Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Витаминам, минеральным веществам и пищевым волокнамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Рациональное питание человека требует сбалансированности не только по содержанию белков, жиров, углеводов, но и по содержанию микронутриентов. Результаты изучения фактического питания различных групп населения свидетельствуют о значительной распространенности полигиповитаминозов, недостаточности основных минеральных веществ и пищевых волокон. Устранение недостаточностей микронутриентов не может быть достигнуто простым увеличением потребления продуктов питания. Современные условия жизни и труда большинства населения приводят к уменьшению энергетических затрат, что обусловливает необходимость снижения количества потребляемой пищи и влечет за собой недостаточное потребление содержащихся в ней микронутриентов. Знания клинических проявлений недостаточностей микронутриентов, источников витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон в питании, способах сохранения витаминной ценности продуктов, приемах профилактической витаминизации позволяют врачу оптимизировать статус питания пациентов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с биологической ролью, нормированием и источниками в питании микронутриентов и пищевых волокон; научить определению химического состава рациона питания по содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон расчетным методом (на примере анализа меню-раскладки суточного рациона питания студента-медика), витаминосберегающим способам хранения и кулинарной обработки продуктов, профилактической витаминизацией.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Определение качественного состава суточного рациона питания студента по содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон расчетным методом (по меню-раскладке, составленной к теме 3.2.) с использованием «Таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов». 2. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач двух типов, оформление решения в протоколе. 3. Лабораторная работа по определению содержания витамина С в овощах. 3.1. Определение содержания витамина С в сыром и вареном картофеле; расчет процента потери витамина С при кулинарной обработке. 3.2. Определение содержания витамина С в капусте; расчет процента потери витамина С при хранении. 3.3. Формулировка заключения и рекомендаций по обеспечению сохранности витаминов в продуктах питания. 4. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных студентами по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Биологическая роль, нормирование, источники в питании водорастворимых витаминов. 2.Биологическая роль, нормирование, источники в питании жирорастворимых витаминов. 3. Виды витаминных недостаточностей. 4. Причины гиповитаминозов, их проявления. 5.Приемы сохранения и повышения витаминной ценности рационов питания, профилактика гиповитаминозов. 6.Биологическая роль, нормирование, источники в питании минеральных веществ. 7.Биологическая роль, нормирование, источники в питании пищевых волокон.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "_____"___________20___г.
Таблица 46 Качественный состав суточного рациона питания студента По содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон
2. Решение ситуационной задачи (тип 1) №____ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Решение ситуационной задачи (тип2) №___ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Определение содержания витамина С в овощах: вид продукта _____________, навеска продукта ____________г, количество 0,0001н. раствора иодноватокислого калия, пошедшего на тит- рование пробы _____мл; Формула для расчета:
Содержание витамина С на 100 г продукта: а) сырой картофель _______ м, вареный картофель _______ мг, потеря витамина С при кулинарной обработке _________% б) капуста ______ мг, среднее содержание в капусте _____ мг, потеря витамина С при хранении _____ %. Заключение и рекомендации: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Работу выполнил __________________ Подпись преподавателя _____________
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Дефиниции темы АВИТАМИНОЗ - полное истощение витаминных ресурсов организма. АНТИВИТАМИНЫ - соединения, частью или полностью выключающие витамины из обменных реакций организма путем их разрушения, инактивации или препятствуя их ассимиляции. Антивитамины делятся на 2 группы: а) структуроподобные соединения (конкурентные ингибиторы; вступают с витаминами или их производными в конкурирующие отношения в соответствующих биохимических реакциях обмена веществ), к ним относятся сульфаниламиды, дикумарин, мегафен, изониазид и др. б) структуроразличные соединения (природные антивитамины; вещества, которые путем изменения молекулы или комплексного соединения с метаболитами частично или полностью