Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приятному для нас человеку мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффект этот нашел отражение в народных пословицах: "Не по-хорошему мил, а по-милу хорош", "Все девчата хороши, откуда злые жены берутся?" Действительно, когда человек мил, то есть приятен, то все в нем представляется хорошим, недостатки кажутся забавными или не замечаются. Говорят же: "Любовь слепа". И даже когда окружающие указывают на изъяны объекта любви, влюбленные не хотят этого слышать и видеть. Еще говорится: "Любовь зла, полюбишь и козла". Потом уже, когда влюбленность поослабеет: "Ах, мама, мамочка, как ты была права!" Таким образом, результатом действия эффекта проекции является, в частности, и значительная доля разводов (50 % разводов от числа заключенных браков): вступающие в брак фактически идеализируют друг друга. Многое из того, чему мы теперь учимся, было открыто еще в древности. Так, к эффекту проекции можно отнести вопрос, сформулированный давным-давно одним из ученых мужей: прекрасны предметы потому ли, что нам нравятся, или потому нравятся, что прекрасны?
Иллюзии восприятия
Перечисленные выше особенности и эффекты восприятия имеют многочисленные следствия и проявления в восприятии нами окружающего. Перечислим их. При напряженной беседе время как бы спрессовывается; например, пробывшему в кабинете большого начальника длительное время кажется, что он находился там всего лишь несколько минут. Незаметно пролетает время и в периоды экзальтации чувств. Не зря говорят: счастливые часов не наблюдают. В неверности жен мужья убеждаются по доказательствам, которые для менее заинтересованных лиц были бы недостаточны. Толпа жадно верит в чудеса, довольствуясь доказательствами, которых было бы мало даже для событий вполне обычных. Для разлучившихся влюбленных время тянется нескончаемо: каждая минута, словно час, а каждый день, словно год. То же кажется нам, когда мы чего-либо с нетерпением ждем. Говорят же: нет хуже — ждать и догонять. Осужденному преступнику время между приговором и казнью кажется плачевно коротким, как и всякому, кто ожидает чего-либо со страхом; это может подтвердить даже школьник: время отдыха, как ему представляется, пролетает очень быстро — не успеет он разыграться, как час уже минул. Столь же быстро «пролетают» каникулы. Каждый знает, сколь томительна неизвестность; мы хотим избавиться от нее хотя бы ценой дурных вестей. То есть плохое может выступать своеобразным благом. Отсутствие информации бывает хуже плохой информации. В бесплодной и безлюдной местности дорога всегда кажется длиннее, но вот в воспоминаниях такая дорога представляется короткой. Памяти не за что зацепиться. Путь, проделанный с приятным спутником, кажется недлинным и по времени, и по расстоянию; особенно если мало что привлекает при этом наше внимание или если все это уже нам знакомо; так же чувствует себя молодежь на танцевальном вечере или веселая компания за бутылкой; предметы при этом обсуждаются несерьезные и скоро исчезают из памяти; когда приятный путь или веселое застолье уже позади, участники помнят только, что было очень весело, но едва ли скажут, что именно их веселило. Место, отведенное под постройку дома, кажется больше, будучи поделено на части. Земельный участок представляется обширнее, когда обнесен изгородью, и еще больше, если на нем разбит сад, поделенный на несколько частей. Это (и следующие два обстоятельства) полезно использовать при продаже соответствующей недвижимости. Комната средних размеров кажется больше, когда она обставлена. Но если обставить очень большое помещение, оно, пожалуй, может показаться меньше. Комната средних размеров представляется нам меньше, если потолок ее ниже обычного. Но тот же низкий потолок в очень большом помещении заставляет его казаться больше, чем в действительности. Колонна, покоящаяся на основании, выглядит устойчивее, чем подымающаяся прямо с земли, и поэтому более приятна взору. И хотя цилиндр по форме красивее, мы предпочитаем в качестве основания куб, ибо углы его дальше отстоят от центра, нежели окружность сечения цилиндра, и тем самым колонна выглядит более устойчивой. Изображенная художником напряженная поза неудобна самому человеку, неприятна и для зрителя; отсюда правило живописи: чтобы складки одежды не прилегали к телу, но ниспадали свободно, а нарисованные фигуры не казались стесненными в движениях. Долгое и утомительное путешествие заставляет нас радоваться даже плохому пристанищу, а в пути, если дорога хороша и нам комфортно, ненастный день может показаться приятным, ибо позволяет сильнее ощутить тепло и уют.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
От плохого начала и конец бывает плохой. Еврипид
Впечатление и мнение
Все мы знаем, как важно первое впечатление. "Встречают по одежке" — это вековая народная мудрость. Она же утверждает, что "провожают по уму". Естественно возникает вопрос: насколько первое впечатление влияет на все последующее восприятие человека, способствует или препятствует раскрытию истинных свойств человека? Эксперименты показали, что 50 % устойчивого мнения о человеке формируется в течение первых полутора минут общения.
