ЧАСТЬ II. Технология скрытого управления




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧАСТЬ II. Технология скрытого управления



 

Духовная сила относится к физической, как 3:1.

Наполеон

 

Введение

 

Блок-схема скрытого управления

Скрытое управление включает в себя несколько этапов:

 

Подробно каждый из представленных блоков описан в нижеследующих главах. Пока же ограничимся лишь несколькими замечаниями.

Приведенная развернутая схема описывает любую самую сложную акцию скрытого управления. В большинстве случаев она идет более просто, включая лишь часть блоков из числа приведенных.

Сбор информации производится с целью обнаружения мишеней и приманок воздействия. В качестве их могут быть использованы слабости, присущие каждому человеку, — в этом случае блок сбора информации может отсутствовать. Кроме того, информация может быть известна заранее.

Аттракция имеет целью вызвать расположение, привлечь и удержать внимание адресата. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать.

Скрытое понуждение к действию может осуществляться многими способами. К ним относятся: использование подходящих трансакций (см. о них в разделе 10.1), препарирование передаваемой адресату информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы.

 

Глава 5. Получение управляющей информаци об адресате воздействия

 

Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил.

М.С. Сервантес

 

ОБНАРУЖЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДРЕСАТА

Типология по особенностям восприятия

 

По этому параметру собеседников можно разбить на четыре типа: аудиалов, визуалов, кинестиков и дигиталов. Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.

До 5–7 лет (иногда до 14) каждый человек способен к восприятию мира, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестическую системы. Поэтому детские воспоминания этого периода остаются на всю жизнь. В дальнейшем у каждого индивидуума развивается свой избыточный канал воспоминания (либо визуальный, либо аудиальный, либо кинестический), определяющий наиболее развитой вид восприятия.

 

Визуалы

 

Визуальный (зрительный) тип характеризуется тем, что, беседуя, он жестикулирует, как бы изображая то, о чем говорит. В разговоре визуал часто употребляет выражения: "Представьте себе…; Посмотрите…; Обратите внимание, это выглядит так". При этом часто заглядывает в глаза собеседнику.

Более половины всех людей относятся преимущественно к визуальному типу восприятия.

 

Аудиалы

 

Аудиальный (слуховой) тип любит употреблять выражения: "Это звучит так…; Послушайте…". При воспоминании аудиал взор обращает влево. При разговоре часто поворачивается к собеседнику боком (ухом), в глаза смотрит достаточно редко.

 

Кинестики

 

Кинестический (двигательный) тип часто употребляет слова, связанные с тяжестью-легкостью, с теплом-холодом. Например, "мороз по коже", "облился холодным потом", "тяжелая голова" и т. п. Вспоминая, кинестик смотрит прямо перед собой или вниз.

 

Дигиталы

 

Название происходит от английского «digital» — число.

Люди этого типа проявляются словами, связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимые словечки: «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю». Для них самым важным является внутренний диалог. Некоторые авторы называют людей этого типа «компьютерами». Это связано, в частности, с тем, что наибольшее число представителей дигиталов среди программистов, шахматистов. Много их и среди юристов.

 

Разговор на разных языках

 

В каждом из нас представлены в определенном соотношении все четыре типа, но один нередко является доминирующим. Так, при слове «телефон» аудиал «услышит» звонок, визуал «увидит» аппарат, кинестик «почувствует» тяжесть трубки, дигитал подумает об информации, получаемой по телефону. Если вы безуспешно пытаетесь установить контакт, проверьте, на «языке» ли собеседника вы говорите? Не получается ли так, что на слова собеседника: "Чувствуете, как мне тяжело?" вы отвечаете: "Да, я это вижу"?

Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, используйте те же слова, что и он. Если же хотите сохранить дистанцию, то употребляйте слова из системы представлений, отличной от системы собеседника.

