Об исполняемой роли окружающие узнают по одежде.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исполняемой роли окружающие узнают по одежде.



 

Молодая невеста должна быть в белом и с фатой. Родился мальчик — «приданое» голубое, девочка — розовое. Близняшек одевают совершенно одинаково.

Судью в коридоре здания суда мы узнаем по мантии, милиционера, военнослужащего — по форме. (Мошенники, кстати, иногда используют форменную одежду для исполнения своих корыстных замыслов.) В престижное заведение не пустят неподходяще одетого посетителя.

Манипуляторы используют стереотипы соответствия одежды и роли.

Римский писатель Авл Геллий (ок. 130–180) в своих "Аттических ночах" (это 20 книг выписок из различных сочинений) рассказывает, как к богатому и образованному Ироду Аттику, занимавшему высокое общественное положение в Афинах при римских императорах Адриане (117–138), Антонине (138–161) и Марке Аврелии (161–180), явился однажды одетый в плащ человек с длинными волосами и еще более длинной бородой и потребовал пособие "на пропитание".

На вопрос, кто он такой, бородач с раздражением заметил, что излишне спрашивать об этом, когда сама внешность ясно показывает, что он философ. На это Ирод ответил: "Я вижу бороду и плащ, а философа пока еще не нижу", но все же распорядился выдать страннику стоимость месячного пайка.

Конечно, нечесаные волосы, неухоженная борода и рваная одежда приближают человека к сложившемуся в те времена стереотипу «философа». Но, очевидно, должно быть еще и благородство или признаки высокой или глубокой думы на челе незнакомца, чтобы однозначно опознать в нем любителя мудрости, а не бродягу. Ирод, вероятно, не увидел иных отличий «философа», кроме его внешнего вида. Однако не стал вступать в спор и поступил в соответствии со стереотипом.

Перенесемся теперь из глубины веков в наше время. Учащимся кулинарного училища объявили, что на распределение их на производственную практику в должностях официантов приглашены представители ресторанов и кафе города. Двое друзей очень хотели попасть в самый престижный ресторан. Посоветовавшись с родителями, решили, что нужно быть одетыми в точности так, как официанты в этом ресторане. Сходили "в разведку", подсмотрели униформу официантов. Не поскупившись на расходы, явились на распределение одетыми именно так. Нет нужды говорить, что их и выбрали. Сейчас они в этом ресторане на постоянной работе.

 

Силе нужно уступать

 

Это служит оправданием малодушия. В армиях стран Западной Европы выдача секретов не считается преступлением, если она была осуществлена под угрозой применения силы (например, пыток). Воспитанные в духе самопожертвования, мы с презрением смотрели в фильмах "про войну", как под дулом пистолета захваченные немецкие офицеры выполняли все требования «наших», обязательно сказав перед этим: "Подчиняюсь силе".

Впрочем, эта отговорка помогает и не в столь драматичных ситуациях, а в самых что ни на есть обыденных.

Учительница на уроке спрашивает:

— Кто самый популярный человек?

Коля тянет руку:

— Майкл Джексон!

Учительница:

— Садись, два!

На следующий день:

— Итак, дети, кто самый популярный человек.

Коля опять:

— Президент!

— Садись, пять!

Коля садится, достает из-под парты портрет Майкла Джексона и шепчет:

— Прости, дорогой Майкл, против силы не попрешь!

 

Вы должны понимать…

 

Что так себя вести нельзя. Если ваше поведение расходится со сложившимся стереотипом, то окружающие (члены вашей семьи, сотрудники, соседи) пытаются «оскорбленным» или «сердитым» взглядом и выразительным молчанием заставить вас изменить свое поведение в желаемом ими направлении.

Жена, например, может так молчать, что муж не знает, куда деваться от приписываемой ему вины. Вместо молчания она может не менее выразительно греметь посудой или носиться туда-сюда. (Значительно более полный набор подобных средств можно найти в нашей книге [31].)

В других случаях действуют намеками. Гостю неудобно сказать, что он проголодался, но он может подвести хозяев к мысли об угощении.

Незабвенный Остап Бендер сказал об этом так: "В некоторых странах так поздно садятся за обед, что нельзя понять, обед это или ужин".

 

* * *

 

Странствующие нищие обращаются к обедающим хозяевам с просьбой покормить. Те спрашивают:

— Щи суточные будете?

