Критерии и классификация условий труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и классификация условий труда



(Извлечение из Руководства Р 2.2.2006-05)

Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений. Работа с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические аналгетики), дает право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов возможна при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов (защита временем). Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимаются такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников подразделяют на четыре степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии.

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.


Таблица 58

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

Фактор Класс условий труда
  3.1 3.2 3.3 3.4  
  превышение ПДК, ПДУ
Вредные вещества 1-4 класса опасности за исключением перечисленных ниже ≤ПДК макс 1,1-3,0 3,1- 10,0 10,1-15,0 15,1-20,0 >20,0
≤ПДК сс 1,1-3,0 3,1-10,0 10,0 -15,0 >15,0 -
Вещества с остронап- равленным механизмом действия. Вещества раздражающего действия ≤ПДК макс   ≤ПДК макс   1,1-2     1,1-2   2,1-4     2,1-4 4,1-6     5,1-10 6,1-10     10,1-50   >10     >50  
Аллергены Высоко опасные ≤ПДК макс 1,1-3 3,1-10 >10 - -
Умеренно опасные
Канцерогены; вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека ≤ПДК 1,1-2 2,1-4 4,1-10 >10 -
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия ≤ПДК 1,1-2 2,1-4 4,1-10 >10 -
Противоопухолевые лекарственные средства, гормоны (эстрогены)         +  
Наркотические аналь- гетики     +      
Патогенные микроорганизмы: особо опасные инфекции; возбудители других ин- фекционных заболеваний         +     +       +  
Микроорганизмы-проду- центы; препараты, со- держащие живые клетки и споры микроорганизм ≤ПДК 1,1-10,0 10,1-100,0 >100 -  
Шум (эквивалентный уровень звука, дБА) ≤ПДУ         >35
Вибрация (эквивалент. уровень виброскорости дБА): локальная общая   ≤ПДУ ≤ПДУ           >12 >24
                 

Пояснение к таблице:

1. Степень вредности условий труда устанавливают при сравнении фактических концентраций с соответствующей ПДК – максимальной (ПДК макс) или среднесменной (ПДК сс).

2. При одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких веществ однонаправленного действия с эффектом суммации исходят из рас-

чета суммы отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК,

которая не должна превышать единицу, что соответствует допустимым условиям труда.

3.При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны двух и более вредных веществ разнонаправленного действия класс условий труда устанавливают следующим образом:

- по веществу, концентрация которого соответствует наиболее высокому классу и степени вредности;

- присутствие любого числа веществ, уровни которых соответствуют классу 3.1, не увеличивает степень вредности условий труда;

- три и более веществ класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности - 3.3;

- два и более вредных веществ класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4. Аналогичным образом осуществляется перевод из класса 3.4 в 4 класс - опасные условия труда.

4.Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и др.), оценка условий труда проводится по более вы-

сокой степени вредности.

ОБЩАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА устанавливается:

- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании двух и более факторов классов 3.2; 3.3; 3.4 - условия труда оцениваются соответственно на одну ступень выше.

ДЛЯ ЗАПИСЕЙ

 


ТЕМА 4.2

ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА; ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

И ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Трудовая деятельность человека протекает в определенных производственных условиях (микроклимат, запыленность, загазованность, шум, вибрация, освещенность и др.), которые в одних случаях способствуют выполнению работы, в других - могут отрицательно влиять на работоспособность и состояние здоровья. Кроме условий труда существенное влияние на функциональное состояние работающих, их работоспособность и здоровье оказывают факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, общее число стереотипных рабочих движений, величина статической нагрузки, рабочая поза, степень наклона корпуса, перемещения в пространстве) и напряженность (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы) труда. При нерациональной организации труда, в том числе медицинских работников, отклонении параметров трудового процесса от гигиенических

нормативов (вынужденное положение тела, высокое эмоциональное напряжение, чрезмерная интенсивность и продолжительность труда и др.) развиваются перенапряжение ряда функций и систем организма, переутомление, производственно обусловленные и профессиональные заболевания. Знания, полученные при изучении данной темы, помогут врачу оценивать причинно-следственные связи между профессиональной деятельностью и заболеваниями пациентов, а также оптимизировать организацию труда в лечебно-профилактических организациях.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить оценивать влияние характера труда (тяжести и напряженности трудового процесса) на функциональное состояние и здоровье человека; ознакомить с некоторыми физиологическими методами

изучения работоспособности и утомления, мероприятиями по оптимизации

трудового процесса.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.

2. Исследование способности студента к умственной работе в вынужденном темпе (методика изложена в справочном материале по теме), оформление протокола.

3. Исследование влияния физического труда (модель профессиональной ситуации) на функциональное состояние организма и оценка тяжести трудового процесса по гигиенической классификации.

3.1. Методика проведения эксперимента:

Испытуемый выполняет дозированную работу, заключающуюся в поднятии и опускании 3-килограммового груза (высота 1 метр) в течение 3 минут.

Необходимо подсчитать, сколько раз за время работы испытуемый поднял и опустил груз.

Студенты осуществляют исследование функционального состояния испытуемого в два этапа: исходное состояние до работы и сразу по окончании работы. На каждом этапе определяются показатели, изложенные в таблице 56.

3.2. Записать результаты эксперимента в таблицу протокола и составить заключение по оценке сдвигов в функциональных показателях организма испытуемого.

3.3. Рассчитать физическую динамическую нагрузку, выраженную в единицах внешней работы (кгм) по формуле:

Р х Н1 Р х L

А = [(Р х Н + ---------- + ----------) х 6] х n, где

2 9,8

А - количество работы, кгм;

Р - масса груза, кг (3 кг);

Н - высота подъема груза, м (1 м);

Н1- расстояние опускания груза, м (1 м);

L - расстояние перемещения груза по горизонтали, м (0 м);

n - число циклов по подъему и опусканию груза.

3.4. Оценить тяжесть трудового процесса по гигиенической классификации, возможное влияние подобного труда на здоровье, предложить меры его оптимизации.

4. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по индивидуальному заданию преподавателя.

5. Просмотр учебного видеофильма, участие в регламентированной дискуссии по материалу видеофильма.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Тяжесть и напряженность труда, понятия.

2. Показатели тяжести и напряженности труда.

3. Утомление и переутомление, понятия; субъективные и объективные

признаки.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"___"___________20 г.

1. Решение ситуационной задачи №___

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Исследование способности студента к умственной работе в вынужденном темпе.

Количество всех зачеркнутых групп численно-буквенных сочетаний___;

количество групп, зачеркнутых неправильно_____;

общее количество групп, которые следовало зачеркнуть____;

количество незачеркнутых (пропущенных) групп___.

Коэффициент успешности:_____

Заключение: высокая, средняя или низкая способность к умственной работе в вынужденном темпе (подчеркнуть).

3. Исследование влияния физического труда на функциональное состояние организма и оценка тяжести трудового процесса.

Масса поднимаемого груза ____ кг; высота подъема и опускания груза ___м; число циклов по подъему и опусканию груза____.

 

Таблица 59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.026 с.)