В жизни мы нередко не понимаем друг друга именно потому, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

 

Типичная сценка

 

Муж приходит с работы очень усталый, хочет отдохнуть. Садится в кресло. Скидывает обувь, обкладывается газетами. И тут заходит жена — визуал. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело, и вдруг видит вещи, разбросанные по всей комнате, и, естественно, взрывается. Его жалобы: "Она не дает мне места в доме, где я мог бы расположиться". Она же ему отвечает: "Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, значит, ты меня не уважаешь!". Им трудно понять друг друга: он — кинестик, она — визуал.

Чтобы муж понял переживания жены, было бы полезно перевести ее жалобы на кинестический язык. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь. И чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу. Понимаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи?

 

Определение типа восприятия

 

Ярко выраженные визуалы, кинестики, аудиалы и дигиталы имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр. Характерные признаки их представлены далее, в таблице.

 

Глазные сигналы доступа (ГСД)

 

Движение глаз слушателя сразу после заданного ему вопроса является весьма надежным показателем, к какому типу относится слушатель. Вопрос этот должен выходить за пределы оперативной памяти, например: можете представить шум набегающих волн при звездном небе; какое ваше самое светлое детское воспоминание; ваша наиболее запомнившаяся прогулка за последние 5 лет; каким бывает раннее утро в золотую осень и т. п.

Задав подобный вопрос, нужно очень внимательно наблюдать за движениями глаз партнера.

 

Как освоить ГСД

 

Вы можете выполнить следующее упражнение со своим другом. Сядьте в спокойном месте, задайте другу приведенные ниже вопросы и следите за его глазными сигналами доступа. Если хотите, отмечайте их. Попросите отвечать коротко или просто кивать, когда ответ будет готов. Когда вы закончите, поменяйтесь местами и ответьте на вопросы сами. Не нужно делать ничего специального, пытаясь зафиксировать направление движения глаз, необходимо проявить лишь немного любопытства относительно того, как мы думаем.

Вот вопросы, которые с необходимостью включают визуальное воспоминание для того, чтобы получить ответ. Какого цвета ваша входная дверь? Что вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин? Как расположены полоски на теле у тигра? Сколько этажей в доме, в котором вы живете? У кого из ваших друзей самые длинные волосы?

Следующая группа вопросов потребует визуального конструирования для ответа. Как бы выглядела ваша спальная комната с розовыми в крапинку обоями? Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток? Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата. Как бы вы произнесли по буквам свое христианское имя, начиная с конца?

Чтобы получить доступ к аудиальному воспоминанию , вы можете спросить: Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение? Какая дверь в вашем доме скрипит громче всех? Как звучит сигнал «занято» в вашем телефоне? Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй? Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?

Вопросы для аудиального конструирования . Как громко получится, если десять человек крикнут одновременно? Как будет звучать ваш голос под водой? Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее. Какой звук издаст пианино, когда оно упадет с десятого этажа? На что будет похож вопль мандрагоры? Как будет звучать электропила в сарае из рифленого железа?

Вопросы для внутреннего диалога . Каким тоном вы разговариваете сами с собой? Прочитайте детский стишок про себя. Когда вы говорите сами с собой, откуда звучит ваш голос? Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

Вопросы для кинестического канала восприятия (включая запах и вкус). Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки? На что это похоже — опускать свои ноги в холодный бассейн? Какие ощущения вы испытывали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело? Какая рука сейчас теплее: правая или левая? Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с теплой водой? Как вы себя чувствуете после вкусного обеда? Вспомните запах нашатыря. Что вы чувствуете после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа? Характерные словаРасширим список слов, указывающих на принадлежность говорящего к тому или другому типу.

Визуальные: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

Аудиальные: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестические: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий. Характерные словосочетанияВизуальные выражения:

— я вижу, что вы имеете в виду;

— я внимательно рассматриваю эту идею;

— мы смотрим глаза в глаза; я имею смутное представление;

— у него слепое пятно; покажите мне, что вы имеете в виду;

— вы посмотрите на это и рассмеетесь;

— это прольет немного света на существо вопроса;

— он смотрит на жизнь сквозь розовые очки;

— это прояснилось для меня; без тени сомнения;

— смотреть скептически; будущее выглядит светлым;

— решение возникло перед его глазами;

— приятное зрелище.