Кадровые беседы
Изучение бесед при приеме на работу подтвердило и дополнило этот вывод. Установлено, что как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3–4 минут разговора. После этого вопросы задаются в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — "на засыпку". То есть проводящие беседу фактически создают условия, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами.
Отделить зерна от плевел
Все это свидетельствует об исключительной важности первого впечатления. Поэтому необходимо проследить, какие факторы влияют на создаваемое впечатление. Разделить положительные и отрицательные, истинные и ложные. Вполне естественно при этом сосредоточиться не на знакомых фактах, а на малоизвестных, особенно — на ошибках первого впечатления. Все приведенные ниже утверждения получены многими исследователями экспериментальным путем.
Красивая внешность
Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто был объявлен некрасивыми. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили «красивых» мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним. В последнее время выполнено уже не одно исследование, которое показывает, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда их объектом оказываются черты личности, но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок. Вот факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли. Молодым людям предлагали оценивать очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других — портрет дурнушки. Молодежь оценивала очерк более высоко, когда считала, что его написала красивая женщина. Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из ребят и к их поведению. Будущие педагоги оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность. Увеличивать дальше число примеров, которые подтверждали бы проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке, вряд ли нужно. Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано множество фактов, доказывающих, что влияние "эффекта красоты" носит предварительный характер. В последующем оценивание человека окружающими определяется характером взаимодействий их с этим человеком, реальной ценностью в их глазах его дел.
Телосложение
Особенности телосложения, конституция человека тоже влияет на создаваемое им впечатление. Видя полного, с округлыми формами мужчину, чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть. О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный. О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный. Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.
Взгляд
То, что характерное для человека выражение лица — угрюмое или радостное, злое или доброе — воздействует на нас, — это ясно каждому. А вот что взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, известно меньше. Новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. В итоге студенты первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям. В следующем опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, так же как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала по просьбе экспериментатора пристально рассматривала одну группу студентов, сидевших в аудитории, а на другую группу студентов внимания не обращала. В этом случае студенты первой группы дали ей как человеку более положительные оценки, чем студенты второй группы. Ясно, что выявившееся в приведенных примерах влияние взгляда на формирование первого впечатления о человеке — это следствие сложившегося у людей в прошлом опыта представления о том, что, с одной стороны, волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, с другой — если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.
Поза
На формирующееся впечатление о человеке может повлиять, как показывают исследования, принятая человеком поза. Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других — отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились наблюдателям больше, чем во втором. Кроме того, женщины нравились сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами. Другие исследования в еще большей степени подтвердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже — телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.
