меньше или больше разницы между стоимостью его имущества и суммой переводимой на покупателя кредиторской задолженности согласно передаточному акту. Возникающая положительная или отрицательная разница - это деловая репутация предприятия.

Деловая репутация (англ, goodwill) - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и т.п.

Под деловой репутацией понимается условная «цена» фирмы, условная стоимость существующих деловых связей и контактов. Деловая репутация оценивается как превышение рыночной оценки совокупных активов над рыночной стоимостью этих же активов, рассматриваемых в отдельности. Это превышение («гудвилл» -доброе имя фирмы), определяемое экспертным путем, и есть деловая репутация фирмы. Сложность экспертной оценки деловой репутации связана с необходимостью выделения из нее стоимости торговой марки, фирменного стиля и прочих элементов, которые обычно являются составляющими гудвилла.

Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разнообразными, как правило, это связано с эффективной рекламной политикой, либо использованием производственных секретов недоступных конкурентам; наличием устойчивых, эффективных и надежных связей с поставщиками, а также прогрессивной организации труда и системы мотивации персонала и т.п.

Деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета только при совершении сделки купли-продажи предприятия и отражается в цене, по которой покупается предприятие. Деловая репутация может быть оценена только субъективно как продавцом, так и покупателем. Она может быть либо положительной, либо отрицательной.

В соответствии с пунктом 27 ПБУ 14/2000, деловая репутация организации, может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Положительная деловая репутация означает, что стоимость организации превышает совокупную стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы (уровень квалификации персонала, деловые связи, репутация качества и т.п.). Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот который может быть получен при использовании аналогичных активов, но без отмеченных нематериальных активов.

Возможна ситуация, когда при покупке компании появляется отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» - «бэдвилл». Отрицательная деловая репутация возникает, как правило, тогда когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает сумму, за которую она была приобретена.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.

Величина приобретенной деловой репутации организации для целей бухгалтерского учета определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.226.167 (0.082 с.)