Аудиальные выражения :

— на той же длине волны;

— жить в гармонии, говорить на тарабарском языке;

— пропускать мимо ушей;

— звонить в колокол; задавать тон;

— слово за слово; неслыханный;

— ясно выраженный, давать аудиенцию; держать язык за зубами;

— манера говорить громко и отчетливо.

Кинестические выражения:

— я связался с вами; я ухватил эту идею;

— задержаться на секунду;

— я своей печенкой чувствую это;

— человек с холодным сердцем;

— хладнокровный человек;

— толстокожий;

— руки чешутся;

— пальцем не тронуть;

— палец о палец не ударил;

— твердое основание.

 

Иные сигналы доступа

 

Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это, если знаете, куда смотреть. Например, это проявляется в дыхании, цвете лица и позе.

Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и вам приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного.

Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Нередко возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то.

Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием "телефонная поза", потому что выглядит так, как будто человек говорит по телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Вы сможете увидеть, как шевелятся их губы.

Кинестический доступ характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами. «Мыслитель» — скульптура Родена — несомненно, думает кинестически.

Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди будут указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные ощущения. Эти знаки скажут вам не о том, о чем думает человек, а о том, как он это делает. Это язык телодвижений в более утонченной форме.

Идея главных систем — это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают. Чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои способности коммуникации с другими людьми. Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом он мог бы это изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают лучше в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам. Канал управленияЗнание типов индивида по восприятию позволяет использовать это для управления им. Общаясь в предпочтительной для объекта системе восприятия, субъект устанавливает с ним устойчивый канал связи. При этом адресат чувствует себя комфортно, испытывает удовольствие от того, что его хорошо понимают, "как будто знакомы всю жизнь" и т. п. Все это способствует аттракции, а затем и скрытому управлению. Лечебное воздействиеЧеловек, испытывающий стресс, находящийся в невротической ситуации, сосредотачивает свои переживания в ведущей для него системе восприятия.

Облегчить состояние индивида может расширение восприятия окружающей действительности за счет загрузки других каналов. Например, похлопав друга-страдальца по плечу, потормошив его или просто дружески прикоснувшись, взяв за руки и т. п. (кинестическое воздействие); попросив его вслушаться в мелодию или слова песни, шум деревьев (слуховое воздействие); предложив оглядеться по сторонам, обратить его взор на какой-то предмет (визуальное воздействие); инициировав необходимость логически порассуждать (дигитальное воздействие).

После исполнения этих нехитрых действий ваш «пациент» «вдруг» ощутит облегчение… Два факта из мира спортаПроиллюстрируем сказанное на двух примерах из области спорта, где результат в значительной степени зависит от психологического состояния спортсмена.

История первая. В матче за мировую шахматную корону между Корчным и Карповым, проходившем в Багио, сложилась драматическая ситуация. После неудачного старта Корчной ликвидировал свое отставание, сравняв счет 5:5. Матч был до шести побед. Следующая партия являлась решающей: победивший становился чемпионом мира. Корчной был на подъеме — в последних партиях он бил Карпова. Тот, растерявший свое преимущество, находился в подавленном состоянии.

Перед решающей партией был свободный от игры день. Карпов и его тренер, естественно, собирались посвятить его подготовке к решающему бою. Но тут вмешался президент шахматной федерации СССР космонавт Виталий Севастьянов. Он настоял на отдыхе и повез Карпова осматривать достопримечательности столицы Филиппин — Манилы.

Отключение от шахмат дало себя знать: решающая победа досталась Карпову.

