Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не бегайте, как тигр в клетке

Поиск

 

Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Сделайте его как можно более глубоким. Для этого нужно сделать несколько очень глубоких вдохов и полных выдохов. Если есть возможность, выпейте холодной воды.

 

Держите паузу

 

Не спешите с ответом. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости "сохранять лицо" как для себя, так и для него. Эффектный хлесткий ответ дает обманчивое преимущество, побуждая противника "дать сдачи" — сейчас или в будущем. Пауза же позволяет и сопернику занять более уравновешенную позицию и, возможно, отказаться от намерения поуправлять вами.

Аналогичное народное средство рекомендуется для тех, кто в силу своей горячности может «выстрелить» мгновенный ответ, могущий поставить его автора в затруднительное положение: досчитайте мысленно до десяти, затем отвечайте.

 

Физическое состояние

 

В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание и твердый взгляд в переносицу оппонента, никому не придет в голову воспользоваться стрессовой ситуацией и попытаться манипулировать вами. Наоборот, проявление растерянности адресата является указанием на его беззащитность перед манипулятором.

 

Психологическая защита от закомплексованности

 

Комплекс неполноценности может стать мишенью для манипулятивного воздействия. Поэтому полезно знать 6 приемов психологической защиты.

· Компенсация — тренировка ослабленной функции и/или развитие других функций и умений взамен ослабленных или недостающих. Например, у слабовидящих наблюдается значительное развитие других видов ощущений (слуха, обоняния, осязания).

· Гиперкомпенсация — развитие первоначально ущербного качества до максимальных возможностей. Многочисленные примеры этого: приводят ослабленного ребенка в спортивную секцию, чтобы он "поправил здоровье", а ребенок дорастает до звания олимпийского чемпиона. Пример знаменитой фигуристки Ирины Родниной в этом плане отнюдь не единичен.

· Сублимация — переведение внутренних конфликтов (фрустрации) в творческую активность. Многочисленны случаи, когда неразделенная любовь приводила к созданию шедевров поэзии, живописи, музыки.

· Рационализация — находятся такие объяснения неудач, которые психологически более комфортны. Пример: в басне Крылова "Лиса и виноград" лиса, не имея возможности достать вожделенный плод, отказывается от этого, объясняя — "да он неспелый, ягодки нет зрелой".

Этот же прием рационализации использует «пострадавший» герой следующего аллегорического произведения.

 

Волк и козленок (басня Эзопа)

 

Волк проходил мимо дома, а козленок стоял на крыше и на него ругался. Ответил ему волк: "Не ты меня ругаешь, а твоя месть".

Эзоп заключает: выгодные обстоятельства придают иным дерзость даже против сильнейших.

· Вытеснение — из сознания изгоняется то, что является раздражителем.

· Проекция — свои мотивы приписываются другим людям. Например, обманщики уверены, что все врут. Неверные супруги особенно ревнивы (по себе судят) и т. д.

 

Целевая установка

 

Наиболее эффективной пассивная защита становится тогда, когда установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество.

Лучший способ защиты — суметь прийти к взаимному ненападению.

Надеемся, что многое из рассмотренного выше поможет в достижении этой цели.

 

 

АКТИВНАЯ ЗАЩИТА

 

Они бросились в бой и победили, когда осознали, что побеждают.

Тит Ливий

 

 

Психологическая дуэль

 

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои попытки.

Ведь его главное преимущество — в стремительности натиска, неожиданности, и у вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение посягательств на вас, во-первых, дает вам время для ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Для более настырных агрессоров припасены активные методы защиты, к описанию которых мы и переходим.

Главное в них — психологический настрой: не следует стесняться сказать (или дать понять) то, что думаете, чего опасаетесь.

Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо. Поэтому не бойтесь показаться плохим, сказав, например: "Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства" (щедрость, возможности, способности). Эти слова снимают с вас сковывающие путы и открывают широкое поле действий.

 

Когда применять активную защиту

 

Применять активную защиту следует прежде всего не тогда, когда объект манипуляции находится в зависимости (служебной, материальной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает "остановить агрессора", то активная — разоблачить его и нанести ответный удар.

Дело в том, что активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, последний (сразу или потом) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона вовсе не заинтересована. (Подробно о конфликтогенах можно прочесть в наших книгах [25 и 26].)

Кроме случаев прямой зависимости есть еще и тормоза, о которых шла речь ранее: воспитание, привычка соблюдать определенные нормы общения удерживают нас от высказываний, могущих обидеть собеседника. Интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

К вопросу о выборе характера защиты мы еще вернемся.

 

Защита "Расставьте точки над i"

 

Не стесняйтесь

 

Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: "Куда вы клоните?", "Скажите прямо", "Что вы хотите?" Одна из главных задач данного вида защиты — сделать тайное (намерения манипулятора) явным.

Предположим, к вам обращается знакомый:

— Как у тебя с финансами?

— Да вроде бы в порядке.

— А я поиздержался, детям молока не на что купить. Может, одолжишь до получки?

Сложность в том, что человек этот не только в получку, но и через месяц не отдает. Напоминать неудобно, да и ему отмахнуться ничего не стоит: "Не бойся, отдам. Вот только премию получу". Но не дать тоже неудобно — давно знакомы, сумма небольшая, да и деньги у вас есть, опять же "детишкам на молочишко".

Но ведь не отдаст И так плохо, и так плохо. Стоп, манипуляция! Похоже, про детишек он перегнул. И что теперь, взять их на содержание?.. Расставим точки над i:

— И что это ты такое купил, что даже на еду детям не осталось?

— Да знаешь, как-то деньги разошлись. Думал, премию выпишут, да вот, «пролетел».

— А что так?

— Да начальник окрысился.

— С чего это?

— А я отказался остаться после смены поработать.

— Дела были?

— Ну да, футбол хотел посмотреть.

— И как, игра понравилась?

— Так себе.

— Выходит, зря отказал начальнику?

— А пошел он! Слушай, так ты мне одолжишь или как?

— Или как.

— Неужели не выручишь?

— Не выручу.

— Ну ты даешь. Не ожидал от тебя. Друг называется!

— Понимаешь, я эти деньги не украл. Я их заработал. Терять их мне жалко. А ты ведь вовремя не отдашь, я знаю.

— Да я гарантию даю!

— Знаю я эту гарантию. Ходи потом, напоминай, а ты будешь завтраками кормить. Нет уж, спасибо.

— Откуда ты взял, что не отдам?

— Так уже было. Да и другие жаловались.

— Кто это другие?

— Те, у кого ты одалживал. У тебя есть еще что-нибудь ко мне? А то у меня — дела.

— Ну ладно, прощевай.

— Будь здоров.

Читатель, вне сомнения, увидел здесь применение сразу нескольких ступеней защиты. Прежде всего — осознание, что имеет место манипуляция. Далее — пассивная защита (перевод разговора на другую тему). Поскольку манипулятор не был готов к разговору, то отвечал не лучшим образом. В результате его ответов у "несостоявшейся жертвы" возникло и окрепло желание расставить точки над i.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.007 с.)