— Да, да, конечно.

— Вот завтра и приходите.

 

Стереотипы восприятия

 

Обычно мы сокращаем некоторые диалоги ввиду их очевидности. Например, в общественном транспорте вопрос "Выходите?" означает намерение выйти и просьбу пропустить. Если "не понять" вопрос, то это может привести к не самому любезному разговору:

— Вы выходите?

— Это моя проблема.

— Так… я же выхожу!

— Это ваша проблема.

— Ну… пропустите, пожалуйста.

— Так бы и сказали.

Стереотипы восприятия отражены и в устном народном творчестве.

По улице идет пьяненький мужик.

К нему обращается приезжая:

— Скажите, пожалуйста, как найти площадь Ильича?

Он посылает ее куда подальше. Она возмущенно:

— Как вам не стыдно? Я пожилая женщина, учительница, таких вот, как вы, всю жизнь учила. Неужели вам трудно ответить, как найти площадь Ильича?

— О, вы учительница. Извините, пожалуйста. Сейчас я вам скажу, сейчас вспомню и скажу.

Значит так: чтобы найти площадь Ильича, надо длину Ильича умножить на ширину Ильича. И получится площадь.

Помню ведь! Помню!

 

Давление стереотипов

 

Яркое доказательство силы ролевой позиции обнаруживаем в экспериментах С. Хейни с соавторами, известными у нас в основном как эксперименты П.Г. Зимбардо. В этом исследовании попросили принять участие студентов, одним из них предложили сыграть роль заключенных, а другим — охранников. Никто не говорил им, как надо вести себя, так что они исполняли эти роли согласно представлениям, полученным из фильмов. Эксперимент был рассчитан на две недели и организован с предельным приближением к реальности.

Те, кто играл роль заключенных, быстро впали в состояние апатии и упадка духа. Белые студенты, игравшие охранников, стали агрессивны и придирчивы, и хотя при этом не применяли прямые физические наказания, но изобрели немало способов унижения «заключенных» (помногу раз заставляли их строиться и пересчитываться и т. п.). Когда один из «заключенных» возмутился и отказался подчиняться, то в качестве наказания был помещен в тесный клозет. Остальным была дана возможность освободить его за символическую жертву (отдать одеяло), но они отказались и вообще ничего не захотели сделать для своего собрата, так как сочли его "нарушителем спокойствия". Эксперимент пришлось прекратить через шесть дней, поскольку игравшие охрану стали столь строги и в то же время столь психологически безжалостны, что продолжать игру далее стало непозволительно.

Авторы полагают, что «охранники» вели себя описанным образом не в силу личностных особенностей, а в соответствии с ситуацией и своей ролью в ней. Многие из испытуемых в жизни были весьма мягкими людьми и оказались шокированы тем, как себя повели: даже не могли себе представить, что они способны на такое. Разумеется, были испытуемые, которые отказались продолжать свое участие в эксперименте. Они нашли в себе силы справиться с ролевым принуждением. Но таких было немного. Большинство же по-прежнему покорно отыгрывало этот жестокий сценарий, навязанный им кинематографическими и детективными сюжетами.

 

 

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

Наследство от пращуров

 

Традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиции и ритуалы тесно переплетаются. Свадьбы, похороны, застолья, праздничные и другие обряды передаются из поколения в поколение. Рассмотрим, как они могут быть использованы для скрытого управления.

 

Застолье

 

Выдающийся актер, любимый миллионами зрителей. Евгений Леонов получил одну из самых престижных кинематографических наград за эпизодическую роль в фильме Эльдара Рязанова "Осенний марафон".

Двух рвущихся поработать ученых (Хансена и Бузыкина) он сначала заставил выпить, а затем поехать за грибами, что никак не входило в их планы. Своими могучими союзниками герой Леонова сделал традиции и ритуалы.

Прежде всего предложил «обмыть» обновку — найденную им куртку. И, ссылаясь на традицию, усадил друзей за стол. Напоил их благодаря «правилам»: "тостируемый пьет до дна", "тостирующий пьет до дна", "надо посидеть, у нас так принято".

 

Дни рождения

 

Принято поздравлять именинника, делать подарки или по крайней мере быть снисходительным к нему в день его рождения. Некоторые обыгрывают эту традицию в свою пользу. Например, при решении своего вопроса вдруг как бы между прочим сообщают, что у него сегодня день рождения (например, экзаменующийся — преподавателю). Неудобно огорчать именинника, и он имеет шансы на снисхождение.