Читатель наверняка увидел в этом ходе Севастьянова описанное выше лечебное воздействие. У Карпова стрессовое состояние локализовалось в его ведущей — дигитальной — системе. Загрузив остальные, космонавт ослабил стресс шахматиста и тем самым улучшил психологическое состояние Карпова. Так что настоящим героем матча в Багио можно считать Виталия Севастьянова.

История вторая. В свое время выдающиеся достижения в прыжках в высоту демонстрировал Валерий Брумель. Его поведение на соревнованиях отличалось от всех остальных. В то время как соперники штурмовали высоту, он сидел спиной к сектору для прыжков и беседовал о чем-то незначительном с окружающими. И — выигрывал состязание.

Здесь спортсмен производил самотерапию, уменьшая стрессообразующую информацию и «размазывая» се по различным системам восприятия. Судя по всему, ведущей его системой была визуальная. КалибровкаПервое умение — определять, положительно или отрицательно объект относится к данной ситуации, когда он готов сказать «да», когда — «нет». Это называется «калибровкой». И мысли, и слова — это нахождение различия во внешних проявлениях человека, когда он думает о чем-то неприятном для себя или, наоборот, об очень приятном. В первом случае у большинства людей наблюдаются следующие внешние признаки: челюсти сжимаются, «тоньше» становятся губы, опускаются уголки рта, сужаются зрачки, лицо становится бледнее, могут начать вибрировать «ноздри», дыхание делается более частым и поверхностным, напрягаются мышцы рук.

Размышление о чем-то приятном характеризуется, как правило, появлением обратных признаков: лицо розовеет, глаза «раскрываются», уголки рта приподнимаются, разжимаются губы, дыхание становится реже и глубже, расслабляются напряженные мышцы рук.

Все эти признаки возникают непроизвольно и по-разному выражаются у каждого человека. Поэтому наблюдателю важно заметить один-два наиболее характерных, сопровождающих «приятные» или «неприятные» мысли своего собеседника, и в дальнейшем опираться па них.

Знание подобных закономерностей позволяет психологу, работающему со своими клиентами в рамках НЛП, найти кратчайший путь к разрешению их проблем. "Чтение мыслей" по Вольфу МессингуЕго "психологические опыты" в переполненных залах наделали в свое время много шума. На афишах анонсировалось "чтение мыслей". Любому желающему в зале предлагалось спрятать любую вещь и подойти к артисту, а Мессинг брался ее найти.

Работа его была построена преимущественно на использовании калибровки, доведенной им до совершенства. Держа за руку вышедшего зрителя, он направлялся в зал. Реакция «нет», "не туда" обычно выражается сокращением мышц руки, которые чувствительный Мессинг легко улавливал. Когда же артист был в очень хорошей форме, он получал сигналы «да» или «нет» в результате простого наблюдения за человеком, передающим информацию (частотой его дыхания, цветом лица и т. д.), и за зрителями. Возможно, у Мессинга были еще какие-нибудь профессиональные секреты, но все они основывались на использовании данных закономерностей. Существует множество каналов передачи информации, помимо слов, которые становятся заметными при пристальном наблюдении за человеком (некоторые из них мы уже называли), но не имеют отношения "к чтению мыслей". Классификация К. ЮнгаВоздействие на человека более эффективно, когда инициатор учитывает его тип познавательной деятельности.

Швейцарский психолог Карл Юнг выделил четыре типа познавательной деятельности — эмоциональный, аналитический, ощущающий и интуитивный.

Эмоциональный тип. Ориентируется прежде всего на прошлое. В новой обстановке чувствует себя не совсем уверенно и старается избежать решений, которые могут порвать его связь с прошлым. В молодости такие люди бывают склонны к риску, в среднем — становятся консервативными.

Они оценивают события главным образом по результатам — для них только те события значительны, которые оставляют яркий след в памяти. Люди эмоционального типа с трудом меняют свое мнение о человеке. Они, как правило, все события рассматривают с чисто личных отношений: кто к кому как относится.

