ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок поступления сведений



 

Установлено, что на мнение о личности впервые воспринимаемого человека влияет и последовательность, в которой люди получают знания о разных сторонах его личности.

Значение последнего обстоятельства особенно убедительно выявлено в экспериментах А. Лачинсом. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке, Лачинс давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные первой группе, характеризовали предъявленного для оценки человека как экстраверта , то есть интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные о нем же второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интроверта , то есть личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями.

Третей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в описаниях фактов одна группа могла заключить сначала, что он — экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла подумать сначала об этом человеке, что он — интроверт, а затем, что он — экстраверт.

После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были описать, как поведет себя в данных обстоятельствах предъявленный для оценки человек. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведения (экстравертированного или интровертированного) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой.

Таким образом, была еще раз продемонстрирована действенность эффекта порядка, о котором мы вели речь в разделе 3.6.

 

Дистанция

 

В ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении фактора расстояния между общающимися.

Так, установлен факт существования для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы это не вызывало раздражения. Величина этого расстояния зависит от роста людей, их пола, нервно-психического состояния, намерений, имеющихся по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение.

Женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины — большую. Это связано с тем, что для женщины сам процесс общения более значим, а для мужчин главное — результат общения. Кроме того, женщины проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи.

Интроверты чувствуют себя комфортнее на большем удалении от собеседника, нежели экстраверты , любящие общение. По обычно выбираемому собеседником расстоянию для разговора можно составить представление, кто он: экстраверт или интроверт. (Сам читатель может протестироваться на предмет экстраверсии — интроверсии с помощью тестов в [25], в гл. 7.1 или в [39].)

С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться немного дальше.

 

Фон действия

 

Исследователи проблемы первого впечатления уже давно подчеркивают роль социального фона, на котором этот человек воспринимается.

Как много людей находится около оцениваемого человека, какие они, их облик и поведение — все это воздействует на то, какие особенности в его внешнем облике мы отметим и как их оценим.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание наблюдателя. Рядом с работающими людьми томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе внимание окружающих. На фоне злых и кажущихся человеку несправедливыми реплик доброе, произнесенное кем-то слово в его защиту не только воспринимается с благодарностью, по и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией.

Когда во время какого-то происшествия почти все люди — свидетели этого события — проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который демонстрирует решительность, мы не только более выпукло видим обнаруженные им достоинства, по и максимально высоко оцениваем его личность.

Это значение социального фона в создании впечатления о человеке отчетливо прослеживается и в экспериментах.

 

Фон и пол

 

В ходе опыта мужчину обыкновенной наружности представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из названных групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую — со спутницей некрасивой и неаккуратно одетой.

Это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковую оценку мужчины и различное отношение к нему. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него.

Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо — другого пола. Если же они одного пола, то внешняя привлекательность сопровождающего играет отрицательную роль в восприятии оцениваемой личности.

В деловом мире эти обстоятельства имеют непосредственное проявление: секретарей, переводчиков для руководителей-мужчин стараются выбрать из числа наиболее привлекательных женщин. Мужчина-переводчик в этом случае имеет большие шансы при внешности менее привлекательной, чем руководитель. (Обсуждая подобные нюансы, мы тем не менее никогда не должны забывать о роли профессионализма в работе.)

 

Социальный фон

 

Одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и со спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другой группе испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, тоже пришлось высказаться об этом человеке. Но теперь в такой же позе и с таким же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (составленной с учетом возраста, пола и образования точно так же, как и первые две) этого же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того социального фона, на котором он был «подан» в первых двух случаях.

В результате человеку были приписаны качества, «увидеть» которые явно помог фон, на котором он воспринимался.

Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были пассажиры автобуса, отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек оценивался один, без людей и каких-либо предметов вблизи него, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали об его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях оформления внешности и не называли качества, которые были отмечены предыдущими группами.

 

Факторы оценивающего человека

 

Итак, первое впечатление о человеке определяется, с одной стороны, присущими ему особенностями, которые (чаще всего — расширительно) толкуются окружающими. С другой — зависит от фона, на котором наблюдается этот человек.

Но зависит оно и от личности того, у кого формируется.

 

Контроль

 

В исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, почти все ответили, что первый.

 

Проецирование

 

В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Так, в исследовании Фешбаха и Сингера две группы испытуемых студентов подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, где фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека.

В результате оказалось, что подвергавшиеся воздействию током группы испытуемых оценивали этого человека как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу. При этом, чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику.

Приписывание своего эмоционального состояния другому человеку было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп испытуемых изображала сценки, в которых фигурировало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, оценивали незнакомых им ранее лиц. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние привело к тому, что первая группа отмечала в незнакомом человеке злобность, агрессивность. В то же время другая группа эти черты у тех же людей не фиксировала.

 

Когда на зеркало можно пенять…

 

Психолог Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип «проекции» в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, характеризовали эти черты у человека, предложенного им для оценки, как более ярко выраженные, чем это делали испытуемые, не обладающие названными чертами.

 

Автократы и демократы

 

Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа.

В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобранные вопросы. Представители авторитарного типа, говоря о возможных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали.

 

Уверенность оценивающего

 

Исследователи проблемы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, неуверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

 

Влияние установок

 

Отступая от сугубо научного изложения, сошлемся на такого знатока человеческих душ, как Расул Гамзатов. Его стихи дают ответ на вынесенное в заголовок утверждение:

 

"Вон человек, что скажешь ты о нем?"

Ответил друг, плечами пожимая:

"Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?"

"Вон человек, что скажешь ты о нем?" —

Спросил я у товарища другого.

"Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?"

 

Комментарии, думается, излишни.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.021 с.)