От великого до смешного — один шаг



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От великого до смешного — один шаг



 

В романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" штабс-капитан Снегирев, узнав, что его сын укусил Алешу Карамазова за палец, разражается следующей тирадой:

"Жалею, сударь, о вашем пальчике, но не хотите ли, я, прежде чем Илюшечку сечь, свои четыре пальца сейчас же на ваших глазах для вашего справедливого удовлетворения и оттяпаю! Хватит четырех-то?"

В такой драматизированной форме Снегирев высказал то, что его беспокоило. Но перейдем от драмы к комедии.

Пассажир поздно ночью подкатывает к подъезду дома на такси.

— Сколько?

— Четырнадцать.

Протягивает водителю пятнадцать и ждет сдачи. Водитель убирает деньги в карман и ждет, когда пассажир выйдет.

— Что, сдачи нет? Тогда прокати меня два раза вокруг песочницы!

Таксист протянул сдачу.

Или такая сценка:

Жара. Пляж. Фотограф с обезьянкой.

Отдыхающий (развязно):

— Это с обезьянкой скока будет стоить?

Фотограф (внимательно глядя на отдыхающего):

— Сфотографироваться? Или что другое?

Окружающие засмеялись.

Находчивый фотограф поставил пляжника на место.

Его обидело развязное поведение отдыхающего, и именно к этому он привлек общее внимание.

Итак…

… защита "Расставим точки над i" разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему ущерба. Адресат удовлетворяется тем, что он сам не пострадал, а манипулятор понял, что он своей цели не достигнет.

 

Встречный удар — контрманипуляция

 

Ее сущность

 

Контрманипуляция — наиболее сильная из защит — представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием нападающего субъекта.

Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, — психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.

 

"Гамлет" Шекспира — пособие, по манипулированию и защите от него

 

Чтобы убедиться в этом, воспроизведем только одну сцену из «Гамлета» (Шекспир В . Комедии, хроники, трагедии. М.: Художлит., 1988, Т. 2. С. 208–209).

"Розенкранц: Мой принц, вы когда-то любили меня.

Гамлет: Так же, как и теперь, клянусь этими ворами и грабителями.

Розенкранц: Мой добрый принц, в чем причина вашего расстройства? Вы же сами заграждаете путь своей свободе, отстраняя вашего друга от ваших печалей.

Гамлет: Сударь мой, у меня нет никакой будущности.

Розенкранц: Как это может быть, когда у вас есть голос самого короля, чтобы наследовать датский престол?

Гамлет: Да, сударь мой, но "пока трава растет"" — пословица слегка заплесневелая.

(Возвращаются музыканты с флейтами)

А, флейты! Дайте-ка мне одну. Отойдите в сторону. Почему вы все стараетесь гнать меня по ветру, словно хотите загнать меня в сеть?

Гильденстерн: О мой принц, если моя преданность слишком смела, то это моя любовь так неучтива.

Гамлет: Я это не совсем понимаю. Не сыграете ли вы на этой дудке?

Гильденстерн: Мой принц, я не умею.

Гамлет: Я вас прошу.

Гильденстерн: Поверьте мне, я не умею.

Гамлет: Я вас умоляю.

Гильденстерн: Я и держать ее не умею, мой принц.

Гамлет: Это так же легко, как лгать, управляйте этими отверстиями при помощи пальцев, дышите в нее ртом, и она заговорит красивейшей музыкой. Видите — это вот лады.

Гильденстерн: Но я не могу извлечь из них никакой гармонии, я не владею этим искусством.

Гамлет: Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны; вы хотели бы испытать от самой низкой моей ноты до вершины моего звука; а вот в этом маленьком снаряде — много музыки, отличный голос; однако вы не можете сделать так, чтобы он заговорил. Черт возьми, или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке? Назовите меня каким угодно инструментом, — вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне вы не можете".

Читатель, надеюсь, извинит автора за столь обширную цитату из великого произведения. Но уж очень поучительны эти диалоги!

Розенкранц и Гильденстерн осуществляют манипуляции с целью выведать намерения Гамлета, а также убедить его в добром отношении к нему новоявленного короля. Мишенью воздействия избрана старая дружба со студенческих лет. Поняв это, Гамлет ставит точки над i, говоря "словно хотите загнать меня в сеть". На новый приступ отвечает пассивной защитой — "я это не совсем понимаю", а затем — контрманипуляцией, сравнивая себя с флейтой.

 

Опыт против молодости

 

Молодой гаишник останавливает водителя, рванувшего на красный свет:

— Документы!

— Товарищ сержант, у друзей забыл: по триста грамм как выпили, так все из головы вылетело!

Гаишник, не зная, что делать, бежит к старшему:

— Товарищ лейтенант, там мужик пьяный и без документов.

Лейтенант подходит:

— А ну дыхните. Нет, не пьяный. Документы!

Водитель протягивает права.

— А сержант говорит, что вы пьяный и без документов.

— Ага, вы его послушайте, он еще скажет, что я на красный рванул!..

Блестящая контрманипуляция!

 

Стрекоза и Муравей

 

Сюжет этой известной басни Крылова незатейлив, но очень поучителен. На просьбу бездельницы Стрекозы приютить ее на зиму трудяга-Муравей отвечает: "Ты все пела — это дело. Так поди же попляши!" Манипуляция Стрекозы — перекладывание ответственности и расплаты за свое легкомыслие на Муравья. Контрманипуляция коротка — она вся уместилась в приведенном ответе Муравья.

 

Байкеры и "дальнобойщики"

 

Следующая история демонстрирует манипуляцию и контрманипуляцию, производимые не словами, а действиями мотоциклистов-хулиганов и шофера.