Аналитический (мыслительный) тип. Обычно отличается как бы безразличием к происходящему. Между тем это только видимость. События интересуют этих людей лишь как строго логический процесс. Сами они живут по созданному ими графику и следят, чтобы все их поступки входили в какую-то систему. Быстрота действия им не свойственна. Прежде чем действовать, они предпочитают подумать. Вследствие этого мыслительный тип часто бездействует в кризисных ситуациях. Однако, когда кризис углубляется, способность мыслителя справляться с этим явлением возрастает.

Никакой другой тип не может так планировать предстоящую деятельность, как мыслительный. Такие люди жестко придерживаются составленного ими плана и отстаивают его всеми способами. Речь является средством их борьбы. При недостатке интеллекта они превращаются в догматиков. Окружающие нередко характеризуют людей этого типа каким-нибудь эпитетом из следующего списка: педант, придирчивый, самоуверенный, трудный, надменный.

Ощущающий тип . Люди этого типа воспринимают настоящее во всей его полноте и не примешивают к нему свой прошлый опыт. Они не вникают в то, как событие возникло, для них важно то, что событие существует. Для таких людей конкретность предмета — самое важное. Логические рассуждения не для них.

Ощущающий тип хорошо справляется с кризисными ситуациями и неожиданностями. Эти люди привыкли действовать. Как правило, они направляют всю активность на общественные цели, однако нередко сами вызывают неурядицу на производстве. Часто они характеризуются чертами лидера и преуспевают в стремлении занять руководящее место.

Интуитивный тип. Представители этого типа могут производить на окружающих впечатление людей легкомысленных, непрактичных.

Такие люди быстро перескакивают с одной деятельности на другую, у них постоянно возникают разные идеи, и они сразу же пытаются их реализовать. Вместе с тем они непунктуальны, неорганизованы, с временем обращаются свободно.

Люди этого склада вдохновляют других видением будущего, это хорошие агитаторы. Если они умны и уравновешены, то достаточно верно предвидят будущее. Если их интеллект не на высоте, они могут сильно навредить окружающим. Свои убеждения такие люди отстаивают с яростью. Жизнь часто утомляет их, все, что ускоряет и изменяет жизнь, приветствуется ими.

 

 

ЧТЕНИЕ» ЛИЦА И ГОЛОСА

Нет, у него нелживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец — плут.

Р. Бернс

 

 

Сознание и подсознание

 

Мы способны осознать лишь незначительную часть информации, поступающей к нам из окружающего мира. Неосознанно же мы воспринимаем значительно больше. Наше сознание весьма ограничено и способно в каждый момент воспринимать (в среднем) лишь 7 блоков информации.

Напротив, наше подсознание — это все жизнеобеспечивающие процессы организма, результаты обучения, жизненного опыта плюс многое замечавшееся (и замечаемое в данный момент), но не осознаваемое.

В качестве примера усиленной работы подсознания можно сослаться на интуицию — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, скрытое в глубинах бессознательного.

Занятный пример наличия «подсознательного» демонстрируют дети. В их представлении что-либо присущее чему-либо должно подчёркиваться его размерами.

 

Составляющие коммуникации

 

Слова составляют лишь незначительную часть коммуникации. В статье М. Арджайло и др. в "Британском журнале социальной и клинической психологии" (1970. Т. 9. С. 222–231) показано, что 55 % воздействия определяются пантомимикой — языком телодвижений (позы, жесты, мимика, контакт глазами), 38 % — тоном голоса и только 7 % — содержанием речи.

Пантомимика и тон голоса представляют собой контекст слов, и этот контекст является определяющим (например похвала, произнесенная с ухмылкой, воспринимается как насмешка, издевка).

 

Младенцы — физиономисты

 

Несмотря на многовековой интерес к человеческой мимике, только в семидесятых годах XX века произошло открытие, которое стало поистине революционным. Двое американских ученых — Т. Филд и Д. Стерн, независимо друг от друга изучали поведение младенцев. Работа проводилась на шести континентах. Результаты исследований обнаружили следующее.