Впрочем, молодежь со свойственной ей непосредственностью нашла контрприем против именинников — драть им уши. Автор был свидетелем, как студенты довели свою однокурсницу до слез, жестоко надрав ей уши так, что они стали пунцово-красными. Думается, что это варварство стало возможным либо потому, что это было проявлением ее невысокого статуса среди однокашников, либо способом уйти от вопроса о подарке, полагающемся в таком случае. А вероятнее, это было отражением и того, и другого.

 

Ухаживание

 

В разные эпохи ритуал ухаживания нес различную нагрузку.

В дворянской среде была принята традиция: если холостой мужчина регулярно бывает в доме, где есть девушка "на выданье", то это означало, что у него серьезные намерения и он готовится сделать предложение руки и сердца. Если этим не завершалось, то общество считало, что он поступил бесчестно, «скомпрометировав» молодую особу.

Лев Толстой в романе "Война и мир" описал, как этот ритуал был ловко использован князем Василием Курагиным для того, чтобы женить богатого Пьера Безухова на своей дочери Элен.

Обратимся к первоисточнику, приводя ради краткости лишь выдержки, относящиеся к основным этапам манипулирования.

"Пьер был у него под рукой, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры… <…>… и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме… Князь Василий делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери… <…>

Пьер через полтора месяца после вечера у Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной, взволнованной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастьем и что ему нужно избегать ее и уехать, Пьер после этого решения не переезжал от князя Василия и с ужасом чувствовал, что каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею. <…>

В день именин Элен у князя Василия ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы. <…>

… Гости стали разъезжаться.

— Алина, — сказал он [князь Василий] жене, — посмотри, что они делают.

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

— Все то же, — отвечала она мужу.

Князь Василий… решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидев его.

— Слава Богу! — сказал он. — Жена мне все сказала! — Он обнял одною рукой Пьера, другою — дочь. — Друг мой Леля! Я очень, очень рад. — Голос его задрожал. — Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!" (Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Худож. лит., 1983, Т. 1. С. 226–240).

 

Соблазнение

 

Традиция отдает женщине пассивную роль. Ей не пристало проявлять инициативу к сближению с мужчиной.

Однако женщины слишком умны, чтобы сидеть сложа руки, ожидая, чтобы мужчина, наконец-то, обратил на нее свой благосклонный взор. И действуют тонко, как будто оставаясь в рамках традиционной пассивности. Во всяком случае как-то так получается, что мужчины чаще выбирают тех женщин, которые вначале выбрали их.

В «Декамероне» есть сюжет, как одна прелестница заманила к себе приглянувшегося ей молодого человека. Она пожаловалась священнику, что тот постоянно преследует ее взглядом, вводя в искушение. Пастырь, дабы уберечь молодых от греха, провел воспитательную беседу с юношей. После чего тот обратил, наконец, внимание на девушку. Затем она сказала своему духовнику, что юноша пытался залезть к ней в окно по дереву, ветви которого были рядом с окном. Святой отец по простоте душевной снова взялся за воспитание «заблудшего», снабдив его тем самым планом посещения проказницы. Тому ничего не оставалось, как претворить все это в явь.

Традиция искать защиты была блестяще использована находчивой женщиной.

 

Как следует отдаться, или как "невинность соблюсти и капитал приобрести"

 

Женщинам, а тем более молодым девушкам традиция предписывает определенный ритуал "падения крепости". На этот счет есть шутка.

Если девушка говорит «нет», это значит "может быть". Если она говорит "может быть" — это значит «да». А если она говорит «да» — то она уже не девушка.

Шотландский поэт Роберт Бернс (1759–1796) в стихотворении «Финдлей» остроумно описал видимость сопротивления женщины явившемуся ухажеру:

— Кто там стучится в поздний час?

"Конечно, я — Финдлей!"

— Ступай, все спят уже у нас!

"Не все!" — сказал Финдлей.

— Тебе калитку отвори

"А ну!" — сказал Финдлей.

— Ты спать не дашь мне до зари!..

"Не дам!" — сказал Финдлей.

— О том, что буду я с тобой

"Со мной!" — сказал Финдлей.

— Молчи до крышки гробовой!

