Льготы по уплате единого социального налога



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Льготы по уплате единого социального налога



 

Статья 239 часть II НКРФ Категории налогоплательщиков Освобождаются от уплаты налога Размер дохода  
 
пп. 1 п. 1 Организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III групп с сумм не превышающих 100000 рублей в течение календарного года  
пп. 2 п. 1 Налогоплательщики - работодатели (за исключением организаций, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов):        
 
 
общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов) среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные подразделения     с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с румм не превышающих 100000 рублей в течение календарного года  
  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25% с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с сумм не превышающих 100 000 рублей в течение календарного года  
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются указанные общественные организации инвалидов   С сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с сумм не превышающих 100 000 рублей в течение календарного года  
пп. 3 п. 1 Налогоплательщики - неработодатели, являющиеся инвалидами I, II и III групп в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение календарного года    
 
пп. 4 п. 1 Российские фонды поддержки образования и науки с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений    
п. 2 Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся налогоплательщиками - неработодателями, - не обладающими правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в части, зачисляемой в соответствующие фонды.    
п. 2 Налогоплательщики – работодатели производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, - в случае, если такие лица в соответствии с законодательством РФ не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.    

 

Налоговая база

 

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала года по истечении каждого месяца нарастающим итогом, причем не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

При расчете налоговой базы работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам).

В 2002 году сохранен порядок включения в налоговую базу любых выплат и вознаграждений независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты: полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника, droiara страховых взносов по договорам добровольного страхования и др.

Налоговая база налогоплательщиков -работодателей (для организаций и индивидуальных предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений; начисленных за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Письмом МНС РФ от 04.04.2002 №СА-б-05/415@ разъяснено, что выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 237, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесены налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом периоде.

Налоговая база налогоплательщиков - работодателей физических лиц (не признаваемых индивидуальными предпринимателями), определяется как сумма выплат и вознаграждений, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплаченных за налоговый период в пользу работников.

Налоговая база налогоплательщиков- неработодателей (индивидуальных предпринимателей и адвокатов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения этой группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной, форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Если в 2001 году выплаты в натуральной форме учитывались как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов) на день их получения, то в 2002 году - на день их выплаты. . ,ь .

Иными словами, частичная оплата заработной платы в натуральной форме товарами (работами, услугами) в 2002 году должна производиться только по рыночным ценам, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги)-исходя из государственных регулируемых розничных цен. ,

Таким образом, налогоплательщик, производящий частичную оплату физическим лицам заработной платы товарами (работами, услугами) собственного производства, должен учитывать ее как в объекте налогообложения, так и в облагаемой базе по ЕСН в рыночных ценах, а не в ценах, указанных сторонами сделки.

В отличие от 2001 года в стоимость товаров (работ, услуг) в 2002 году не включается соответствующая сумма налога с продаж.

В 2002 году не облагаются ЕСН выплаты в натуральной форме в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц товарами только собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей.

При применении указанной нормы налогоплательщики должны производить начисление сельскохозяйственной продукции или товаров для детей в натуральной форме в соответствующем денежном эквиваленте.

Согласно статье 131 Трудового кодекса Российской Федерации доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

Налоговым периодом признается календарный год.

Датой получения дохода для исчисления единого социального налога считается:

· для доходов, начисленных у налогоплательщиков - работодателей -

- день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты);

· для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов -

- день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Что касается физических лиц, то для них с 1 января 2002 года датой выплат признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Ставки налога

 

Статьей 241 части II НКРФ установлены четыре шкалы ставок единого социального налога:

1) для налогоплательщиков - работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств);

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве, сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) для налогоплательщиков - неработодателей (индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных" народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, глав крестьянских (фермерских) хозяйств);

4) для адвокатов.

Ставки единого социального налога представляют собой сумму взносов во внебюджётные фонды (ПФР,"ФСС; ФОМС). Единый социальный налог исчисляется по регрессивной шкале ставок (чем выше доход, тем ниже ставка налога), но не все налогоплательщики - работодатели могут применять регрессивную шкалу.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 241 части II НК РФ регрессивная шкала ставок единого социального налога (взноса) может применяться организацией только при соблюдении конкретных условий. Определение этих условий связано с расчетом налоговой базы в среднем на одного работника с учетом средней численности работников, которая определяется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике.

С 1 января 2002 года изменен механизм определения налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, права на применение регрессивных ставок ЕСН.

Во-первых, значительно снижена (с 4 200 до 2 500 руб.) пороговая величина накопленной с начала года налоговой базы в среднем за месяц на одно физическое лицо, при достижении которой налогоплательщик получает право на применение при исчислении налога за истекший месяц регрессивных ставок налога.

Многие налогоплательщики уже при расчете налога за январь 2002 года получили возможность использовать такие ставки.

Во-вторых, в новой редакции пункт,2. статьи 241 ЩС РФ. предусматривает расчет только одного условия на право применения регрессивных ставок налога.

Расчет производится при исчислении налога за каждый ме,сяц отчетного периода текущего года начиная с января 2002 года

Расчет второго условия по результатам работы налогоплательщика в предыдущем году не производится.

При расчете условия на право применения регрессивных ставок налога у налогоплательщиков сохранен прежний порядок:

· в организациях с численностью работников свыше 30 человек -

- не учитываются выплаты 1р%, работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты (учитывают, выплаты, в Пользу 90% наименее оплачиваемых работников);

· в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) -

- не учитываются выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты (учитывают выплаты в пользу 70% наименее оплачиваемых работников).

Если у налогоплательщика величина накопленной с начала года .налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 руб., налог исчисляется по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

В-третьих, если у налогоплательщика в каком-либо месяце налогового периода налоговая база, исчисленная в вышеизложенном порядке, составила менее 2 500 руб., то он утрачивает право на применение регрессивных ставок налога до конца текущего года.

Это право не восстанавливается, если впоследствии в каком-либо месяце накопленная с начала года налоговая база в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество, истекших в текущем году месяцев, составит 2 500 руб. и более.

Таким, образом, если налогоплательщик не получает это право при исчислении налога, за январь 2002 года, то он в течение всего этого года должен исчислять ЁСН только по максимальной ставке налогообложения.

Следует учитывать, что эта норма расчета (п. 2 ст. 241 ЦК РФ) распространяется на все категории налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам.

При расчете указанной налоговой базы учитывается средняя численность работников, включающая в себя:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность определяется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, а именно Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121, которым утверждена Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного Статистического наблюдения.

Средняя численность работников округляется до целых единиц.

Для целей исчисления и уплаты налога расчет права на применение регрессивных ставок налога производится ежемесячно в целом по организации.

Налогоплательщики, которые не удовлетворяют этим требованиям должны уплачивать единый социальный налог (взнос) по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 части II НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

 

 

Для налогоплательщиков - работодателей* установлены



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.026 с.)