Придорожное кафе. Заходит водила-дальнобойщик, заказывает мясо. Тут в кафе вваливаются три байкера и забирают заказ дальнобойщика. Тот расплачивается и уходит. Официантка подходит к байкерам, и один из них говорит ей:

— Козел! Даже за себя постоять не умеет!

Официантка:

— Да он еще и водить не умеет! Только что выезжал со стоянки — раздавил три мотоцикла…

 

Автомобиль и кофе

 

Муж и жена едут в автомобиле. Муж за рулем. Не справившись с управлением, налетает на столб. Жена:

— Ты разбил машину!

— А у тебя каждый день то молоко «сбегает», то кофе!

— Сравнил! Машина и кофе…

— Я ошибся только раз, а ты — ежедневно!

Оставим супругов перебрасывать вину друг на друга. По-видимому, их отношения носят манипулятивный характер, поэтому дать другому козырь в виде собственной вины никто не хочет. Вина другого — отличная мишень для последующего манипулирования. Диалоги такого рода симметричны, инициатором нередко выступает и другая сторона:

— Ты разбила машину!

— А ты разбил мне жизнь!!!

 

Находчивый нарушитель

 

Милиционер останавливает пешехода, перешедшего улицу на красный свет светофора:

— Нарушаете!

— Скажите, пожалуйста, что должен сделать работник милиции, видя, что кто-то собирается нарушить правила?

— Кто вы такой, чтобы допрашивать меня?

— Я преподаватель Академии МВД. Помогу вам с ответом: работник милиции должен прежде всего принять меры по предотвращению нарушения. Вы ведь видели, что человек задумался. Почему вы не подали сигнал с помощью свистка?

— Товарищ преподаватель, мы ведь не на экзамене.

— Пока да. Ну, а коль надумаете учиться дальше, можем встретиться и на экзамене.

— Надеюсь, вы меня «резать» не будете?

— Не буду. До встречи?

— До свидания.

Как видим, борьба шла вокруг ответственности за совершенное нарушение правила дорожного движения. Кто ответствен, тот виноват и должен понести наказание. Самое пикантное в данной ситуации, что пешеход вовсе не был преподавателем Академии МВД, а лишь исполнил его роль.

 

Опоздания

 

Встретились мужчина и женщина. Она:

— Ты почему не бритый?!

— Это щетина отросла, пока ждал тебя!

Тот, кому приходиться ждать, испытывает дискомфорт не только потому, что ждать мы не любим, но и оттого, что ожидающий по существу является жертвой манипуляции: ему кажется, что им пренебрегают.

Один мужчина, говоря о своих отношениях с женой, среди хорошего, что сказал о ней, отметил и такую деталь: "Сколько мы ни встречались — она никогда не опаздывала! Я чувствую, что дорог ей".

Друг заставил другого ждать. Когда пришел, услышал:

— Ты, когда назначаешь свидание с женщиной, опаздываешь?

— Что ты, никогда.

— А я думал, что приходишь, когда вздумается. Или женщина тебе дороже друга?

 

Анекдотические диалоги

 

Контрманипуляция является сердцевиной многих анекдотических ситуаций.

— Я была дурой, выйдя за тебя замуж!

— Да, но я был тогда так увлечен тобой, что этого и не заметил.

 

* * *

 

— Слышь, Вань! Мне сегодня мой шеф сказал, что я просто красавица!

— Ну теперь ты убедилась, что он извращенец?

 

* * *

 

Решили как-то татары написать в ООН петицию по поводу оскорбительной поговорки "Незваный гость хуже татарина". Требуем, мол, положить конец такому оскорблению целого народа. В ООН посовещались — действительно, оскорбительно. И приняли резолюцию: "Отныне поговорку читать так "Незваный гость лучше татарина!".

Во всех рассмотренных в данном разделе ситуациях адресат принимал условия игры, заданные манипулятором. Затем, продолжая эту игру, обращал замысел инициатора против него самого.

 

Бумеранг

 

Кавказец с шишками на лбу и разбитыми в кровь руками стоит на обрыве и держит бумеранг, внимательно его разглядывая. Подходит к нему другой кавказец и спрашивает:

— Слушай, что это?

— Не знаю.

— Слушай, зачем это?

— Не знаю.

— Так выкинь на фиг, да?!

— Слушай, сам выкинь, да?!

 

* * *

 

Американский конгрессмен, много лет назад усыновивший мальчика, рассказывал мне, как однажды одноклассник обозвал парнишку «приемышем».

— Ну и что? — парировал тот. — Зато мои родители взяли хорошего ребенка, а у твоих выбора не было.

Контрманипуляция напоминает бумеранг — энергия атаки возвращается и поражает агрессора. Контрманипуляция как прием психологического единоборства имеет аналог в противоборствах физических. Это японская борьба айкидо: в ней не противостоят удару, а продляют его. Противник теряет равновесие и оказывается повержен.

 

Какая защита лучше?

 

Этот вопрос возникает и сам по себе, на него наводит и жесткость некоторых контрманипуляций: "не перегнуть бы палку", получив конфликт там, где можно сохранить мир.

Все решает только сам защищающийся, исходя из общей ситуации. Главное, и это показало предыдущее, у него есть богатый выбор: от "не услышать" — до контрманипуляции, от слабого противодействия — до самого сильного.

 

Всегда ли защищаться?

 

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения отношений с инициатором скрытого управления. Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.

Так нередко случается, например, во взаимоотношениях подчиненных с руководителями и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора. Надо сказать, что скрытое управление, осуществляемое руководителем, если оно достаточно искусно выстроено, доставляет подчиненному меньше моральных издержек, нежели прямое командование.

Нам известны случаи, когда творческие личности, вынужденные подчиняться администратору, получали в качестве компенсации моральное удовлетворение, видя как начальник вынужден искать ходы для управления более талантливым подчиненным.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.012 с.)