лишают витамин его действия), к ним относятся тиаминаза, аскорбиназа, авидин и др. ВИТАМИНЫ - необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме и поступают в организм с пищей. Биологическая роль водорастворимых витаминов определяется их участием в построении различных коферментов, жирорастворимых витаминов - в контроле функционального состояния мембран клетки и субклеточных структур. ВИТАМИНЫ-АНТАГОНИСТЫ: В1 и В2; А и Д; никотиновая кислота и холин; тиамин и холин (при длительном введении с лечебными целями одного витамина обнаруживаются симптомы недостаточности другого). ВИТАМИНЫ-СИНЕРГИСТЫ: С и Р; Р, С, К; В12 и фолиевая кислота; С, К, В2; А и Е; Е и инозит (при комплексном применении в поливитаминных препаратах могут усиливать биологический эффект друг друга). ГИПОВИТАМИНОЗ - резкое снижение обеспеченности организма тем или иным витамином. СКРЫТАЯ (ЛАТЕНТНАЯ) ФОРМА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ не имеет каких-либо внешних проявлений и симптомов, однако, оказывает отрицательное влияние на работоспособность, устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам, удлиняет выздоровление после перенесенного заболевания. ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА – высокомолекулярные углеводы (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектины, лигнин, хитин и др.) главным образом растительного происхождения, устойчивые к перевариванию и усвоению в тонком кишечнике, но подвергающиеся полной или частичной ферментации в толстом кишечнике.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПОВИТАМИНОЗОВ И АВИТАМИНОЗОВ 1. Недостаточное поступление витаминов с пищей. 1.1. Низкое содержание витаминов в рационе. 1.2. Снижение общего количества потребляемой пищи в связи с низкими энерготратами. 1.3. Потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной обработки. 1.4. Отклонения от сбалансированной формулы питания (преимущественно углеводное питание требует дополнительного количества тиамина; при недостаточном введении полноценных белков витамины С, РР, В1 быстро выводятся с мочой, не участвуют в обменных процессах, задерживается превращение каротина в витамин А). 1.5. Анорексия. 1.6. Присутствие витаминов в некоторых продуктах в неутилизируемой форме (инозит в виде фитина зерновых продуктов). 2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей некоторые витамины (В 6, К). 2.1. Болезни желудочно-кишечного тракта. 2.2. Последствия химиотерапии (дисбактериозы). 3. Нарушение ассимиляции витаминов. 3.1. Нарушение всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте при заболеваниях желудка, кишечника, поражениях гепатобилиарной системы, а также в пожилом возрасте (нарушение секреции желчи, необходимое для всасывания жирорастворимых витаминов). 3.2. Утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной микрофлорой (авитаминоз В12 при инвазии широким лентецом). 3.3. Нарушение обмена витаминов и образования их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии, в пожилом возрасте. 4. Повышенная потребность в витаминах. 4.1. Особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация). 4.2. Особые климатические условия (потребность в витаминах повышается на 30-60% в связи с повышенными энерготратами при низкой температуре воздуха в климатической зоне Севера). 4.3. Интенсивная физическая нагрузка. 4.4. Значительная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния. 4.5. Воздействие вредных факторов производства (Рабочим горячих цехов в условиях воздействия высоких температур /32 градуса/ при одновременной физической нагрузке требуется вдвое больше витаминов С, В1, В6, пантотеновой кислоты, чем при 18 градусах). 4.6. Инфекционные заболевания и интоксикации (При тяжелых септических процессах потребность организма в витамине С достигает 300-500 мг в сутки). 4.7. Заболевания внутренних органов и эндокринных желез. 4.8. Повышенная экскреция витаминов. 5. Врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функций витаминов. 5.1. Врожденные нарушения всасывания витаминов. 5.2. Врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны. 5.3. Врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты из триптофана). 5.4. Врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные формы, простетические группы и активные метаболиты. 5.5. Нарушение включения витаминов в состав активного центра фермента. 5.6. Нарушение структуры апофермента, затрудняющее его взаимодействие с коферментом. 5.7. Нарушение структуры апофермента, приводящее к полной или частичной утрате ферментативной активности вне зависимости от взаимодействия с коферментом. 5.8. Усиление катаболизма витаминов. 5.9. Врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках. Таблица 47 Содержание витаминов в основных продуктах (в 100 г съедобной части)
Таблица 48
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.012 с.) |