Речь и голос
Насколько значимы для формирования впечатления о человеке его пантомимика, настолько же важны для этого впечатления особенности его речи и голоса. Так, исследования показывают, что низкие и высокие голоса у мужчин, с одной стороны, и у женщин — с другой, вызывают у слушающих их впервые лиц совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств обладателей голосов. Выдающиеся политики демонстрируют нам пример серьезного отношения к голосу как фактору преуспевания. Все знают, что Маргарет Тэтчер называли Железной леди. Но не все знают, за что она получила такое прозвище. Оказывается, не за характер, хотя и он соответствует этому определению, а за «металлический» голос, данный ей от природы. Он мешал адекватному ее восприятию, и Тэтчер пошла на операцию (довольно рискованную) голосовых связок, чтобы сделать голос более соответствующим женскому полу. Однако мужчинам «железный» голос вовсе не мешает, а скорее помогает произвести нужное впечатление. Пример генерала Лебедя — тому свидетельство. Впервые услышавшие его сразу наделяли Александра Ивановича волевыми качествами. А афористичная речь еще более укрепляла первое впечатление. В данном случае голос, речь, характер и пол созвучны друг другу. Понятно, что столь яркие личности только подкрепляют распространенное мнение (не всегда, впрочем, справедливое), что по голосу можно сказать о человеке все. Напряженность в голосе женщины не вела к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчины обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т. д. Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было расценено как серьезный недостаток их личности, а у вторых — как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Эти факты указывают на более снисходительное отношение общества к речи женщин и более требовательное — к речи мужчин. Этому соответствует и такое обстоятельство. Женщины придают небольшое значение своим словам и несравненно большее словам мужчин. Одновременно исследования воздействия характеристик голоса и речи человека на формирующееся о нем впечатление позволили обнаружить и другой весьма интересный факт: люди, которые умеют различать состояние других по оттенкам их речи и голоса, обычно хорошо передают речью и голосом собственные эмоции.
Одежда
Особенности оформления внешности человека также оказывают воздействие на складывающееся впечатление о нем. Фактов, подкрепляющих это утверждение, сейчас собрано предостаточно. Так, к настоящему времени поставлено много экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых (уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения) в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения (если это была женщина). Испытуемые должны были дать характеристику этому человеку. Эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме — или в обычном, или в спортивном, или в рабочем комбинезоне, или в одеянии священнослужителя, или в военной форме, то испытуемые группы, помимо отмеченных у этого человека всеми группами черт, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм. Например, когда человек был в военной форме, ему неизменно приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость; когда он был в обычном костюме, — внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.
Прическа
Длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях ее носителя. Стрижка "под ноль" — также и о сборах в армию или о недавнем заключении. Стрижка "под бандита" причисляет ее обладателя к «братве». Мы совсем не удивляемся, когда длинноволосые юнцы в потертых джинсах, с кольцами на пальцах и серьгами в ушах проваливают какое-либо дело, и в то же время прощаем те же промахи изящно одетому молодому человеку ("такое с каждым может случиться"). Блондинка кажется многим мужчинам более привлекательной по сравнению с ней же, но в темном парике.
Очки
Оказывается, и отдельные сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление. Английский психолог Э. Холл предъявил в одних группах испытуемых фотографии лиц мужчин и женщин без очков, а в других группах эти же самые лица были на снимках в очках. Люди в очках показались испытуемым более умными и прилежными, чем когда они были без очков. Вместе с тем наличие или отсутствие этой детали никак не отразилось на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспринятых ими людей и о присущем им чувстве юмора. Согласно другим исследованиям, человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков учитывается в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление. Совсем другое отношение к очкам с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаза собеседника и потому раздражают партнера по общению. В результате тот наделяет человека, не снявшего очки на время разговора, всевозможными отрицательными качествами: невоспитанностью, скрытностью, лживостью.
Косметика
Использование женщиной косметики сверх меры воспринимается большинством оценивающих ее как признак дурного вкуса, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, а также сильное желание обратить на себя внимание мужчин. В деловом мире это нашло отражение в соответствующих стандартах для работающих женщин: минимум декоративной косметики, максимум профилактической (гигиенические и лечебные процедуры по уходу за кожей лица и тела в нерабочее время).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.32 (0.012 с.) |