"Идет!" — сказал Финдлей.

Соблюдая ритуал «сопротивления», женщина одновременно получила обещания мужчины: быть активным любовником и не компрометировать ее последующими рассказами об этом любовном приключении.

Кстати, опытные соблазнители обязательно заблаговременно предъявят гарантии женщине, что об ее грехопадении никто не узнает.

В свете сохранения тайны находится простое объяснение феномена, не понятного для многих мужчин. Если сами они ищут любовниц среди незамужних женщин, то женщины, наоборот, предпочитают любовные связи "на стороне" с женатыми мужчинами. В этом случае у них наибольшая уверенность, что женатый любовник никому не проболтается…

В книгах для женщин среди многих рекомендаций есть и такая: ложиться в постель с мужчиной не раньше, чем в пятую встречу с ним… (Более подробно эта тема изложена в нашей книге [31]).

 

Ритуал крещения

 

Совершен обряд крещения. Священник обращается к родителям:

— Первородный грех детей отпущен. Теперь эти создания человеческие совершенно чисты и безвинны. Только от вас, родителей, отныне зависит, какими вырастут ваши дети. Зависит это от того, будете вы им добрым или дурным примером. На вас лежит огромная ответственность. Помните об этом и живите без греха!

Торжественность обстановки, пение церковного хора (у православных), музыка (орган у католиков) усиливают впечатление от этих слов. Нельзя не отметить высокую нравственность ритуала крещения. Изначально посвященный детям, он главное свое воздействие адресует родителям. Они несут крестить ребенка в соответствии с традицией "для его блага", а получают порцию внушения сами.

 

Ритуал отбора в природе

 

В средневековых рыцарских турнирах Прекрасная Дама бросала розу любви рыцарю-победителю. Это было следование главным законам природы — вознаграждалось торжество силы, ловкости и отваги.

Человек — часть природы, и люди руководствуются ее законами. Об этом рассказывает материал журналиста В. Пескова.

Все живое при двуполом размножении в разных формах выявляет для продолжения рода партнеров здоровых, сильных, нервно устойчивых, а при высших формах жизни и интеллектуально развитых. Так природа ведет неустанный отбор — только сильный, здоровый, ловкий получает шансы продолжить род, передать свои гены наследству.

Свадебные турниры наблюдаются у многих животных. Лисы, например, поднимаются на задние лапы и упираются друг в друга передними, избегая укусов. Страусы, в жизни которых крепость ног имеет решающее значение, меряются силами в беге за самкой. Побеждает самый выносливый. Но и самка, провоцируя любовную гонку, при этом должна быть выносливой, быстроногой.

У волков, которых "ноги кормят", свадебные турниры — это в первую очередь состязания соперников в беге. Долго, напряженно, круг за кругом звери выказывают свое преимущество. Выбор делает самка. Причем при жестких условиях волчьей жизни соперники иногда бросаются в смертную схватку, и сделавшая выбор самка помогает партнеру прикончить слабого.

Серьезными бывают поединки у жеребцов. Возбужденные, с налитыми кровью глазами носятся они вокруг табунков кобылиц. При появлении соперника пускаются в ход копыта и зубы, а жеребчики зебр приседают, боясь что противник, кусая ноги, повредит сухожилия.

Отчаянно и упорно сражаются кабаны. У этих клыки идут в ход не как турнирное, а как вполне боевое оружие. Но природа позаботилась, чтобы эти ежегодные схватки не кончались гибелью — к моменту турниров на груди кабанов вырастает мозолистый щит калкан.

Свадебные турниры бывают у насекомых, у многих птиц. Жизнеспособность тут проявляется в демонстрации запахов и способности их обнаружить, в расцветке оперения (вспомним павлинов, тетеревов, турухтанов, фрегатов в брачном наряде).

Маленькие птицы, скрытые в зарослях, часто не видят друг друга. Уровень жизненных сил они демонстрируют пением. В песне — ее громкости, страстности, азартности — закодировано для самочки, помимо возраста певца, и еще что-то важное, чтобы сделать его привлекательным или отвергнутым. И тут мы наблюдаем подлинные турниры певцов. Соловей громче, азартнее, четче подает голос, если слышит рядом соперника. У песни маленьких птичек несколько назначений: привлечение самки, знак другому: "территория занята" и, конечно, демонстрация жизненных сил, жажда продолжения рода. Чем убедительней зов, тем скорее услышат.