· Младенцы при виде живого человеческого лица реагируют совершенно иначе, чем при рассматривании неживых предметов. Они начинают двигать руками и ногами, раскрывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более плавными, округлыми.

· Новорожденные младенцы предпочитают человеческие лица другим объектам. При этом младенцев больше интересует фронтальное изображение лица (фас), чем профиль.

· Феноменально, что уже девятиминутные младенцы лучше отслеживают перемещение в зрительном поле рисунков с нормальным, а не искаженным изображением человеческого лица или его элементов — глаз, носа, рта.

· С момента рождения лицо матери — самое привлекательное для младенца.

· Новорожденные различают выражение печали, счастья и удивления на лицах окружающих. А младенцы постарше (примерно с двух недель от рождения) различают спроецированные на экран изображения лиц не только с перечисленными выше выражениями, но и гнева, радости и даже совершенно нейтральные. И это на слайдах!

· Положительные выражения лица младенцы узнают лучше, чем нейтральные и тем более отрицательные.

· Младенцы уже с первых дней жизни имитируют проявление мимики окружающих их людей. Если находящийся к нему лицом к лицу человек открывает рот, то младенец тоже открывает рот. Если человек высовывает язык, младенец делает то же самое.

 

Мимика родом из детства

 

Эти исследования показали, что, начиная с самого рождения, младенец различает сложные мимические сигналы окружающих его людей, прежде всего своей матери, и предпочитает их другим сигналам окружающей среды. То есть каждый из нас появляется на свет с врожденной способностью к невербальному общению. В основе этого лежат явно генетические корни. К трехмесячному возрасту младенец отвечает матери исполнением своеобразного мимического танца, который с каждым днем жизни пополняется движениями, жестами, звуками, а затем и речью. Мать и младенец совместно создают диалог, без которого человек не стал бы человеком. С помощью матери малыш вырабатывает у себя определенную схему поведения на различные случаи жизни. В процессе этого взаимодействия младенцу (а затем ребенку) становятся доступны не только речь и жесты, но и тончайшие мимические проявления. Каждый день жизни ребенка пополняет его мимический арсенал, и вследствие этого каждый взрослый человек имеет свой собственный, отработанный годами мимический репертуар.

Индивидуальное восприятие эмоций человеком во многом зависит от мимических проявлений эмоций, которые окружали ребенка в детстве.

Вот дедушка нахмурил брови — на кого он сердится?

Вот бабушка с наморщенным лбом отложила вязание — у нее что-то не получается?

У папы во время ссоры с мамой страшное лицо — папа плохой или мама виновата?

Ребенок берет готовые шаблоны мимики в первую очередь от родителей и ближайшего окружения. Если члены семьи сдержаны в мимических проявлениях, своих эмоциях, у ребенка формируется один стереотип собственной мимики. Если вокруг него с детства бушует мимическая экспрессия, мимический стереотип будет совершенно другой.

 

Взгляды Бехтерева

 

Выдающийся ученый В. М. Бехтерев, о котором часто упоминают телепаты, достаточно много внимания уделял в своих исследованиях мимике. Он считал, что все мимические движения представляют в своей сути изменение или смешение двух основных проявлений. К этим двум основным проявлениям мимики он относил:

· Положительный мимический тон. Для него характерны: разглаживание всех складок на лбу, оттягивание углов рта, улыбка, оживленное выражение лица (так называемое "веселое"). Положительный мимический тон сопровождается общим повышением тонуса всех мышц и легким увлажнением глаз (блеск глаз).

· Отрицательный мимический том. Для него характерны: понижение углов (опускание) рта, сдвигание бровей, опускание нижней челюсти при общем ослабленном тонусе всей мышечной системы.

Выражения лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

· Удивлениеподнятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

· Страхприподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.

· Гневброви опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.

· Отвращениеброви опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой.

· Печальброви сведены, глаза потухшие, часто внешние утолки губ слегка опущены.

· Счастьеглаза спокойные, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.033 с.)