Чтобы увидеть момент соперничества самцов перед самками, достаточно понаблюдать за петухами на птичьем дворе. Их драки вошли в поговорку. Петушок молодой или слабый уступит верховодство над курами петуху сильному часто без боя — убежит, и делу конец. Но петухи равной силы дерутся, пока не станет очевидным чей-нибудь перевес, не ускользающий от внимания кур. В этот процесс во дворе, правда, могут вмешаться люди, своей волей определить одному житье во дворе султаном, другому же уготовят место в горшке с лапшой. Но в дикой природе сторонние силы не вмешиваются, все определяется естественными законами. Глухарки на току полетят за самым громкоголосым, за самым статным, за самым неутомимым из петухов. Они очень тонко чувствуют победителя, и никто не может принудить их в выборе. Таинство спаривания без состязательных драк и песен на игрищах по законам естественного отбора не происходит. Олени и лоси ревут, призывая соперников. Они поединков жаждут. И пока соперник не появился, лось будет исступленно бодать рогами какой-нибудь куст, рыть землю копытами. Олени призывают соперников громкими трубными звуками и, когда встречаются, то, забыв обо всем, наносят удары друг другу рогами. Дело кончится изгнанием побежденного, и маленький гарем достается возбужденному триумфатору.

Немаловажное значение в поединке и выборе самок имеет облик "претендента на руку", особенно его рога. Рога олени сбрасывают ежегодно. Фантастически много жизненных сил тратит организм, чтобы к осеннему гону вырастить новые. Таким образом, рога сами по себе уже являются знаком жизнеспособности. Соперник с рогами хилыми в драку даже не ввяжется. Любопытно, что рога не предназначены для смертоубийства. Это всего лишь турнирное оружие. Но изредка оба соперника становятся жертвами своей красы — рога от ударов заклиниваются, олени становятся невольными пленниками друг друга и гибнут.

У разных животных турнирное оружие разное. Гремучие змеи, например, не жалят друг друга при поединках, а, высоко подняв голову, стараются прижать противника к земле. Побежденный немедленно удаляется. Интересны турнирные поединки у жирафов. Врага жираф поражает ударом копыта. Соперники же в любви с размаху бьют друг друга мускулистыми шеями.

Любовь у животных — это всегда воспроизводство потомства. У разных зверей и зверушек плод во чреве матери развивается неодинаковое время. И от этого свадьбы-турниры сдвинуты на такую пору, чтобы малыши появились как раз, когда сходит снег, чтобы к окончанию лета окрепнуть для самостоятельной или сколько-нибудь не зависимой от родителей жизни.

Есть у животных турниры «учебные», когда молодняк еще до серьезных, решающих схваток играет, борется друг с другом.

Есть турниры, в которых участвуют только самки. Эти сражения касаются не продолжения рода, а благополучия группы, которую водит умудренная опытом сильная самка. Это проявляется и в стаде коров — идет борьба за право идти во главе стада.

На горных пастбищах, где надо быть осторожным, чтобы не оказаться в беде, самка-вожак обладает особыми качествами, и они выявляются на турнирах, как только стадо поднимается в горы. Из нескольких претенденток скоро определяются две, и меряются они не силой, а поочередным преследованием друг друга, способностями обходить препятствия, предвидеть опасности. Стадо вместе с пастухом внимательно наблюдает за этим поединком инстинктов и опыта. В первые дни все и решается. Победительница становится вожаком стада. Коровы следуют за ней с полным доверием, и пастух на помощницу может вполне положиться — в горах инстинкт и опыт животных часто важнее опыта человеческого.

В Швейцарии в конце лета, когда стада спускаются с альпийских лугов в долины, пастухи украшают двух коров венками из горных цветов — ту, что больше всех дала молока, и ту, что умело водила стадо. На этом примере видно, что игра — демонстрация жизненных сил, жестокая схватка или выявление чутья и опыта.

 

В человеческой жизни «турниры» происходят непрерывно. Иной выбор непросто понять. Но кое-что понятно вполне: черноволосый почему-то глаз не спускает с блондинки, великан идет с подружкой невысокого роста, толстушке редко понравится толстячок. Все это указывает, что и человеческие предпочтения уходят корнями в наследство дикой природы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.021 с.)